Методическая копилка

Тарасова Марина Сергеевна

На этой страничке  можно ознакомиться с моими работами, а также с работами, которые появились  в результате сотрудничества  с коллегами нашей гимназии, района, области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tarasova_m.s._priemy.doc232 КБ
Файл tarasova_m.s._tezisy.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий

в процессе обучения  младших школьников

Тарасова Марина Сергеевна,

 учитель начальных классов

 МОБУ Гимназия г. Тюкалинска

Актуальность исследования Современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни и деятельности человека важно не наличие у него системы усвоенных знаний, а способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути  их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать  свое время  и управлять им; решать задачи; принимать решения и  вести переговоры. Именно эти умения относятся к регулятивным универсальным учебным действиям.  

Поэтому приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Таким образом, формирование   регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. Но   часто выпускники не всегда готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.

В своем исследовании   использовала концепцию развития универсальных учебных действий,  разработанную и представленную  в  системно-деятельностном подходе авторами: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

В сложившихся условиях необходим поиск новых подходов к формированию универсальных учебных действий, где немаловажное значение играют регулятивные универсальные учебные действия .

Проблема исследования представляет собой вопрос,  какими  должны быть содержание и процесс деятельности педагога по созданию организационно-педагогических условий, способных обеспечить формирование регулятивных универсальных учебных действий  на уроках в начальной школе.  

       Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования «Формирование  регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

   Объект исследования:  регулятивные универсальные учебные действия.

       Предмет исследования: приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках  в начальной школе.

         Цель исследования: разработать приемы, влияющие на формирование регулятивных универсальных учебных действий  и проверить результативность  их использования на практике.  

        Гипотеза исследования состоит в том, что регулятивные универсальные учебные действия у младших школьников могут быть сформированы, если в процессе обучения:

- обеспечивается возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создаются условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками, что обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечиваются условия для успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирования картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

        Объект, предмет, цель и гипотеза обусловили выдвижение следующих задач исследования:

  1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявить и обосновать сущность понятий «универсальные учебные действия», «регулятивные  универсальные учебные действия» и определить критерии  их  результативности;
  2. Определить на диагностической основе уровень сформированности  регулятивных универсальных учебных учащихся;
  3. Представить приемы, способствующие  формированию регулятивных  универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся.
  4. Проверить эффективность  приемов, способствующих  формированию регулятивных  универсальных учебных действий, опытно-экспериментальным путем.  

    В работе использовались следующие методы: теоретические (анализ педагогической и методической литературы; проектирование результатов и процессов их достижения); эмпирические (, тестирование, индивидуальные и групповые беседы, педагогическое наблюдение за учащихся, диагностический и формирующий эксперименты).

Научная новизна исследования заключается в обобщении передового опыта формирования регулятивных универсальных умений у младших школьников и оформлении его результатов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведен научно-педагогический анализ понятий «универсальные учебные действия» и «регулятивные универсальные учебные действия»,  выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности формирования регулятивных УУД у учащихся начальной школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные приемы и задания формирования  регулятивных УУД и могут быть использованы для повышения качества начального образования и уровня интеллектуального и личностного развития младшего школьника.

По мнению О.А. Карабановой, «универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Исходя из трактовок, приведенных ранее, можно выделить основную сущностную характеристику универсальных учебных действий. В современной науке такой характеристикой считается универсальность, которая проявляется в том, что УУД:

- носят надпредметный, метапредметный характер;

-обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Таким образом, овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Формирование регулятивных  действий связано  с формированием произвольного поведения. Психологическая готовность  в сфере воли и произвольности обеспечивает  целенаправленность и планомерность  управления  ребенком своей деятельностью и поведением. Применительно к моменту поступления ребенка  в школу  можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

-умение осуществлять действие  по образцу и заданному правилу;

-умение сохранять заданную цель;

-умение видеть указанную ошибку и исправить ее по указанию взрослого;

-умение контролировать  свою деятельность по результату;

-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

В начальной школе  можно выделить  следующие регулятивные универсальные учебные действия, которые  отражают содержание  ведущей деятельности  младших школьников:

  1. Умение  учиться и способность  к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

-способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной  деятельности;

-умение  действовать по плану и планировать свою деятельность;

-преодоление  импульсивности, непроизвольности;

-умение  контролировать процесс и результаты своей  деятельности, включая осуществление  предвосхищающего контроля  в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

-умение адекватно воспринимать  оценки и отметки;

-умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

-умение взаимодействовать  со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении  целей, жизненного  оптимизма, готовности  к  преодолению трудностей:

-целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

-готовность  к преодолению трудностей, формирование установки  на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);

-формирование  основ оптимистического восприятия мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Проведя анализ  значения  регулятивных универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального общего образования, сделали вывод, что разработаны  требования к уровню сформированности регулятивных универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе. Результаты анализа приведены в таблице 2.

