Главные вкладки
Программа дополнительного образования «Пластилиновая рад» для детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Пластилиновая радуга”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 127.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида № 2»
РАССМОТРЕНО
И СОГЛАСОВАНО
Методический (педагогический) совет Протокол № от 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
от № 2025 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Пластилиновая радуга»
Возраст учащихся: 3-4 года
Количество часов: 36
Авторы-составители:
Тамплон О.В., воспитатель, высшая квалификационная категория
Тихонова Е.Н., воспитатель, высшая квалификационная категория
Бугуруслан, 2025
Содержание
I. | КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ | Страница | |
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 | |
1.1. | Нормативно-правовая основа | 3 | |
1.2. | Направленность программы | 4 | |
1.3. | Актуальность программы | 4 | |
1.4. | Педагогическая целесообразность | 5 | |
1.5. | Отличительные особенности программы | 6 | |
1.6. | Адресат программы | 6 | |
1.7. | Уровень освоения программы | 7 | |
1.8. | Объем и сроки освоения программы | 7 | |
1.9 | Режим занятий | 8 | |
1.10 | Формы организации образовательного процесса | 8 | |
2. | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | 9 | |
3. | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 9 | |
4. | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 11 | |
4.1. | Учебный план | 11 | |
4.2. | Содержание учебного плана | 13 | |
II. | КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | 16 | |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК | |||
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 16 | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ | |||
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ | 17 | ||
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 21 | ||
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ | 19 | ||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 25 | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ | 26 | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диагностические материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «… » | |||
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пластилиновая радуга» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (ред. от 04.08.2023);
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального проекта
«Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10).
Федеральным проектом «Патриотическое воспитание» Национального проекта
«Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10)
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (от 03.09.2019 г. № 467);
Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения РФ «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ» (от 05.08.2020 г. № 882/391) (для программ, которые реализуются в сетевой форме)
Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г. № 485 - пп);
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2) (разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.;
Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования "город Бугуруслан" "Детский сад комбинированного вида №2";
Направленность
ДООП «Пластилиновая радуга» ориентирована на художественно-эстетическое развитие детей, развитие мелкой моторики и мускулатуры пальцев рук. Программа также направлена на решение задач сенсорного развития посредством пластилинографии.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Пластилиновая радуга”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
В современной системе дополнительного образования возрастает:
-Расширение доступных образовательных ресурсов. Дополнительные занятия становятся более интересными и разнообразными. Программы дополнительного образования интегрируют с учебными предметами и программой воспитания, чтобы дети могли выбирать направление развития на основе личных предпочтений.
-Развитие профильных направлений. В качестве основных выделяют техническое творчество (например, робототехнику или авиамоделирование), культуру, гуманитарные и естественнонаучные дисциплины.
-Совершенствование цифровых сервисов. Планируется модернизировать услугу записи на программы дополнительного образования и осуществлять её через Единый портал государственных услуг.
Подтверждение этому мы находим в:
- Увеличение спроса на услуги дополнительного образования. Благодаря интернету и порталу «Навигатор» родители и их дети могут, не выходя из дома, увидеть информацию обо всех кружках и секциях города и региона.
-Разработка авторских программ. Педагоги дополнительного образования стремятся создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.
-Персонифицированное финансирование. Детям выдают социальный сертификат, чтобы они могли ходить в кружки и секции. Ожидается, что к 2030 году такими сертификатами получится обеспечить не менее 30% детей, вне зависимости от места их проживания и состояния здоровья.
-Интеграция программ дополнительного образования с программами учебных предметов. Это позволяет детям исследовать свои интересы и выбирать направление развития на основе личных предпочтений, углубляя знания и навыки в разных областях.
Педагогическая целесообразность совокупности методов (практические, устные и наглядные, методы проблемного изложения материала, использование интегрированных методов обучения) будут способствовать эффективному усвоению материала, развитию логического мышления, формированию устойчивого интереса к предмету и познавательной активности дошкольников. Также целесообразность методов может влиять на раскрытие творческого потенциала учащихся и развитие их интеллектуальных способностей, совершенствование навыков самостоятельной работы и исследовательской деятельности, повышение уровня культуры и грамотности.
