рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Гильманова Мира Зинуллаевна

 

 

                                                                         Пояснительная записка.

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования  и программы для начальных классов  УМК «Школа России».

                                                 Литературное чтение. 4 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений

Авторы: Л. Ф. Климанова: В. Г. Горецкий, М.В. Голованова

 

 

Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи уроков литературного чтения заключаетея в интенсивном развитии навыка чтения как по

содержанию   и   тематике.

-  обогащать   нравственно-эстетический   и   познавательный   опыт ребенка;

  •      обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  •      создавать условия для формирования потребности з самостоятельном чтении художественных произведений.

Для углубления читательского опыта детей, в программу вводятся отдельные произведения, которые повторяются в программе для 5-8 кл.

 

Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с друтими видами искусства.

Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

.Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков.

Задача уроков литературного чтения заключаетея в интенсивном развитии навыка чтения как

содержанию   и   тематике.   обогащать   нравственно-эстетический   и   познавательный   опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности з самостоятельном чтении художественных произведений.

Для углубления читательского опыта детей, в программу вводятся отдельные произведения, которые повторяются в программе для 5-8 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы  для  4 класса (70ч. в год)

              Летописи.   Былины. Жития – 3ч.

Чудесный мир классики -9ч.

П.П. Ершов («Конёк-горбунок.»); А.С. Пушкин («Птичка»: «Няне»; «Туча»; «Осень» (отрывок); «Птичка Божия не знает...»; «Люблю тебя, Петра творенье...»; «Сказка о мертвой царевне...»); М.Ю. Лермонтов («Дары Терека» (отрывок): «Ашик-Кериб»), А.П. Чехов ( «Мальчики»)

Поэтические тетради- 6 ч. Тютчев Ф.И., А.А. Фет, Е.А. Баратынский,А.Н. Плещеев, И.С. Никитин,Н.А. Некерасов, И.А. Бунин.

           Литературные сказки -9ч.. В.Ф. Одоевский  «Городок в табакерке», П.П. Бажов «Серебряное копытце» С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Делу время - потехе час -7ч. Е.Л. Шварц («Сказка о потерянном времени»); В.Ю. Драгунский («Главные реки»; «Что любит Мишка»); В.В. Голявкин («Никакой горчицы я не ел»).

            Страна далекого детства -5ч.. И.С. Шмелев («Егорьев день»);  В.В. Набоков («Бабочки»; «Первая любовь»);  А.И. Цветаева («Детство»);  Б.К. Зайцев («Домашний лар»);  П.П. Бажов («Серебряное копытце»);  Б.С. Житков («Как я ловил человечков»);  К.Г. Паустовский («Корзина с еловыми шиш-ками»);  М.М. Зощенко («Елка»);  А.П. Платонов («Сухой хлеб»).

Поэтическая тетрадь -4ч.. В.Я.Брюсов, С.А. Есенин, М.И. Цветаева

            Природа и мы -8ч.. М.М. Пришвин («Выскочка»): Д.Н. Мамин-Сибиряк («Приёмыш»); Е.И. Чарушин («Кабан»); В.П. Астафьев («Стрижонок Скрип»), Куприн А.И. ( «Барбос и Жулька»), Паустовский «Скрипучие половицы».

           Поэтическая тетрадь -3ч.. Б.Л. Пастернак, С.А. Клычков, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов, С.А. Есенин.

           Родина -2ч.  И.С. Никитин, С.Д. Дрожжин, А.В. Жигулин, Б. А. Слуцкий.

           Страна Фантазия -2ч.. Е.С. Велтистов, Кир Булычёв.

Зарубежная литература -12ч.

Д. Свифт («Путешествие Гулливера»): Э. Распе («Приключения барона Мюнхгаузена»); Г.Х. Андерсен («Русалочка»); М. Твен («Приключения Тома Сойера»), Сельма Лагерлёф ( «Святая ночь», « В Назарете» ).

 

                  

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

 

 

 

 

 

 

 


 


                                                                             Календарно-тематический план

по литературному чтению  на  2011/2012  учебный год.

 

Предмет

Класс

Всего

кол-во

часов

Кол-во

часов

в неделю

Количество

Автор учебника, год издания

 

Техника чтения

Проверочные работы

Развитие речи

Л.Ф. Климанова

Литературное чтение

4

70

2

2

7

           

7

   2009 г.

          

 

 

Методическая тема на 2012/2012  учебный год

 

 

Городская

Школьная

Учителя

Совершенствование методической работы в образовательном учреждении как основной механизм профессионального роста учителя в повышении качества образования

 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, как условие формирования успешной личности, обладающей информационно-коммуникативной культурой, усвоившей образовательные программы по ступеням обучения, способной к жизненному и профессиональному самоопределению.

