Музыкотерапия на основе классической и духовной музыки как средство социокультурной реабилитации детей и подростков с ОВЗ

Коростылева Елена Сергеевна

Коррекционно-развивающие занятия с использованием приемов музыкальной терапии направлены не столько на развитие музыкального восприятия, сколько на обеспечение и развитие сенсомоторных интеллектуальных реакций. Через творческое восприятие мира, через соприкосновение с лучшими образцами классической и духовной музыки происходит социальная и эмоциональная адаптация, процесс развития духовно-нравственного потенциала личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

«Технологии работы с детьми - сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей»

Тема: «Музыкотерапия  как инновационная технология социокультурной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»

 (из опыта работы по авторской общеразвивающей дополнительной программе «Вдохновение», реализующейся в «Доме–интернате для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1» г. Петергоф).

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение………………………………………………………….………..…....…4

Глава 1. Теоретические основы социокультурной реабилитации

детей и подростков с ОВЗ………………………….……………… ……......…..6

       1.1. Сущность социокультурной реабилитации.……….………..…............6

       1.2 Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости…………………………………………………………………......…..8

1.3 Характеристика условий ДДИ№1 и типологических особенностей личностного и психофизиологического потенциала адаптации детей

и подростков с ОВЗ………………………………………………………….......10

Выводы по первой главе………………………….………………………......…13

Глава 2. Развитие  адаптационных возможностей  детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья  в условиях интерната…...............14

2.1    Характеристика программы, методов и методик исследования социокультурной реабилитации детей и  подростков с ОВЗ на примере опыта реализации общеразвивающей программой социально-педагогической направленности «Вдохновение» (ДДИ №1 г. Петергоф)...................................14

2.2 Анализ коррекционной работы по социокультурной реабилитации по программе «Вдохновение» из опыта работы в ДДИ№1 г.Петергоф………………………………………………………………..……….21

Выводы по второй главе………………………………………………….....…...24

Глава 3. Рекомендации …………..……………………………………....……...26

4. Заключение…………………………………………...………………...……...28

Список литературы……………………………………………………........……30

Введение

Одним из приоритетных направлений социальной политики российского государства является предупреждение детской инвалидности. Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с ограниченными возможностями здоровья и выраженными нарушениями умственного развития. Имеющийся дефект, приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому проблема формирования навыков адаптации является актуальной для интернатных учреждений. Поиск эффективных средств психолого-педагогической коррекции и социокультурной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями — одна из основных задач, поставленных перед современным обществом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватное условие и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекцию нарушения развития и реабилитацию, социальную адаптацию. Современная образовательная среда — это условия, в которых каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. При равноценной важности решения всех проблем детей-инвалидов актуальным является вопрос о принятии мер по обеспечению адаптации и интеграции каждого ребенка в социум, в том числе посредством обоснования, разработки и реализации технологии социально-педагогической реабилитации в учреждениях интернатного типа. Имея инвалидность молодой человек также может быть способным и талантливым. Как и человек, не имеющий проблем со здоровьем. В связи с этим перед обществом стоит задача помочь людям с ограниченными возможностями выйти из изоляции, участвовать в нормальной повседневной жизни общества. (14; с.5)

 Работая в деле воспитания  с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья,  мы постоянно ищем все новые и новые приемы и формы работы, которые дали бы ощутимый, видимый результат в развитии личности воспитанника.  Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, является актуальной проблемой.  Современный подход к такой категории детей и подростков связан с  их адаптацией и абилитацией в социальной среде. Ребенок с ограниченными возможностями должен успешно адаптироваться в социуме.

 Взор многих современных исследователей все больше обращаются в сторону различных видов искусств в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных, коррекционных средств. Приобщение детей, имеющих ограничения в физическом и интеллектуальном развитии, к творчеству является одной из задач задачей социокультурной среды  в целом и всех реабилитационных центров в частности. В творческой деятельности активнее идет процесс самоутверждения и самореализации, развитие нравственно-этических качеств личности, духовное развитие ребенка-инвалида. Теоретический , практический интерес к данной проблеме, а также заказ социума актуализировал необходимость создания реабилитационных центров на территории России. Главными составляющими в работе таких центров с особыми детьми являются индивидуально-личностный и дифференцированный подход к каждому ребенку, комплексность, непрерывность, систематичность и преемственность в реабилитационной работе.

Объект исследования -   воспитанники с ограниченными возможностями здоровья из детского дома-интерната №1,  прошедшие курс обучения по общеразвивающей авторской программе дополнительного образования «Вдохновение».

Предмет исследования -  создание условий для творческой и духовно-нравственной поддержки   воспитанников с ОВЗ на примере опыта работы в ДДИ №1 (г. Петергоф).

Цель исследования - выявить  динамику  развития  творческой и коммуникативной сфер воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программе «Вдохновение»,  проанализировав опыт применения инновационной технологии («Музыкотерапия  на основе классической, духовной музыки и церковного пения») в  социокультурной реабилитации воспитанников детского дома-интерната №1.

Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих исследовательских задач:

1. Изучить понятия «социокультурная реабилитация»

2.   Изучить коррекционное воздействие музыкотерапии на личность воспитанника.

3. Описать особенности реализации технологии «Музыкотерапия на основе классической, духовной музыки и церковного пения» используемой в  авторской программе «Вдохновение».

4. Выявить роль творческой и духовно-нравственной поддержки детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в социокультурной реабилитации воспитанников,  сформулировать выводы и рекомендации.        

Глава 1.  Теоретические основы социокультурной реабилитации детей и подростков с ОВЗ

1.1 Сущность социокультурной реабилитации.

Социокультурная реабилитация детей и подростков с ОВЗ — комплекс мероприятий

цель которых заключается в помощи ребенку с ограниченными возможностями достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетентности, что должно обеспечивать возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости. Основной целью социокультурной реабилитации детей и подростков с ОВЗ (как и психолого-педагогической) является преодоление или нивелирование дисгармоний психического развития детей вследствие заболеваний.