Отличительные особенности
В ходе разработки программы были проанализированы материалы следующих ДООП: ДООП «Увлекательная пластилинография» — программа для детей младшего и среднего школьного возраста, разработана на основании программ Венгер Л.А. «Одаренный ребёнок» и авторской программы Лыковой И.А. «Цветные ладошки». Ибрагимова Н.И, г., 2022г.
Отличительные особенности данной программы «Увлекательной пластилинографии» способна увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка.
Преимущество данной программы выражено в том, что темы занятий переплетаются с деятельностью, которую обучающиеся осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и т. д.)
Адресат
Программа адресована учащимся 3-4 лет
Программа особенно будет интересна и полезна тем, кто хочет:
- Развивать творческие и коммуникативные способности ребёнка. Занятия по пластилинографии помогают самовыражаться через изготовление изделий из пластилина.
- Формировать пространственное воображение. Процесс лепки обеспечивает полезную занятость ребёнка в свободное время, будит фантазию и творческую активность.
- Развивать мелкую моторику. Занятия способствуют согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий.
- Учить воспринимать предметы и явления окружающего мира. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
- Воспитывать эстетический вкус. Занятия пластилинографией тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Сензитивным периодом для программы «Пластилиновая радуга будет период с 1 сентября 2025 года по 31 мая 2026 года
Условия набора учащихся осуществляется на добровольной основе, группа формируются согласно возрасту данной программы.
Уровень освоения программы
Стартовый уровень в пластилинографии предполагает использование общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
На этом уровне учащийся осваивает основы:
Выполнение несложных работ. Обучающиеся учатся делать простые элементы лепки (шарики, колбаски, жгуты, плоские блинчики), работать методом вытягивание, вдавливание.
Передача образа предметов и явлений окружающего мира. Учащиеся учатся передавать образ, формировать эстетическое отношение к ним.
Работа с дополнительными материалами. Учащиеся учатся инкрустировать работу дополнительными материалами (природного и бросового содержания) для создания ярких, выразительных художественных образов.
Реализация программы на стартовом уровне направлена на формирование и развитие Обучающиеся учатся делать простые элементы лепки (шарики, колбаски, жгуты, плоские блинчики), работать методом вытягивание, вдавливание.
Программа предлагает инновационные формы организации занятий в системе дополнительного образования детей, эффективные методы образовательно-воспитательной работы с детьми: беседы, игры-путешествия, выставка-праздник, занятия-практикумы, выставка работ.
Объём и сроки освоения программы
Объем программы – 36 часов. Программа рассчитана на 1 год.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 15 мин.
Занятия проводятся 1раза в неделю по 15 минут .
Формы организации образовательного процесса
Форма обучения: в виде занятий, игр и выставок работ.
Особенности организации образовательного процесса предполагает игровую форму занятий с использованием нетрадиционной техники пластилинографии.
Формы организации деятельности учащихся:
- фронтальная: одновременная работа со всеми детьми.
- индивидуальная: индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
- групповая: организация работы в группах
Формы организации занятий могут проводиться в массовой форме - со всей группой детей. Также возможны:
Подгрупповая форма — работа в группах по 10 детей.
Фронтальная форма — одновременная работа со всеми детьми.
Индивидуально-фронтальная форма — чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель – Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через изобразительную и прикладную деятельность, развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи Воспитательные
Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
Развивающие
Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
Развивать и укреплять мелкую моторику пальцев рук.
Образовательные
Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с пластилином.
Планируемые результаты
Личностные
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Формирование эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру).
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством педагога.
Умение сотрудничать с товарищами и взрослыми в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству.
Метапредметные
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений.
Навыки планирования и осуществления учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
Расширение представлений о видах прикладного творчества.
Развитие интереса к самостоятельному принятию решений собственной деятельности в рамках заданного процесса.
