Изобразительная деятельность

Гатауллина Цындыма Бадмашидиевна

Конспект в подготовительной группе. «Обычаи  и традиции бурятского народа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dlya_detey_podgotovitelnoy_gruppy.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект в подготовительной группе.

«Обычаи  и традиции бурятского народа»

Цель: продолжать воспитывать любовь и уважение к родному краю, людям, которые в нем живут, к традициям и обычаям бурятского народа.              

Задачи:

- закрепить знания о жилище, названия пяти священных надомных животных на бурятском языке;

-воспитывать бережное отношение к животным;

 -формировать представления об элементах бурятского национального орнамента в  играх бурят;

- развивать речь (расширять словарный запас детей на бурятском языке), память, внимание;

-учить детей рисовать новый элемент бурятского орнамента – круг, создавать орнамент – по предложенному образцу, соблюдая симметрию в данной композиции; развивать творческие способности детей.

 Активизация  словаря:

- дэгэл ( халат), гутал ( сапоги), малгай ( шапка)

 

Материалы и оборудование:бурятские национальные костюмы, палочки-кони для подвижной игры, тарелки, макароны, фасоль, горох, шаблоны рукавичек (по количеству детей), аудиозаписи с этнической музыкой, образцы элементов бурятского орнамента (демонстрация на мультимедийном оборудовании), салфетки, акварельные краски, кисти, баночки с водой, образцы рукавичек с элементами бурятского национального орнамента.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций с изображением  людей разных национальностей, проживающих на территории Бурятии. Чтение бурятских сказок. Рассматривание иллюстраций с изображением  пяти священных домашних животных, заучивание названия на бурятском языке.

Ход НОД:

Вводная часть (мотивационный подготовительный этап)

Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся, а теперь на бурятском языке. Уважаемые наши гости, мы рады видеть вас у нас, мы всегда рады гостям!

- Ребята, каждый народ, в зависимости от того, где он живет, занимается своим трудом, имеет национальный язык, свои песни, сказки, стихи, обычаи и обряды. Нам с вами посчастливилось жить в живописном крае, где бок о бок проживают люди разных национальностей. В какой республике мы живем? Скажите мне, пожалуйста, люди каких народностей проживают рядом с нами? (ответы детей)  

- Да, все мы дружно живем на бурятской земле, люди у нас радушные, поэтичные, доброжелательные. Каждый народ имеет свои давние традиции, культуру, искусство. Познакомиться с искусством бурятского народа мы можем посещая Бурятский драматический театр, Бурятский оперный театр, кукольный театр “Yльгэр”, художественный музей имени Сампилова.

– Ребята,   сегодня мы  отправимся в мир бурятской культуры, обычаев, традиций. Послушайте загадку и найдите к ней отгадку: “Дом без крыши и трубы” (юрта). Раньше буряты жили в поселениях – улусах. Каждый улус состоял из нескольких юрт. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались зимники. Основа деревянная, а сверху прикреплялся войлок (ткань, из чего сшиты валенки). А летом буряты часто переезжали с места на место, и поэтому юрты были войлочные и легко разбирались и собирались. Буряты издревле были кочевниками.  Они кочевали по степям  - пастбищам со своими отарами, стадами. У бурят есть пять драгоценных животных. Назовите мне их (лошадь, корова, овца, коза, верблюд)

Актуализация знаний

- Энэ хэн бэ? (морин) Это кто? (лошадь)

- Юунэй тулѳѳ мори баридаг бэ? Для чего держат лошадей?

Ответы детей: транспорт, молоко, мясо, изделия из шкуры.

- На лошади пасли скот, охотились, перевозили добро при кочевке. Лошади давали молоко. Из шкуры лошадей шили в основном домашнюю рабочую одежду. Лошадь для бурят была не только священным животным, но и другом, помощником.

“Не наделив человека крыльями – небо подарило ему лошадь” – так гласит бурятская народная мудрость.

- Очень много обычаев, сказок, легенд придумано для лошадей. Буряты никогда не били и не ругали лошадей. Лошади были с человеком и в радости, и в горе, в жару и в холод. Они очень преданные животные, верные друзья. Буряты с детства запрягали и распрягали лошадей. Едва научившись ходить, ребёнок уже умел скакать на коне.

- Энэ хэн бэ? (ухэр). Это кто? (корова).

- Юунэй тулѳѳ ухэр баридыг бэ? Для чего держат коров?

Ответы детей: молоко, мясо, изделия из шкуры коров.

В коровнике нужно убираться, чтобы скоту было сухо и тепло.

- Энэ хэн бэ? (хонин). Это кто? (овца).

- Юунэй тулѳѳ хонин хэрэгтэйб? Для чего держат овец?

Ответы детей: молоко, мясо, изделия из шерсти, шкуры овец.

В кошаре нужно убираться, чтобы овцам и ягнятам было сухо и тепло.

В начале лета буряты собирались и устраивали стрижку овец, чтобы овцам было легче в жару. Шерсть овец очень ценится, потому что из шерсти изготавливали войлок для юрты, матрасов, набивали одеяла, подушки, пряли пряжу и вязали носки, одежду.

- Энэ хэн бэ? (ямаан). Это кто? (коза).

-Юунэй тулѳѳ ямаа баридаг бэ? Для чего держат коз?

Ответы детей: молоко, изделия из шкуры, шерсти.

В сарае для коз тоже нужно убираться, чтобы козлятам было сухо и тепло. Козы неприхотливые животные, не требующие особого ухода.

Буряты, особенно бедные, держали несколько коз, так как они были неприхотливыми и козье молоко очень полезное. Шкуры использовали для изготовления домашней одежды, пух и шерсть для изготовления веревок, носков.

- Энэ хэн бэ? (тэмээн). Это кто? (верблюд).