 Социокультурная реабилитация в настоящее время признана одной из составных частей комплексной реабилитации инвалидов ( статья 9 Федерального закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Однако, ее реализация наталкивается на множество проблемм, среди которых отсутствие механизма включения данного вида реабилитации в обязательную к исполнению индивидуальную программу реабилитации человека с ограниченными возможностями здоровья. Основные направления социокультурной реабилитации:

  • познавательное;
  • лечебно-оздоровительное;
  • эмоционально-эстетическое

Проблемами социализации детей и подростков с ОВЗ занимались такие ученые, как  Э.А. Абгарян, Л.И. Божович, Л.В. Василенко, М.А. Егорова и др.. Теоретические проблемы исследуются  многими учеными.  Л.В. Мерцалова считает, что индивид, приобщаясь к культуре, становится частью культурного сообщества; Ю.С. Моздокова и А.В.Лебедев определяют социокультурную реабилитацию как, во-первых, процесс; во-вторых, комплекс мероприятий. Терминологическое поле социокультурной реабилитации исследует О.А. Шабанова, определяя социокультурную реабилитацию как систему «организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями».

Е.Л. Луценко разработал следующие принципы социокультурной реабилитации: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния ребенка и подростка с ограниченными возможностями. Проблемами социокультурной реабилитации в России занимались ученые Московского государственного университета культуры и искусств. Разработкой проблемы развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурной сфере занимались и российские ученые, психологи, педагоги: Ю.Д. Красильников, Е.О. Самохина, Г.Г. Силласте, Н.Ф. Спинжар, Л.А. Акимова, М.Н. Гуслова, О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздокова, Т.Г. Кисилева, М.П. Коновалова.

Социокультурная реабилитация выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая людей к общению, развивая творческий потенциал, восстанавливая их самооценку. Искусство и культура сами по себе являются действенными реабилитационными средствами, обеспечивающими развитие и восстановление когнитивных навыков, повышение личностного уровня, развитие коммуникаций, формирование активной жизненной позиции.

Включение детей с ОВЗ в социальную деятельность является процесс, в ходе которого происходит:

  • выработка критериев, определяющих выбор деятельности;
  • формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;
  • приобретение опыта деятельности (1).

Социальное самоопределение ребенка с ОВЗ зависит от реализации двух важнейших условий:

  1.  обеспечение включенности в реальные социальные отношения, т. е. возникновение у них личностного отношения к деятельности;
  2. самореализация в процессе социального взаимодействия.

Эти условия предполагают предоставление возможности воспитаннику детского дома-интерната, имеющему отклонения в развитии, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими. (4)

1.2 Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости

Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития. Специалисты, занимающиеся изучением этой категории лиц, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития. Характерными особенностями данной категории детей является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации. Несмотря на ряд указанных особенностей, дети с выраженной умственной отсталостью не являются однородной группой, большинство из них при условии направленного лечения и воспитания способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности. Для этой категории учащихся характерно нарушение оперативных и долговременных процессов (функций внимания, памяти); специфические особенности и замедленный темп, недоразвитие речи, недостаточно развита моторика, координация движений и зрительно-моторная координация. Также, наблюдается нарушение поведения и эмоционально-волевой сферы, нарушение общения, нестабильное эмоциональное состояние.

Психология умственно отсталого ребенка в нашей стране оформилась как самостоятельная ветвь психологической науки всего несколько десятилетий тому назад. До этого времени изучение особенностей психики умственно отсталых детей осуществлялось преимущественно представителями медицинской науки. За короткий срок она накопила довольно значительный круг сведений о тех своеобразных чертах, которые отличают умственно отсталых детей от их нормально развивающихся сверстников. Для того чтобы весь педагогический процесс был более эффективным, необходимо правильное комплектование специальных учреждений, а также важно знать в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.

Исследования А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец и многих других доказывают, что для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Данные исследований показывают, что у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психологических функций. В результате эти дети получают неполные, искаженные представления об окружающем мире, их опыт крайне беден. При умственном недоразвитии первая ступень познания окружающего мира – восприятие и ощущение – оказывается дефектной. И это оказывает огромное влияние на весь последующий ход их развития. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Особенности восприятия и ощущения умственно отсталых детей изучали В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф, К.И. Вересотская, И.М. Соловьев и др. Результаты их исследований показали, что главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями и пр. Для этих детей свойственна также узость объема восприятия. Они выхватывают отдельные части в прослушанном тексте, обозреваемом объекте, не выделяют для общего понимания материал. Характерным является хаотичность восприятия и недостаточная активность этого процесса, в результате этого снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить, им требуется постоянное побуждение. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ребенок воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главного, внутреннего смысла, то качественное понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Мышление является одним из главных инструментов познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Это прежде всего объясняется недоразвитостью основного инструмента мышления - речи.

У умственно отсталых детей выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость, утомляемость, повышенная отвлекаемость. Однако при целенаправленной, коррекционной работе можно повысить уровень развития внимания. Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей: недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний; неустойчивость эмоций.

Волевая сфера у этих детей также особенна. Умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. В их деятельности чаще наблюдается подражание и импульсивные поступки. Отличительные качества их волевых процессов - слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость, однако,  при правильно организованном врачебном, психолого-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений отмечают положительную динамику в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.3 Характеристика условий ДДИ №1 и типологических особенностей личностного и психофизиологического потенциала адаптации детей с ОВЗ.

Детский Дом-Интернат №1, в котором проживает 301 воспитанник, является опорным экспериментальным учреждением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. В Интернате внедряют самые новые образовательные и реабилитационные стандарты и технологии, а специалисты со всей России приезжают осваивать в Петергоф передовой опыт.

