Инновационная/экспериментальная деятельность

Антонова Инна Владимировна

Опытно-творческая, экспериментальная деятельность учащихся осуществляется по следующим направлениям:

- формирование современного, образованного, нравственного, активного человека с развитым чувством ответственности за судьбу страны;

- последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий;

- развитие творческих способностей через урочную систему и систему дополнительного образования;

- внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных технологий для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка;

-развитие системы воспитательной работы на принципе добровольности, свободы выбора и творчества.

Формирование экологического воспитания обучающихся через проектную деятельность. Участие в школьном проекте «Мой город – Чистый город» (выращивание рассады для школьной клумбы, акция «Вторая жизнь вещей»). Участие в благотворительных акциях («Благотворительность вместо сувениров» в помощь тяжелобольным детям в рамках программы «Не остуди своё сердце»; помощь новорожденным детям, помощь приюту для животных, ежегодных Новогодних акциях).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Средняя общеобразовательная школа № 40

Воспитание толерантности

как средства интернационального воспитания

Подготовила: Антонова И.В.

                                                                     учитель начальных классов

Улан-Удэ

2018


Красивое латинское слово «толерантность» в последнее время стало популярным, даже модным. Что оно означает? Что стоит за ним? Необходимо, чтобы в общественном сознании – и особенно учительском – сложилось твердое понимание того, что толерантность имеет прямое отношение к нашим повседневным педагогическим – учительским, родительским – тревогам и заботам, что её воспитание это наша актуальная задача.

Человек, большой или маленький, никогда не живет один. Его окружают множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, мужчин и женщин, знакомых, близких, родных и совершенно незнакомых. Мало того – оказывается, ребенок не сможет стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей.

Только под воздействием совместно-разделенной деятельности со взрослым могут раскрыться те потенциальные возможности, которые заложены в каждом ребенке.

То, что мы разные, - это важнейший фактор развития общества. Но так ли легко понять и принять другого человека, не похожего на тебя, на близких тебе людей? В русском языке существует понятие «терпимость». Ты - другой, но я уважаю твое право быть другим.

Возросшая миграция населения, резкое социальное расслоение, утрата многих традиций во взаимоотношениях, информационная загруженность детей, когда они часто в определенных областях обладают большими знаниями, чем их родители или педагоги, и многое другое – всё это усложнило взаимоотношения между людьми, расширило спектр «иных», отличных от меня, часто недоступных моему пониманию. В таких условиях умение общаться с этими «иными», жить и работать рядом с ними стало важной жизненной необходимостью.

Сейчас очень широко используют понятие «толерантность». Само слово происходит от латинского слова «tolerantia» - терпение. В настоящее время этот термин обычно используется, когда говорят о культуре взаимоотношений людей с разными этнокультурными установками или имеющие какие-то другие существенные отличия в поведении, взглядах на мир, самосознании. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение, свобода мысли и убеждений. Однако в последнее время все чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к Другому и предлагается рассматривать толерантность в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Особенно важно воспитание толерантности, культуры мира и согласия в детском возрасте. Ребенок пытается упорядочить окружающий его мир, сделать этот мир понятным, предсказуемым, не таящим угрозы. Почему героями сказок для маленьких детей чаще выступают не люди, а животные? Мир взаимоотношений между людьми очень сложен, пока во многом не понятен ребенку, а зайчик в сказках всегда хороший и немного трусливый, а лиса хитрая. Ребенок отрабатывает понимание взаимоотношений сначала в упрощенной форме на сказочных героях, а уже потом учится понимать тонкости взаимоотношений между людьми.

Уже в 1 классе, попадая в новую среду, в которой еще нет коллектива, нет детского сообщества, дети пытаются создать иерархически построенную, организованную структуру. Идет поиск лидера. У мальчиков этот поиск идет дольше, чем у девочек. Иногда мальчики дерутся, выясняя, кто сильнее телом и духом, а чаще просто толкаются. Их стычки носят демонстративный, ритуальный характер. Обычно они не держат зла друг на друга. Подравшись на одной перемене, они могут вместе играть на другой. Лидером становится тот, кого уважают за силу, за умение организовать игру, придумать что-то интересное. Девочки сложной иерархии не образуют. У девочек выбор лидера происходит по формальным признакам: она лучше других одета, приносит в класс игрушки, которых нет больше ни у кого, ее хвалит учительница. Если девочки поспорили, поссорились, то это надолго. Они склонны к созданию группировок, в которые «чужие» допускаются редко. Они чаще, чем мальчики, исключают третьего: «Если будешь дружить с Машкой, я с тобой дружить не буду!».