- Юунэй тулѳѳ тэмээ баридаг бэ? Для чего держат верблюдов?

Ответы детей: транспорт, молоко, изделия из шерсти верблюдов.

В стойле верблюдов держали зимой, а летом в загоне.

Верблюдов использовали как рабочий скот. Верблюд мог поднять намного больше груза, чем лошадь, что было хорошо при кочевке. Мясо верблюда не употребляли в пищу, из шерсти делали толстые и крепкие веревки для стяжки юрты. Из верблюжьей шерсти изготавливали летние стеганые халаты, шили одеяла, сучили веревки, нити, из которых вязали мешки.

Ребята, а для того, чтобы животные были здоровыми, чистыми, давали много молока, мясо что нужно делать человеку, нужно ли прилагать усилия?

А теперь проверим наших девочек, какие они хозяюшки.

Игра «Покажи умения». На столе стоит тарелка, в которой перемешаны макароны, фасоль, горох. Девочки приглашаются к столикам и должны перебрать крупы в разные тарелочки.

Проводится игра «Скачки» для мальчиков. Бег на лошади (палочке) вокруг кеглей, кто быстрей.

- Ребята, бурятская одежда отличается от русской? А как вы думаете почему? (ответы детей). 

- Потому, что у каждого народа есть свой костюм. А еще, ребята, бурятский костюм приспособлен к тому, чтобы ездить верхом на лошадях, ведь буряты пасли овец в холодной степи.

Воспитатель показывает детям иллюстрации с бурятской одеждой: шапка (малгай), верхняя одежда (дэгэл), сапоги (гутал).

- А вы знаете, в какой последовательности одеваются буряты в национальную одежду? Сначала они одевают гуталы (сапоги). Ребята, а как вы думаете,почему у гуталов носок поднят кверху? (ответы детей). Чтобы не запнуться; чтобы «не поранить» землю. Ведь буряты очень бережно относились к земле – матушке. Затем одевают дэгэл (верхняя одежда), посмотрите, какой глубокий запах и воротник – стойка у дэгэлов. Для чего это? (ответы детей). Чтобы было теплее, ведь буряты в стужу ездят на конях, пасут скот, этим  занимаются и мужчины и женщины. Посмотрите, наверху пришито целых три пуговицы и какие они красивые.

 Верхняя пуговица приносит прибыль. Средние пуговицы символизируют многочисленное потомство, чтобы было много крепких и здоровых детишек.

Нижние  пуговицы-это символ плодородия скота, чтобы стада были тучными, многочисленными; ведь скот – это главное богатство бурят.

В последнюю очередь одевают – малгай (шапку). Это для того, чтобы жизнь была долгой-долгой. Головные уборы ребята, нельзя, было бросать на землю, перешагивать через нее, относиться к ней небрежно.

Показ иллюстраций с орнаментом. Что это? (ответы детей)

         Орнаменты мы видим везде. Орнамент обозначает узор, украшение. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек “подсмотрел” орнаменты у природы. Всевозможными узорами расписала она спинки гусениц и змей, создала листья и цветы, симметричными узорами покрыла крылья бабочек.  
        В своей культуре буряты активно используют традиционные орнаменты - узоры, основанные на повторении и чередовании различных элементов. Издавна бурятский орнамент играет роль оберега, талисмана и благопожелания, им украшают многие вещи, мебель, одежду. Любой такой узор содержит определённый смысл, например, пожелания здоровья, долгих лет жизни, многочисленного потомства, счастья и богатства. Вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу.

        К тотемным узорам бурятов относится круг, символизирующий Солнце. Солнце почитали все народы мира. Поклонялись Солнцу и буряты. Круглыми бывают украшения, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят ёохор – круг, а также роговидный узор - символ удачной охоты, приносящий изобилие и процветание. Шоу - круг, поделенный на сегменты, изображает черепаший панцирь, знак мудрости и вечности. Меандр похож на молоточки, это пожелание успехов в труде, трудолюбия и бесконечного счастья. Облака - пожелание духовного развития и совершенства. Все водные узоры - символ вечности народа. Ещё один распространённый в бурятской культуре узор - «плетенка» - символ счастья, благополучия и долголетия.

- А сейчас ребята я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую и украсить бурятским орнаментом рукавицу(бээлэй).
      Показ способа рисования элемента бурятского орнамента в центре рукавички, т.е. располагая элемент узора (круг) ровно посередине, а дополнительные (бараний рог) элементы орнамента симметрично, относительно друг друга и круга. 
    Показ образцов рукавичек с элементами бурятского национального орнамента.   Проговорить с детьми правила работы с краской и кистями (мочить кисть, осушать о салфетку, набирать краску, окуная кисть в краску ворсом до железного наконечника, лишнюю краску снимая о край баночки, кисть ставить вертикально для получения более тонкого изображения элементов орнамента, по окончании работы тщательно ополаскивать кисть в воде и осушать о салфетку).

Физминутка.

Солнышко
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться) 

- А сейчас, дети, подвиньте к себе шаблоны рукавичек и приступайте к работе. 

Практическая часть
Самостоятельная работа детей.
Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с этнической музыкой. В процессе самостоятельной деятельности детей следить за правильными приёмами рисования элемента, правильным использованием изоматериалов, осанкой детей. По мере необходимости оказывать помощь.

После того, как дети раскрасят рукавички, попросить их подуть на рукавички, чтоб они быстрее подсохли.
Дыхательное упражнение «Холодный ветерок». Дети дуют на рукавички.

Анализ, подведение итогов.
После того, как работы детей подсохнут, выставить их на стенд.

Обратить внимание детей на то, какие красивые получились рукавички, и они очень понравились гостям.
- А что вам понравилось сегодня? Чем занимались? (Ответы детей).