МКДО
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
по результатам мониторинга качества дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад №170» г. Оренбурга
Во исполнении приказа министерства образования Оренбургской области от №01-21/971 «О проведении регионального мониторинга качества дошкольного образования в 2024 году» в срок с сентября по октябрь 2024 года в МДОАУ «Детский сад №170», в целях совершенствования региональной системы дошкольного образования в Оренбургской области проведен мониторинга качества дошкольного образования.
Цель мониторинга: осуществление контроля и оценки выполнения федеральной образовательной программы дошкольного образования и других федеральных требований к совершенствованию качеству дошкольного образования в МДОАУ №170.
Оценка проводилась по следующим показателям:
1. Оценка качества образовательных программ дошкольного образования, включая адаптированные образовательные программы дошкольного образования;
2. Оценка качества содержания образовательной деятельности в ДОО
3. Оценка качества образовательных условий в ДОО;
4. Оценка качества взаимодействия с семьей в ДОО;
5. Оценка качества обеспечения здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу в ДОО;
6. Оценка качества управления ДОО.
- Оценка качества образовательных программ дошкольного образования, включая адаптированные.
В МДОАУ №170 разработана и реализуется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования: образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад №170».
Анализ программы МДОАУ №170 в разделе показателя "Соответствие ОП ДО структуре обозначенной в ФОП ДО" показал, что:
Содержание и планируемые результаты образовательной программы не ниже содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования.
- в Программу включены целевой, содержательный, организационный разделы, в которых отражены две взаимосвязанных и взаимодополняющих части: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений;
- целевой раздел включает в себя:
- цели, задачи, принципы ее формирования;
- планируемые результаты освоения программы в раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения программы;
- подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
- Содержательный раздел.
• задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие);
• описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы;
• особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы;
• взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся;
• направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В содержательный раздел программы входит федеральная рабочая программа воспитания.
- в Программу включен организационный раздел:
- описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации программы; организации Развивающей Предметно-Пространственной Среды в ДОО; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
- перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений;
- режим и распорядок дня;
- федеральный календарный план воспитательной работы.
При анализе были учтены требования ФОП ДО к оформлению ОП ДО ДОО. Обязательная часть представлена развернуто в соответствии с ФОП ДО. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений направленные на развитие детей в нескольких образовательных областях также представлена с учетом образовательных потребностей и интересов детей, членов их семей, педагогов, соответствующей методической литературой, которая позволяет ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ.
Сформирован учебно-методический комплекс – имеются пособия по каждой образовательной области ФГОС ДО для организации образовательного процесса.
При оценке качества АОП МДОАУ №170 отмечается наличие всех ее структурных разделов (целевого, содержательного, организационного), их содержательная наполненность в соответствии с требованиями ФАОП ДО и особенностей контингента детей (с тяжелыми нарушениями речи). В целевом разделе представлена пояснительная записка и планируемые результаты освоения программы. В содержательном разделе АОП ДОО представлены 5 образовательных областей, включающих вариативные программы дошкольного образования, обеспечивающие реализацию поставленной цели и задач.
Программа АОП МДОАУ №170 содержит описание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмов адаптации АОП ДОО для указанных категорий детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Содержание организационного раздела отвечает требованиям ФАОП ДО.
Для реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования разработаны комплексные перспективные тематические планы образовательной деятельности на каждую возрастную группу.
Представленные формы и методы основываются на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы, способов реализации образовательной деятельности зависит от контингента воспитанников и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей, оснащенности и специфики дошкольной образовательной организации, культурных и региональных особенностей, эпидемиологической ситуации в регионе, от опыта и творческого подхода педагога. Если в регионе неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, существует высокий риск заражения детей инфекционными заболеваниями, в том числе коронавирусной инфекцией, любые формы работы с детьми, которые предполагают массовость, например, концерты, праздники, спортивные соревнования и т.д. отменяются. Дошкольная образовательная организация применяет дистанционные образовательные технологии при реализации образовательной программы дошкольного образования.