СПб ГБСУСО «Дом-интернат для  детей - инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями  умственного развития №1»  (ДДИ №1) основан в октябре 1974 г., расположен в здании, построенном по специальному проекту, осуществляет медико-социальное обслуживание детей – инвалидов в возрасте от 4-х до 18-ти лет, организуя их проживание, уход, воспитание, обучение и социальную,  трудовую реабилитацию старших воспитанников в возрасте от 18-ти до 40 лет.

Учреждение создано для достижения следующих целей:

  1. Предоставление в стационарных условиях социальных услуг детям с отклонениями в умственном развитии, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.
  2. Создание соответствующих возрасту и состоянию здоровья проживающих условий жизнедеятельности; проведения мероприятий медицинского, педагогического, психологического, социального характера, организации ухода, отдыха и досуга, а также осуществление посильной  трудовой деятельности, воспитания и обучения проживающих.
  3. Социальная защита проживающих в учреждении инвалидов.
  4. Осуществление опеки и попечительства над воспитанниками.
  5. Оказание юридической помощи в защите имущественных и гражданских прав проживающих, представление интересов проживающих в государственных органах власти в судебных органах, а также в государственных, общественных и иных организациях.

Структура и направления работы учреждения.

В учреждении 6 отделений: общее отделение № 1, общее отделение № 2,  4 отделения милосердия. Уделяется большое внимание различным формам реабилитации воспитанников: медицинской, педагогической, психологической, социальной, профессионально-трудовой, спортивной, творческой. Создана коррекционно-развивающая среда, обеспечивающая формирование навыков адаптивного и коммуникативного поведения воспитанников, способствующая их социальной реабилитации. Для каждого воспитанника разработан индивидуальный реабилитационный маршрут.

С целью реализации основной дошкольной общеобразовательной программы и дополнительных общеобразовательных программ в учреждении созданы три специализированных образовательных подразделения:

  1. Специализированное структурное образовательное подразделение основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ОВЗ.
  2. Специализированное структурное образовательное подразделение основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ТМНР.
  3. Специализированное структурное образовательное подразделение  дополнительного общеразвивающего образования «Центр социальной и трудовой реабилитации».

Методическая тема учреждения: «Улучшение качества жизни детей, подростков, молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация и интеграция в общество».

Основная роль в комплексной реабилитации воспитанников отводится социально-педагогической и социально-психологической, которые включают в себя:

  • педагогическую реабилитацию
  • логопедическую помощь,
  • психологическую  коррекцию,
  • социокультурную реабилитацию.

В учреждении трудится стабильный педагогический коллектив. Большинство педагогов имеет высокий творческий потенциал, всему коллективу присущ позитивный настрой в отношении воспитанников и в отношениях друг с другом. Педагогический коллектив работает в соответствии с режимом дня и расписанием занятий. Режим дня, обеспечивает научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении стационарного обслуживания. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, имеет ряд особенностей: на занятиях педагоги учитывают уровень развития каждого ребенка, опираются на сохранные способности, возможность вовлечения ребенка с тяжелыми нарушениями в коллективную деятельность для развития его познавательной деятельности, коммуникативных, двигательных  навыков, психофизического и эмоционального развития, навыков самообслуживания, культуры поведения, творческих способностей.

Особое внимание в учреждении уделяется вопросам повышения профессионального уровня педагогических кадров. Этому способствует отлаженная система методической работы, направленная на теоретическое и практическое овладение воспитателями методиками и технологиями программного и дифференцированного обучения. Педагоги постоянно занимаются самообразованием, имеют ежегодные индивидуальные методические темы работы.

Основные формы методической работы: тематические педсоветы; открытые  занятия, мастер-классы, научно-практические семинары; работа по самообразованию; заседания методического объединения.

Образовательная работа проводится по следующим направлениям:

  • Основное дошкольное образование
  • Дополнительное общеразвивающее образование.
  • Школьное обучение (дети зачислены в ГБОУ школу № 439 Петродворцового района, обучение осуществляется на базе ДДИ № 1)

Воспитание и обучение детей проводится по личностно ориентированным программам, разработанным на основе индивидуальных программ реабилитации. Работая с такой категорией детей, воспитатели стараются создать комфорт, уют в группах, подобрать «ключик» к каждому ребёнку.

В учреждении с 1998 года действует Православный храм во имя Святой блаженной Ксении Петербургской, ведется работа по духовно-нравственному воспитанию.

В детском доме-интернате:

  • проводится медицинское обследование детей, налажена профилактика простудных заболеваний и вирусных инфекций, регулярно проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия;
  • проводится обследование детей воспитателем, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, логопедом, составлены индивидуальные реабилитационные маршруты, включающие мероприятия по комплексной реабилитации;
  • создана система мониторинга за качеством жизни детей, усвоением детьми программного материала;
  • ведется проектная деятельность;
  • заложена традиция проведения праздников, спортивных соревнований;
  • идет поиск путей совершенствования педагогического мастерства воспитателей;
  • отработаны связи детского дома с культурными центрами Санкт-Петербурга;
  • налажена система работы Попечительского совета.

Выводы по первой главе

Анализ изученной литературы по особенностям развития умственно-отсталых детей позволяет сделать следующие выводы:

1. Умственная отсталость - это специфическое состояние, когда интеллектуальное развитие ребёнка ограничено определённым уровнем функционирования центральной нервной системы. При таком развитии страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие, адаптация. По мнению большинства учёных, которые занимались изучением данной проблемы, умственная отсталость не лечится. Это явление необратимое, но умственно - отсталые дети могут развиваться и обучаться в пределах своих биологических возможностей при правильной организации врачебных, психолого-педагогических воздействий.

2. Для успешной социальной адаптации и социокультурной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья необходимо решать не только задачи по расширению бытового и социального опыта, но и оказывать всестороннюю комплексную помощь в духовно-нравственной поддержке воспитаннику дома-интерната в преодолении коммуникативных барьеров и для расширении его личного сенсорного опыта. Для этого необходимо, чтобы знания, которые воспитанники получают на занятиях подкреплялись на практике в повседневной жизни, в общении с окружающими людьми, в творческой деятельности, в образе жизни.

