Педагогический опыт

Модина Татьяна Федоровна

Представление педагогического опыта

Тема педагогического опыта: «Нравственное воспитание младших школьников с задержкой психического развития во внеурочное время»

Автор педагогического опыта: Модина Татьяна Федоровна, педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №24»

Актуальность педагогического опыта

Отечественное образование в последние десятилетия занимается построением системы воспитания, направленного на укрепление нравственности подрастающего поколения, формирование важнейших нравственных категорий, закрепленных в отечественных традициях. В федеральном законе «Об образовании» подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование духовно нравственной личности. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Нравственное воспитание человека протекает в течение всей его жизни, но основы морали закладываются уже в детском возрасте.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным и сензитивным периодом для усвоения норм нравственности. Это положение относится как к нормально развивающимся детям, так и к детям с задержкой психического развития. Не случайно одним из компонентов адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития является программа духовно-нравственного развития и воспитания, целью которой выступает социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств и нравственного поведения.

Конечным результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которую трактуют как устойчивую совокупность нравственных привычек и норм поведения, задающих высокий уровень культуры взаимоотношений и общения в условиях школьного коллектива.

Теоретическая база педагогического опыта

Проблема нравственного воспитания рассмотрена в работах Ю. К. Бабанского, О. С. Богдановой, Н. И. Болдырева, Н. А. Сорокина, Е. В. Субботского, Н. М. Трофимовой, И. Ф. Харламова и др.

Отдельные вопросы нравственного воспитания младших школьников с задержкой психического развития освещены в работах О. В. Защиринской, И. А. Каирова, С. А. Козловой, Е. Н. Колодич, А. З. Рахимова, Н. С. Свечниковой и др., однако проблема нравственного воспитания младших школьников с задержкой психического развития не нашла должного отражения в психолого-педагогической литературе. Это делает наше исследование своевременным и актуальным.

Новизна педагогического опыта

Многие отечественные исследователи рассматривают нравственное развитие, сознание и особенности поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. Большинство из них приходят к мнению, что учащиеся с задержкой психического развития имеют ряд особенностей, которые проявляются в таких характеристиках как: ситуативность поведения, недостаточная ориентировка в нравственных нормах, иногда полное их непринятие. Нарушение в полноценном развитии нравственной сферы такого ребенка, чаще всего сказывается и на формировании его личностных особенностей. Дети с задержкой психического развития не так как сверстники воспринимают социальное окружение, чаще всего имеют проблемы в построении межличностного взаимодействия, имеют проблемы в поведении, часто проявляют инфантильные черты

Формирование нравственных качеств определяется уровнем развития познавательной, эмоциональной и личностной сфер, сформированностью представлений об окружающей среде, умением строить социальные контакты. У детей с задержкой психического развития сформированы недостаточные представления об окружающей их действительности, несоответствие вербального поведения с реальным. Нравственные нормы и правила размыты, и даже при успешном овладении зависят от личного опыта. Все это непосредственным образом влияет на процесс адаптации, построение взаимоотношений со сверстниками или взрослыми.

Технология педагогического опыта

Целью данной программы занятий по нравственному воспитанию младших школьников с задержкой психического развития является педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Работа проводится в следующих основных направлениях:
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • нравственное и духовное воспитание;
  • воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  • интеллектуальное воспитание;
  • здоровьесберегающее воспитание;
  • культуротворческое и эстетическое воспитание;
  • воспитание семейных ценностей;
  • формирование коммуникативной культуры;
  • экологическое воспитание.

Каждое из направлений нравственного воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и обеспечивает усвоение их обучающимися.