В процессе психолого-педагогической деятельности предусмотрены традиционные и инновационные формы работы с детьми (развлечения, детское экспериментирование, проектную деятельность и т.д.).
Сформирован учебно-методический комплекс – имеются пособия по каждой образовательной области для организации образовательного процесса.
При составлении программы учитывались данные индивидуальной программы реабилитации/абилитации ребенка-инвалида, заключение и рекомендации ПМПК, индивидуальные особенности детей с ОВЗ.
Результаты мониторинга, позволили зафиксировать максимальное количество баллов (9 из возможных) за качество образовательных программ дошкольного образования.
Определены следующие проблемные зоны:
- обновить и расширить учебно-методический комплекс, пособия по программе части Программы, формируемая участниками образовательных отношений.
2. Оценка качества содержания образовательной деятельности в МДОАУ №170
Качество содержания образовательной деятельности в МДОАУ №170 было определено по направлениям развития детей по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Образовательная деятельность с детьми осуществляется через различные виды деятельности по 5 образовательным областям, содержание которых в образовательной программе раскрыто в обязательной части и в части, формируемой участниками образовательных отношений.
В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух лет до семи-восьми лет.
Содержание образовательных областей дополнено задачами воспитания, отражающими направленность на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд», «Познание», «Культура», «Красота», «Здоровье».
Выбор вариативность форм, способов, методов и средств реализации ФОП ДО зависит не только от возрастных и индивидуальных особенностей детей, учета их особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение.
Результаты мониторинга, позволяют зафиксировать максимальное количество баллов (10 из возможных 10) за качество содержания образовательной деятельности в ДОО.
3. Оценка качества образовательных условий в МДОАУ №170
Качество образовательных условий в МДОАУ №170 определялось по трём составляющим: кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда и психолого-педагогические условия.
Кадровые условия
Обеспеченность дошкольной образовательной организации педагогическими кадрами составляет 100% (21 педагог) (с учетом специалистов для реализации АООП ДО) – 17 воспитателей; музыкальный руководитель, педагог-психолог, 2 учителя-логопеда.
Квалификация педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала соответствует нормативным требованиям (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями), Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Квалификационные характеристики должностей работников образования» соответствует - 1 баллу.
Все педагогические работники аттестованы на первую/высшую квалификационную категорию, соответствует 1 баллу.
Аттестация педагогических кадров проводится раз в 5 лет, с целью стимулирования целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, личностного профессионального роста, повышения эффективности и качества педагогического труда, выявления перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников, учета требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава учреждения, определения необходимости повышения квалификации педагогических работников.
Прошли процедуру аттестации: 10 педагогов – высшая кв. категория, 11педагогов - первая кв. категория.
100 % педагогических работников, прошли курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года, соответствует 1 баллу.
Полностью реализован план повышения уровня профессиональной компетентности кадров дошкольных образовательных организаций. Курсы повышения квалификации имеют – 21 чел. 100% педагогических работников: проблемные курсы – 10 чел, курсы по ФГОС ДО – 11 чел.
Все педагоги с высшим и средним специальным образованием (100 %), План аттестационных мероприятий на 2024 год выполнен в полном объеме; педагоги повышают свой профессиональный уровень через самообразование, знакомство с опытом работы своих коллег из других дошкольных учреждений. В МДОАУ №170 работает стабильный кадровый состав, способный эффективно осуществлять поставленные цели и задачи, активно участвовать в инновационной деятельности. Все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической деятельности, улучшении качества образования и воспитания дошкольников, положительно влияет на развитие ДОО в целом.
Необходимо продолжать создание достойных условий для педагогической деятельности, повышения профессионального уровня, профессиональной и творческой самореализации посредством расширения спектра применяемых технологий работы с кадрами и повышения квалификации через различные мероприятия: конкурсы, вебинары, конференции и т.д.