3. Педагоги организуют коррекционно-развивающие занятия в соответствии с современными требованиями, используют разнообразные технологии воспитания и обучения, включая инновационные.

Глава 2.  Развитие  адаптационных возможностей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья  в условиях интерната.

2.1 Характеристика программы, методов и методик исследования  социокультурной реабилитации детей и  подростков с ОВЗ на примере опыта реализации общеразвивающей программой социально-педагогической направленности «Вдохновение» (ДДИ №1 г. Петергоф).

 Работая в деле воспитания  с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья,  мы постоянно ищем новые приемы и формы работы, которые дали бы ощутимый, видимый результат в развитии личности воспитанника. Помогли раскрыть  внутренний творческий и духовный  потенциал воспитанника и дали  возможность для его дальнейшего всестороннего  развития (на сколько это возможно, в силу заболевания). Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, является актуальной проблемой. Взор многих современных исследователей все больше обращается в сторону различных видов искусств в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных, коррекционных средств.

 Музыкотерапия – один из методов арт-терапии (терапии искусством), основанный на эмоциональном восприятии музыки и направленный на профилактику, психологическую коррекцию личностных отклонений ребенка с проблемами в развитии.

В настоящее время музыкотерапия является целым  психокоррекционным направлением в медицине, психологии и педагогике, имеющим в своей основе два аспекта воздействия на человека:

  •  психотерапевтическое - в процессе, которого с помощью музыки           осуществляется коррекция отклонений в личном развитии,         психоэмоциональном  состоянии;
  •   психосоматическое - в процессе, которого осуществляется лечебное      воздействие на функции организма;

Во многих исследованиях по музыкотерапии проявляются следующие лечебные и коррекционные воздействия как:

  •     регулирующее психоэмоциональное состояние;
  •     повышение социальной активности;
  •      усвоение новых положительных установок и форм поведения;
  •     коррекция коммуникативной функции;
  •      активизация творческих проявлений.

В зависимости от включения ребенка в музыкотерапевтическую коррекционную работу используют следующие приемы музыкотерапии: активная, пассивная (рецептивная) и интегративная.

Пассивная музыкотерапия.

Занятия средствами пассивной (рецептивной) музыкотерапии  направлены на:

- моделирование эмоционального состояния;  

- катарсис (очищение);

- выход посредством восприятия музыки  из психотравмирующей ситуации.

Прослушивание записей духовной музыки, некоторых образцов классической музыки,  звуков природы, «живое» исполнение педагогом колыбельных песен и молитв — все это благотворно влияет на ребенка и обеспечивает снятие психофизического напряжения. Такие музыкотерапевтические приемы на занятиях позволяют получить значительное улучшение  психоэмоционального  состояния ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Активная музыкотерапия.

Положительный эффект в терапевтической и коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией. Вокалотерапия относится к активной музыкотерапии. В благоприятном воздействии пения на человека можно выделить два аспекта:

  1. Коррекция психоэмоционального состояния (Л.С.Брусиловский, В.И.Петрушин);
  2. Лечебно-оздоровительная направленность пения (В.С.Шушарджан,  А.И.Попов, Е.В.Макаров)

Механизм лечебно-оздоровительного воздействия пения основывается на  использовании системы активного классического вокального тренинга, который способствует повышению резервных возможностей организма человека, корректируя нарушенные функции человека.  Вокальный тренинг, основанный на принципах классического пения,      состоит из:

  •   специальных упражнений, осуществляющих биоакустическую стимуляцию    жизненно важных органов;
  •  из упражнений, повышающих адаптационные и интеллектуально-эстетические  возможности человека.

Подтверждением огромного влияния классического пения на организм человека является перечень певцов долгожителей (И.С.Козловский, С.Я.Лемешев и др.). В.С.Шушарджан, раскрывая механизмы вокалотерапии, отмечает, что в процессе вокалотерапии происходит стимуляция работы внутренних органов за счёт активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а так же вибрационных процессов, возникающих в результате фонации. Коррекционное  лечебное воздействие обеспечивается и в процессе «обучения основам нижнереберно-диафрагмального дыхания», как наиболее физиологичного, которое благоприятно влияет на общее состояние организма человека. Пение обогащает людей новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов.  

Интегративная музыкотерапия.

Коррекция психоэмоциональных нарушений осуществляется при интегративной музыкотерапии на основе синтеза музыкального и зрительного восприятия:

  • восприятие музыки в сочетании с цветом ( роспись храма, цвета икон или  картин и репродукций );
  • музыкоизотерапия - восприятие музыки в сочетании с восприятием произведений изобразительного искусства (изображение икон, фресок, картины природы, а также изображение музыки в рисунке).  

Музыкоизотерапия способствует восстановлению первоначального, свойственного человеческому организму, энергетического равновесия, нарушенного болезненным состоянием, с помощью синтеза музыки и цвета.

Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

В Детском Доме№1 уже 20 лет проводятся занятия по специально созданной педагогами  дополнительного образования  авторской программе «Вдохновение». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет художественную, социально-педагогическую направленность и предназначена для музыкального и духовного воспитания  детей и подростков с ОВЗ.

 Данная программа «Вдохновение» имеет социокультурную направленность и использует в своей коррекционной работе приемы и методы арттерапии: «Музыкотерапия на основе классической, духовной музыки и церковного пения». Программа рассчитана на учащихся с умеренной умственной отсталостью.  

Основной целью программы является -  помочь учащемуся творчески взглянуть на окружающий и внутренний мир человека, путем приобщения их к музыкальной духовной культуре нашего русского народа, расширить  и обогатить свой жизненный опыт. Цель и содержание коррекционных, реабилитационных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей. Основной задачей коррекционных занятий является стимуляция потенциальных возможностей детей и подростков с ОВЗ, преодоление трудностей социальной адаптации в соответствии с возможностями личности. Поэтому на групповых и индивидуальных музыкальных занятиях по данной программе ставится главной целью не только развитие музыкальных способностей  воспитанника, но и, в первую очередь, разрешение проблем ребенка с ОВЗ, связанных с психическим здоровьем и  на предупреждение вторичных заболеваний или отклонений в развитии воспитанника детского дома-интерната. 