 Таблица № 2

Требования к уровню сформированности регулятивных универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе

Класс

Регулятивные УУД

1 класс

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

2 класс

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Использовать в работе простейшие  инструменты и более сложные приборы (циркуль).

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении

3 класс

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

8. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

4 класс

1. Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Таким образом, регулятивные универсальные учебные действия во многом  определяют эффективность образовательного процесса, так как

обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:   

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Для определения уровня сформированности  регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе (Приложение 1) была проведена стартовая диагностика.  Регулятивные умения оценивались  по трем уровням: ниже базового (0б), базовый (1б), повышенный (2б). Критерии определения уровня взяты и адаптированы из «Системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО  и технология оценивания образовательных результатов» Д.Д.Данилова. (Приложение 1).

В опросе участвовало 26 учащихся. По  показателю «Определение  цели и плана действий» результаты представлены на диаграмме1.

Диаграмма 1.

Таким образом,  только 15% учащихся  в 1 классе могут определять цель  и план действий, что реализуется через умение совместно с учителем  обнаруживать и формулировать проблему, предлагать способ проверки предположения, планировать деятельность. 46 % учащихся готовы принимать задачу в готовом виде, определять цель деятельности  с помощью учителя, проговаривать  последовательность действий с помощью учителя. 39% учащихся не готовы принимать задачу в готовом виде, определять цель деятельности  с помощью учителя, проговаривать  последовательность действий даже  с помощью учителя.

По  показателю «Действовать по плану» результаты представлены на диаграмме 2.

Диаграмма 2.

Таким образом на диаграмме видим, что только 19% готовы работать не только по предложенному  плану, но еще при этом использовать необходимые средства. 42 % учащихся  готовы работать по предложенному плану. И 39 % учащихся не готовы работать по предложенному плану.

По  показателю «Оценивать результат» результаты представлены на диаграмме 3.

Диаграмма 3.

Таким образом на диаграмме видим, что только 7 % учащихся  могут оценить успешность  выполнения  задания, а также осознать самостоятельно причины успеха или неуспеха.  39% учащихся способны отличить  верно выполненное  задание от неверного,  используя  эталон, способны признавать свою ошибку или неудачу.  А 54 % учащихся  не способны  определить успешность выполнения задания. Чаще всего имела место  завышенная самооценка, соответственно учащиеся  не могли осознавать адекватно причины своего успеха или неуспеха.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о необходимости более целенаправленной работы по формированию  регулятивных универсальных учебных действий. Для этого   при организации образовательного процесса  использовались приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников.

В своей  профессиональной деятельности  использую следующие педагогические приемы, влияющие на формирование регулятивных универсальных учебных действий планирования  и  оценивания.  Для  учителя  наиболее  важным  остается  научить  ребенка  уметь  планировать  свои  действия  на  уроке  в  условиях  ограниченного  времени  и  оценивать  деятельность.  

        Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные знания?», «Для чего нам нужно изучить…»

        На первых порах использую  подводящий диалог:

-Какую цель нам надо перед собой поставить?

-Как бы вы предложили сформулировать тему урока?

        Эффективными  являются  приёмы организации принятия цели:

-опора на личный жизненный опыт обучающихся;

-использование занимательного игрового материала;

-создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

-выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

-моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;

-постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

 Далее учащиеся должны выбрать способ достижения поставленной ими цели, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д.

Для  формирования  УУД  планирования  собственной  учебной  деятельности  эффективны  следующие  приёмы:  

-обсуждение  готового  плана  решения  учебной  задачи;

-  работа  с  деформированным  планом  решения  учебной  задачи;

-  использование  плана  с  недостающими  или  избыточными  пунктами;

- составление  своего  плана  решения  учебной  задачи.

- для  первоклассников  на  первых  порах  обучения,  альтернативой  может  быть  графический  план  урока  из  условных  обозначений  учебника.

С  целью  развития  самооценки  применяю  прием  «Лесенка».  Ученики  на  начало  урока  получают  карточку  с  лесенкой  и  отмечают  знаком  ступеньку,  на  которую  хотят  подняться  на  уроке.  Продвижение  отмечается  на  каждом  этапе  урока  и  фиксируется  в  конце  урока.  В  ходе  рефлексии  обосновывается  в  устной  речи  учеников.

