8. Моя педагогическая философия

Эссе

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Моя педагогическая философия»

У кого есть здоровье –

у того есть надежда.

У кого есть надежда –

у того есть всё!

(Восточная мудрость)

Эта восточная мудрость определяет два основных жизненных принципа. Первый – здоровье было, есть и будет значимой ценностью, так как даёт предпосылки к развитию и самосовершенствованию души и тела. Второй – здоровье является высшей ценностью общества.

Так кто же должен заботиться о том, чтобы сохранялось и преумножалось здоровье человека? В первую очередь, сам человек, начиная с самого раннего детства. Но должен быть тот, кто будет этим руководить. Родители? Да! И, конечно же, учитель.

 Учитель… Гордое и славное звание. Труд его созидательный: из зёрен добра и справедливости он выращивает душу, из камней знаний возводит разум.

Почему именно такой жизненный путь я выбрала для себя? Часто размышляя над этим вопросом, прихожу к мысли, что так, видно, предначертано судьбой.

В школьные годы я занималась спортом: играла в волейбол, баскетбол, участвовала в соревнованиях. Победы в соревнованиях, неустанная работа над собой, преодоление себя, вера моего педагога – наставника, что у меня все получится, что я все смогу – стали ориентиром в выборе жизненного пути.

Тропинка школьная моя – длиною в 18 лет. Много это или мало? Каждый день с удовольствием иду в школу, к моим ученикам.

Физическим воспитанием детей школьного возраста призвана заниматься семья и школа. И особое место в этом процессе отводится учителю физической культуры.

Моя педагогическая философия строится на том, что учитель должен быть, во-первых, честным, добрым, справедливым, и самое главное – любить детей. Во-вторых, учить, не поучая, помня заповедь Сократа: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светиться».

Одна из проблем физического воспитания – это работа с детьми с различными отклонениями в состоянии психического и физического здоровья. Таких детей часто просто освобождают от уроков физкультуры, а ведь именно ослабленные дети ещё в большей степени нуждаются в благотворном влиянии физической культуры на организм. И мы, учителя физической культуры, должны обратить на это особенно пристальное внимание, так как с каждым годом становится всё больше детей, освобождённых от занятий физкультуры по состоянию здоровья. Я работаю над созданием специальной программы для занятий с такими детьми и думаю, что нужно создать в нашей гимназии дополнительные группы здоровья.

Ядром моей педагогической философии является убеждение, что здоровый и развитый ребёнок – это главная ценность общества. И насколько дети будут успешны, а значит, счастливы и полезны обществу, зависит от меня.

На своих уроках и во внеурочной деятельности учу детей преодолевать себя, быть дисциплинированными, помогаю им впервые задуматься над своим отношением к тому, что ему «хочется» и к тому, что «надо» для здоровья.

Суметь заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем ты можешь, преодолеть свою слабость – этому учит физкультура, этому учу я на своих уроках.

Физическая культура, обращение к внутренней силе собственного тела помогают человеку обрести себя, свою индивидуальность. Быть вместе с детьми, вместе творить и обретать – вот моя философия сотрудничества и сотворчества, основанная на неравнодушии и любви к детям.

 Моя цель как педагога физкультуры всесторонне развивать и совершенствовать индивидуальные физические, нравственные и волевые качества каждого ребёнка. Я убеждена, что физкультура и спорт должны стать неотъемлемой потребностью для поддержания себя в хорошей физической форме, для развития душевной силы, уверенности в себе. Ведь, если человек здоров, физически активен, справляться с жизненными неудачами гораздо легче.

Урок физкультуры – это урок, где сухие строчки учебной программы, превращаются в удивительные минуты сотворчества. Радостно наблюдать за изменениями настроения ребят, когда они входят в спортивный зал. Здесь забываются неудачи по математике и русскому языку, глаза радостно сияют в предчувствии того, что можно бегать, прыгать, заниматься подвижными играми.

