Диагностический материал.

 Оценочные и методические материалы, обеспечивающие реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы  для учащихся с ОВЗ НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Диагностический материал.40.41 КБ

Предварительный просмотр:

Оценочные и методические материалы, обеспечивающие реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы  для учащихся с ОВЗ НОО

Примерная программа оценки образовательных (академических) результатов может быть оформлена в виде следующей таблицы. 

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Компетенции в области

знания       о        языке

речевая практика

 

 

и

Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения.

Письмо и чтение с освоением шрифта Л.Брайля и/или плоскопечатного шрифта (для детей с нарушением зрения).

Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью. 

 

Умение      использовать устную и письменную коммуникации,   быть способным          к осмысленному чтению и письму.

Уметь пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Осознанное        и,       по возможности,

правильное,        без искажения          чтение текстов, доступных для осмысления        по содержанию       и структуре.

 Накопление опыта

использования

освоенных речевых форм устной и письменной речи для коммуникации. Освоение

математических знаков

Компетенции в области математики и практики применения  математических знаний

 

Владение началами

математики

 

 

Способность решать

простые арифметичес-

кие задачи

Умение практически использовать осваиваемые элементы математических знаний, понимать их значение для жизнедеятельности

Индикаторы

Критерий

Параметры оценки

 (уметь отсчитывать шаги для ориентировки в пространстве, по счету находить предметы окружения, по весу узнавать однородные предметы и др).

Для оформления программы используется содержание таблицы «Требования к результатам освоения основной образовательной программы по обязательным содержательным областям» к третьему варианту ФГОС для соответствующей категории детей. Оценке подлежат достижения  обучающихся во всех образовательных областях, включенных в содержание адаптированной образовательной программы.

Оценка достижений обучающихся по Программе может осуществляться в традиционной балльной форме, применяемой в сложившейся практике образования обучающихся с соответствующими нарушениями развития.

Аналогичным образом может быть построена программа оценки социально-личностных результатов (жизненной компетенции). 

Примерная программа оценки социально-личностных результатов (жизненной компетенции) может быть оформлена в виде следующей таблицы. 

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Адекватность представлений собственных возможностях ограничениях

о и

Наличие адекватных представлений о

собственных

возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, в самостоятельном передвижении в малознакомой

предметно-

пространственной среде (в помещении, улице)

 

 

 

 

способность вступать в коммуникацию   со взрослыми по вопросам медицинского

сопровождения и создания   специальных условий для пребывания в школе

умение      пользоваться личными тифлотехническими адаптивными средствами         в        разных ситуациях (трость, очки, лупа,          специальные

приборы и др.)

представлений о своих нуждах и правах в

организации обучения

 

понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно

умение адекватно

выбрать взрослого и

Критерий

 

Параметры оценки

Индикаторы

 

 

 

обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений; умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для приня-

 

 

тия решения в области жизнеобеспечения умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процесссе, сформулировать запрос о специальной помощи в ситуациях дезориентации в предметно-пространственной и учебной среде и в ситуации трудности получения всего объема 

информации о происходящем в данный момент.

другие …….

 

 

 

Для оформления программы используется содержание таблицы «Требования к результатам формирования «жизненной компетенции» к третьему варианту ФГОС для соответствующей категории детей. Оценке подлежат достижения обучающихся во всем выделенным компетенциям, формирование которых обеспечивается содержанием адаптированной образовательной программы.

Оценка достижений обучающихся по программе оценки социально- личностных результатов (жизненной компетенции) может осуществляться различным образом по выбору образовательной организации. Одним из вариантов может стать использование в процессе оценки метода экспертной оценки, предложенного в Концепции ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Экспертная оценка предполагает оценку развития у ребенка выделенных показателей группой экспертов, хорошо знающих его. В группу экспертов помимо специалистов учреждения должны быть включены члены семьи. Результаты анализа могут быть представлены, например, в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение. Подобная оценка необходима для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции ребенка.

