Материал для родителей

Браун Ольга Владимировна

От чего зависит внятность речи?

 

Внятность речи зависит от состояния артикуляционного аппарата. Неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как следствие недостаточная подвижность – причины плохого произношения.

Наиболее активно в образовании звуков участвует язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан, образует желобок, кончик языка сужен, касается верхних резцов) зависит правильное произношение звуков.

Чистота произношения обеспечивается за счёт правильного произношения согласных звуков. Овладение происходит в течение нескольких лет.

Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные (а, у, и); согласные (м, п, б, к, г); потом (ы, э, х; с, з, ль) и в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной артикуляции (ц, ш, ж, ч, щ); звуки (л, рь, р).

Своевременное и правильное овладение ими зависит от многих факторов. Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет:

  • хорошо развитое дыхание (р – произносится неправильно лишь потому, что не могут сделать достаточный вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончик языка);
  • снижение слуха – ведёт к ослаблению слухового контроля (искажение слов, снижение словарного запаса, в речи появляются ошибки грамматического типа);
  • фонематический слух – умение отличать одни речевые фонемы от других. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова (мал – мял, рак – лак, том  - дом, пашня – башня).

В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 32 согласных, некоторые фонемы отличаются только звонкостью или глухостью (с, з; ш, ж; б, п…). Очень тонкие акустические различия имеют твёрдые и мягкие согласные (т, ть; с, сь; з, зь…). Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Если ребёнок неправильно произносит звуки, слова, то взрослые обязаны обратить на это внимание.

Дети с недостатками произношения очень часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки.

Необходимо своевременно выявить дефекты речи и устранить их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_chego_zavisit_vnyatnost_rechi.docx14.06 КБ

Предварительный просмотр:

От чего зависит внятность речи?

Внятность речи зависит от состояния артикуляционного аппарата. Неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как следствие недостаточная подвижность – причины плохого произношения.

Наиболее активно в образовании звуков участвует язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан, образует желобок, кончик языка сужен, касается верхних резцов) зависит правильное произношение звуков.

Чистота произношения обеспечивается за счёт правильного произношения согласных звуков. Овладение происходит в течение нескольких лет.

Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные (а, у, и); согласные (м, п, б, к, г); потом (ы, э, х; с, з, ль) и в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной артикуляции (ц, ш, ж, ч, щ); звуки (л, рь, р).

Своевременное и правильное овладение ими зависит от многих факторов. Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет:

  • хорошо развитое дыхание (р – произносится неправильно лишь потому, что не могут сделать достаточный вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончик языка);
  • снижение слуха – ведёт к ослаблению слухового контроля (искажение слов, снижение словарного запаса, в речи появляются ошибки грамматического типа);
  • фонематический слух – умение отличать одни речевые фонемы от других. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова (мал – мял, рак – лак, том  - дом, пашня – башня).

В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 32 согласных, некоторые фонемы отличаются только звонкостью или глухостью (с, з; ш, ж; б, п…). Очень тонкие акустические различия имеют твёрдые и мягкие согласные (т, ть; с, сь; з, зь…). Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Если ребёнок неправильно произносит звуки, слова, то взрослые обязаны обратить на это внимание.

Дети с недостатками произношения очень часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки.

Необходимо своевременно выявить дефекты речи и устранить их.