Основные задачи программы:

Обучающие:

  • прививать навыки слушания классической и духовной музыки;
  • формировать первичные умения и навыки разных видов деятельности: общения, игры,познавательной деятельности, творчества.
  • учить правильному звукоизвлечению во время исполнения простых песнопений.

Развивающие:

  • развитие психических процессов (восприятий, внимания, памяти, мышления, речи, воображения);
  • введение учащихся в мир классической и духовной музыки;
  • развитие познавательной деятельности;
  • содействовать общему развитию учащегося.

Воспитательные:

  • воспитание самовыражения;
  • приобщение учащихся к новому пласту музыкальной культуры - к духовной музыке, как средству эстетического и духовно-нравственного воспитания.

Основными направлениями социокультурной реабилитации программы являются:

  • формирование общей культуры, привитие воспитанникам этических и нравственных норм поведения средствами музыкотерапии;
  • помощь старшим воспитанникам адаптироваться к взрослой жизни по выходу из учреждения, путем приобщения их к духовным и культурным ценностям через познание смысла жизни, познания Бога, своего внутреннего мира.

СОДЕРЖАНИЕ

Учитывая  особенности восприятия материала и физиологические особенности воспитанников Детского Дома, преподавание программы в Детском доме — интернате №1 ведется по трем уровням: 1-ый (низкий), 2-ой (средний), 3-ий (высокий).

Первый уровень  программы «Вдохновение»  рассчитан на один год обучения. В учебном году планируется 30-35 занятий из расчета одно занятие в неделю, продолжительностью 30 минут. Занятия проводятся с подгруппой детей и подростков (от 3-х до 5-ти человек). Задачей этого уровня является введение детей и подростков в мир духовной музыки. На начальном этапе  воспринимается красота мелодии. Пение педагогом основных молитв настраивает детей на внимательное слушание молитвы, на внутреннюю собранность, на главные духовные образы - Бог, Богородица, Ангелы, свеча, церковь, икона. В красивом, мягком живом исполнении духовных песнопений рождается состояние спокойствия, добра и любви. На этом уровне предлагается прослушивание звуков природы в аудиозаписи: «Морской прибой», «Звуки леса», «Рассвет в лесу», «Шум дождя», «Журчание ручья» и др.. В данной программе этого уровня новому материалу отводится не все занятие, а только небольшая ее часть и на 6-8 занятиях проходит закрепление материала. Это помогает ребенку, находится в спокойном состоянии, быть внимательным и постепенным в изучении пространства вокруг себя. (убранство храма, иконы, настенные росписи, если занятие проходит в домовой церкви Детского Дома;  картины и репродукции природы).

Второй уровень программы   рассчитан на один год обучения. Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью от 30 до 35 минут.  К задачам первого и второго уровней присоединяются задачи нравственного воспитания  (на основе изучения основ Православной культуры). Для этого вводится изучение церковных песнопений с более глубоким разбором Богослужебного текста.   К задаче второго  уровня предъявляются уже расширенные требования - не просто пассивное восприятие музыки, а с уже, пусть не глубоким, анализом текста (разбор смысла песен и основных  молитв). Церковное пение по содержанию песнопений, по мотивам по действию на людей гораздо выше, достойнее и благотворнее всякого мирского пения и музыки. Оно, как и всякое другое церковное искусство: архитектура, святые иконы, культура и убранство наших православных храмов, своим исполнением вызывает благоговейные чувства в душе каждого человека.  Тем самым происходит приобщение воспитанников к новому пласту музыкальной культуры - к духовной музыке, как средству эстетического и нравственного воспитания. Также  используется активное включение ребёнка в музыкотерапевтический процесс посредством игры на музыкальных и шумовых инструментах (инструментальная музыкотерапия); пения и движения под музыку (кинезитерапия, т.е.  участие в постановке музыкальных спектаклей); посещение  праздничных Богослужений, проводимых в   домовой церкви детского дома; загородные поездки в каникулярное время в Православно-оздоровительный лагерь.

Третий уровень программы  рассчитан от трех до пяти  лет обучения и предназначен для воспитанников, успешно прошедших обучение второго уровня освоения программы.. Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью от 40 до 45 минут.  На этом уровне предполагается активное включение воспитанника  в разные виды деятельности творческого процесса:

  • вокалотерапия — индивидуальные и групповые  занятия по постановке голоса и певческого дыхания;  
  • кинезитерапия — участие в постановке музыкальных спектаклей;
  • активное участие воспитанников в Божественной Литургии (пение духовных песнопений на клиросе в домовом храме детского дома-интерната);
  • концертная деятельность в составе вокального ансамбля «Вдохновение»;
  • отдых и загородные коррекционно-развивающие занятия в Православно-оздоровительном лагере «Чайка» на базе церкви Свт. Николая (п. Лебяжье, Ленингадская обл.);
  • активное участие в жизни прихода (паломнические поездки, общение с прихожанами и др. мероприятия).

 Ведется большая инклюзивная работа, по совместному вовлечению в творческий процесс воспитанников с ОВЗ и детей и подростков с сохранным интеллектом. На базе Реабилитационного Центра при ДДИ№1 проводятся совместные мастер-классы, где принимают участие воспитанники РЦ и учащиеся Православной гимназии им. Св. блг. кн. Александра Невского (Спб), организовываются совместные Пасхальные и Рождественские встречи, выступления, игры и чаепития со сверстниками.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

  Каждое занятие включает 5 этапов:

1. Организационный момент –  «Царю Небесный» молитва перед началом занятия

( этот момент предназначен для эмоционального контакта с детьми и молитвенного обращения о помощи к Богу);

2. Вступительная беседа - чтение Библии, беседы  или рассказ на прочитанную тему;

3. Основная часть - индивидуальная, групповая и коллективная  работа (распевка, вокальные упражнения, разучивание и повторение духовных песнопений, прослушивание духовной музыки, постановка музыкальных спектаклей, подготовка к концертам).