Для  развития  действия  оценки  применяю  такие  приемы:

-ученик  сначала  оценивает  себя,  затем  обменивается  с  одноклассниками  тетрадями  и  происходит  оценивание  в  паре  (в  группе). Если  оценки  совпадают,  то  крестик  соседа  обводится  кружком.  Несовпадение  оценок  фиксируется  крестиком  соседа,  взятого  в  кружок.  Далее  при проверке тетрадей можно   судить  об  адекватности  оценки  учащихся. Если оценка учащегося совпадает с моей оценкой, то  оценка учащегося обводится в кружок. Если не совпадает, то учитель ставит оценку в соответствии с  критериями оценивания.

-также использую прием пошагового оценивания. Он заключается  цветом, что ученик оценивает на полях тетради каждый вид работы  цветом: зеленый  цвет  сигнализирует, что затруднений нет,  жёлтый  -  есть сложности, не совсем уверен в своих силах, красный  -  необходима помощь. Когда ученики сдают тетради, у меня есть возможность,  определить насколько адекватно учащийся оценивает свои  умения,  определить, кому необходима помощь. Такой прием снимает  чувство тревожности, так как  есть учащиеся, которые  стесняются  признаться в  своем непонимании изучаемого материала.

В своей работе использую следующие приемы самоконтроля  и самооценки :

-С  целью  обучения  самооценке  на  начальном  этапе,  после  ответа  ученика  задаю такие  вопросы:

- Что  нужно  было  сделать  в  этом  задании?  —  Какая  была  цель,  что  нужно  было  получить?

-Удалось  ли  получить  результат?  —  Как  ты  оцениваешь  свою  работу?

- Справился  полностью  правильно  или  с  незначительной  ошибкой  (какой?  в  чем?)?

- Справился  полностью  самостоятельно  или  с  небольшой  помощью?  (кто  помогал?  в  чем?)?

-используются наглядные пособия, которое помогают в оценивании своих достижений

Сегодня на уроке я …

Мне удалось…

Я могу похвалить…

Я недостаточно…

Я старался…

- графики. Учащиеся сами  чертят графики, на которых  видят уровень умений на начало урока,  на конец урока. Анализируют, делают выводы.  Планируют алгоритм  работы над ошибками.

- «портфолио  ученика».  Работу  с «Портфелем ученика» начинаем с первого класса. Дети вместе с родителями собирают все творческие  работы,  начиная с первого и по четвертый классы.

Также эффективны такие приемы, как: самооценка, взаимооценка,  оценивание по эталону. (Приложение 3,4,5 ).  Учащимся нравится при проверке работ пользоваться документ-камерой, что позволяет проверить не только правильность выполнения, но и  оценить такие критерии, как: аккуратность, правильность написания.

Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным следует выполнять следующие условия:

1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;

2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;

 3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;

4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;

Наиболее результативными    в формировании   регулятивных универсальных учебных действий  является работа в малых группах, парах, а также индивидуальная работа, работа в парах сменного состава, разноуровневые пары, группы (Приложение 2).   Но следует учитывать ряд требований, при выполнении которых будет достигаться положительный результат.

Для достижения положительных результатов при  организации работы  учеников  в группы, пары  необходимо соблюдать  следующие условия:

- отношения между учащимися, объединяющимися в группу должны быть положительными или нейтральными;

- групповое обучение будет эффективным при организации совместной деятельности с динамикой ролей;

- необходимо разработать и последовательно предъявлять систему задач, создающую возможность смены ролевых функций при  решении каждой задачи;

- эффективность сотрудничества определяется возможностями обмена мнениями, анализировать и обсуждать  действия партнеров в процессе постановки и решения задач;

- каждый член группы, независимо от выполняемой им роли, должен участвовать в практической реализации замысла;

- в группы целесообразно объединять учащихся с разными, но достаточно близкими исходными уровнями развития обобщения в отношении реализуемой учебной цели. Так, например, группы, объединяющие учеников с высоким и средним уровнем обобщения («смешанные»), оказываются эффективнее, чем группы, объединяющие учащихся только с высоким исходным уровнем. Учащиеся с низким уровнем обобщений (эмпирическим)  обнаруживают больший прогресс при работе с учениками, обнаруживающими более высокий уровень обобщения.