На этом фоне легко может сформироваться установка нетерпимости к «чужим». У мальчиков агрессия часто проявляется физически (дерутся, толкаются), а у девочек вербально (дразнят, обзываются, говорят обидные вещи). Но чтобы обозвать нужен некий повод. Часто это необычная внешность – вспомните обидные прозвища, которыми пользовались ваши одноклассники: обзывали рыжим, толстым, дылдой, мелким, косым и т.д. Причем это не значит, рыжеволосый или косой ребенок не может стать лидером. При этом его могут тоже звать рыжим или косым ( если он позволит), но уважительно, признавая его «своим», да к тому же лидером.

Нужно суметь смоделировать ситуацию, подтолкнуть детей к тому, чтобы они сами осознанно приняли желаемое для нас решение.

Какие же конкретные шаги должен предпринять учитель. Когда он видит, что какого-то ребенка обижают, унижают, не принимают в свое сообщество? Во-первых, повысить его статус. Найти у этого ребенка такие достоинства, которые ценятся в обществе. Неплохо было бы, если они ценились не только взрослыми, но и детьми. При этом не стоит действовать в «лоб», просто рассказывая классу, какими достоинствами обладает этот ребенок. Лучше создать ситуацию, при которой он сможет проявить себя в действии. Очень хорошо, если эти его действия будут востребованы коллективом.

Работу по развитию толерантности, доброжелательности к другим людям, сопереживая им можно вести и на уроках литературы, окружающего мира, даже математики, выбирая задачи, в которых действуют отличающиеся от других люди. Важно, чтобы они выглядели в данном контексте положительными героями. Велика роль и уроков чтения. Часто мы говорим: "Книга - это открытие мира". Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

После прочтения детской сказки Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок", предлагаю детям ответить на следующие вопросы:

  • объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других;
  • кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?
  • считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся?

У людей, которых презирают и отвергают, часто развивается комплекс неполноценности, наносящий ущерб их самоуважению. Найдите в тексте предложения, из которых ясно, что утенок теряет самоуважение. Цель - применить историю гадкого утенка к ситуациям, реально существующим в семьях или обществе. Входя в роль, дети на себе испытывают, что значит быть изгоем. Все вместе обсуждаем, могли бы утята как-то иначе отнестись к не похожему на них утенку.

На уроках окружающего мира мы с детьми идем на экскурсию в парк. Ребятам даю задание - найти два одинаковых листочка, упавших с одного дерева (специально выбираю одиноко стоящее). Дети пытаются найти. Приносят одни, другие. Мы внимательно их рассматриваем. У одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета. В конце концов, дети немного устают, энтузиазм снижается. Задаю вопрос: Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев? Ребята задумываются. Потом начинают высказывать свое мнение.

А можно ли было выполнить это задание? Ответы детей - нет.

Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое похожих друг на друга? Ответы детей - нет.

Однако, только реагируя в режиме «скорой помощи» на случаи терпимого отношения к другому человеку, невозможно воспитать толерантность в детях. Нужна постоянная планомерная работа.

Дети, как и некоторые взрослые, оценивая другого человека, за точку отсчета принимают обычно самого себя. Если я сильный, то все кто слабее меня, воспринимаются, как недоразвитые. Если я могу постоять за себя. То все, кто на это не способен, хуже меня. Если я получаю в школе хорошие отметки. Значит, я умный, а «троечники» - люди второго сорта. Пусть тренируется, занимается спортом, развивает силу воли, слушает учителя и старательнее готовит уроки. Тогда он станет «своим». А сейчас он сам виноват, что не такой, как мои друзья.

Правильная ли это позиция? Конечно, нет. Но детям самостоятельно трудно осмыслить, в чем он не прав. Задача учителя – доказать, что другой человек имеет право быть не таким, как ты, что обществу очень нужны не только такие, как ты, но и совсем другие, непохожие на тебя. В одних профессиях или одних условиях нужны будут физически сильные люди, а в других физическая сила не имеет значения, а пригодится изобретательность, воображение. Есть профессии, в которых ценятся маленький рост и небольшой вес – например, важным условием при отборе первых космонавтов был невысокий рост. Юрий Гагарин был невысокого роста. Выдающимися актерами часто становятся не слишком красивые люди, т.к. не все герои фильмов и спектаклей красавцы. Но таких некрасивых героев нередко любит вся страна.

