Из опыта работы
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
лет».
«Мини – музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста ».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.1 КБ | |
| 22.63 КБ | |
| 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №170»
Обобщение опыта работы
воспитателя
Поздняковой Веры Анатольевны
по теме:
«Влияние устного народного творчества на развитие речи
детей 3-4 лет».
Оренбург, 2020г
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
лет».
Цель: Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
1. Приобщать детей к русскому фольклору, помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов;
2. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
3. Обогащать чувства детей, воображение и речь;
Актуальность выбранной темы:
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа,
выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его
способностей и таланта.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию.
I этап - начальный.
Изучение методической литературы:
1. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009
2. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост.
Г.Науменко. М., 1998
3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской
культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008
4. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от
рождения до 5 лет. М., 2005
5. Русский фольклор /Сост. В. Аникин. М., 1985г.
II этап- подготовительный
На подготовительном этапе работы мною было сделано следующее:
- подобран фольклорный материал, в соответствии с возрастом детей;
- составлена картотека потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов;
- подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.
- изготовление атрибутов, масок.
Работа с родителями
Взаимодействие детского сада с родителями воспитанников - важное направление в работе детского сада
Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного развития речи детей.
Взаимодействие с родителями осуществлялось в рамках специальных мероприятий:
- индивидуальные беседы, систематически проходящими в течении года;
- консультации для родителей
-по развитию словаря, были рекомендации родителям читать познавательную литературу для детей, рассматривать иллюстрации;
- для грамматического строя речи, советовала проводить с детьми игры;
- были рекомендации по практическим действиям с использованием фольклора в режимных моментах;
II этап работа с детьми
- Потешки использую не только в режимных моментах, но и в организованной образовательной и совместно – индивидуальной деятельности. Методы и приёмы, используемые при работе с потешками - обыгрывание сюжета потешки.
- В ходе непосредственно образовательной деятельности с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации т. д.) с помощью которых создаётся полная картина действий. Одним из главных приёмов наглядности является приём инсценировки произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Приём инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.
- Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадётся лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке и т. д.);
- Использую во время занятий
- словесные игры;
- подвижные игры и хороводные игры;
- пальчиковую гимнастику;
- чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций;
- Коллективное чтение, заучивание наизусть потешек, песенок – прибауток, поговорок, пословиц, отгадывание загадок.
- Обыгрывание игры-драматизации, игры-инсценировки, словесные игры.
- Проведение праздников – участие в утренниках Новый год, 8 Марта, на таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые.
Ожидаемые результаты:
- у детей повысится интерес к устному народному творчеству; Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- у детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;
- сформируется коммуникативная и социальная компетентность детей;
- дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.
Сроки проведения: с сентября 2020 года по май 2021 года.
Месяц | Самореализация | Работа с детьми | Работа с родителями |
сентябрь | -Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка». - Создание картотеки потешек для работы с детьми. | Показ кукольного театра по сказке «Колобок». -Применение потешек в режимных моментах. | Консультация «Справиться с детским непослушанием помогут потешки». |
октябрь | - Создание картотеки загадок. | Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц. | Индивидуальные беседы. |
ноябрь | - Изучение темы: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам». - Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками. | - Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?» - Настольно- печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы). | Дидактические игры. Настольно- печатные игры по мотивам р.н.с. |
декабрь | Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». | - Хороводы, Народные игры - Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка». | Индивидуальные Беседы. |
январь | Консультация «Не забывайте народные игры». | - Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек). | Консультация «Пришла Коляда» - разучивание колядок. |
февраль | -Изучение темы: « Устное народное творчество как средство духовно- нравственного развития личности ребенка». | - Разучивание песен и стихов про Масленицу. - Знакомство с пословицами и поговорками. | Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста». |
март | - Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей». | - Знакомство с закличками, потешками о солнце. | Индивидуальные беседы. |
апрель | - Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам. | - Разучивание потешек, песенок, скороговорок. -Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой». | - Консультация: «Почитай мне сказку, мама». |
май | - Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Самоанализ плана самообразования. | - Игры - драматизации по знакомым сказкам. Заклички, загадки. | Индивидуальные беседы. |
Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать уже с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №170»
Обобщение опыта работы
воспитателя
Поздняковой Веры Анатольевны
по теме:
«Мини – музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста ».
Оренбург, 2025г
«Мини – музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно – пространственную среду.
«Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания». Ф. Дзери
С целью формирования познавательно - исследовательских умений детей дошкольного возраста я стала использовать в своей работе такую форму как мини - музей.