4.Заключительная часть - обобщающая беседа, подведение итогов.

5. Организационный момент -   «Царю Небесный» молитва по окончании занятия.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

  • Участие в Богослужении.
  • Открытое занятие.
  • Участие творческого вокального  коллектива «Вдохновение» в  концертах, фестивалях, музыкальных конкурсах.
  • Творческое общение с приходами церквей,  учащимися Воскресных школ и интересными творческими людьми.
  • Активное участие  в духовной жизни Православных приходов — участие в Престольных праздниках и паломнических поездках.
  • Кратковременное проживание в православном лагере, организация  досуга.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

  1. Осуществление коррекции психоэмоционального состояния воспитанника;
  2. стимуляция потенциальных возможностей в преодолении трудностей социальной адаптации (в соответствии с возможностями личности).

2.2 Анализ коррекционной работы по социокультурной реабилитации по программе «Вдохновение» из опыта работы в ДДИ№1 г.Петергоф

Музыкотерапия — это технология социокультурной реабилитации, где искусство используется в качестве профилактических средств для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности. Музыкотерапия во всех ее вариантах является составной частью общей коррекционной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья, она не подменяет музыкального воспитания, которое выполняет свои конкретные задачи. Музыкотерапия должна способствовать гармонизации личности воспитанника детского дома-интерната и его социальной адаптации.

Работа по социокультурной реабилитации по авторской общеразвивающей программе «Вдохновение» в Детском Доме-Интернате №1 состоит из двух уровней – занятия непосредственно в Интернате и выездные внеурочные мероприятия в загородном Центре духовно-нравственной поддержки «Чайка».

  При создании и реализации данной программы, нашей главной задачей было  дать не какие-то отвлеченные, оторванные от реальной жизни знания воспитаннику дома-интерната, а воспитать человека для добродетели, адаптировать к социуму.  Как писал русский поэт Иван Павлович Крылов:  «Не наука делает людей благополучными, а честность и добрая совесть». При создании программы социально-педагогической направленности мы старались, чтобы наши занятия приобщали воспитанников к духовным и культурным ценностям нашего русского народа через музыку,  через познание Бога опытным путем, через раскрытие своего духовного потенциала и внутреннего мира, а так же дали стимул к научению делать правильный выбор в сложных жизненных ситуациях.

 На наших музыкальных занятиях в детском доме мы используем приемы музыкальной терапии на основе классической, духовной музыки и церковного пения. Воспитанники знакомятся с лучшими образцами классической и духовной музыки, учатся церковному пению, проводятся индивидуальные и групповые занятия по вокальному мастерству и занятия по основам православной культуры. В Детском Доме — интернате №1 существует Православная церковь Святой блаженной Ксении Петербургской, где по праздникам проходят Богослужения и воспитанники имеют возможность приобщиться к духовной жизни Православной Церкви. С целью расширить, зачастую скудный, в силу болезни, жизненный опыт воспитанников, нами был создан Православно - оздоровительный лагерь на базе церкви Святителя Николая Чудотворца в п. Лебяжье, Ленинградской области. В каникулярное время воспитанники, проходящие обучение по данной программе, приезжают в  лагерь, который расположен на берегу Финского залива,  где   имеют уникальную возможность расширить и обогатить свой социальный опыт; закрепить умения и навыки, полученные на занятиях в детском доме, совмещая с отдыхом, пением у костра, активным участием в жизни прихода. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в ходе многократных и регулярных бесед, совместных игр и оздоровительных мероприятий,  просмотров и обсуждения фильмов. Воспитанники общаются с прихожанами храма, вместе ездят по святым местам в паломнические поездки.

За эти годы работы в данном направлении  образовался творческий вокальный коллектив Детского Дома  «Вдохновение». Ансамбль успешно защищает честь Интерната на различных городских и областных мероприятиях и конкурсах, посвященных проблемам детей с отклонениями в развитии. В 2013 году ансамбль стал лауреатом III Всероссийского фестиваля детских социальных учреждений «Пасхальная радость» в г. Сергиев Посад. Участники ансамбля поют в церковном хоре в нашем домовом храме во время Литургии, участвуют с концертами на Престольных праздниках в других приходах русской Православной Церкви. В учебной программе ансамбля, большое место уделяется развитию индивидуальных способностей детей и подростков с ОВЗ, стремлению их к повышению исполнительского уровня, общекультурным, нравственным и духовным ценностям.

Мы ведем также активную работу по интеграции наших воспитанников Детского Дома и Реабилитационного Центра в общество. Для воспитанников и сотрудников ДДИ №1 проводим  совместные концерты  вокального ансамбля «Вдохновение» с учащимися из Петергофской  музыкальной школы №17 и школы искусств,  а также Пасхальные и Рождественские концерты  с учащимися из Православной общеобразовательной гимназии им. Св. блг. князя Александра Невского (Спб),  творческие встречи с музыкальными коллективами и интересными людьми. Для воспитанников интерната учащимися Православной гимназии были проведены творческие мастер-классы по изготовлению Рождественских пряников и эко-гирлянд.

Ансамбль «Вдохновение»  2017 году участвовал в молодежно-творческом конкурсе-фестивале «Россия – священная наша держава», который проходил в Выборгской епархии, где  30 творческих коллективов принимали  участие.  Наш ансамбль «Вдохновение»  получил гран-при  и диплом лауреата I степени в конкурсной номинации «Сценическое искусство». Был отмечен  высокий профессионализм коллектива  и мастерское исполнение художественных концертных номеров в жанре песенного творчества.  Это для нас большой успех, так как мы приняли участие в  конкурсе наравне со здоровыми детьми, подростками и  молодыми людьми, которые  участвовали в этом музыкальном фестивале.

