Главные вкладки
Денисова Елена Николаевна
«Наличие системы деятельности, направленной на развитие познавательной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, достижение уровня подготовки, соответствующей требованиям ФГОС»
Одной из задач воспитательно-образовательной работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 45 «Буратино» (далее МБДОУ «Детский сад №45 «Буратино», ДОУ) является формирование и развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста, которая осуществляется через реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ и в рамках проекта «Мир вокруг нас».
Основной целью Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №45 «Буратино» является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными особенностями, разработана в соответствии с:
- Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- Парциальными программами, расширяющими содержание основной образовательной программы, интегрирующимися с образовательными областями в базовых видах деятельности и режимных моментах:
Парциальные программы | Образовательные области | Базовый вид деятельности/ Возрастная категория детей |
Обязательная часть | ||
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста | Социально-коммуни-кативное развитие | Формирование основ безопасности / от 2 до 7 лет |
Познавательное развитие | Ознакомление с окружающим миром / от 2 до 7 лет | |
Николаева С.Н. Юный эколог | Социально-коммуни-кативное развитие | Формирование основ безопасности / от 2 до 7 лет) |
Познавательное развитие | Ознакомление с окружающим миром / от 2 до 7 лет | |
Колесникова Е.В. Математические ступеньки | Познавательное развитие | Формирование элементарных математических представлений / от 3 до 7 лет |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||
Горячев А.В., Ключ Н.В. Всё по полочкам | Познавательное развитие | Компьютер для дошкольника / от 5 до 6 лет |
Ходакова И., Бревнова Ю. От точки до пейзажа | Рисуем, конструируем на компьютере / от 6 до 7 лет | |
Дыбина О.В. Неизведанное рядом | Неизведанное рядом / от 5 до 7 лет | |
Немова Г. В. Танцы для дошкольников | Художественно-эстетическое развитие | Танцевальный серпантин / от 5 до 7 лет |
Одним из важнейших направлений педагогической деятельности старшего воспитателя по реализации цели и задач Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №45 «Буратино» является обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать воспитательно-образовательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста, формирования познавательной мотивации и учебной самостоятельности в различных видах деятельности. Развитие познавательной мотивации дошкольников в ДОУ осуществляется в:
- рамках организованной образовательной деятельности,
- ходе режимных моментов,
- совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников,
- взаимодействии с семьей и социальными партнерами.
Основной задачей развития познавательной мотивации является предоставление ребенку возможности самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления. Учитывая специфику развития и воспитания детей дошкольного возраста, моделирование образовательного процесса в учреждении строится на следующих принципах:
- принцип развивающего образования;
- комплексно-тематический принцип построения воспитательно-образова-тельного процесса;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
- обеспечение единства развивающих, образовательных, воспитательных задач;
- соответствие планируемого содержания и форм организации детей возрастным и психолого-педагогическим характеристикам.
Качественная организация данного блока нашла свое отражение в результатах освоения образовательной области «Познавательное развитие»:
Таблица «Результаты освоения образовательной области
«Познавательное развитие»
Год/ Оценка уровня развития | Начало года | Конец года | ||||||||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | Качество освоения | Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | Качество освоения | |
2017-2018 | 10% | 40% | 37% | 13% | 0% | 87% | 27,5% | 40,4% | 31,5% | 0,3% | 0% | 99,7% |
2018-2019 | 12% | 40% | 42% | 6% | 0% | 94% | 40% | 39,8% | 19,4% | 0,4% | 0% | 99,6% |
2019-2020 | 11% | 43% | 38% | 8% | 0% | 92% | 38% | 48% | 13% | 1% | 0% | 99% |
Сравнительный анализ результатов мониторинга освоения образовательной области «Познавательное развитие» основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 45 «Буратино» (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям) в период с 2017 по 2020 год показывает рост показателей по освоению детьми 3-7 лет программного материала. Показатели освоения программы находятся в пределах «Высокого»-«Среднего» уровней развития воспитанников. Качество освоения программы варьирует в пределах 87%-99%, т.е. более 95% воспитанников детского сада демонстрируют положительную динамику личностного развития.
Таблица «Результаты освоения образовательной области
«Познавательное развитие» по видам деятельности
Вид деятельности | Качество освоения | |||||
2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
«Формирование элементарных математических представлений» | 70,4% | 99,4% | 77% | 99,1% | 92% | 99% |
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности» | 64% | 99,7% | 79% | 98,1% | 93% | 99% |
«Ознакомление с окружающим миром» | 74% | 99,8% | 80% | 99,6% | 90% | 99% |
Достижение позитивных результатов освоения образовательной области «Познавательное развитие» по перечисленным видам деятельности стало возможным в процессе совершенствования и модернизации:
- развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;
- психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка.
Проект «Мир вокруг нас» направлен на формирование у детей способности, видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, через активизацию исследовательского поведения и познавательной активности, развитие собственного познавательного опыта ребенка, путем включения его в мыслительные и преобразующие действия, снятие скованности детей, боязни «неправильных» действий, поддержание детской инициативы и любознательности.
Таблица «Реализация проекта «Мир вокруг нас»
Режимный момент | Название мероприятий |
«Лабиринт Ума» (кинозал): | -Просмотр мультфильмов, видеороликов, обсуждение содержания просмотренного (дети 3-4 лет) |
Совместная деятельность
| -Коллекционирование (дети 5-7 лет); -Опытно-экспериментальная деятельность «Школа юных исследователей» (дети 5-7 лет); -Участие в акциях «Птичье кафе», «Экологическая листовка», «Щедрый вторник», «Кукла для нашего театра» и другие (дети 4-7 лет); -Экскурсии в организации и учреждения расположенные вблизи детского сада (дети 6-7 лет): «Оптика», «Почта», «Библиотека», «Мастерская по изготовлению ключей», «Аптека», «Строительный техникум», «ТИХМ», «Свято-Троицкий храм». |
С целью повышения познавательной мотивации воспитанников, становления сознания; развития воображения и творческой активности, под руководством старшего воспитателя воспитатели ДОУ в своей работе широко используют образовательные технологии, методы.
Таблица «Использование образовательных технологий и методов
в реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Технологии и методы | Цель |
Личностно – ориентированные | Построение индивидуального образовательного маршрута воспитанников |
Игровые | Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений воспитанников. |
Проектные | Развитие и обогащение социально-личностного опыта воспитанников |
Проблемное обучение | Развитие самостоятельности воспитанников |
Технология развития критического мышления | Развитие гибкости мышления воспитанников
|
Развивающего обучения | Развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка |
Старший воспитатель оказывает методическую помощь молодым педагогам учреждения по реализации Основной образовательной программы дошкольного образования, образовательной области «Познавательное развитие», а так же в организации работы с детьми ОВЗ.