Развивающая предметно-пространственная среда
В ходе проведения мониторинга качества образовательных условий в МДОАУ №170 проведена экспертиза развивающей предметно – пространственной среды на соответствие требованиям ФОП ДО:
При организации развивающей предметно – пространственной среды (далее РППС) в МДОАУ №170 для реализации образовательной программы дошкольного образования и адаптированной образовательной программы дошкольного образования соблюдаются материально – технические требования. РППС сформирована с учетом санитарно – эпидемиологических правил и норм, правил противопожарной безопасности.
При использовании разнообразных средств обучения и воспитания должное внимание уделяется их соответствию возрастным особенностям и потребностям детей, индивидуальным особенностям воспитанников и задачам реализуемой образовательной программы.
Предметно – пространственная развивающая образовательная среда МДОАУ №170 создана с учетом возрастных особенностей детей и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности их уединения.
Образовательное пространство МДОАУ №170 и прогулочных участков на территории организации оснащено необходимыми средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарем. Развивающая предметно – пространственная среда в МДОАУ №170 построена с учетом принципов насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.
Материалы и оборудование безопасны, сертифицированы, соответствуют нормам СанПиН.
Развивающая предметно – пространственной среда соответствует Рабочей программе воспитания ДОО. Отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику учреждения и включает: оформление помещений; оборудование; игрушки. РППС отражает ценности, на которых строится Программа воспитания, способствует их принятию и раскрытию ребенком. Среда включает знаки и символы государства, региона, города и учреждения. В патриотических уголках групп размещены: флаг, герб, портрет президента. В музыкально-спортивных залах установлены флаги РФ.
Образовательное пространство включает не только помещение группы, но и образовательные объекты на территории детского сада, а также специально оборудованные помещения (музыкально-спортивные залы, 2 кабинета учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога).
На территории ДОО есть образовательные объекты:
Огород - который используют для формирования у детей навыков ухода за различными культурами.
Площадка по ПДД - предназначенная для практического знакомства дошкольников, с правилами дорожного движения. Площадка по ПДД функционирует круглый год.
Экологическая тропа - предназначена для ознакомления дошкольников, с объектами природы, экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности. Состоит из природных компонентов на территории дошкольного учреждения.
Организуется предметная среда на территории ДОО, оборудованы теневые навесы, выносные зонтики, чехлы для песочниц.
Учитывая вышеизложенное, следует считать, что данный показатель подтвержден, что составляет 100 %.
Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в МДОАУ №170 создана с учетом ФОП ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка.
Психолого-педагогические условия.
В МДОАУ №170 ведется комплексная поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность через консультации, родительские собрания, мастер-классы, конкурсы, творческие выставки, участие в образовательной деятельности.
Отсутствуют жалобы со стороны родителей на организацию образовательного процесса ДОО и отсутствуют жалобы со стороны родителей и педагогов на взаимодействие в коллективе.
Пропуски детей посещения занятий в ДОО без уважительных причин
нет. Дети отсутствуют по причине болезни, отпуска и если находятся на карантине.
Результаты мониторинга, позволяют зафиксировать максимальное количество баллов (13 из возможных 13) за качество образовательных условий в ДОО.
Определены следующие проблемные зоны:
- РППС в групповых помещениях статична, мебель размещена по периметру, что существенно ограничивает рациональное размещение функциональных зон и создание оптимальных условий для организации разнообразных видов детской деятельности;
- устаревшие снаряды для лазанья и подлезания, отсутствуют разнообразные турникеты;
- обновление и пополнение площадки по ПДД;
- оснащения прогулочных участков современными МАФами;
- дополнить и обновить мини-музей.