Одной из любимых сторон нашей творческой жизни - это знакомство и творческая работа с известным певцом Валерием Малышевым. Совместные выступления  с автором-исполнителем на концертах в нашем Детском Доме, участие ансамбля в съемках двух видео-клипов, которые  можно увидеть в СМИ, а также расширение песенного репертуара нашего коллектива удивительно красивыми песнями, сочиненными Валерием Малышевым - все это приносит радость не только нам, как исполнителям, но и тем людям, которые нас слушают!

Выводы по второй главе

В процессе работы с нашими «особенными» детьми и подростками по программе мы использовали методы и приемы музыкотерапии, основываясь на лучших образцах классической и духовной музыки, а также постигали азы церковного пения. Со временем стало очевидно, что занятия  в данном коррекционно-воспитательном направлении  помогают воспитанникам более широко взглянуть на окружающий мир. У ребят, успешно прошедших курс по данной программе заметно расширился круг духовно-нравственного общения со своими сверстниками, друзьями, что помогает их дальнейшей социальной адаптации  во взрослой жизни и способствует развитию  интеллектуального уровня.  

За  двадцать лет, работая по этой программе дополнительного образования, из нашего педагогического опыта можно отметить то, что к красивому и правильному пению ребёнок приходит не только через регулярные занятия вокалом, но и через духовный настрой и творческое восприятие окружающей среды. Поэтому, на этом этапе становления личности воспитанника интерната огромную роль в дальнейшей его социализации и интеграции в общество играет духовно-нравственная поддержка. Надо стремиться воспитать личность гармоничную, цельную через трепетное отношение к каждой душе человека, через научение и стремление жить для добра и любви. Творчество рождается там, где есть любовь и взаимопонимание. Наша деятельность вылилась в создание  творческого коллектива: ансамбля «Вдохновение». В репертуаре ансамбля песни о добре, дружбе, любви, о красоте природы. («Дорога добра», «Нам жить в одной стране», «Дом», «Гляжу в озёра синие», «Как прекрасен этот мир» и другие). Участие вокального коллектива «Вдохновение» в различных фестивалях, конкурсах не только среди подростков с ОВЗ, и  что для нас очень ценно, наравне с нормой  вдохновляет нас на дальнейшее стремление в своем творческом и духовном развитии.

 Воспитанники детского дома с большой любовью посещают домовую церковь Св. блаженной Ксении Петербургской, участвуют в Богослужениях, всем храмом участвуют в пении основных духовных песнопений «Отче наш», «Символ веры», «Святый Боже»  и др., исповедаются и причащаются, некоторые помогают в алтаре священнику. Дети тянутся к святыням. После  кратковременного проживания на каникулах в Православно-оздоровительном лагере «Чайка»  наши воспитанники стремятся вновь вернуться туда. Со временем, при приходе Свт. Николая Чудотворца нами был организован Центр духовно-нравственной поддержки «Чайка», куда теперь выпускники и воспитанники детского дома-интерната №1, имеющие самостоятельный выход,  имеют возможность круглогодично приезжать на выходные дни. Некоторые выпускники дома-интерната №1 продолжают вести свою творческую и духовную жизнь, посещают службы в  храмах, ездят в паломнические поездки, активно участвуют в жизни приходов Русской Православной Церкви, некоторые поют в любительских церковных хорах, принимают активное участие в творческих мероприятиях.

Наше учреждение неоднократно посещали высокие гости из Правительства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, в ходе этих визитов работа коллектива детского дома была высоко оценена, в том числе, по направлению духовно-нравственного воспитания. Все педагоги и специалисты нашего Детского дома-интерната, которые содействуют в реализации данного продолжительного по времени, непрерывного творческого процесса по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их дальнейшей социализации,  все хотим видеть на выходе из нашего учреждения, на сколько это возможно, хорошо адаптированного члена нашего общества. Чтобы наши выпускники  имели  сформированную систему нравственных ценностей и ориентиров, которыми и руководствовались бы всю свою дальнейшую жизнь.

Глава 3. Рекомендации

Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в развитии в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения. При обучении детей с нарушением интеллекта рекомендуется включать их в процесс активной практической деятельности (Баряева Л.Б., 1990; Белопольская Н.Л., 1997). Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового общения  (Кулеш Э., 1990). Для этого нужно видеть лучшие качества ребенка, развивать его духовный и творческий потенциал, научить его взаимодействию в том микроклимате, в котором он находится и подготовить  для дальнейшего взаимодействия с социумом.

Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки:

  • умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка;
  • умение установить контакт с ребенком. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя.

Чтобы вывести ребёнка из того или иного эмоционального состояния, ему необходимо сначала  дать прослушать мелодии, созвучные его настроению, а   затем, постепенно сменить характер музыки, в соответствии с желаемой переменой. Хорошо слушать музыку, передающую картины природы в аудиозаписи: «Морской прибой», «Звуки леса», «Рассвет в лесу», «Шум дождя», «Журчание ручья» и др.. Обеспечивает снятие напряжения, отвлечение от психотравмирующей ситуации и «живое» исполнение педагога колыбельных песен и молитв. Наблюдения показывают, что 8-10 целенаправленных музыкотерапевтических  занятий позволяют получить значительное улучшение  психоэмоционального  состояния человека. Для достижения оптимальных результатов  занятий музыкотерапии нужно, чтобы ребенок сам активно действовал (пел, играл на музыкальном инструменте, воплощал музыку в движениях). Музыкальный материал подбирается согласно возрастному составу детей и в зависимости от тяжести дефекта. Также в коррекционно -развивающей работе с детьми с ОВЗ используется широкий спектр музыкальных инструментов и видов музыки, которые воздействуют на различные функции организма. Например, при слабой мелкой моторике пальцев используются клавишные инструменты (фортепиано); для координации движений – металлофон, треугольник, маракасы. Для снятия стресса, при эмоциональных проблемах или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка – прослушивание музыки для релаксации, а также записей шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).