Формы работы по каждому из направлений:

Гражданско-патриотическое воспитание:

1. Беседы о Родине, национальности, о своем крае: «Моя малая Родина»; «Мы все вместе»; «Мой любимый край».
2. Совместное чтение с последующим анализом о Родине: Алексеев, С.» Сто рассказов о войне»; Астафьев, В.» Лучшие рассказы для детей»; Гайдар, А. «Тимур и его команда»; Ильина, В. «Четвертая высота»; Катаев, В. «Сын полка».
3. Просмотр кино и мультфильмов с последующим анализом и рефлексией: Видеоролик «Моя Россия»; Мультфильм «Моя родина»; Видеоролик «Край в котором ты живешь».
4. Экскурсии:
– в краеведческий музей г. о. Саранск;
– в музей военного и трудового подвига 1941-1945гг.
5. Сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания: «Моряки», «Пограничники», «Космонавты», «Военные разведчики», «Космическое
приключение».
6. Творческий конкурс-фотопроект «Моя малая родина».
7. Внеурочные мероприятия:
– «Моя Россия».
– «Мой город – Саранск».
8. Проведение встреч с участниками боевых действий.

Нравственное и духовное воспитание:

1.Беседы о нравственности, духовности: «Что такое доброта», «Мои
нравственные поступки», «Вежливые слова».
2. Мероприятие «Путешествие по стране этике».
3. Акция «Кормушка». Совместное создание кормушки для птиц, с целью воспитания помощи животным.
4. Просмотр мультфильмов с последующим анализом: «Фунтик», 
5. Неделя вежливости.
6. Оформление стенгазеты «Плакат дружбы», «Паровозик из ромашково», «Бременские музыканты», «12 месяцев».
7. Игры и упражнения,  с целью развития нравственности и духовного мира: «Сделай комплимент», «Щедрые подарки», «Верные друзья», «Как надо заботиться», «Только хорошее».
 8. Внеурочные мероприятия:
– «В стране добра и милосердия».

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

1. Беседы о труде и профессиях: «Все профессии важны»; «Что такое труд»;
2. Совместное чтение с последующим анализом рассказов о труде: В. Сухомлинский «Каждый человек должен», В. Сухомлинский «Правильно думай о труде», А. Мустов «Как хлеб на стол пришел»
3. Просмотр мультфильмов с последующим анализом и рефлексией:  «Песенка мышонка», «Емеля».
3. Экскурсии на трудовые места родителей.
5. Игры и упражнения с целью формирования трудовых качеств «Кому без них не обойтись?», «Выбираем работу», «Что сначала, что потом?».
6. Творческий конкурс  «Я рисую труд».
7. Внеурочные мероприятия:
– «Трудолюбие и я».
– «Мои обязанности в семье».
– «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
8. Проведение встреч  с представителями различных профессий.

Интеллектуальное воспитание:

1. Комплекс коррекционно-развивающих занятий, с целью развития мышления обучающихся.
2. Научное сообщество «В поисках истины».
3. Проведение занимательных опытов и экспериментов: «Исчезающий мелок», «Извергающий вулкан», «Цветное молоко», «Дождевые облака».
4. Интеллектуальная игра «Почемучка».
5. Интеллектуальный конкурс «Знайка».
6. Упражнения на развитие мышления:
«Продолжи  строчку», «Какой фигуры не стало», «Графический диктант», «Узоры», «Лабиринты», «Поиск аналогов».

Здоровье-сберегающее воспитание:

1. Беседы о значении здорового образа жизни: «Я за здоровье»; «Я выбираю спорт»; 
2.Экскурсии на спортивное мероприятие (по выбору).
3. Игры и упражнения с целью формирования ценностей здоровья:
«Путь к здоровью», «Ромашка», «Мое здоровье».
4. Творческий конкурс  «Я выбираю спорт».
5. Внеурочные мероприятия:
– «Я здоровым быть хочу».
– «Здоровье и спорт».
6. Проведение встреч  с с медицинскими работниками и сотрудниками правоохранительных органов.
7. Неделя здоровья.
8.Спартакиада «Папа, мама я спортивная семья».

Культуро-творческое и эстетическое воспитание:

1. Беседы о красоте природе и искусстве: «Я замечаю прекрасное…».
2. Мероприятие «Знакомство с великими художниками Мордовии».
3.Экскурсия в музей им. С. Эрьзи.
4. Игры и упражнения с целью формирования эстетических и творческих способностей: «Цвета радуги», «Звуки музыки», «Какого цвета снег?», «Что бывает весной», «Волшебные краски».
5. Творческий фотоколлаж  «В мире прекрасного».
6.Внеурочные мероприятия:
– «В мире прекрасного».
–  «Что такое красота».
7. Проведение встреч  с представителями творческих профессий.
8. Фестиваль искусств «Алло,  мы ищем таланты».

