Художественно-эстетическое развитие дошкольников в детском саду, консультация для родителей: «Наши руки не для скуки».

Художественное творчество ребенка уникально и самобытно. Создаваемая детьми современная картина мира, особая изобразительная стилистика, где искренность чувства и непосредственность восприятия сочетаются с технической неумелостью и наивностью детского искусства.

В дошкольных образовательных учреждениях установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

Пальчиковые игры вызывают у детей интерес  и яркий эмоциональный настрой. Они  положительно воздействуют не только на речевую  функцию, но и развивает  мышление, внимание, воображение,  тактильные ощущения, творческие способности, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, пространственную ориентацию, усидчивость, терпение. Таким образом, массируя пальцы и развивая мелкую моторику, мы стимулируем, активизируем соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь. Иными словами, наша речь находится на кончиках наших пальцев. Эффективные пути для развития мелкой моторики рук и развитие ручной умелости продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, аппликация), шнуровки, различные игры с мелкими предметами, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него, пальчиковый театр, работа с трафаретами, шаблонами.

Не мало важную роль играет первое и самое любимое занятие  у ребенка – рисование. Вначале следы карандаша лишь случайны, но как только ребенок научится держать его  в руках, на бумаге появляется все то, что задумал маленький художник. С первых шагов творческой деятельности  у  малышей необходимо  проявлять внимание и уважение к их работам. Для этого рассматривайте их первые рисунки, эмоционально комментируйте, показывайте другим детям и взрослым, давайте положительную оценку.   

Пути приобщения ребенка к изобразительной деятельности различны: от механического обучения отдельным приемам  изображения до предоставления детям полной свободы.

Представляю вашему вниманию одну из образовательных областей «Краски подводного мира».

Цель. Учить расширять цветовую палитру за счет смешивания красок, искать живописные способы художественного выражения, формировать эмоционально-образное отношение к цвету; закреплять навыки работы гуашью.

Материалы. Изображения экзотических рыб (фотографии, репродукции картин); гуашь, палитра, кисти разной толщины, баночки для воды; рыбки выполненные детьми в технике бумажной пластики.

Ход

Педагог вместе с детьми рассматривает изображение рыбок, акцентируя внимание на их окраске, отмечает, что некоторые рыбки совсем не выделяются на окружающем фоне. Почему? (Дети предполагают, что они прячутся.) «Правильно, одни рыбки таким образом скрываются от хищников, а вот друие сливаются с морским дном, чтобы стать незаметными для своей добычи».

Воспитатель предлагает ребятам найти в изобразительном ряду рыбку, которая называется петушком: окраска у нее яркая, вызывающая, а характер задиристый, скандальный, как у домашних петухов.

Разнообразие цветовой окраски лучше всего изучать на тропических рыбках. Морские попугаи, единороги, собачки, рыбы-бабочки словно соревнуются между собой: «Я самая красивая!», «Я самая яркая!», «Я самая необычная!», «Я самая загадочная рыбка на свете!». Педагог предлагает детям пофантазировать, чем могли бы похвастаться рыбка-спинорог, полосатая тригла, экзаллия. Затем ребята придумывают такое цветовое одеяние, в котором их рыбка тоже смогла чем-нибудь выделиться среди остальных обитателей рек и морей.

Дети экспериментируют с красками, используя резкие цветовые контрасты (если хотят передать активный, резкий характер рыбки), смешивают на палитре яркие краски с белилами, для того чтобы получить пастельные цвета. В мягкой, приглушенной цветовой гамме рыбка становится нежной, загадочной, невесомой. По окончанию работы воспитатель предлагает детям придумать имя для своей рыбки, отражающее ее характер. Высохшие работы объединяются педагогом в декоративное панно.

В результате экспериментирования дети приходят к выводу: наиболее крупные и яркие рыбы должны занимать на плоскости ватмана центральное место, а мелкие рыбки легко заполнят свободное пространство, подчеркивая найденные композиционные акценты. Какие? «Для каждой особи важно найти такое место, где бы она чувствовала себя комфортно: крупные рыбки, как правило, никого не боятся – поэтому им не нужно забиваться в углы или прятаться в водорослях, подобно мелким рыбешкам».

Выстраивая композицию, педагог замечает, что для морского аквариума не хватает камешков, ракушек, водорослей. Предлагает детям самостоятельно найти способы изготовления этих природных объектов в технике бумажной пластики.

Аналогичные игры проводятся с рыбками, вылепленными из соленого теста или керамопластики. На первом занятии дети создают пластический образ и выстраивают с обратной стороны изделия небольшой магнит. На втором занятии барельефные фигурки раскрашиваются акриловыми красками или гуашью. Готовые рыбки – прекрасный материал, с помощью которого на магнитной доске можно выстроить любую композицию и изучать, как меняется настроение картины, если одни и те же объекты расположить по-разному.  Эти игры направлены на развитие композиционного мышления, установление связи между изобразительной и выразительной функцией художественного образа. Современные материалы предоставляют новые художественные возможности для воплощения любимого природного объекта, например, рисунки, выполненные в технике гелевой графики. Таинственный, безмолвный мир подводных обитателей требует особых форм общения с художником при помощи игры цвета и форм. Он будит фантазию  и любопытство, дает творческий   импульс к созданию нового, интересного, удивительного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_sayta_bryanskaya.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в детском саду,

консультация для родителей: «Наши руки не для скуки».