            Активизация учебной деятельности через применение новых технологий

 


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ  (2 часа)

 

№ п/п

Дидактическая единица (тема, раздел)

Кол.

ч

часо

в

Кал.

 сроки (дата)

Ф.

ср.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Прим.

 

 

     (раздел, тема)

 

час.

ср.

 

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ

ОУУН

 

 

I ЧЕТВЕРТЬ

ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, ЖИТИЯ -3 ЧАС.

1

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего».

1

05.09

 

 Знать былины, летописи, различать эти понятия;

оценивать события;

уметь пересказывать жития

Знать библиографические сведения о произведениях

 

2

Обобщающий урок по теме «Летописи» 

1

07.09

 

 

3

«Житие Сергия Радонежского»

1

12.09

 

 

                        ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ -15 ЧАС.

4

 

 

5

 

П.П. Ершов «Конек  -горбунок». Знакомство.

 Сказка П.П.Ершова.

Работа над содержанием.

1

 

 

1

14.09

 

 

 

19.09

 

воспринимать на слух и понимать содержание сказки;

участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного;

составлять небольшие монологические

высказывание

с опорой на текст; оценивать события,

героев произведения;

читать выразительно, соблюдать темп, ритм, логическое ударение, литературное произношение;

ориентироваться в понятиях абзац, подзаголовок, красная строка, зачин, концовка;

уметь пересказывать сказку

 

 

 

 

 

Передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа.

 

 

Давать характеристику основным действующим лицам

 

уметь слушать и

слушать;

самостоятельно

готовиться к

чтению; выявлять с помощью сравнения отдельные

признаки,

сопоставляемых

произведений;

отслеживать и

оценивать свою

деятельность и

работу одноклассников;

 

 

 

 

 

 

6

А.С. Пушкин «Птичка», «Няне», «Туча», «Осень», «Люблю тебя, Петра творенье».

Внеклассное чтение.

1

21.09

 

В.ч

7

 

 

8

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Знакомство.

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне..»  Работа над содержанием сказки.

1

 

 

1

26.09

 

 

28.09.

 

 

 9

 

 

10

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»,

  Лермонтов М.Ю.                 «Ашик -Кериб».

1

 

 

1

03.10

 

04.10

 

 

11

Л.Н.Толстой «Детство»

1

10.10

 

П/р

13

А.П.Чехов «Мальчики»

А.П.Чехов «Мальчики»

Работа над содержанием

 

 

1

 

1

11.10.

 

13.10

 

 

 

 

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

          

14

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид». «Как неожиданно и ярко»

Внеклассное чтение.

    1

17.10

 

находить и сравнить стихотворные

 

произведения, написанные на одну тему разными авторами, и ряд стихотворений

 

 

 

 

 

 и ряд стихотворений одного и того же автора;

улавливать отношение автора к описываемым событиям.

 

уметь

ориентироваться в мире детской литературы;                     

 

 

 

 

ориентироваться в учебной книге по содержанию, пользоваться дополнительной и справочной литературой; знать

библиографические сведения о книге; читать правильно, осознанно, выразительно, с соблюдением норм чтения для передачи точного смысла высказывания; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;

В.ч

 

15

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

Р.р

1

18.10.

 

одного и того же автора.

 

 

 

 

 

16

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»

1

24.10.

 

 

 

улавливать отношение автора к описываемым событиям.

 

 

 

 

 

17

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

 

1

25.10.

 

 

 

 

разными авторами, и ряд стихотворений одного и того же автора;

улавливать отношение автора к описываемым событиям.

 

 

 

 

 

18

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»

1

08.11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

улавливать отношение автора к описываемым событиям.

 

Читать выразительно, соблюдать темп и ритм чтения

 

 

В.ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ii четверть

 

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА -9 ЧАС.

 

19

 

20

В.Ф.Одоевский  «Городок в табакерке». Знакомство

Городок в табакерке. Работа над содержанием.

1

 

1

15.11

 

 

21.11.

 

отличать литературную сказку от народной;

различать виды сказок;

 

 

 

читать выразительно, соблюдая ритм, темп,

логическое ударение, литературное

 

уметь самостоятельно готовиться к уроку по данной теме, используя рекомендации учителя;

подбирать нужную литературу, обмениваться с товарищами, обсуждать прочитанное;

 

 

21-

 

   22

 

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» Знакомство.

Сказка о жабе и розе.

Работа над содержанием.

1

 

1

24.11

 

 

28.11

 

 

 

23-

 

  24

П.П.Бажов «Серебряное копытце»

«Серебряное копытце»

Работа над содержанием.