4. Оценка качества взаимодействия с семьей в МДОАУ №170
Качество взаимодействия МДОАУ №170 с семьей определялось в соответствии со следующими критериями исследования удовлетворенности потребителей на рынке услуг дошкольного образования:
- Удовлетворенность родителями состоянием детского сада и его обеспеченностью;
- Удовлетворенность родителями пребыванием детей в детском саду;
- Взаимодействие персонала детского сада и родителей.
В исследовании приняло участие 147 родителей (законных представителей) воспитанников.
В детском саду имеются следующие документы:
Устав ДОО, Положение о совете родителей, Порядок приема на обучение по образовательным программам ДО, Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношения между ДОО и родителями (законными представителями) воспитанников, Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Все документы размещены на официальном сайте МДОАУ №170, соответствуют требованиям действующего законодательства.
На официальном сайте ДОО имеются разделы по взаимодействию ДОО с семьями воспитанников, страницы для родителей, а также страницы для информирования родителей о проводимых мероприятиях.
Все родители (95,8%) отмечают открытость и доступность информации о деятельности дошкольной образовательной организации, в то числе и об организации образовательного процесса. Родители могут почерпнуть информацию на официальном сайте организации в сети ВК, Одноклассники в родительских чатах.
По вопросу оценки комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, все родители отметили наличие возможности развития творческих способностей и интересов своих детей, включая участие в конкурсах, выставках, спортивных и музыкальных мероприятиях, соревнованиях. Родители воспитанников удовлетворены в вопросах: комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность и вежливость работников МДОАУ №170; удовлетворены деятельностью и результативностью руководителя МДОАУ №170.
Обучение детей с ОВЗ в МДОАУ №170 осуществляется в 2 группах, реализующих адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей. Разработан план сотрудничества с семьей, который направлен на построение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.
В ДОУ осуществляются разнообразные формы поддержки развития семей, имеется утвержденный график работы индивидуальных консультаций специалистов ДОО, Положение о психолого-педагогическом консилиуме ДОО, а также подтверждающая документация.
Достижение по результатам оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по показателю: «Представленность на официальном сайте дошкольной образовательной организации информации о публичном представлении отчета о самообследовании» - соответствует 1 б.
Достижение по результатам оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по показателю: «Соответствие доли обучающихся ДОО, охваченных дополнительным образованием в ОО оптимальному (средне областному) значению» - несоответствие. Нет запросов от родителей на платные дополнительные услуги, в связи с этим нет лицензии на оказание дополнительных услуг.
Результаты мониторинга, позволяют зафиксировать среднее количество баллов (7 из возможных 8) за качество взаимодействия с семьей в ДОО.
Определены следующие проблемные зоны:
- Разнообразить инновационные формы взаимодействия с родителями.
- По возможности организовать платные дополнительные услуги.
5. Оценка качества обеспечения здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу в МДОАУ №170
Показатель "Проводятся мероприятия для детей и родителей по сохранению и укреплению здоровья детей", утверждены локальные акты по сохранению и укреплению здоровья детей, (реализуется Положение о контроле за состоянием здоровья воспитанников, имеется Положение об охране жизни и здоровья воспитанников; заполнены медицинские карты; осуществляются контрольные процедуры за санитарно-гигиеническим состоянием помещений, оборудования, территории в соответствии с санитарными правилами; отсутствуют замечания со стороны Роспотребнадзора).
Проводятся мероприятия по сохранению и укреплению здоровья, данная работа организована по трем блокам: «Физическое развитие дошкольника», «Валеологическое воспитание дошкольника», «Эмоциональное благополучие дошкольника». Более значимые мероприятия это совместные утренние гимнастики, спортивные мероприятия, дни здоровья, конкурс стен - газет про здоровый образ жизни, проектная деятельность.