Получение опыта самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.
Развитие навыков аккуратной работы с пластилином.
Воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Развитие интереса к пластилинографии.
Предметные
Отработаны навыки основных способов и приёмов лепки из пластилина.
Усвоены понятия: форма, силуэт, пропорции, цвет.
Приобретены навыки использования инструментов при лепке из пластилина.
Сформированы знания о способах оформления своих работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ п/п | Раздел/темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
теория | практика | всего | |||
сентябрь | Вводное занятие Знакомство с пластилином | 3м | 12м | 15 | |
«Осеннее дерево» | 5м | 10 | 15 | ||
«Зелененький, полосатенький, а в середке сладенький» | 3м | 12м | 15м | ||
«Овощи для засолки» | 4м | 11м | 15м | ||
октябрь | «Овощи для засолки» | 4м | 11м | 15 | |
«Птичка» | 4 м | 11м | 15м | ||
«Мячик» | 3м | 12м | 15 | ||
«Грибы- грибочки выросли в лесочке» | 5м | 10 | 15 | ||
ноябрь | «Кудряшки для овечки» | 3м | 12м | 15м | |
«Петя - петушок и его друзья» | 4м | 11м | 15м | ||
«Цветик-семицветик». | 4м | 11м | 15 | ||
«Украсим Кате чашку» | 4 м | 11м | 15м | ||
декабрь | «Зимнее деревце» | 3м | 12м | 15 | |
«Пингвины на льдине» | 5м | 10 | 15 | ||
«Украсим платье Кате» | 3м | 12м | 15м | ||
«Вырастала ёлка на горе» | 4м | 11м | 15м | ||
январь | «Ёлочная игрушка». | 4м | 11м | 15 | Открытое занятие |
«Разноцветный светофорчик» | 4 м | 11м | 15м | ||
«Снеговик» | 3м | 12м | 15 | ||
«Ёжик» | 5м | 10 | 15 | ||
февраль | «Красивая салфетка» | 3м | 12м | 15м | |
«Облака» | 4м | 11м | 15м | ||
«Галстук для папы» | 4м | 11м | 15 | ||
«Узоры на окнах» | 4 м | 11м | 15м | ||
март | «Веточка мимозы в подарок маме» | 3м | 12м | 15 | |
«Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» | 5м | 10 | 15 | ||
«Бусы для Люси» | 3м | 12м | 15м | ||
«Клубочки для котёнка» | 4м | 11м | 15м | ||
апрель | «Чудо - домик» | 4м | 11м | 15 | |
«Звездное небо» | 4 м | 11м | 15м | ||
«Черепаха» | 3м | 12м | 15 | ||
«Одуванчики – цветы, словно солнышки желты» | 5м | 10 | 15 | ||
май | «Салют». | 3м | 12м | 15м | |
«Радуга-дуга не давай дождя» | 4м | 11м | 15м | ||
«Рыбки в аквариуме» | 4м | 11м | 15 | ||
«Божья коровка» | 4 м | 11м | 15м | ||
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
№ п/ п | Дата прове- дения | Время проведе- ния | Тема занятия | Кол- во часов | Форма занятия | Место проведе ния | Форма контро- ля |
1. | Вводное занятие | 15м | Беседа наглядная групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
2. | «Осеннее дерево» | 15м | Беседа наглядная игровая групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
3. | «Зелененький, полосатенький, а в середке сладенький» | 15м | Беседа наглядная групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
4. | «Овощи для засолки» | 15м | беседа групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
5. | «Птичка» | 15м | Беседа наглядная групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
6. | «Мячик» | 15м | Беседа наглядная игровая групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
7. | «Грибы- грибочки выросли в лесочке» | 15м | Беседа наглядная игровая групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
8. | «Дождик проказник» | 15м | беседа групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
9. | «Кудряшки для овечки» | 15м | Беседа наглядная групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
10. | «Петя - петушок и его друзья» | 15м | Беседа наглядная групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
11 | «Цветик-семицветик». | 15м | Беседа наглядная групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
12. | «Украсим Кате чашку» | 15м | Беседа наглядная групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
13. | «Зимнее деревце» | 15м | Беседа наглядная групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
14. | «Пингвины на льдине» | 15м | беседа групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
15. | «Украсим платье Кате» | 15м | Беседа наглядная игровая групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