Несомненно, главная роль в формировании универсальных действий  принадлежит учителю. Проектируя урок, стараюсь предусмотреть такие задания и  приемы работы, чтобы на каждом этапе   уделялось внимание формированию регулятивных универсальных действий. (Приложение 6)

В настоящее время была проведена повторная диагностика   для определения эффективности  работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий.  Результаты представлены  на диаграмме.

В опросе участвовало 23 учащихся. По  показателю «Определение  цели и плана действий» результаты представлены на диаграмме 4.

Диаграмма 4.

Таким образом,  следует отметить положительную динамику: 30 % учащихся 4  класса  могут определять цель  и план действий, что реализуется через умение совместно с учителем  обнаруживать и формулировать проблему, предлагать способ проверки предположения, планировать деятельность. 53 % учащихся готовы принимать задачу в готовом виде, определять цель деятельности  с помощью учителя, проговаривать  последовательность действий с помощью учителя.  17% учащихся не готовы принимать задачу в готовом виде, определять цель деятельности  с помощью учителя, проговаривать  последовательность действий даже  с помощью учителя.

По  показателю «Действовать по плану» результаты представлены на диаграмме 5.

Диаграмма 5.

Таким образом, следует отметить, 23 % учащихся  готовы работать не только по предложенному  плану, но еще при этом использовать необходимые средства. 56  % учащихся  готовы работать по предложенному плану. И наблюдается снижения уровня «ниже базового»:  21 % учащихся не готовы работать по предложенному плану.

По  показателю «Оценивать результат» результаты представлены на диаграмме 6.

Диаграмма 6.

На диаграмме видим, что 35 % учащихся  могут оценить успешность  выполнения  задания, а также осознать самостоятельно причины успеха или неуспеха.  30% учащихся способны отличить  верно выполненное  задание от неверного,  используя  эталон, способны признавать свою ошибку или неудачу.   35 % учащихся  не способны  определить успешность выполнения задания.  Это на 29 % ниже, чем в начале опроса. Таким образом следует отметить по всем показателям положительную динамику. Чаще всего имела место  завышенная самооценка, соответственно учащиеся  не могли осознавать адекватно причины своего успеха или неуспеха. Таким образом наблюдается положительная динамика  в  формировании регулятивных универсальных учебных действий.

Следует отметить, что  в 4 классе учащиеся не только могут сформулировать  цель деятельности, обнаруживать проблему,  стоить план  решения проблемы. Многие учащиеся могут,  работая по плану,  использовать необходимые средства для решения проблемы.  Увеличилось количество детей, способных  определить успешность выполнения задания, признавать свои ошибки, осознавать причины своего успеха или неуспеха. Есть учащиеся, которые  не только признают причины своего неуспеха, но и обосновывают, что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем  избежать ошибок.

Эффективная работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий  нашла  своё отражение  в исследовательской деятельности. Ежегодно  учащихся принимают участие  в  школьных, районных областных научно-практических конференциях. Умение поставить правильно учебную задачу, определить последовательность  действий, предвидеть результат, вносить дополнительные изменения, коррективы, способность к преодолению препятствий   представлено в участии  в конкурсах различного уровня.  Всероссийские конкурсы «Пони», «Плюс», «Эврика», всероссийские проекты «Занимательная физика», «Увлекательная химия», международный телекоммуникационный проект «Мосты дружбы» позволяют сделать выводы, что работа  дает положительные результаты.

Учащиеся приобрели навыки группового взаимодействия в ситуации предъявленной учебной задачи.  Могут учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод об эффективности использования приемов  в организации учебной деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий. А также необходимости продолжения данной работы.

Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы,  должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

Список использованных источников

  1. Воронцов А. Б. Вперед, от «ситуации успеха»! / А. Б. Воронцов // Начальная школа. Еженедельное прил. К газете «Первое сентября». –  М. – 1998. – № 10.
  2. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) / А. Б. Воронцов. – М. : Издатель Рассказов А.И., 2002. – 223 с.
  3. Демидова Т. Е. Формирование общеучебных умений у младших школьников / Т. Е.Демидова. – М. : Изд. Дом РАО, 2004. – 93 с.
  4. Изучение развития учащихся учителем. Методические рекомендации для учителей начальных классов / под ред. М. В. Зверевой. − Самара, 1992. – 273.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. –   М. : Просвещение, 2008.  – 151 с.
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Образовательная система «Школа 2100»). Проект.
  7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. –  М. : Просвещение, 2008. –  39 с. –  (Стандарты второго поколения)
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373. 
  9. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с.
  10. Формирование  универсальных учебных действий   в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. – 159с.