В МДОАУ №170 процесс питания осуществляется в соответствии с установленными требованиями (разработан Порядок организации питания воспитанников ДОО; утвержден режим питания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей; утверждены технологические карты приготовления пищи, ежедневные и цикличное меню; ведется бракераж, учет калорийности, обеспечены правильная кулинарная обработка и закладка пищевых продуктов). В ДОО питание детей соответствует заявленному меню; ежедневно доступна информация о питании родителям; соблюдается сервировка в группах; осуществляется индивидуальный подход в процессе питания, регулярный контроль и надзор за работой пищеблока (карты оперативного контроля, приказы по питанию и пр.).
Контроль над качеством питания, закладкой продуктов, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов осуществляет бракеражная комиссия.
Организован регулярный мониторинг за состоянием здоровья воспитанников – администрацией, воспитателями, фельдшером ДОО.
Показатель "Обеспечение комплексной безопасность в ДОО" – В МДОАУ №170 создана система нормативно-правового регулирования комплексной безопасности, предусмотрено регулярное обучение коллектива по ТБ, ОТ, ЧС и др; имеются локальные нормативные акты, устанавливающие требования к безопасности внутреннего (группового и вне группового) помещения и территории ДОО, предназначенной для прогулок воспитанников на свежем воздухе, определены правила безопасности при проведении экскурсий и других мероприятий на территории ДОО (положения, инструкции, приказы, решения, акты, паспорта безопасности, памятки, планы, отчеты, журналы, схемы охраны, графики дежурств). Используемое спортивно-игровое оборудование соответствует требованиям стандартов безопасности (ГОСТ Р 52169-2012 и пр.).
Территории ДОО оборудованы беседками, расположенными и оснащенными с полным соблюдением требований. В помещениях и на участках имеются все средства реагирования на чрезвычайные ситуации (план эвакуации детей в экстренных случаях, аптечка, инструкции, правила безопасности, оптимизированные с учетом потребностей воспитанников группы, в том числе детей с ОВЗ, имеется телефон). Ведется необходимая документация для организации контроля над чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями (План действий по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного и природного характера; План мероприятий по ЧС и НС и др.).
Проводится контроль за чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями. Приказом руководителя назначены ответственные по охране труда, по расследованию несчастных случаев на производстве, по расследованию несчастных случаев с воспитанниками, создана комиссия по охране труда, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В МДОАУ №170 есть предписание надзорных органов (Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности). Всё что возможно было выполнить силами ДОО, выполнено в срок.
Результаты мониторинга, позволяют зафиксировать максимальное количество баллов (6 их возможных 7).
Определены следующие проблемные зоны:
- эвакуационный выход из подвального этажа выполнить непосредственно наружу обособленным от общей лестничной клетки здания, чтоб исключить предписаний о нарушениях требований пожарной безопасности.
6. Оценка качества управления МДОАУ №170
Управление муниципальным дошкольным образовательным автономным учреждением «Детский сад №170» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель (заведующий), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
Квалификация руководителя МДОАУ №170 соответствует нормативным требованиям (Приказ Минтруда России от № 250н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)»)
На официальном сайте МДОАУ №170 представлена актуальная версия Программы развития в подразделе «Образование», в подразделе «О методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса….»
С целью открытости и обратной связи с социумом заведующим ДОУ представлена на официальном сайте актуальная версия отчета о самообследовании за 2023год; также представлен график приема граждан по решению возникающих вопросов, связанных с качеством и усовершенствованием оказываемых образовательных услуг и наличие действующих коллегиальных органов управления МДОАУ №170.
Заведующим ведется работа по налаживанию контактов с социальными партнерами (партнерство закреплено договорами – с СОШ №40, библиотекой №7), участие в общественно важных мероприятиях с целью качественного функционирования МДОАУ №170.
Результаты мониторинга, позволяют зафиксировать максимальное количество баллов (5 из возможных 5).
Определены следующие проблемные зоны:
- оформить договор со спортивной школой №9 «Сармат»
ВЫВОД: мониторинг качества дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад №170» соответствует 50 баллам, из максимально возможных - 52.
Заведующий МДОАУ № 170 А.Н. Барсукова
