Специфика использования мультипликации в работе педагога-психолога ДОУ

Федоркова Евгения Александровна

Специфика использования мультипликации в работе педагога-психолога ДОУ

Федоркова Е.А., педагог-психолог

В работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении важной задачей педагога-психолога является поиск новых средства обучения и эффективных способов передачи знаний от взрослого к ребенку. Чтобы процесс обучения складывался наилучшим образом на занятии необходима смена видов деятельности, использование качественного наглядного материала и значимые для ребенка средства обучения. Одним из таких средств обучения может стать мультипликация.

Анимация («одушевление, оживление») или мультипликация ( «умножение, увеличение») – технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга. Хотя термин «анимация» наиболее распространён в мире, однако в русском языке, в СССР и в России, на протяжении длительного времени было общепринято название «мультипликация» [1]. По созвучию с этим словом эта отрасль кинематографа была названа мультипликацией [7].

Бесспорно, процесс просмотра мультипликационных фильмов у детей вызывает массу положительных эмоций, что наилучшим образом влияет на развитие их психоэмоциональной сферы. В мультфильмах используются зрелищные и яркие сюжеты, доступные пониманию дошкольников. Такие простые и лёгкие сюжеты помогают сформировать представление о добре и зле, об эталонах хорошего и плохого поведения. Мультфильм вполне может обладать мощным воспитательным потенциалом и являться одним из эффективных наглядных материалов. А применение мультипликации в процессе занятия у педагога-психолога может положительно и наиболее качественно повлиять на ход самого занятия, улучшить результат и повысить его эффективность.

Через мультипликационный фильм дети могут получать спектр разных эмоций: от самых положительных до самых негативных. Например, детские переживания могут не закончиться в момент завершения мультфильма, а еще долго сопровождать мысли малыша. Такая впечатлительность может создать подмену понятий реального мира и созданного, мультипликационного сюжета. В связи с этим необходимо соблюдение ряда принципов просмотра мультфильмов: продолжительность просмотра на групповом занятии не более 10 минут; доступность сюжета с воспитательным значением; наличие диалога между героями, количество которых не превышает трёх; хорошее и отличное качество воспроизведения картинки и звука.

Студенты и преподаватели психологического факультета Московского государственного университета по итогам собственного исследования в 2017 году составили «стоп-лист» мультфильмов, которые, по их мнению, стоит и не стоит показывать детям [3].
К списку вредных мультфильмов они отнесли такие, как Monster High, Губка Боб – Квадратные штаны, Девочки из Эквестрии, Кик Бутовски, Маша и Медведь, Миньоны, Свинка Пеппа, Том и Джерри и Финес и Ферб. Отбирали по четырем критериям. Мультфильмы отбирали по четырем критериям. Мотивационный – мультфильм не должен побуждать ребенка к действиям, которые будут опасны для окружающих или его самого. Ценностно-смысловой – мультфильм должен формировать у ребенка систему общечеловеческих ценностей, например, рассказывать о важности доброты, дружбы, искренности и милосердия. Эмоциональный – если в мультфильме обижают персонажа, с которым идентифицирует себя ребенок, – это вредный мультфильм. Познавательный –мультфильмы должны адекватно передавать картину мира и пробуждать любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

К рекомендуемому списку мультфильмов были отнесены следующие: 101 далматинец, Балто, Винни-Пух (1969), Даша-путешественница, Король лев, Кот Леопольд, Котенок по имени Гав, Леди и Бродяга, Лило и Стич, Малыш и Карлсон, Малышарики, Простоквашино, Скуби-Ду, Смешарики , Фиксики, Холодное сердце, Хранитель Лев.

Правильно подобранная мультипликация занимает важную роль в формировании у ребенка представлений о мире. События, которые происходят в мультфильмах, позволяют воспитывать детей: повышать их общую осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение [6]. Дети подражают героям, учатся у них как как правильно и как неправильно вести себя в обществе. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим [4]. Процесс их социализации происходит незаметно, поэтому очень важно обращать внимание на выбор мультипликации.

Мультфильмы обладают богатыми психолого-педагогическими возможностями и помогают педагогу-психологу в процессе занятий:
расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями; развивают эстетический вкус, чувство юмора;
развивают мышление, понимание причинно-следственных связей;
мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности ребенка.
Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели.

Таким образом, мультфильмы могут служить как от­личным средством воспитания и развития, так и инструментом помощи детям в тех или иных непростых ситуациях (2).

Источники:

  1. https://ru.wikipedia.org. Дата обращения: 8 октября 2023.
  2. https://psihdocs.ru/ispolezovanie-muletiplikacii-v-rabote-s-detemi-starshego-doshk.html. Дата обращения: 8 октября 2023.
  3. https://whatisgood.ru/theory/media/psihologi-mgu-sostavili-spisok-travmiruyushhih-detey-multfilmov/. Дата обращения: 8 октября 2023.
  4. Гуськова, А.А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 с.
  5. Гуськова, А.А. Использование средств мультипликации в преодолении ОНР. // Логопед. – 2009. – №7. – С. 27-34.
  6. Логопедия: методические традиции и новаторство. Под ред. С.Н. Шаховской Т.В. Волосовец. – М.: МПСИ, 2003.
  7. Хитрук Ф. Профессия — аниматор. — М.: Гаятри, 2008. — Т. 1.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика использования мультипликации в работе педагога-психолога ДОУ

Федоркова Е.А., педагог-психолог

В работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении важной задачей педагога-психолога является поиск новых средства обучения и эффективных способов передачи знаний от взрослого к ребенку. Чтобы процесс обучения складывался наилучшим образом на занятии необходима смена видов деятельности, использование качественного наглядного материала и значимые для ребенка средства обучения. Одним из таких средств обучения может стать мультипликация.