16. | «Вырастала ёлка на горе» | 15м | беседа групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
17. | «Ёлочная игрушка». | 15м | Беседа наглядная групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
18. | «Разноцветный светофорчик» | 15м | Беседа наглядная игровая групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
19. | «Снеговик» | 15м | Беседа | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
20. | «Ёжик» | 15м | беседа групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
21. | «Красивая салфетка» | 15м | Беседа наглядная групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
22. | «Облака» | 15м | Беседа наглядная групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
23. | «Галстук для папы» | 15м | Беседа групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
24. | «Узоры на окнах» | 15м | Беседа наблюдение групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
25. | «Веточка мимозы в подарок маме» | 15м | Беседа наблюдение наглядная групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
26. | «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» | 15м | беседа групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
27. | «Бусы для Люси» | 15м | Беседа наглядная групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
28. | «Клубочки для котёнка» | 15м | беседа групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
29. | «Чудо - домик» | 15м | Беседа наглядная групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
30. | «Звездное небо» | 15м | беседа групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
31. | «Черепаха» | 15м | Беседа наглядная групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
32. | «Одуванчики – цветы, словно солнышки желты» | 15м | Беседа наглядная групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
33. | «Салют». | 15м | Беседа наглядная групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
34. | «Радуга-дуга не давай дождя» | 15м | беседа групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
35. | «Рыбки в аквариуме» | 15м | беседа групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия | ||
36 | «Божья коровка» | 15м | Беседа наглядная групповая индивидуальная | группа | Продукт деятельности, рефлексия |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
-сведения о помещении, в котором проводятся занятия (в группе)
-сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);
-перечень оборудования группы, кабинета (магнитная доска, столы и стулья для воспитывающихся, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов)
-перечень оборудования, необходимого для проведения занятий,
для лепки, плотный картон (белый и цветной), цветная бумага разных видов, стека, палочки, пёрышки, салфетки для рук, материал для украшения: бисер, крупа, семена, цветные плоские камушки, пуговицы.
-перечень технических средств обучения (телевизор, музыкальный центр);
-требования к специальной одежде воспитывающихся (фартуки, нарукавники).
Информационно-методическое
-электронные образовательные ресурсы (аудио, видео)
Кадровое обеспечение
Воспитатели совместно организуют образовательную деятельность в группе, организуют предметно пространственную среду в группе, формируют фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов. Осуществляют работу с родителями.
Формы аттестации/контроля
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль проводится с целью диагностики начального уровня знаний, умений и навыков учащихся по предмету. Формы контроля: вводное занятие.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года для оценки качества усвоения программного материала, достижения ожидаемых результатов. Формы контроля: открытое занятие
Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Подведение итогов по результатам освоения программы проходит в форме итоговых занятий по изученным темам, Рыбки в аквариуме Формы контроля: открытое занятие
Результаты входного, промежуточного и итогового контроля фиксируются в
«Диагностической карте мониторинга результатов освоение воспитанников образовательной программы» (Приложение № 1).