Для формирования качеств толерантности знакомимся с образом жизни, традициями, ценностями других народов. Трудно преувеличить роль исследовательской работы по теме «Моя родословная», знакомясь с проектами одноклассников, ребята ближе узнают их семьи, предков, с удовольствием слушают рассказы о замечательных людях и искренно удивляются тому, что эти люди и сейчас  живут рядом. Кроме того эта работа сплачивает семью.

Некоторые приемы действий педагога, направленных на воспитание толерантности учащихся в процессе повседневного общения:

Приём «Эстафета». Организация деятельности, чтобы взаимодействовали учащиеся разных групп.

Приём «Взаимопомощь». Организация деятельности, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.

Приём «Акцент на лучшее». В разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

Конфликты в детской среде неизбежны и тогда для их разрешения я использую следующие приемы. 

«Обида»
      Каждый ребёнок имеет право на чувствование обиды. Совместно с детьми выработали такое правило (способ от избавления от чувства обиды):
«Ты обиду не держи, поскорее расскажи».

 «Мусорное ведро»

Ставим  на середину класса небольшое ведёрко и предлагаем детям порассуждать. Зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагаю представить себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи. Предлагаем детям выбросить ненужные обиду, гнев , страх в «мусорное ведро». Для этого дети на листочках бумаги записывают чувства, от которых они хотят освободиться, например: «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…». Затем сворачивают листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством обиды, гнева).

Также практика показала, что очень эффективными для воспитания у детей толерантности,  являются  следующие игровые и методические приемы:
    «Утро начинается с улыбки»

Каждое утро предлагаю детям посмотреть друг на друга поздороваться и улыбнуться (прекрасный заряд настроения, а с таким зарядом и работа спорится)
    «Переписка»
Дети пишут друг другу письма, два раза в неделю почтальон разносит их адресатам (развивает умение и желание общаться, стеснительным детям гораздо легче выразить свои чувства и мысли на бумаге, чем посредством устной речи)
    « Дружеская мойка»

Дети выстраиваются в два ряда на большом расстоянии друг от друга. Один ребёнок проходит между рядами (через «мойку»), другие дети поочередно пожимают ему руку, дружески похлопывают по спине, одновременно произносят слова похвалы, симпатии, поощрения (в результате такой «мойки» появляется сияющий, радостный и счастливый ребёнок). Целесообразно, пропускать через «мойку» 1-2 человек в день.

 «Сюрприз для победителя»

Ребёнок, победивший в каком-либо конкурсе, будет вдвойне рад, если одноклассники поздравят его от души. Для этого ребёнка обязательно устраиваем минуту славы и рассказываем о его успехе другим, а успех другого человека как правило подстегивает и собственную активность .

Взаимодействие педагогов и родителей

в воспитании толерантности.

Необходимо отметить, что невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль общения между её членами влияют на формирование толерантности у ребёнка.

Общей для родителей и учителей является проблема межнациональной толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако, очень часто именно родители сеют зёрна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а «плохом» русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такое негативное отношение к людям другой национальности.

В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять важность воспитания у детей культуры межнационального общения.

В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Знакомство с семьёй школьника учитель может проводить в различных формах, можно начать с небольшой анкеты для родителей. Помимо того, что учитель сможет получить интересующие его данные, анкета заставит и самих родителей задуматься о проблемах в воспитании своего ребёнка.

Конечно, чтобы воспитывать у детей уважительное отношение к другому человеку не за то, что он обладает какими-то выдающимися качествами или такими качествами, которые нравятся нам, а просто потому, что он имеет право быть другим, взрослому самому нужно воспитать в себе такую же терпимость к другим. В первую очередь, надо позволить детям иметь свою индивидуальность, быть другими, а не такими, как хотелось бы или было бы удобно нам. Ведь дети – это тоже люди, только маленькие.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Средняя общеобразовательная школа № 40

Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении

Подготовила: Антонова И.В.