Анимация («одушевление, оживление») или мультипликация ( «умножение, увеличение») – технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга. Хотя термин «анимация» наиболее распространён в мире, однако в русском языке, в СССР и в России, на протяжении длительного времени было общепринято название «мультипликация» [1]. По созвучию с этим словом эта отрасль кинематографа была названа мультипликацией [7].

Бесспорно, процесс просмотра мультипликационных фильмов у детей вызывает массу положительных эмоций, что наилучшим образом влияет на развитие их психоэмоциональной сферы. В мультфильмах используются зрелищные и яркие сюжеты, доступные пониманию дошкольников. Такие простые и лёгкие сюжеты помогают сформировать представление о добре и зле, об эталонах хорошего и плохого поведения. Мультфильм вполне может обладать мощным воспитательным потенциалом и являться одним из эффективных наглядных материалов. А применение мультипликации в процессе занятия у педагога-психолога может положительно и наиболее качественно повлиять на ход самого занятия, улучшить результат и повысить его эффективность.

Через мультипликационный фильм дети могут получать спектр разных эмоций: от самых положительных до самых негативных. Например, детские переживания могут не закончиться в момент завершения мультфильма, а еще долго сопровождать мысли малыша. Такая впечатлительность может создать подмену понятий реального мира и созданного, мультипликационного сюжета. В связи с этим необходимо соблюдение ряда принципов просмотра мультфильмов: продолжительность просмотра на групповом занятии не более 10 минут; доступность сюжета с воспитательным значением; наличие диалога между героями, количество которых не превышает трёх; хорошее и отличное качество воспроизведения картинки и звука.

Студенты и преподаватели психологического факультета Московского государственного университета по итогам собственного исследования в 2017 году составили «стоп-лист» мультфильмов, которые, по их мнению, стоит и не стоит показывать детям [3].
К списку вредных мультфильмов они отнесли такие, как Monster High, Губка Боб – Квадратные штаны, Девочки из Эквестрии, Кик Бутовски, Маша и Медведь, Миньоны, Свинка Пеппа, Том и Джерри и Финес и Ферб. Отбирали по четырем критериям. Мультфильмы отбирали по четырем критериям. Мотивационный – мультфильм не должен побуждать ребенка к действиям, которые будут опасны для окружающих или его самого. Ценностно-смысловой – мультфильм должен формировать у ребенка систему общечеловеческих ценностей, например, рассказывать о важности доброты, дружбы, искренности и милосердия. Эмоциональный – если в мультфильме обижают персонажа, с которым идентифицирует себя ребенок, – это вредный мультфильм. Познавательный –мультфильмы должны адекватно передавать картину мира и пробуждать любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

К рекомендуемому списку мультфильмов были отнесены следующие: 101 далматинец, Балто, Винни-Пух (1969), Даша-путешественница, Король лев, Кот Леопольд, Котенок по имени Гав, Леди и Бродяга, Лило и Стич, Малыш и Карлсон, Малышарики, Простоквашино, Скуби-Ду, Смешарики , Фиксики, Холодное сердце, Хранитель Лев.

Правильно подобранная мультипликация занимает важную роль в формировании у ребенка представлений о мире. События, которые происходят в мультфильмах, позволяют воспитывать детей: повышать их общую осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение [6]. Дети подражают героям, учатся у них как как правильно и как неправильно вести себя в обществе. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим [4]. Процесс их социализации происходит незаметно, поэтому очень важно обращать внимание на выбор мультипликации.

Мультфильмы обладают богатыми психолого-педагогическими возможностями и помогают педагогу-психологу в процессе занятий:
расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями; развивают эстетический вкус, чувство юмора;
развивают мышление, понимание причинно-следственных связей;
мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности ребенка.
Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели.

Таким образом, мультфильмы могут служить как отличным средством воспитания и развития, так и инструментом помощи детям в тех или иных непростых ситуациях (2).

Источники:

  1. https://ru.wikipedia.org. Дата обращения: 8 октября 2023.
  2. https://psihdocs.ru/ispolezovanie-muletiplikacii-v-rabote-s-detemi-starshego-doshk.html. Дата обращения: 8 октября 2023.
  3. https://whatisgood.ru/theory/media/psihologi-mgu-sostavili-spisok-travmiruyushhih-detey-multfilmov/. Дата обращения: 8 октября 2023.
  4. Гуськова, А.А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 с.
  5. Гуськова, А.А. Использование средств мультипликации в преодолении ОНР. // Логопед. – 2009. – №7. – С. 27-34.
  6. Логопедия: методические традиции и новаторство. Под ред. С.Н. Шаховской Т.В. Волосовец. – М.: МПСИ, 2003.
  7. Хитрук Ф. Профессия — аниматор. — М.: Гаятри, 2008. — Т. 1.