Можно выделить ряд характерных отличий "детского музея" или мини-музея от традиционного:
- Его главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, и не только подлинники и ценные экземпляры.
- Это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.
- Музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.
В своей работе обратила внимание, что понятия «мини - музей» и «музей» очень близки и их легко спутать. Однако различие между этими понятиями прослеживается уже в определении. Что такое музей? Это отдельное помещение, учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением, показом предметов и документов, характеризующих и отражающих развитие природы и человеческого общества конкретной эпохи и представляющих историческую, научную или художественную ценность. У музея должен быть режим работы, архив, картотеки экспонатов, устав. Следовательно, музей — это форма работы на уровне детского сада. Исходя из определения, музей в ДОО должен располагаться в отдельном помещении и иметь соответствующее оборудование. Но не все дошкольные учреждения имеют свободные помещения для организации музея. Поэтому в своей работе я использую именно Мини – музеи. Конечно мини – музей не отражает черты Большого музея, которые отличают его от любой тематической выставки: наличие экспонатов, этикетаж, экспозиции, экскурсии, паспорт.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Были определены цель и задачи создания мини – музеев:
Цель: формирование познавательно – исследовательских умений детей дошкольного возраста средствами создания мини – музея.
Задачи:
1. Обогатить развивающую предметно – пространственную среду ДОО.
2. Создание единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей.
3. Вовлечение детей в общественные связи и обогащение социальным опытом.
4. Сформировать у дошкольников представления о музее.
5. Развить познавательные способности, познавательную деятельность и формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
6. Разработать и опробировать новую форму взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
Этапы создания мини-музея:
1. Подготовительный. В начале работы (дети, родители, воспитатели) определяют название мини-музея, разрабатывают его содержание, выбирают место для размещения.
2. Практический. Оформление уголка мини-музея с учетом эстетических норм, соблюдения правил безопасности, гигиенических норм. Сбор и расположение экспонатов на полках мини-музея.
Экспонат - главное «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами. Разработка перспективно-тематического плана работы (занятия с детьми, конкурсы, выставки, мероприятия). Выбор экскурсоводов.
3. Обобщающий. На этом этапе начинается работа с мини-музеем и экспонатами, показ презентации мини-музеев.
Назначение, оформление и содержание каждого мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:
• восприятие,
• понимание,
• осмысливание,
• закрепление,
• применение.
Рекомендации по организации мини-музея
1. Если мини-музей организуется в небольшом помещении, то строить работу с детьми лучше по подгруппам-не более 10 человек, чтобы экспонаты были доступны для обзора каждого ребенка. Часто для расположения мини-музеев используют разные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стеньгу входа в группу и т.п.
2. Тщательно продумывать мини-зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади. Заранее подбирать музейные экспонаты и их количество. При расположении экспонатов наиболее оптимальным решением является их размещение на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Располагать их на полках, стеллажах, столиках разной величины, тумбах. Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы
3. Планировать порядок сменяемости экспонатов музея и вариантов их хранения вне музея. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены». На начальном этапе создания мини-музея при небольшом количестве материала нельзя выставлять его весь.
4. Продумать освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки шкафов, стеллажей, полок.
5. Не перегружать помещение музея витринами и стендами, оставить место для интерактивной работы с детьми.
6. Мини-музей должен не только «хранить и показывать», но и обеспечивать активную деятельность детей в процессе образования.
7. Каждый мини-музей-это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Алгоритм создания мини-музея.
- выбор темы мини-музея;
- определение места размещения мини-музея;
- планирование экспозиций;
- выбор дизайна оформления мини-музея;
- подбор экспонатов;
- оформление визитной карточки или путеводителя мини-музея;
- разработка форм работы с экспозициями мини-музеев;
- разработка сценариев и конспектов НОД;
- разработка ознакомительной экскурсии в мини-музее;
- планирование поисково-познавательной деятельности в мини- музее.
Формы и методы работы в мини-музее.
- беседы с детьми;
- ООД по тематике музеев;
- опытно-исследовательская деятельность;
- чтение художественной литературы;
- самостоятельное рассматривание экспонатов;
- экскурсии (обзорная, «путешествия», игра-экскурсия и т. д.);
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
- музицирование, прослушивание аудио материалов, просмотр презентаций;
- мастер-классы по изготовлению экспонатов;
выставки;
- проекты различной направленности, КВН, викторины, спортивные досуги, развлечения.
Таким образом, мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.
Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Создание мини – музеев в группе ДОУ позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