                                                                                    учитель начальных классов

Улан-Удэ

2020


… Явление нравственного составляет главную задачу воспитания,

гораздо более важную, чем развитие ума вообще,

 наполнение головы познаниями.

К.Д.Ушинский

Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том,

как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н. Толстой

.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль,что обозначает принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. 

   Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной будет формирование привычек нравственного поведения: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с учителем.

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием "внутренняя позиция". Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.

Для учащихся любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или намеренно, из плохих или хороших побуждений. Однако при явных отрицательных следствиях поступков они способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.

В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством "Я" у ребенка складывается представление о "Я" других людей, отличном от собственного. В этот период важно научить школьника учитывать интересы других, их потребности, представленные в переживаниях. Очень важно помнить, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам учитель был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь.

В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает учащимся в выборе правильной нравственной оценки.

 В нравственном воспитании можно выделить 4 вида отношений, которые в свою очередь определяют основные направления нравственного воспитания. Это:

1) воспитание нравственных качеств ;

2) воспитание культуры поведения;

3)отношение к обществу, Родине (любовь к Родине);

4)отношение к труду (трудолюбие);

5)отношение к людям (сочувствие, взаимопонимание);

6)отношение к себе (самоанализ).

Для этого учитель должен:

помочь сформировать внутреннее побуждение поступать красиво;

не использовать наказание, угрозу, страх;

- не вырабатывать множество привычек сразу, не спешить (терпение, последовательность, систематичность);

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт.  Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений школьников, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.

Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его младшему школьнику.

Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Педагог призывает своих учащихся, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо решать задачи, которые соответствуют правилам морали.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложит педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер.

В. А. Сухомлинский говорил: "В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям вокруг тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой младшие школьники постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости".

Для формирования нравственного поведения важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже младшего перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное.

Новое содержание начального обучения открыло новые возможности для воспитания детей, в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя, который передает свое мировоззрение, культуру, нравственный опыт. Все это составляет систему воздействий, которая направляет развитие учащихся и определяет особенности их формирования.

Успешному формированию привычек нравственного поведения способствуют:

- личный пример учителя;

- полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;

- использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Нравственное развитие школьника занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Формирование привычек нравственного поведения младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому младшему школьнику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное поведение, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Вопрос нравственного развития учащихся приобретает особую актуальность в современном образовательном пространстве, что подтверждается содержанием образовательного стандарта. Нравственное воспитание младших школьников едва ли не главная задача учителя начальных классов. В наше время общество испытывает острую нужду в таких общегуманных  ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость и доброжелательность. И перед учителем неизбежно встает ряд вопросов: «Как воспитывать чувство доброты, отзывчивость, непримиримость к злу, любовь к Родине, толерантность, сформировать потребность в труде на благо общества и самого себя?»

     Ранние школьные годы – именно тот период, когда закладывается направленность личности, ее интересы, склонности. В осуществлении нравственного воспитания необходимо учитывать следующие возрастные особенности младшего школьника: эмоциональную восприимчивость и отзывчивость; глубокую впечатлительность; желание быть лучше; детскую непосредственность; внушаемость и подражательность; активный интерес ко всему новому; стремление использовать новые знания. Работу необходимо строить в определенной системе, а успех во многом зависит от выбора методов работы, которые могут быть различны: рассказ учителя, беседа на определенную тему или по прочитанному произведению, обсуждение ситуаций, фактов из школьной жизни и т.д. Путь по формированию у школьников знаний о хорошем до правильного поведения очень сложен. И успех может прийти лишь в результате кропотливой, постоянной работы педагога, родителей над развитием нравственного сознания детей.  Необходимо создавать ситуации, способствующие эмоциональному восприятию полученных знаний, их осознанию и применению на практике. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. Один из способов создания таких ситуаций – специально организованные занятия, формы проведения которых разнообразны: беседы, экскурсии, тренинги, праздники и т.д.

   Так, в беседе по теме «Будь чутким и отзывчивым» акцентируется внимание на том, что рядом живут люди, которые нуждаются в отзывчивости, чутком отношении к ним, и ценность человека заключается в умении замечать, кому и в каких ситуациях необходима помощь. Для обсуждения с учениками предлагается ситуация, описанная В.А.Сухомлинским: «У маленькой Кати большая радость – поправился ее папа. Больше гола он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется Катя ночью и слышит: мама тихо плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый. Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, и поделилась радостью: «Наш папа выздоровел!» Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя подошла к девочкам.  «Наш папа выздоровел!»  - сказала она.  Одна из девочек с удивлением спросила: «Ну и что?» Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.»