   За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять в дальнейшем. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и исполнять, создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Самой главной для них является потребность в общении друг с другом и с окружающими их взрослыми.

      Мажорная музыка вызывает светлое, радостное настроение у детей, воздействуя на малоподвижного ребенка, лишенного мышечной активности, приводит мышцы в тонус, заставляя его двигаться. Минорная же музыка, наоборот, является прекрасным успокоительным средством для гиперактивных, неспокойных, раздражительных детей, помогает им успокоиться, расслабиться. Песни жизнеутверждающего характера формируют в ребёнке такие принципы отношения к окружающей жизни, которые способствуют гармонизации его внутреннего мира.  Прослушивание музыки стимулирует воспитанника к созданию собственного творения, так как сопряжено с эмоциональнообразной сферой. Уникальность реабилитационного воздействия музыки состоит в способности объединять людей и делать их чище, добрее, совершеннее, нравственнее. Групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия применяется также и индивидуально и является средством, способным помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь познать свое «Я»,  дает возможность творческой самореализации и  активного взаимодействия в  социуме.

Таким образом, коррекционно-развивающие занятия по музыкальной терапии направленны не только на развитие  музыкального восприятия и приобщению воспитанников к вокальному искусству, но и на обеспечение и развитие сенсомоторных интеллектуальных реакций. Через творческое  восприятие мира, через соприкосновение с лучшими образцами классической и духовной музыки, через освоение искусства церковного пения происходит социальная и эмоциональная адаптация, процесс развития духовно-нравственного потенциала личности воспитанника  с ограниченными возможностями здоровья.  

Заключение

Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.  Приобщение детей, имеющих ограничения в физическом и интеллектуальном развитии, к творчеству является одной из задач задачей социокультурной среды  в целом и всех реабилитационных центров в частности.

Особая ценность арт-терапевтической работы для детей с ОВЗ в том, что дети, испытывая определенные затруднения в вербализации (проговаривании) своих переживаний, например, из-за речевых нарушений или малоконтактности имеют возможность через творчество быть включенными в активную деятельность наравне с другими детьми, в том числе и в совместную деятельность со сверстниками с нормой.

Как мы видим, результаты освоения программы оказались положительными: создание творческого вокального коллектива «Вдохновение», сотрудничество с разными музыкальными и творческими коллективами на равных условиях, участие в концертах, фестивалях, музыкальных конкурсах, совместные игры, пение, беседы, мероприятия вместе со здоровыми детьми и подростками дали некий толчок в развитии коммуникативной, эмоциональной и, даже, в интеллектуальной сфере  воспитанников. Творческое сотрудничество со сверстниками с нормой, зачастую способствует успешной социализации детей с ОВЗ, а для нормально развивающихся молодых людей создает среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой «единое сообщество людей, включающее людей с ограниченными возможностями здоровья». Практика показала, что очень полезно и  необходимо создавать  условия для равноправного творческого взаимодействия молодых людей с сохранным здоровьем и молодых людей  с ограниченными возможностями здоровья, для  реализации своих дарований в совместных трудах  и праздниках.

Занятие хоровым и акапельным церковным пением; активное участие в духовной жизни: беседы со священником на духовно-нравственные темы, общение с прихожанами, экскурссии и паломнические поездки по святым местам; отдых и коррекционно-развивающие занятия в Православно-оздоровительном лагере «Чайка»; совместные творческие мероприятия со сверстниками с нормой способствуют  разностороннему развитию личности воспитанника детского дома-интерната и показывает положительную динамику развития в творческой и коммуникативной сфере воспитанников, прошедших процесс обучения по программе « Вдохновение», которая успешно реализуется в ДДИ №1. Направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал воспитанника, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении, адаптироваться в жизни.  Данная программа дает возможность обеспечить воспитаннику  с ограниченными возможностями  здоровья психологическую готовность принять социальные ценности как личностно значимые.  Программа помогает развитию творческой деятельности и коррекции взаимоотношений между подростками,  стимулирует осознание подростком самого себя как «положительной», социально-нравственной личностью.

Положительный результат проводимых мероприятий по реабилитационной программе отмечен администрацией детского дома.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вдохновение»  предназначена для музыкального и духовного воспитания  детей и подростков с ОВЗ. Помогает учащимся более широко взглянуть на окружающий мир, постигнуть смысл человеческой жизни. Позволяет расширить круг духовно-нравственного общения со своими сверстниками, друзьями, помогает дальнейшей социальной адаптации  во взрослой жизни, развивает его интеллектуальный уровень.

 Коррекционно-развивающая программа по творческому и духовно-нравственному  воспитанию с использованием методов социальной реабилитации  позволяет в условиях детского дома-интерната через дополнительное образование расширить возможности практической работы в образовательной области «Вокальное искусство»,  с помощью социальных технологий (арттерапия) помогает раскрыть  внутренний творческий и духовный  потенциал воспитанника с ограниченными возможностями (на сколько это возможно, в силу заболевания), расширить социальные контакты воспитанника и способствовать  его успешной адаптации и социализации в современном обществе.   

IV Список литературы:

  1. Алексеева Л.С. и др. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе-комплексе Детская личность. Президентская программа «Дети России». М., 1997
  2. Историко-культурное и духовное наследие: традиции и современность. Материалы международной конференции. Куремяэ, Эстония 2015
  3. Реабилитация, абилитация и сопрвождение детей с ограничениями жизнедеятельности в Свердловской области. Сборник научно-методических материалов в авторской редакции. Екатеринбург: Изд-во «Раритет», 2017
  4. Холостова, Е.И. Технология социальной работы: учебник для бакалавров/-М.: Издательство Юрайт, 2014.
  5. Шипицына Л.М..Психология детей-сирот.Изд.-во С.-Петербургского университета,            2005
  6. Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии.  С.В. Шушарджан. Изд.»Медицина» 2005
  7. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб.

пособие. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. СПб: Изд-во «Питер», 2004