Художественное творчество ребенка уникально и самобытно. Создаваемая детьми современная картина мира, особая изобразительная стилистика, где искренность чувства и непосредственность восприятия сочетаются с технической неумелостью и наивностью детского искусства.

В дошкольных образовательных учреждениях установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

Пальчиковые игры вызывают у детей интерес  и яркий эмоциональный настрой. Они  положительно воздействуют не только на речевую  функцию, но и развивает  мышление, внимание, воображение,  тактильные ощущения, творческие способности, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, пространственную ориентацию, усидчивость, терпение. Таким образом, массируя пальцы и развивая мелкую моторику, мы стимулируем, активизируем соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь. Иными словами, наша речь находится на кончиках наших пальцев. Эффективные пути для развития мелкой моторики рук и развитие ручной умелости продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, аппликация), шнуровки, различные игры с мелкими предметами, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него, пальчиковый театр, работа с трафаретами, шаблонами.

Не мало важную роль играет первое и самое любимое занятие  у ребенка – рисование. Вначале следы карандаша лишь случайны, но как только ребенок научится держать его  в руках, на бумаге появляется все то, что задумал маленький художник. С первых шагов творческой деятельности  у  малышей необходимо  проявлять внимание и уважение к их работам. Для этого рассматривайте их первые рисунки, эмоционально комментируйте, показывайте другим детям и взрослым, давайте положительную оценку.  

Пути приобщения ребенка к изобразительной деятельности различны: от механического обучения отдельным приемам  изображения до предоставления детям полной свободы.

Представляю вашему вниманию одну из образовательных областей «Краски подводного мира».

Цель. Учить расширять цветовую палитру за счет смешивания красок, искать живописные способы художественного выражения, формировать эмоционально-образное отношение к цвету; закреплять навыки работы гуашью.

Материалы. Изображения экзотических рыб (фотографии, репродукции картин); гуашь, палитра, кисти разной толщины, баночки для воды; рыбки выполненные детьми в технике бумажной пластики.

Ход

Педагог вместе с детьми рассматривает изображение рыбок, акцентируя внимание на их окраске, отмечает, что некоторые рыбки совсем не выделяются на окружающем фоне. Почему? (Дети предполагают, что они прячутся.) «Правильно, одни рыбки таким образом скрываются от хищников, а вот друие сливаются с морским дном, чтобы стать незаметными для своей добычи».

Воспитатель предлагает ребятам найти в изобразительном ряду рыбку, которая называется петушком: окраска у нее яркая, вызывающая, а характер задиристый, скандальный, как у домашних петухов.

Разнообразие цветовой окраски лучше всего изучать на тропических рыбках. Морские попугаи, единороги, собачки, рыбы-бабочки словно соревнуются между собой: «Я самая красивая!», «Я самая яркая!», «Я самая необычная!», «Я самая загадочная рыбка на свете!». Педагог предлагает детям пофантазировать, чем могли бы похвастаться рыбка-спинорог, полосатая тригла, экзаллия. Затем ребята придумывают такое цветовое одеяние, в котором их рыбка тоже смогла чем-нибудь выделиться среди остальных обитателей рек и морей.

Дети экспериментируют с красками, используя резкие цветовые контрасты (если хотят передать активный, резкий характер рыбки), смешивают на палитре яркие краски с белилами, для того чтобы получить пастельные цвета. В мягкой, приглушенной цветовой гамме рыбка становится нежной, загадочной, невесомой. По окончанию работы воспитатель предлагает детям придумать имя для своей рыбки, отражающее ее характер. Высохшие работы объединяются педагогом в декоративное панно.

В результате экспериментирования дети приходят к выводу: наиболее крупные и яркие рыбы должны занимать на плоскости ватмана центральное место, а мелкие рыбки легко заполнят свободное пространство, подчеркивая найденные композиционные акценты. Какие? «Для каждой особи важно найти такое место, где бы она чувствовала себя комфортно: крупные рыбки, как правило, никого не боятся – поэтому им не нужно забиваться в углы или прятаться в водорослях, подобно мелким рыбешкам».

Выстраивая композицию, педагог замечает, что для морского аквариума не хватает камешков, ракушек, водорослей. Предлагает детям самостоятельно найти способы изготовления этих природных объектов в технике бумажной пластики.

Аналогичные игры проводятся с рыбками, вылепленными из соленого теста или керамопластики. На первом занятии дети создают пластический образ и выстраивают с обратной стороны изделия небольшой магнит. На втором занятии барельефные фигурки раскрашиваются акриловыми красками или гуашью. Готовые рыбки – прекрасный материал, с помощью которого на магнитной доске можно выстроить любую композицию и изучать, как меняется настроение картины, если одни и те же объекты расположить по-разному.  Эти игры направлены на развитие композиционного мышления, установление связи между изобразительной и выразительной функцией художественного образа. Современные материалы предоставляют новые художественные возможности для воплощения любимого природного объекта, например, рисунки, выполненные в технике гелевой графики. Таинственный, безмолвный мир подводных обитателей требует особых форм общения с художником при помощи игры цвета и форм. Он будит фантазию  и любопытство, дает творческий   импульс к созданию нового, интересного, удивительного.