Интернет-ресурсы:

1.http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/web_res.html-Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология. Электронный учебник.

2. http://www.ipk.alien.ru/education/helpuch/vvedenie/posob11.html-Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения.

3. http://www. ido.edo.ru/journals_all/issues/1997/1971/971003.html.-Электронный учебник по педагогической психологии:

Приложение1

Таблица 1 .

Регулятивные УУД  1 класс

Определять

цель

и план

действий

б

Принимать учебную задачу в готовом виде; определять цель деятельности с помощью учителя

п

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему

б

Высказывать свое предположение

п

Предлагать способ проверки предположения

б

Проговаривать последовательность действий

п

Планировать деятельность

Действовать

по плану

б

Работать по предложенному плану

п

Работать по предложенному плану, используя необходимые средства

Оценивать результат

б

Отличать верно выполненное задание от неверного

п

Определять успешность выполнения задания

б

Признавать свою ошибку или неудачу

п

Осознавать причины своего успеха или неуспеха

Приложение 2

Алгоритм самооценки  (1 класс)

1. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель?

2. Удалось получить результат?   Найдено решение, ответ?        

3. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью, (кто помогал, в чём)?

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

3-4 класс

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было  получить в результате?               

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

 3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью (кто помогал, в чем)?

5-й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

6-й шаг. Каков был уровень задачи-задания?

  • Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? (Необходимый уровень.)
  • В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? (Программный уровень.)
  • Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? (Максимальный уровень.)

7-й шаг.  Определи отметку, которую ты  себе  поставишь.

Алгоритмы -памятки

Алгоритмы-памятки вырабатывают умение составлять план действий,               развивают навык самоконтроля:

 1) проговариваю;                                                                                                                                                                    2) определяю орфограмму;                                                                                                                                              3) вспоминаю правило;                                                                                                                                                                4) применяю его;                                                                                                                                                               5) пишу;                                                                                                                                                                             6) проверяю                                                                                                                                                                                  Такого типа алгоритмы  помогают выделить нужную орфограмму. Алгоритмы проще запоминаются, используя их, быстрее можно увидеть результат.

Приложение  3

Варианты листов самоконтроля учащегося

 

Число

Оценка орфографи-
ческой работы

Оценка
граммати-
ческой
работы

Оценка синтакси-
ческой
работы

Общая оценка за урок

Оценивание  в группе

Показатель оценивания

«Я»

Товарищ

Общая оценка

Активно работал в группе

Выдвигал интересные идеи

Слушал мнение каждого участника группы

Доказывал свое мнение, говорил  четко,  понятно

Смог бы представить результаты работы в группе

Представлял результаты работы в классе

Приложение 5.

Примеры формулирования вопросов,  заданий, которые можно использовать   для  формирования  регулятивных  УУД.  

Задания  для  формирования  регулятивных  УУД

Виды  регулятивных  УУД

Задания

Целеполагания

Поиск  ответа  на  вопрос  «Для  чего  необходимо  знать  (уметь)?»

Планирования        

«Как  это  делать?»,  «Что  и  как  нужно  было  сделать,  чтобы  получился  правильный  результат?»

Осуществления  учебных действий

«Напиши  по  памяти…»,  «Прочитай  вслух…»,  «Прочитай  про  себя…»,  поиск  лишнего  слова,  выделение  двусложных  и  трехсложных  слов,  объяснение  способа  действия  при  делении  слов  на  слоги,  обозначение  гласных  звуков  и  сравнение  своих  результатов  деления  на  слоги  с  обозначением  гласных  звуков  (количество  гласных  с  количеством  слогов)

Прогнозирования

«Как  думаешь,  какой  результат  может  получиться?»,  «Как  думаешь,  достаточно  знать…  для  выполнения  задания?»,  «Какие  трудности  могут  возникнуть  и  почему?»