Оценочные материалы
Критерии(индикаторы) | Высокий уровень | Средний уровень |
Овладение основными знаниями: - правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами; - основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином; - пластилин, виды пластилина, его свойства и применение; - разнообразие техник работ с пластилином; - основы композиции, выполненные в технике пластилинографии; - правила работы в коллективе. | Ребенок твёрдо знает, понимает, усвоил весь объем программного материала. | Ребенок знает, понимает материал программы, но иногда совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения при его применении. |
Овладение основными умениями и навыками: - пользоваться основными материалами и инструментами по технике безопасности, выполнять правила безопасности; - пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином; - пользоваться различными видами пластилина; - владеть разнообразными техниками при работе с пластилином; - следовать устным инструкциям педагога; - анализировать образец, анализировать свою работу; - создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография; - выполнять коллективные работы. | Ребенок умеет и выполняет операции точно, верно, четко, без затруднений, без ошибок, без недостатков. | Ребенок умеет и выполняет следующие операции верно, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения. |
Методическое обеспечение программы включает
№ | Виды методического материала | Наименование методического материала | Автор разработки (библиографические данные) |
1. | ДООП « » | ||
2. | Учебные пособия | ||
3. | Методические рекомендации | ||
4. | Дидактические материалы | ||
6. | Конспекты учебных занятий | Вводное занятие Знакомство с пластилином «Осеннее дерево» «Зелененький, полосатенький, а в середке сладенький» «Овощи для засолки» «Овощи для засолки» «Птичка» «Мячик» «Грибы- грибочки выросли в лесочке» «Кудряшки для овечки» «Петя - петушок и его друзья» «Цветик-семицветик». «Украсим Кате чашку» «Зимнее деревце» «Пингвины на льдине» «Украсим платье Кате» «Вырастала ёлка на горе» «Ёлочная игрушка». «Разноцветный светофорчик» «Снеговик» «Ёжик» «Красивая салфетка» «Облака» «Галстук для папы» «Узоры на окнах» «Веточка мимозы в подарок маме» «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» «Бусы для Люси» «Клубочки для котёнка» «Чудо - домик» «Звездное небо» «Черепаха» «Одуванчики – цветы, словно солнышки желты» «Салют». «Радуга-дуга не давай дождя» «Рыбки в аквариуме» «Божья коровка» | |
7. | Наглядные материалы (фотоальбомы, памятники и др.) | ||
8. | Сценарии праздников | ||
Описание алгоритма учебного занятия
Организационный момент.
Основная часть: беседа, пальчиковая гимнастика.
Практическая часть:
Подведение итогов:
Рефлексия:
Педагогические технологии:
- Игровое построение занятий. Игра является основной формой и содержанием воспитания и развития детей этого возраста. Для обыгрывания определённого сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи.
- Использование методического и дидактического материала. На занятиях применяются загадки, сказки, детские песенки, разнообразный иллюстративный материал, наглядные пособия.
- Применение принципов художественно-образовательных технологий. К ним относятся: принцип доступности, гуманистичности, деятельности, интеграции и системности.
- Применение различных форм и методов работы. Среди них: репродуктивный (воспроизводящий), объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения), частично-поисковый, практический.
- Использование разных форм работы. Применяются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Воспитательная деятельность
Актуальность - образования в современном обществе обусловлена объективной необходимостью повышения качества и уровня воспитательной работы в дополнительном образовании
Приоритетными направлениями - воспитательной деятельности в программе являются художествено-эстетическое
Цель воспитания – создание оптимальных условий для самореализации и саморазвития личности каждого учащегося, его последующей успешной социализации в обществе.