       Задается вопрос: «Почему заплакала Катя?»

       В беседе ученики приходят к выводу, что очень важно замечать, чувствовать настроение и состояние товарища, подруги. Диалоговая форма включает школьника  в канву логически выстроенной и развивающейся мысли, этапами которой являются: введение в проблему; цепочка последовательных, расширяющих мысль вопросов; кульминационный момент, характеризующийся выходом на нравственный выбор ученика. В процессе диалога учитель старается построить совместную деятельность таким образом, чтобы стимулировать нравственное взаимодействие, актуализировать их совместные переживания.

      Одним из наиболее эффективных методов нравственного развития младших школьников является метод стимулирования. Педагогическое стимулирование представляет собой комплекс социальных и психологических средств воздействия на личность с целью формирования готовности к самосозиданию, саморазвитию, самосовершенствованию. Педагогическое значение стимула заключается в том, что он «предполагает преднамеренное, целенаправленное влияние на определенные потребности и мотивационную сферу воспитанников, рассчитан на возникновение соответствующей ответной реакции этой сферы, переходящей в действие…обязательно несет в себе эмоциональный заряд, выражающийся в конкретной форме, способной вызвать у воспитанников отвечающее педагогической цели эмоциональное состояние». (Вяликова Г.С. «Концепция педагогического стимулирования в зарубежной и отечественной педагогике» Монография. М. 2005).  Педагогическое стимулирование позволяет, опираясь на природу ученика, организовать процесс воспитательного воздействия таким образом, чтобы он органично вписывался в структуру его мотивационно-потребностной сферы. При этом создаются условия, при которых нет необходимости понуждать ученика к какой-либо деятельности. Он оказывается в ситуации свободного выбора действий и поэтому с удовольствием включается в предложенную ему систему нравственно-ориентированных отношений, затрагивающих его глубинные интересы и стремления.

       Рассмотрим тему занятия «Кто ленится, тот не ценится» на примере сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Выбор сказки не случаен. Все в ней держится на контрастном противопоставлении: имена и действия героев, их поступки. Дети сталкиваются с этим художественным приемом, едва только слышат первые строки: «В одном доме жили две девочки – Рукодельница и Ленивица. А при них нянюшка». Далее по сюжету сказки дети совершают путешествие с Рукодельницей и Ленивицей к Морозу Ивановичу. Опираясь на стимульный прием влияния положительного примера Рукодельницы на воспитание трудолюбия, учитель подводит учеников к выбору того героя, на которого они сами больше похожи в своем поведении. Большинство учеников 1 и 2 классов выбирают образ  Ленивицы. Этот образ привлекает учащихся тем, что можно ничего не делать, смотреть телевизор, играть на компьютере и т.д. Учитель предлагает ученикам задуматься над вопросом: «Для кого вы стараетесь, делая что-либо: для себя или для близких людей?» Далее педагог обобщает  сказанное, опираясь на личный жизненный опыт учащихся. Этот этап сопровождается «выходом» на ребенка и его конкретную жизненную ситуацию, которую он впервые начал осознавать. В заключительной части занятия учитель использует прием поощрения. «Какие слова вы слышите в ответ после того, как вы что-то сделаете? Слышите ли вы в этом случае в свой адрес ласковые слова? Какие?» Ответы детей очень много скажут учителю о взаимоотношениях в семье. Обобщая высказывания, педагог от себя хвалит учащихся за ту или иную оказанную ему (или друг другу) помощь. Стимульный прием поощрения действует на перспективу и вызывает у учеников желание помогать друг другу и трудиться. Завершается занятие игрой, в ходе которой ученики пишут на разноцветных листочках бумаги те слова благодарности, которые они слышат в свой адрес. Затем из листочков со словами благодарности они делают поделку: самолетик, лодочку, коробочку и т.д. Свое изделие дети дарят тому однокласснику, которого считают трудолюбивым. Игра на данном занятии явилась стимулом к воспитанию трудолюбия, поскольку каждому ученику хотелось получить поделку в подарок, но не каждый ее заслуживал. Как видим, подобное занятие без назидания важнее любых внушений и убеждений.