Воспитание семейных ценностей:

1. Беседы о семье «Моя семья», «Я уважаю своих близких».
2. Цикл развивающих занятия по улучшению детско-родительских отношений (совместно с детьми и взрослыми).
3. Игры и упражнения с целью формирования уважения к старшим: «Помоги слепому дедушке», «Цвета эмоций», «Доброе дело», «Птица счастья», «Добрая тучка».
4. Творческий исследовательский проект   «Мое семейное древо».
6. Внеурочные мероприятия:
– «В гармонии с семьей».
– «Наши семейные традиции».
–  «История моей семьи».

Формирование коммуникативной культуры:

1. Беседы об общении «Сначала было слово…», «Я умею общаться».
2. Игры и упражнения с целью формирования межличностной и межкультурной коммуникации: «Кто говорит?», «Угадай кто это?», «Пожелание», «Комплименты», «Доброе слово», «Закончи предложение».
3. Фотоколлаж «Самые общительные профессии».
4. Внеурочные мероприятия:
– «Мое общение».
– «Слово не воробей…».
5. Встречи с представителями самых общительных профессий.

Экологическое воспитание:

1. Беседы об экологии «Что такое экология?», «Зачем охранять природу?».
2. Просмотр и анализ видеороликов «Береги планету», «Мы в ответе за наш мир».
3. Игры и упражнения с целью формирования экологического воспитания «Солнце по небу гуляет», «Кто где живет?», «С какого дерева листочек?», «Какой дует ветер?», «У кого какая шубка?»
4. Творческий исследовательский проект   «Красная книга или осторожно вымирающий вид!».
5. Экскурсия в учебный ботанический сад В. Н. Ржавитина.
6. Внеурочные мероприятия:
– «Как беречь природу».
– «Красная книга республики Мордовия».
–  «Как я могу позаботиться о своей планете».
 

Результативность педагогического опыта

В ходе реализации программы успешно выполняются следующие задачи:

  1. Формирование патриотических ценностей, любви к своей Родине, стране и городу.
  2. Развитие нравственных качеств, духовного мира ребенка, толерантного отношения к другому.
  3. Развитие уважению к труду и бережливости.
  4.  Развитие творческих способностей и ответственности.
  5.  Развитие интеллектуальных навыков.
  6. Формирование ценностей здорового образа жизни.
  7. Эстетическое развитие.
  8. Развитие семейных ценностей.
  9. Формирование культуры общения и межличностного взаимодействия.
  10. Экологическое воспитание и бережное отношение к природе.

Разработанная серия внеурочных занятий по нравственному воспитанию младших школьников с задержкой психического развития показала свою эффективность и может быть использована педагогами, дефектологами, психологами, а также родителями, воспитывающими детей с задержкой психического развития

Список литературы

  1. Бабанский, Ю. К. Педагогика: курс лекций / Ю. К. Бабанский. – Москва : Просвещение, 2012. – 479 с. – ISBN 5-7155-0174-1. – Текст : непосредственный.
  2.  Богданова, О.  С.  О нравственном воспитании детей / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. –  Москва : Просвещение, 2015. – 213 с. – ISBN 5-09-000782-9. – Текст : непосредственный.
  3. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев. – Москва : Педагогика, 2015.  – 420 с. – Текст : непосредственный.
  4. Грибанова, Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с ЗПР / Г. В.Грибанова. –Текст : непосредственный // Дефектология. – 1986. – № 5. – С. 23–26.
  5. Каиров, И. А. Азбука нравственного воспитания / И. А. Каиров. – Москва : Просвещение, 2016. – 166 с. – Текст : непосредственный.
  6. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 25–27.
  7. Колодич, Е. Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Колодич. – Минск : Народная асвета, 1999. – 294 с.–Текст : непосредственный.
  8. Ушинский, К. Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 3 : Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. – Москва: Дрофа, 2015. – 558 с. – ISBN 5-7107-8996-8 . – Текст : непосредственный.