Издревле считается, что здоровье нации должно быть своего рода «визитной карточкой» государства, показателем его культуры. И в этом плане мой предмет уникален. Он обеспечивает овладение обучающимися важными знаниями о человеке, его развитии. Поэтому мой урок – это не погоня за результатом, а кропотливая работа над укреплением здоровья детей.

Помочь каждому ребёнку в преодолении трудностей и гордиться его успехом – моя задача. Думаю, что многим моим ученикам пригодится в жизни умение преодолевать трудности, способность радоваться в жизни не только своим, но и чужим успехам, огорчаться, но не отчаиваться. Для меня не существует слова «надо», есть только слово «ты сможешь».  

 Моя педагогическая философия заключается в организации своей работы так, чтобы мода на здоровый образ жизни стала потребностью каждого воспитанника. Я испытываю чувство радости, когда вижу, как неуклюжие, скованные на первых уроках дети, постепенно становятся увереннее.

Одним из важнейших факторов профессионализма учителя, на мой взгляд, является самообразование. Чтобы ребёнка заинтересовать, нужны новые технологии, новые приёмы и методы работы.

Главной причиной падения интереса к урокам физкультуры принято считать однотипность, однообразие методов работы учителей. Одним из средств повышения интереса к занятиям физической культуры является «скиппинг». Это особый вид физической деятельности, который слагается из прыжков с использованием скакалки. Скиппинг служит отличным тренажером прыгучести и скорости, координации и выносливости. Эти занятия помогают снять эмоциональное напряжение. Этот вид деятельности очень нравится моим ученикам младших классов.

Есть и другие приемы, повышающие интерес школьников к урокам физкультуры. Совсем недавно на уроках физкультуры появился флешмоб. Дети с удовольствием под музыку используют танцевальные элементы.

Ребята с большим удовольствием занимаются в кружке «Олимпийская смена», где дети не только развивают физические качества в игровых ситуациях, но и учатся дружбе и взаимовыручке. Результаты моих учеников: призовые места в «Весёлых стартах», «Безопасное колесо», «Планета ЮИД» - республиканского этапа соревнований.

Учитель физкультуры на селе – это образец для подражания:   веду здоровый образ жизни,  участвую в различных районных и республиканских спортивных соревнованиях по волейболу, сдаю нормативы ГТО. Занимаюсь самообразованием, посещаю уроки опытных учителей.

На моих уроках нет пассивных наблюдателей, стоящих в стороне. Для всех обучающихся урок является радостью, рождающейся через игру, общение, помощь и взаимопонимание. В своей работе я использую такие педагогические заповеди, как доверие к ребёнку, развитие его способностей и дарований, стремление быть справедливым. Быть справедливым – это значит увидеть самую маленькую победу, восхищаться, приходить в восторг от способностей своих учеников.

Моя задача – превратить желание школьников самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями в привычку, о которой говорил известный философ: «Для соразмерности красоты и здоровья требуется не только образование и в области наук и искусства, но и занятия физическими упражнениями всю жизнь». Какие мудрые и правильные слова! Как хочется, чтоб они стали девизом каждого, вступающего в жизнь.

Трудна наша профессия, но велика и награда за труд – щедрые детские сердца, которые дарят мне доверие и признательность. В них я постоянно черпаю силы для такой непростой, такой нужной работы.

Только учительская профессия позволяет чувствовать себя Созидателем, поскольку настоящий педагог через профессию решает для себя мировоззренческий вопрос. Свет и тепло нужны человеческой душе, а в наше время особенно. И особенно детям, чтобы мир им виделся не только циничным и рациональным, но и духовным, полным неожиданных открытий и ожидания добра.

«Урок окончен», - говорю я ребятам, но каждый раз я знаю, что мой урок будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь.

  Минуют годы, века. Неузнаваемой станет жизнь, исчезнут многие сегодняшние профессии, но, пока существует человечество, сохранится на Земле высокое звание – Учитель.