Форма фиксирования результатов обучающихся может быть следующей(на примере образовательной областей естествознание и математика)

Параметры   изучения

I класс

II класс

III класс

IV класс

нача- ло года

сере- дина года

ко-

нец года

нача- ло года

сере- дина года

ко-

нец года

нача- ло года

сере- дина года

ко-

нец года

нача- ло года

сере- дина года

ко-

нец года

Область

Естествознание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представления             о домашних животных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнавание и называние домашних животных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание строения тела животных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание признаков отдельных животных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание детенышей домашних животных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание общих существенных признаков домашних животных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владение общим пред-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ставлением о домашних животных 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Область математика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представления о

форме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полнота представлений о форме 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Куб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Треугольная призма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цилиндр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Круг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Квадрат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Треугольник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямоугольник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы выделения

признака       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность соотнести объемную и плоскостную фигуру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность

соотнести форму объекта с объемным

эталоном (подкладывание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность

соотнести форму объекта           с

плоскостным эталоном (подкладывание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность определить форму объекта (его частей) на основе представлений о

сенсорных эталонах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствующие клетки таблицы вносятся результаты оценки каждого параметра. Заключительная оценка, которая присваивается ребенку по каждому параметру «Карты развития» является по сути дела экспертной оценкой, которую осуществляют специалисты, работающие обучающимся. Каждый из них сначала осуществляет первичный анализ и осмысление полученных результатов, соотносит их с разработанной шкалой оценки.

После этого предполагаемые оценки по каждому из изучаемых параметров коллективно обсуждаются, что гарантирует высокую степень их объективности. Именно эти оценки заносится в «Карту развития ребенка»: в соответствующие графы вписываются цифры от 0 до 6. Именно такая система оценки может быть применена к этой группе обучающихся.

Такая форма представления результатов обследования мало трудоемка на этапе записи, наглядного показывает наличие происходящих в развитии ребенка изменений.

К представленным выше параметрам может быть использована следующая система оценки

Область «Естествознание»

Представления о домашних животных

УЗНАВАНИЕ И НАЗЫВАНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

0  – не узнает домашних животных;

1  – узнает отдельных животных (кошка, собака), эмоционально на них реагирует;

2  – узнает отдельных животных (кошка, собака, лошадь, корова), называет некоторых животных звукоподражаниями;

3  – узнает на картинках наиболее знакомых животных (кошка, собака, лошадь, корова), называет их (звукоподражаниями или словами);

4  – как правило, узнает на картинках и называет основных домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова), хотя иногда может допускать ошибки, может рассказать о животных, отвечая на вопросы взрослого и опираясь на картинку;

5  – знает большое количество домашних животных, как правило, узнает их, может рассказать о многих животных, называя их специфические особенности, использует имеющиеся знания в играх и рисовании;

6  – знает большое количество домашних животных, всегда их узнает, может рассказать о многих животных, называя их специфические особенности, использует имеющиеся знания в играх и рисовании.

ЗНАНИЕ СТРОЕНИЯ ТЕЛА ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

0  – не может показать ни одной части тела;

1  – показывает 2-3 части тела (голова, лапа, хвост, туловище, уши);

2  – показывает 4-6 частей тела (голова, уши, нос, усы, зубы, шея, туловище, спина, живот, лапы, подушечки, когти, хвост), хотя бы 1 называет;

3  – показывает 7-9 частей тела, хотя бы 2-3 называет;

4  – показывает 10-11 частей тела, называет не меньше 5, по вопросам взрослого называет специфические черты отдельных частей (уши хорошо слышат, у кошки мягкие лапки – она ходит бесшумно и т. п.), знает, чем покрыто тело животного;

5  – показывает все части тела, называет не меньше 10, самостоятельно называет специфические черты отдельных частей (уши хорошо слышат, у кошки мягкие лапки – она ходит бесшумно и т. п.), называет, чем покрыто тело животного;

6  – показывает и называет все части тела животного, указывая на их количество, самостоятельно называет специфические черты отдельных частей, называет, чем покрыто тело животного.