1

 

1

01.12

 

 

05.12

 

 

 

25

 

26

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Р.р.

«Аленький цветочек».

Работа над содержанием.

1

 

1

08.12

 

 

12.12

 

П/р №2

 

27

Итоговый урок по разделу «Литературные сказки»

Внеклассное чтение.

1

15.12

 

В.ч

 

ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС -7 ЧАС.

 

  28

 

 

 

  29

 

 

  30

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Зна-

комство с творчеством автора.

«Сказка о потерянном времени». Работа над содержанием сказки.

«Сказка о потерянном времени». Составление плана по частям.

1

 

 

 

1

 

 

1

19.12

 

 

 

 

 

22.12

 

 

 

26.12

 

пересказывать сжато, подробно, выборочно;

делить текст на смысловые части, составлять простой план;

 

 

      признаки литературной сказки и сказки-повести;

 

 

 

 

составлять план и пересказывать по плану;

правильно строить ответ по заданному вопросу, теме; правильно, осознанно читать вслух и про себя;

обосновать свое высказывание и подтвердить выборочным чтением

 

 

  31

 

 

 

В. Ю. Драгунский «Главные реки».

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

 

1

 

 

 

29.12

 

 

 

32

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

1

12.01

 

П/р№3

 

33

Итоговый урок по разделу «Делу время – потехе час»

Внеклассное чтение.

1

16.01

 

В.ч.

 

III ЧЕТВЕРТЬ

 

 

СТРАНА ДЕТСТВА -5 ЧАС.

 

34

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

1

19.01

 

уметь читать вслух и про себя;

улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи;

 

 

 

различать жанры художественной литературы;

 

 

оценивать события и главных героев произведения;

сравнивать нравственные характеристики героев произведения;

правильно строить ответ по заданному вопросу, теме;

правильно, осознанно читать вслух и про себя;

обосновать свое высказывание и подтвердить выборочным чтением;

 

 

35

 

 

 

 

36

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Знакомство с творчеством автора

«Корзина с еловыми шишками» Работа над

содержанием.

 

1

 

 

 

1

23.01

 

 

 

 

 

26.01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37

М.М. Зощенко «Елка». Р.р

1

30.01

 

П/р№4

 

38

Итоговый урок по разделу «Страна детства»

Внеклассное чтение.

1

02.02

 

В.ч.

 

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ -4 час.

 

 

 

 

 

 

 

 

39

В. Я. Брюсов «Опять сон». «Детская»

1

06.02

 

знать краткую биографию авторов;

уметь аргументировать свой выбор автора и произведения;

самостоятельно читать книги данных авторов во внеурочное время;

выбирать и определять содержание книги по её элементам;

знать: основное содержание произведения, их авторов;

 

сравнить произведения;

анализировать результаты сравнения текстов;

определять тему произведения;

делать выводы и обобщения

 

 

40

С. А. Есенин «Бабушкины сказки».

 

1

09.02

 

 

 

41

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»,  «Наши царства». Творчество Цветаевой.

1

13.02

 

 

 

 

 

П\р №5

 

42

Итоговый урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

Внеклассное чтение.

1

16.02

 

В.ч.

 

 

ПРИРОДА И МЫ -8 час.

 

 

 

43

 

44

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш» Знакомство.

«Приёмыш» Работа над

Содержанием.

1

 

1

20.02

27.02

 

 

  ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них;

 

 

   строить небольшое монологическое высказывание о произведении, героях, событиях;

 

 

 

 

    составлять повествовательный рассказ с элементами рассуждения и описания;

 

 

 

 

 

 

определять тему и главную мысль текста;

 строить монологическую речь по предложенному вопросу, варианту;

  сравнивать нравственные характеристики героев произведения;

  делать выводы, обобщения

 

 

 

 

 

 

 

45

А. И. Куприн «Барбос и Жулька» Р р.

1

03.03

 

 

 

46

М.М. Пришвин «Выскочка».

1

05.03

 

 

 

47

Е. И. Чарушин «Кабан»Р р.

1

11.03

 

 

 

48

 

49

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Знакомство.

«Стрижонок Скрип».

Пересказ по плану.

1

 

1

12.03

17.03

 

 

 

50

Обобщающий урок по теме «Природа и мы»

1

19.03

 

п/р 6

 

 

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ -3 час.

 

51

Б. Л. Пастернак «Золотая осень», С. А. Клычков «Весна в лесу»

 

1

02.04.