   Нравственное развитие личности – это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учета тех изменений, которые происходят в жизни. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что главное желание младшего школьника – желание «быть хорошим». Поэтому в воспитании необходимо опираться на эту замечательную черту детской личности. Большое воспитательное значение должно уделяться игре, в которой ребенок чувствует себя немного выше того, что есть он на самом деле. Играющие должны подчиняться определенным правилам честной игры.

1. Честная игра является игрой равных, иначе и победа неинтересна.

2. Обидно, когда проигрываешь, но нельзя злиться, лезть с кулаками на того, по чьей вине произошло поражение. Если он не прав, то объясни в чем.

3. Если выиграл, радуйся, но не задавайся. Научи других тому, что сам умеешь.

4. Не унывай при неудачах. Если что-то не получается, будь терпелив, и ты добьешься успеха. Умей учиться на собственных промахах и ошибках.

      Необходимо включать учащихся в посильный общественно полезный труд: приводить в порядок класс, ухаживать за цветами. Труд воспитывает не только гуманные качества (доброту, отзывчивость, любовь, бережное отношение), но и волевые (самостоятельность, организованность, ответственность). Ручной труд (шитье, вышивание, изготовление поделок) требует проявления старательности, инициативы, настойчивости и других нравственно-волевых качеств. В трудовую деятельность необходимо вносить нравственные мотивы: проявлять внимание, сочувствие, заботу, связывать эти мотивы с целью деятельности. В детском коллективе можно применять следующие правила коллективной работы:

1. Договоритесь  с товарищем об общем плане работы и ее результатах. Надо выслушать предложения всех учеников и выбрать из них интересное для всех.

2. Распределите работу между собой  по справедливости, т.е. поровну разделите интересное и неинтересное, легкое и трудное, приятное и неприятное.

3. Выполняйте свою работу в срок и как можно лучше, при этом имейте ввиду не только часть работы, но и общую.

4. По ходу работы справляйтесь, как идет работа у других.

5. Помогите тому, у кого не ладится работа. Делитесь с товарищами инструментом, материалом.

6. Учитесь у других тому, чего не умеете, охотно принимайте советы ребят, их помощь и поддержку, если она необходима.

Эти правила помогают учащимся при самооценке и взаимооценке, дают возможность сравнить свое поведение с поведением других.

Ежедневно, в процессе учебно-воспитательного процесса, на уроках любого цикла, классных часах, внеклассных мероприятиях, происходит систематическое приобщение учащихся к нравственным знаниям.

Нравственный мир ребенка сложен и изменчив, находится в развитии. Задача учителя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом учеников, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. Какого человека ждет современное общество после окончания образовательного учреждения? Социуму нужны личности, обладающие следующими качествами: самостоятельность в выборе и принятии решений; способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их; способность к проявлению толерантности, оценке своего мнения как имеющего право на существование, но не единственно верного и правильного. Безусловно, сформировать такого человека уже в школьные годы и тем более в начальной школе, невозможно, но работа над этим набором качеств является ключевым направлением в  нравственном развитии учащихся современной школы.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание толерантности как средства интернационального воспитания Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь себе. Л.Н. Толстой

Слайд 2

Толерантность (от латинского " толеран ") - терпение, переносимость, снисходительность. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание .

Слайд 3

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Слайд 4

Жизненные позиции по отношению к себе и другим (по Э.Берну) Я – о'кей , ты – о'кей . Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс. Я – о'кей , ты – не о'кей . Я – Принц, а ты – Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя. Я – нео'кей , ты – о'кей . Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством. Я – не о'кей , ты – не о'кей . Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.

Слайд 5

Общепризнанно, что человечеству сегодня не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного , отношения друг к другу. Поэтому огромную важность сегодня имеют разработка и внедрение принципов, методов и форм, которые способствовали бы развитию терпимости к другому человеку.