Контроля  и  самоконтроля

Задания  типа  «Одноклассник  сказал…  Проверь:  прав  ли  он?»,  «Такой  ли  получен  результат,  как  в  образце?»,  «Правильно  ли  это  делается?»;  «Сможешь  доказать?..»,  «Поменяйтесь  тетрадями,  проверьте  работу  друг  у  друга»,  «Проверь  по  словарю…»,  «Проверь  вывод  по…»

Коррекции        

«Установи  правильный  порядок  предложений  в  тексте»

Оценки

«Герои  выполнили  задание.  Оцени  их  работу...»,  «Правильно  ли  оценил  выполнение  своего  задания  герой?..»,  «По  каким  критериям  герои  оценивали  свою  работу?»,  «Мне  понравилось…»,  «Я  хочу  похвалить  себя  (или  одноклассников)  за  то…»,  «Мне  было  интересно…».  Однако  систематическая  работа  даёт  свои  результаты,  и  сейчас  первыми  звучат  слова  «Мне  показалось  важным…»,  «Для  меня  было  открытием…»,  «Сегодня  мне  было  трудно

Саморегуляции

«Ты  сможешь  прочитать  зашифрованное  слово  (дойти  до  вершины  горы),  выполнив  ряд  заданий»),  тренинговые  упражнения  психологического  характера  (например,  установка  «Раз,  два,  три  –  слушай  и  смотри!  Три,  два,  раз  —  мы  начнём  сейчас!»),  дыхательная  гимнастика.



Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ УЧАЩИХСЯ

М.С. Тарасова

 МОБУ Гимназия г. Тюкалинска, г. Тюкалинск

Условия, обеспечивающие выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, являются одной из приоритетных задач современного общества. Поэтому, организуя образовательный процесс, педагогам важно  определить оптимальные пути развития личности одарённого учащегося: индивидуализация образования, социализация одарённых детей (если необходимо),  индивидуальная траектория развития и др. Поэтому возникает вопрос разработки и внедрения индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых учащихся в системе современного образования в условиях реализации ФГОС.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) –  персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании,  который разрабатывается доя учащегося с учетом его психологических особенностей и уровня знаний [1, с. 59].   А для одаренных детей ИОМ – это движение в образовательном пространстве, создаваемое для конкретного одарённого ребёнка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении педагогом с целью совершенствования индивидуальных особенностей развития [3,с.6]. Основой выбора индивидуального образовательного маршрута для одарённого ребёнка являются: достижение или углубление одарённым учащимся уровня образованности, необходимого для его продвижения по данному образовательному маршруту; успехи в творческой, социальной деятельности; состояние здоровья ученика;  жизненные планы одарённого учащегося [2, c.45].

Наиболее оптимальный период работы – это планирование на 3 месяца, а затем необходимо вносить коррективы, так как происходят изменения в развитии и обучении ребенка.

Для успешного освоения индивидуального образовательного маршрута педагогу следует:

– определить общую цель и конкретизировать ее в зависимости от предполагаемых этапов занятия;

– особое внимание уделить подборке дидактического материала, который позволит не только выявить индивидуальную избирательность одарённых детей к содержанию, виду и форме познания, но и облегчит дальнейшую разработку ИОМ с учетом результатов;

– предусмотреть разные формы организации работы (индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работы);  

–разработать критерии оценки результативности работы одарённого ребёнка с учетом особенностей выполняемых заданий;

– определить характер общения и межличностных взаимодействий с одарённым ребёнком в процессе занятия с учетом индивидуальных особенностей [5].

Индивидуальный образовательный маршрут можно представить в таблице, что позволит  упорядочить и систематизировать работу .

Дата

Направление деятельности

Задачи

Ожидаемый результат

Формы работы

сентябрь

Формирование образовательной среды  для раскрытия способностей ребёнка

Определить уровень  математических способностей детей –диагностирование

Определен уровень математических способностей    

  1. Тест на математическую одаренность Г. Айзенка.

сентябрь

Конкретизировать представление детей об использовании математики в разных сферах жизни.

Определены группы учащихся по  интересам  в области математики

  1. Беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства – дизайна, архитектуры, музыки.

Важно при построении индивидуального образовательного маршрута придерживаться вариативности, гибкости, ориентации на личность каждого ребенка как неповторимой, самоценной индивидуальности.

Таким образом, обеспечение в школе реализации индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей – это попытка решения проблемы развития одарённой личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это  способ самоопределения, самореализации ребенка при осуществлении поддержки педагогом.

Список использованной литературы:

  1. Александрова Е.А. Индивидуализация образования: учиться для себя //Народное образование. 2008. №7. С.243-250.
  2. Бессолицына Р., Ходырев А. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения //Директор школы. 2009. №4. С.58-63.
  3. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ/Волгоград, Издательство «Учитель», 2015. С. 170.
  4. Липатова В.М. Разработка индивидуальных здоровьесберегающих маршрутов для одаренных детей // Социально-педагогическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области здоровьесбережения учащихся. Тула, 2014. С.141- 146.
  5. Липатова В.М. Компетентностный подход при работе с одаренными студентами // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов, 2014. С. 182-186.