 

уметь формировать свои эмоционально-оценочные суждения;

воссоздавать художественные образы литературного произведения на основе   двух рядов преставлении: реальных и образных;

свободно

ориентироваться в прочитанном тексте, находить необходимую информацию; отвечать на вопросы словами из текста; сравнивать произведения; определять тему произведения, делать выводы и обобщения;

 

 

52

Д. Б. Кедрин «Бабье лето», Н. М. Рубцов «Сентябрь»

 

1

07.04

 

 

 

53

С. А. Есенин «Лебедушка».

Творчество поэта. Р р.

1

09.04

 

 

 

РОДИНА -3 час.

 

 

 

 

 

 

 

 

54

И. С. Никитин «Русь»,

С. С. Дрожжин «Родине»

1

14.04

 

формировать свое видение окружающего мира;

находить и сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными авторами и ряд стихотворений одного и того же автора;

улавливать отношения автора к описанным событиям;

учить наизусть и читать выразительно

 

 

 

читать правильно, осознанно, выразительно с соблюдением норм чтения для передачи точного смысла высказывания

 

 

 

55

 

56

А.В. Жигулин «О, Родина!»,

 Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».

Внеклассное чтение.

1

 

1

16.04

 

 

21.04

 

 

 

 

 

В.ч

 

IV ЧЕТВЕРТЬ

 

СТРАНА ФАНТАЗИЯ -4 часа

 

57

 

 

58

Е. С. Велтистов. Приклю-

чения Электроника»

Знакомство.

Приключения Электроника.

Работа над содержанием.

1

 

1

23.04

 

 

28.04

 

практически различать художественные, научно-популярные тексты

проявлять оригинальность при создании  творческих работ, сочинений-миниатюр

 

 

59

 

60

К. Булычев «Путешествие Алисы». Знакомство.

«Путешествие Алисы»

Работа над содержанием.

1

 

1

30.04

 

 

05.05

 

 

 

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 9 час.

 

61

 

62

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Знакомство.

Путешествие Гулливера.

Работа над содержанием.

1

 

1

07.05

 

 

12.05

 

знать произведения детских зарубежных писателей;

 

практически различать художественные и научно-популярные тексты.; делать авторскую и тематическую подборку книг, пользоваться библиографическими данными;

 

 

работать с разными источниками информации

(словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

строить монологическое высказывание по предложенной теме;

участвовать в диалоге;

планировать совместную деятельность и работать коллективно

 

 

63

64

65

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Русалочка. Знакомство.

Русалочка. Работа над со

держанием.

1

1

1

14.05

19.05

 

21.05

 

 

 

66

М. Твен «Приключения Тома Сойера» Р р.

1

26.05

 

 

 

67

С. Лагерлеф «Святая ночь».

1

28.05

 

 

 

68

С. Лагерлеф  «В Назарете»

1

30.05

 

 

 

69

 

70

Итоговый урок по разделу «Зарубежная литература»

 

1

31.05

 

П/р 7

 

 

 

 

 

 

 

 

                   
 

Нормы оценки знаний, умений и навыков

учащихся 1-4 классов.

 

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программами. Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль за успешностью обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Применение единых норм оценки обеспечивает единообразие в требованиях к подготовленности младших школьников, предупреждает затруднение при переходе их в 4 класс и из одной школы в другую.

Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся является необходимым условием в работе учителя по преодолению процентомании, по изжитию формализма в оценке результатов труда учителей и учащихся. Она способствует воспитанию у учащихся положительного отношения к учебному труду и формированию основательных навыков чтения, письма, счета.

Знания учащихся проверяются с помощью устного опроса и письменных контрольных работ. Письменные контрольные работы по русскому языку и математике проводятся только после достаточной теоретической и практической подготовки учащихся по проверяемой теме.

 

 

                             Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по литературному чтению.

 

По чтению оцениваются прежде всего навык чтения, который включает понимание текста, умение правильно читать слова в определенном темпе, выразительность чтения, ориентирующей на знаки препинания и содержание текста.

Навык чтения включает в себя 2 стороны: смысловую и техническую.

Смысловая - это совокупное понимание читающим:

  1. значений слов;
  2. содержания предложений;

3) содержание отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей;

4) основного понимания смысла всего текста.

 

Техническая сторона чтения:

1) способ чтения (побуквенное, отрывистое, слоговое) - непродуктивное чтение;

плавное слоговое; плавное слоговое с целостным прочтением слов; чтение целыми словами и группами слов - продуктивное чтение.

2) темп чтения в конце 4 класса не менее 80 - 90 слов в минуту вслух;

З) правильность чтения заключается в том, что ученик избегает или допускает: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв, слов.

4) выразительность чтения - это умение использовать паузы, делать логическое ударение, правильно интонировать, читать громко и внятно.

