"СУБЪЕКТНОСТЬ РЕБЕНКА"
Субъектность - умение человека строить свою
жизнь, управлять собственным поведением, отношениями, учебой, работой...
Человек имеет собственный замысел и действует, вписывая себя во внешний мир. Он преодолевает внутренние противоречия и внешнее сопротивление, следует задуманному им, решая конфликт между собственным интересом, общепринятой нормой/ привилами и имеющимися возможностями.
("От колыбели к субъектности: путевой дневник родителя"
Мария Миркес)
Легко ли взрослому человеку сделать выбор и нести за него ответственность?
Не всегда!
А теперь представим на сколько сложно ребенку следовать задуманному, преодолевая внутренние противоречия и внешнее сопротивление.
Как важно поддерживать становление субъектности ребенка.
В своих работах педагоги Николай Веракса и Ольга Шиян , говорят о том, что субъектность формируется не только на занятиях. Важна игра, проектная и экспериментальная деятельность. Очень важно создать такую среду, где ребенок будет чувствовать себя услышенным и значимым, и пространство в котором он находится будет удовлетворять его интересы и возможности. Ольга Шиян обьясняет, что ребенок это целостное существо, и если ему плохо, он замедляется в познании окружающего мира.
Все это стало отправной точкой моего педагогического опыта*. Появилось желание найти педагогические инструменты для практического применения детской субъектности.
Моей целью стало создание условий для проявления субъектности ребенка в детском саду и дома.
Из этого сформировались следующие задачи: Научить взрослых слышать голос ребенка и поддерживать в детях самостоятельность, инициативу и ответственность.
Для создания условий поддержки и развития субъектности детей, мы задействовали все помещения группы. Начиная с приемной ребенок формирует предпосылки субъектности – совершая выбор, планирую и регулирую свою деятельность в индивидуальных чек – листах*, а так же видя труды своей и коллективной деятельности.
Развивающая среда группы создана для поддержки и развития детской инициативы, через демонстрацию успехов и возможность выбора самостоятельной деятельности.
Популярностью у детей пользуются доска выбора* и доска достижений*.
Все это позволяет развивать субъектность.
Каждый центр детской активности – это маленькая творческая мастерская, наполненная разными стимулирующими деятельность материалами. Все наполнение данных центров систематически меняется в соответствии с интересами детей и тематикой образовательной деятельности. Например в центре музыки представлены схемы для самостоятельного воспроизведения мелодии тех песен, которые нравятся детям. Центр театра имеет место для афиши, которую дети создают сами по выбранному или придуманному произведению. Центры для сюжетно ролевых игр так наполнены различным материалом и предметами, которые ребенок может использовать по своему усмотрению. Уголок физической активности имеет оборудование, карточки для самостоятельной организации игры.
Важную роль в формировании субъектности имеют пособия и игры созданные самостоятельно детьми или с помощью взрослого. В иголке природы находятся пособия для сортировки овощей, подсчета фруктов, которые созданы по замыслу ребенка , при помощью взрослого. Центр экспериментирования имеет схемы выполнения опытов, которые были нарисованы детьми. Очень интересен детям созданным музей камня*. Идея создания такого тематического музея пришла от одного из воспитанников который был очень впечатлен найденным камнем и позже ребенок задался вопросом «А много ли таких необычных камней»
Чтобы лучше понять потребности и особенности каждого ребенка важно вовлекать родителей в различные виды деятельности в детском саду и дома. Родители наших воспитанников организуют и проводят мастер – классы и реализуют культурные практики*. Родители отмечают что дети стали более самостоятельными, ответственными. С удовольствием идут в детский сад предвкушая увлекательную деятельность и осозновая свою значимость в ней.
Для профессионального роста делюсь опытом с педагогами нашего детского сада и других образовательных учреждений. Обмен опытом* помогает обогатить образовательную среду и получить обратную связь. Коллеги видя результаты работы и уровень развития детей проявляют интерес к методическим приемам и практикам.
Опираясь на опыт работы пришла идея создания пособия – помощника «Выбирайка»
- Данное пособие может использоваться как на занятии так и в свободной деятельности.
- «Выбирайка» помогает организовать самостоятельную деятельность днтей и создает условия для самостоятельного выбора детьми способов познания в рамках интересующей темы.
Чтобы отслеживать результат, а именно уровень сфрормированности субъектности* у детей я использую данный чек лист*.
