«Нейропсихологический подход к здоровьесбережению детей с ОВЗ в работе педагога - психолога»

Щербина Лейла Геловна

В современных условиях инновационных изменений в сфере образования, необходимо создание такой системы, которая бы обеспечивала переход работы на более высокий уровень. Внедрение нейропсихологического подхода к здоровьесбережению при развитии дошкольников - это и переход на новую ступень качества образования, и систематизация наработанного опыта по сохранению и укреплению здоровья ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsih_podhod_k_zdorovesberezheniyu_2.odt17.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Нейропсихологический подход к здоровьесбережению детей с ОВЗ в работе педагога - психолога»

«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас

опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут

вам в результате больше целой недели полусонных занятий.»

К.Д. Ушинский

В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в психическом развитии. Данная тенденция наблюдается во всем образовательном пространстве. В нашем дошкольном учреждении есть дети с различными нарушениями в развитии, которые имеют статус ОВЗ (дети с ЗПР, ТНР, РАС). У всех этих детей имеются смешанные парциальные нарушения в развитии: страдают сенсорная, познавательная, регуляторная и эмоционально – волевая сферы, нарушены пространственно – временные ориентиры, координация движений.

Учитывая это, весь образовательный процесс необходимо рассматривать через призму сохранения и укрепления психического здоровья детей.

В современных условиях инновационных изменений в сфере образования, необходимо создание такой системы, которая бы обеспечивала переход работы на более высокий уровень. Внедрение нейропсихологического подхода к здоровьесбережению при развитии дошкольников  - это и переход на новую ступень качества образования, и систематизация наработанного опыта по сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Нейропсихологичекий подход является здоровьесберегающей и игровой технологией.

При внесении в  игровую деятельность и  двигательную активность новизны, необычности происходит развитие познавательного интереса дошкольника.

Работа в данном направлении ведется в соответствии с учением А.Р. Лурия, о трех функциональных блоках мозга, а также на основе труда А.В. Семенович «Метода замещающего онтогенеза» и соответственно имеет трехуровневую систему.

1 – й уровень (направлен на развитие 1- го функционального блока мозга – регуляции тонуса и бодрствования (энергетический)) - стабилизации и активации энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.

На данном уровне включаются дыхательные упражнения, которые должны предшествовать самомассажу и массажу, релаксации. Данный метод также хорошо применять в те моменты, когда нужно ребенка успокоить после какой – либо активной деятельности, либо если необходимо сосредоточить его внимание, а так же в ситуации повышенной тревоги, агрессии у детей. Также включаются растяжки, упражнения для расширения сенсомоторного репертуара, для развития мелкой и общей моторики, глазодвигательные упражнения.

Пример на слайде: упражнение «Мытье головы», релаксационное упражнение «Цветок», кинезиологическая игра «Ухо - нос»,  растяжка «Корзиночка».

2-й уровень (направлен на развитие 2- го функционального блока мозга - приема, переработки и хранения информации (операциональный)) - автоматизмов.

Тут мы уже подключаем упражнения для развития межполушарного взаимодействия, отдельно правого и левого полушарий мозга, пространственных представлений (сначала телесная ориентировка, затем ориентировка во внешнем пространстве, далее – на плоскости), тактильной, двигательной, зрительной и слуховой памяти и восприятия, мозжечковой стимуляции.

Пример на слайде: игра «Чья тень?», игра «Классики для пальчиков», графическое упражнение на развитие межполушарного взаимодействия, упражнения на балансире.

3-й уровень (направлен на развитие 3- го функционального блок мозга – программирования, регуляции и контроля) – произвольной саморегуляции и формирования смыслообразующей функции психических процессов.

На этом этапе добавляются игры и упражнения на самоконтроль, программирование, развитие психических процессов, коммуникативных навыков.

Пример на слайде: игра «Будь внимателен», коммуникативная игра «Паровозик с именем», игра «Цветные карточки».

Все вышеперечисленные игры и упражнения используются с учетом уровня развития ребенка как одновременно, так и в сочетании с другими здоровьесберегающими технологиями.

Большое внимание уделяем играм с мячом. Такие игры активизируют весь организм: развивают ориентировку в пространстве, координацию движений, регулируют силу и точность броска, мелкую моторику, развивают ловкость, глазомер, речь.

Благодаря использованию в работе нейропсихологических методов и приемов у детей отмечается улучшение работоспособности, повышение познавательной активности, становится выше качество двигательных навыков, самоконтроля, восприятия информации

Используемая литература.

1. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 12 – е изд. – М.: Генезис, 2020. – 474 с.

2. https://docplayer.ru/41134456-Neyropsihologicheskie-zanyatiya-v-korrekcionnoy-rabote-s-detmi-s-ovz-doshkolnogo-vozrasta.html

3. Хомская Е.Д. Х – нейропсихология – 4- е издание. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.