Проектная деятельность как метод развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста

Воронина Светлана Евгеньевна

Проектная деятельность как метод развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Проектная деятельность как метод развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста

Подготовила: Воронина Светлана Евгеньевна

Музыкальный руководитель

МДОБУ "Саракташский д/с №9"

     Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка, ведь  в  эти  годы  закладывается основа, на которую позже  будут накладываться   знания   художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов.  Особая роль принадлежит музыке. С  этим искусством  дети  соприкасаются   с самых первых дней своей жизни.  Развитие музыкальных способностей  является одним из средств формирования личности ребенка.  Музыкальные способности - это индивидуальные особенности, качества ребенка, которые определяют успешность выполнения их музыкальной деятельности различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития музыкальных способностей.

Слайд 2.

Метод  проектирования:

  • совокупность учебно-познавательных
  •  приемов, которые позволяют
  • решить  ту или иную проблему
  •  в результате
  • совместных действий
  • педагогов и дошкольников

Цель: развитие свободной творческой личности ребенка.


Слайд 3.

Требование к проектной деятельности:

  • Результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников.
  • Поставленная проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности: выдвижение гипотез о способах её решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем
  • Содержательная часть проекта должна  быть основана на самостоятельной деятельности детей, спланированной  на подготовительном этапе работы
  • Используя метод проектов, педагог становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала.

Слайд 4.

Музыкальные способности содержат следующие основные компоненты,

•        ладовое чувство;

•        способность к слуховому представлению;

•        музыкально-ритмическое чувство;

•        способность активно переживать музыку;

•       чувствовать эмоциональность ритмов и точно их, воспроизводить,  которые необходимо развивать, начиная с дошкольного возраста.

Слайд 5.

Актуальность метода проекта можно выделить -

Интегрированность, «нерасчленность» познавательного материала на предметные области. Широкий спектр видов детской деятельности.

Важность для ребенка и его развития не только результата, но и процесса и способов его достижения.

Возможность для ребенка действовать в своем темпе, выбирая разные формы взаимодействия (самостоятельно, в паре, в группе).


Слайд 6.

Зачем нужны проекты?

  • Дают возможность  активизировать самостоятельную и познавательную  деятельность детей;
  • Способствуют умению наблюдать, слушать.
  • Способствуют развитию творческих способностей;
  • Способствуют развитию мышления, внимания,  воображения;
  • Развивают, память, речь дошкольников.
  • Помогают увидеть проблему комплексно с разных сторон;
  • Помогают осваивать детьми окружающую действительность;
  • Способствуют развитию навыков обобщать и   анализировать.

Слайд 7.

Виды проекта можно разделить по составу участников

  • Индивидуальный
  • Парный
  • Групповой
  • Фронтальный
  • По срокам реализации
  • Краткосрочный (1-2 недели – месяц)
  • Средней продолжительности (2-4 месяца)
  • Долгосрочный (учебный год)
  • По доминирующей деятельности
  • Ролево-игровой
  • Творческий (со 2 младшей группы)
  • Информационно- практико-ориентированный (со средней группы)
  • Исследовательско-творческий (старший дошкольный возраст)


Слайд 8.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники)организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Кратко этапы работы над проектом представлены на экране. Разберем подробнее последовательность работы над проектом.

ПРОЕКТ – это пять «П»

  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  • Поиск информации
  • ПРОДУКТ
  • Презентация

Можно выделить и Шестое «П» проекта – это его портфолио (рабочие материалы, рисунки, планы, отчеты, схемы, таблицы)

Слайд 9.

Существует несколько типологий проектов. Рассмотрим некоторые из них.

Примеры проектов, которые можно реализовать с детьми

КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОЕКТЫ

  • Моя малая Родина
  • Сказка в музыке Классическая музыка в детском саду
  • Фоновая музыка в детском саду

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ

  • Откуда берется звук
  • Мой любимый композитор
  • Путешествие по странам
  • Танцы народов мира

ТВОРЧЕСКИЕ

  • «Путешествие на планету Детства»
  • «Минута славы»
  • «Стиляги шоу»
  •  «Мы дети твои, Россия!»

Слайд 10.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить  музыкальные способности, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта  между ними.

    Работа музыкального руководителя в условиях современного детского сада предполагает развитие творческих способностей дошкольников путем поиска эффективных приемов и методов. В своей работе с детьми я использую метод проектирования. Данный метод очень актуален. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

  Слайд 11.