Главенствующее, ведущее место в этом комплексе занимает такой компонент, как осознанность, понимание того, что прочитывается.

Уровень сформированности навыка чтения определяется с учетом комплекса всех этих параметров.

Высокий уровень:

а) чтение целыми словами с соблюдением орфоэпического чтения;

б) без ошибок.

Средний уровень:

а) чтение целыми словами, но трудные слова - по слогам;

б) орфоэпические нормы соблюдаются не всегда;

В) допускается 1-2 ошибки, связанные с произношением звуков.

Низкий уровень:

а) слоговое чтение;

б) орфоэпические нормы не соблюдаются;

в) отмечается значительное количество ошибок.

 

Наиболее полные и достоверные данные о сформированности навыка чтения ученика или класса в целом можно получить при индивидуальной проверке текущего или рубежного контроля (т.е. в конце четверти, полугодия, учебного года). Наряду с индивидуальной проверкой осуществляют фронтальные текущие и рубежные проверки навыка чтения (про себя). Оценка выразительности чтения должна производиться после проработки в классе произведения или отрывка из него. Тексты должны соответствовать требованиям стандарта и учебной программе.

Если ученик читает со скоростью несколько меньшей, чем предусмотрено требованиями программы, но при этом пользуется продуктивным способом чтения (т.е. плавным слоговым с целостным прочтением отдельных слов или целыми словами и группами слов), читает осознанно, правильно и выразительно, то общая оценка его чтения должна быть положительной.

 

4 класс

Оценка «5» ставится ученику, если он:

в 1 полугодии читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения не менее 95 слов в минуту; во 2 полугодии - бегло, сознательно, правильно, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения не менее 100 слов в минуту; полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного; самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему; знает и выразителю читает наизусть стихотворения

Оценка «4» ставится, если ученик:

в 1 полугодии читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы, темп чтения не менее 85 слов в минуту, во 2 полугодии ­не менее 90 слов в минуту; делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз; составляет простой план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно); самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно; читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности (повторы, паузы и т.д.).

Оценка «3»  ставится ученику, если он:

читает осо3нанно, целыми словами (единичные слова по слогам плавно), монотонно, темп чтения не менее75 слов в 1 полугодии; во 2 полугодии - не менее 80 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок; передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя; воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения в полугодии - менее 75 слов в минуту; во 2 полугодии - менее 80 слов в минуту, не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок при чтении; пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает много речевых ошибок; не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя; при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыкам чтения и умения работать с текстом.

Итоговые проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце 1 и 2 полугодий.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Класс

1 полугодие

 

2 полугодие

 

1

 

«5» - 50-60 слов

«4» - 40-50 слов

«3» - 30-40 слов

«2» - меньше 30 слов

2

«5» - 60-70 слов

«4» - 50-60 слов

«3» - 40-50 слов

«2» - меньше 40 слов

«5» - 70-80 слов

«4» - 60-70 слов

«3» - 50-60 слов

«2» - меньше 50 слов

3

«5» - 80-90 слов

«4» - 70-80 слов

«3» - 60-70 слов

«2» - меньше 60 слов

«5» - 90-100 слов

«4» - 80-90 слов

«3» - 70-80 слов

«2» - меньше 70 слов

4

«5» - 95-105 слов

«4» - 85-95 слов

«3» - 75-85 слов

«2» - меньше 75 слов

«5» - 100-120 слов

«4» - 90-100 слов

«3» - 80-90 слов

«2» - меньше 80 слов

 

 

 

 

 

 

При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыкам чтения и умения работать с текстом.

Итоговые про верки навыка чтения проводятся два раза в год: в копне 1 и 2 полугодий.

 

 

 

 

 

Методическая литература и средства обучения на уроках литературного чтения.

 

 1.Поурочные разработки по литературному чтению С.В. Кутявина,

    Москва, ВАКО, 2011г. 4класс.

 

 2.  Поурочные разработки 4кл., по учебнику « Родная речь».

    Волгоград: Учитель - АСТ, 2008г

 

 3.Внеклассные занятия по русскому языку и литературному чтению. Н.Н.Ушаков, Москва, Просвещение, 2008г.

 

4. Тетрадь для творческих работ.2- 3 класс.- Саратов: Лицей, 2007г.

     (развитие литературно-творческих способностей, образного мышления и воображения).

 

5. К мудрости ступенька. В.П. Аникин, Москва: Детская литература

    1988 год.

 

6. «Посмотри и расскажи», сборник иллюстраций.

 

  1. Портреты писателей и поэтов.

 

 

 

 

 Демонстрационный материал.

 Раздаточный материал.