Нетрадиционные способы постановки звука (Р)

Губарева Нина Анатольевна

Нетрадиционные способы постановки звука (Р)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_sposoby_postanovki_zvuka.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные способы постановки звука [Р]

 

Игры-упражнения для вызывания звука [р].

Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.

Упражнение «Веселый дождик»
Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее.
Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д…
(правой рукой изобрази падающие капельки дождя)
На цветок –т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок)
И на дорожку т-д,т-д….(из левой руки сделай дорожку)
Застучал по крыше он- -т-д,т-д….
И раздался частый звон– т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее).
Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.

Упражнение «Песня Крокодила Гены»
Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

Способы постановки звука [Р]:

1 способ постановки звука [Р]:

Способ постановки звука [Р] – старый и простой, как мир.

Выполняется в 3 приема:
1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)
2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)
3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

2 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] при слабой воздушной струе.

Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка (как правило, у детей с заиканием). В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

3 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] на вдохе.

Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

4 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] из межзубного положения.

Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.
• Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».
• В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе.
• Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…»)
• Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

5 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА».

Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).