 В чем  особенность организации проектной деятельности в детском саду?

Проектное обучение предполагает проживание детьми конкретных ситуаций, проникновение в глубину явлений, процессов. Проект  строится на основе интересов детей и взрослых. Таким образом, прислушиваясь к детям, задавая вопросы о том, что их интересует, я нахожу  темы  для организации проектов.  Любознательность детей, желание узнать новое и интересное из мира волшебных звуков, жизни маленьких существ, населяющих нашу планету, послужило поводом для разработки и реализации проекта «Волшебные звуки весны».

Слайд 12.

Работа над проектом проходила в несколько этапов. Первый этап  в реализации проекта  –  выбор темы. Совместно с детьми определили тему проекта, собрали информацию. Используя, так называемую модель «трех вопросов». Что мы знаем? Что мы ещё хотим узнать? Как мы это можем узнать?

   На  втором,  подготовительном этапе  был  разработан цикл занятий, подобран музыкальный репертуар и атрибуты на основе интересов, особенностей детей и возможностей тематического проекта.

   Третий этап – реализация проекта.    Проект реализовывали в различных  видах детской деятельности в центрах активности.

   В центре музыки для повышения интереса к пению и развития певческих навыков использовали разнообразные приемы:

  • пропевание названий птиц, насекомых с определенных ступеней в виде интервалов;
  • игровые упражнения: «Слово на ладошке», «Пчелиный рой», «Веселый концерт», «Голоса птиц».

Слайды фото с 13-20.

 В центре восприятия музыки    главной целью стало развитие интереса и потребности у детей умения слушать классические  музыкальные произведения, голоса птиц, звуки насекомых, а также те звуки, которые наполняют наш мир красотой звучания. Детям были предложены задания: нарисовать свои ассоциации на прослушанную музыкальную композицию, а затем проанализировать свой рисунок. Еще дети учились сочинять веселые истории по пьесе: «Две гусеницы разговаривают». Воспитанники    с удовольствием придумывали свои варианты бесед двух гусениц.

     В центре литературы для формирования певческого дыхания предлагали упражнения: «Звукоподражатель», «Раз букашка, два букашка», «Плакали сосульки», «Ловим жуков».

   В центре манипулятивных игр дети с удовольствием отсчитывали ритм шумовыми инструментами. Сопровождали пение и декламирование текста хлопками, прыжками и притопами. В импровизированном оркестре использовали музыкальные инструменты и природный материал (шишки, орехи, камешки, деревянные палочки). В ансамблевом пении и игре на шумовых инструментах применяли дирижерские жесты. Дети пробовали себя в роли дирижера хора и оркестра.

   В центре песка и воды дети манипулировали с деревянными молоточками и палочками, извлекая интересные звуки и ритмы. Например, ударяя по пустым и наполненным водой и песком стеклянным стаканам, получали звуковые интервалы. Работая, с коктельными трубочками и водой, извлекали звуки журчания ручья.

   В центре искусства использовали необходимые принадлежности: бумагу, краски, фломастеры, воду, кисти. При проведении комплексного занятия «На балу у Мухи-Цокотухи» дети познакомились с новым способом изображении – кляксография. Воспитанники из клякс дорисовывали насекомых (лапки, крылышки, пятнышки, усики). Пока кляксы сохли, Муха-Цокотуха пригласила всех на бал. Детям было предложена импровизация, т.е. изобразить движениями разных насекомых. В конце занятия все работы были размещены на ватмане, и получилась коллективная работа «В гостях у Мухи-Цокотухи». Дети оценивали свои работы, выбрали самого веселого, нарядного и необычного гостя.

   В центре драматизации использовали элементы костюмов, шапочки, настольный и пальчиковый театры, которые пробуждали в детях желание разыгрывать сказки, инсценировать песни и стихи.

   Итогом проекта «Волшебные звуки весны» стало развлечение «Волшебная полянка», где дети, отправившись в лес, демонстрировали свои музыкальные и творческие способности.

 

 Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Предполагает совместную работу педагогов, воспитанников и родителей. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Я считаю, что образовательная деятельность с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, нетрадиционны и эффективнее для восприятия образовательного материала и развития творческих способностей дошкольников.

   Творческая деятельность дошкольников настолько разнообразна, каждый ребенок может раскрыться по-своему. Я стараюсь поощрять творческие проявления детей.