Направления воспитательной деятельности | Задачи | ||
Воспитательные | Организационно- педагогические | Управленческие | |
Художествено-эстетическое | Формирование аккуратности и самостоятельности. Дети учатся поддерживать порядок на рабочем месте, доводить начатое дело до конца и аккуратно работать с материалами. | Создание предметно-развивающей среды. Организация пространства с необходимыми материалами (пластилин, стеки, доски, салфетки) и наглядными пособиями (иллюстрации, образцы работ). | Формирование групп: создание учебных групп по 10-15 человек на основе желания детей и запроса родителей, с учетом рекомендаций педагогов |
Развитие эстетического вкуса. Занятия способствуют формированию чувства прекрасного, умения ценить красоту в окружающем мире и создавать эстетически выразительные работы. | Использование игровых методов. Занятия проводятся в игровой форме, что повышает мотивацию и вовлечённость детей | Режим занятий: организация образовательного процесса 1 раз в неделю с учетом возрастных особенностей дошкольников | |
Воспитание доброжелательности и взаимопомощи. В процессе совместной деятельности дети учатся сотрудничать, уважать труд других и помогать друг другу. | Индивидуальный подход. Учёт возрастных и психофизических особенностей детей, адаптация заданий под уровень развития каждого ребёнка. | Длительность обучения: планирование трехлетнего курса с общей продолжительностью 36 учебных часов | |
Ожидаемые результаты | |||
Дети осваивают основные приёмы работы с пластилином: раскатывание, размазывание, сплющивание, отщипывание и вдавливание. Они учатся создавать рельефные изображения, соблюдать пропорции и последовательность цветов радуги, а также использовать стеки для детализации работ. К концу обучения воспитанники могут самостоятельно планировать композицию, выбирать цвета и техники для воплощения замысла. | Участие творческих работ воспитанников в конкурсах, где они становятся призёрами и лауреатами. | Повышение квалификации педагогов детского сада в области художественно-эстетического развития, их включённость в инновационную деятельность, удовлетворённость потребностей в самовыражении, признании, психологическим климатом в учреждении. | |
Формы воспитания:
- Игровые приёмы. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности (движения, действия).
- Использование пальчиковых игр. Они помогают развивать мелкую моторику рук, совершенствовать мелкие движения пальчиков.
- Интеграция предметных областей знаний. Темы занятий переплетаются с жизнью детей, с деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и т. д.).
Методы воспитания:
- Наглядные — показ иллюстраций, образцов поделок, иллюстраций по теме.
- Словесные — беседа, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение.
- Практические — упражнения с материалом, отработка приёмов.
Технологии воспитания:
направленна на формирование художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники — пластилинографии.
Особым условием организации воспитания
- Использование игровых приёмов. Игра является основной формой и содержанием воспитания и развития детей, поэтому занятия строятся в виде игры. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности. - Интеграция различных образовательных областей. Занятия пластилинографией связаны с ознакомлением с окружающим, обучением родному языку, ознакомлением с художественной литературой, наблюдением за живыми объектами. - Проведение физкультурных минуток. Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. - Благоприятный эмоциональный настрой. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству. - Учёт возрастных, психологических и познавательных особенностей детей. Занятия составлены с учётом этих особенностей.
Контингент учащихся: воспитанники 2 младшей группы (3-4 года)
Календарный план воспитательной работы
Практический | ||||
результат и | ||||
№ п/п | Название события, | Сроки | Форма проведения | информационный |
мероприятия | продукт, | |||
иллюстрирующий | ||||
успешное достижении | ||||
цели события | ||||
1. | Направление «Работа с родителями» | Октябрь Ноябрь Май | 1.Консультация для родителей на тему «Пластилинография в жизни ребёнка»; 2. Выставка детских работ по пластилинографии «Пластилиновые чудеса; 3. Итоговое занятие для родителей на тему «Божья коровка». | Консультация Детские работы по пластилинографии Видео и фотоотчет |
2. | Направление «Профориентация»: | Январь | Занятие по пластилинографии «Снеговик». | Видео и фотоотчет |
3. | Направление «Ключевые общесадовские мероприятия» | Ноябрь Декабрь Февраль | 1. Выставка детских работ по пластилинографии «Пластилиновые чудеса» 2. Изготовление поделки «Вырастала ёлка на горе»; 3. Проведение занятия на тему «Галстук для папы». | Детские работы по пластилинографии, фотоотчет Детские работы по пластилинографии, видео и фотоотчет Детские работы по пластилинографии, фотоотчет |
Список литературы
1.Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. М; 2010
2.Грибовская А.А. Занятия по изобразительной деятельности: коллективное творчество. М; 2009
3. Величко Н. В. «Поделки из пластилина».
4. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
5 Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скриптория- 2003» 2011, 72 стр..
6. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
7. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
8. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина». Издательство: Айрис- пресс. 2008
9. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир книги. 2008
10. ОренР.Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
11. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
12. Е.А.Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009
13. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003
-
Приложение