Слайд 6

Формула воспитания культуры толерантности «родители + дети + учитель»

Слайд 7

Цель формирования толерантности содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей; способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Слайд 8

1 блок – эмоционально-волевой связан с воспитанием толерантности у школьника на эмоциональном уровне в процессе взаимоотношений с окружающей действительностью, то есть вне специальных занятий – на уроке, на перемене, в процессе отдыха, игры, трудовой деятельности. На уроке На перемене

Слайд 12

Приём «Эстафета». Организация деятельности, чтобы взаимодействовали учащиеся разных групп. Приём «Взаимопомощь». Организация деятельности, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела. Приём «Акцент на лучшее». В разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты. Некоторые приемы действий педагога, направленных на воспитание толерантности учащихся в процессе повседневного общения:

Слайд 13

2-ий блок – диагностическо-исследовательский включает в себя ведение личного наблюдения, анкетирование и диагностирование развития ребенка, помогает своевременно корректировать и планировать дальнейшую воспитательную работу по формированию толерантного мировоззрения. Этот блок включает в себя: наблюдение анкетирование диагностирование

Слайд 14

3-ый блок – социально-значимый Это деятельный блок, который предполагает участие детей в социальных проектах вне школы, в акциях-социально нравственной направленности

Слайд 15

Невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагога. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Общей для родителей и учителей является проблема межнациональной толерантности. Часто именно родители в повседневной жизни сеют зёрна национальной вражды даже не замечая этого, говоря не о плохом человеке, а «плохом» русском, еврее, азербайджанце. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять важность воспитания у детей толерантного общения. Работа с родителями

Слайд 16

Знакомство с семьей школьника Анкетирование родителей Совместное обсуждение этих проблем с учащимися и их родителями Организация совместной деятельности родителей и детей Проведение семейных конкурсов и праздников в школе Работа с родителями

Слайд 18

Данная работа нацелена на последовательное введение школьника в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и обогащает опыт толерантного взаимодействия.

Слайд 19

Спасибо За внимание!



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Средняя общеобразовательная школа № 40

«Инновации в  деятельности учителя начальных классов. Проблемы духовно-нравственного воспитания

в начальной школе»

 Учитель начальных классов:

Антонова Инна Владимировна

2020

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это наша малая Родина, наш народ и его история, семья, труд, искусство, религия, природа. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: любовь к своей малой Родине, милосердие, помощь ближнему, ценность знания, забота о здоровье, уважение к родителям, уважение к труду, творчество и созидание.

Понятие «духовно-нравственное воспитание", имея глубокие исторические корни, в наше время приобретает второе рождение как в обществе в целом, так и в системе российского образования.

Нельзя быть подлинно нравственным человеком без любви к прошлому, будучи равнодушным к судьбам собственного народа. Но и нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая все остальное человечество.

 При таком подходе изучение истории, природы и культуры родной страны, родного края является фундаментом в духовно - нравственном воспитании младших школьников.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Иными словами, необходима  интегрированность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Формирование духовно-нравственного сознания младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Можно с уверенностью сказать, что школа дает общее образование, очень важное и значимое, по развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну  и трепетное, уважительное, отношение к ее истории.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Построение работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

  • Изучение накопленного опыта работы по патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).
  • В воспитательной деятельности классного коллектива определены не только общие задачи, такие как воспитание любви и уважения к своей семье, классу, школе, городу, стране, но и конкретные: знакомство с музеями, особенностями их работы, формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе ценностей своей семьи, разных народов и их традиций, использования богатых материалов библиотек.
  • В плане воспитательной работы с классным коллективом особое внимание уделено формам и методам работы с детьми младшего школьного возраста

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Наши педагоги, изучая все лучшее, что было наработано, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную   духовной энергией, которой обладает православие, интеллектуально развитую личность.

Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.

Технологии:

  • поисково-исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории страны  области, города;

Переступив порог школы, первоклассники сразу встретились с игрой. На уроке знаний ребята путешествовали через весь земной шар на веселом поезде, встретились с островами школьных предметов, вернулись в родной город,  увидели его красивые дома и улицы, попрощались с детским садиком и вошли в светлую, просторную школу.

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Формы работы:

  • деловые игры,  встречи с интересными людьми, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки,  соревнования, экскурсии, походы, трудовые дела, знакомство с историческим прошлым Отечества и малой родины, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

На внеурочных занятиях с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на патриотические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков. Однако, чтобы вся эта система занятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс на внеурочных занятиях планируется и строится во взаимосвязи духовного и нравственного направлений, а практическая  деятельность является логическим продолжением бесед. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания  работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.