ЗНАНИЕ ПРИЗНАКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ

0  – животное не узнает;

1  – узнает животное, эмоционально на него реагирует, отвечает на вопрос «Где?..» или  отзывается на просьбу «Покажи…»;

2  – узнает животное на картинках в привычном изображении, отвечает на вопросы «Где?..», «Кто говорит мяу?» или отзывается на просьбу «Покажи…», имитирует издаваемые животным звуки, соотносит отдельные характерные признаки с конкретными животными («У кого длинные уши?», «Кто пьет молоко?»); 

3  – называет животное, самостоятельно называет 1-2 характерных признака животного, отвечая на вопросы взрослого, называет 3 и более признака; 4 – самостоятельно называет отдельные, часто несущественные признаки животного, часто узнает его в разных изображениях, в том числе неполных, по вопросам педагога может построить краткий рассказ о животном, по словесному описанию узнает не всегда;

5 – самостоятельно называет многие существенные и несущественные признаки животного, всегда его узнает, независимо от изображения и разнообразия признаков (размер, окрас, длина шерсти, полнота изображения и др.), с помощью педагога может рассказать о животном, узнает его по словесному описанию, использует имеющиеся знания в играх и рисовании; 6 – самостоятельно называет основные существенные и несущественные признаки животного, всегда его узнает, независимо от изображения и разнообразия признаков (размер, окрас, длина шерсти, полнота изображения и др.), может рассказать о животном, использует имеющиеся знания в играх и рисовании.

ЗНАНИЕ ДЕТЕНЫШЕЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

0         – не знает детенышей домашних животных, не различает взрослых животных и их детенышей;

1         – различает (на уровне большая-маленькая) отдельных (1-2) взрослых животных и их детенышей (кошка, собака), узнает и эмоционально на них реагирует, названий детенышей не знает;

2         – различает на уровне большая-маленькая отдельных (3-4) взрослых животных и их детенышей (кошка, собака, лошадь, корова), узнает и эмоционально на них реагирует, образует пары по картинкам, названий детенышей не знает;

3         – различает многих (5 и более) взрослых животных и их детенышей (кошка, собака, лошадь, корова, коза, свинья, овца и др.), узнает и образует пары по картинкам, соотносит отдельных животных с названиями (щенок, котенок, жеребенок, теленок);

4         – различает многих (5 и более) взрослых животных и их детенышей (кошка, собака, лошадь, корова, коза, свинья, овца и др.), узнает и образует пары по картинкам, соотносит многих животных с названиями (щенок, котенок, жеребенок, теленок и др.), некоторых называет самостоятельно;

5         – знает большое количество детенышей домашних животных, как правило, их узнает и называет, по вопросам педагога может рассказать о связях между взрослыми и детенышами у многих животных, использует имеющиеся

знания в играх и рисовании;

6         – знает всех детенышей домашних животных, всегда их узнает, может самостоятельно рассказать о связях между взрослыми и детенышами у многих животных, использует имеющиеся знания в играх и рисовании.

Знание общих существенных признаков домашних животных

(среда обитания, способ добывания пищи, приносимая польза)

0  – существенных признаков животных не знает;

1  – знает хотя бы 1 из общих существенных признаков домашних животных, показывает на картинке, отвечая на вопрос «Покажи, где живет?..»;

2  – знает хотя бы 2 из общих существенных признаков домашних животных, показывает на картинке, отвечая на вопросы «Покажи, где живет?..», «Кто кормит?..»;

3  – знает основные общие существенные признаки домашних животных, показывает на картинке, отвечая на вопросы «Покажи, где живет?..», «Кто кормит?..», «Какую приносит пользу человеку?..»;

4  – самостоятельно называет хотя бы 1 из общих существенных признаков домашних животных, с помощью педагога называет все основные существенные признаки;

5  – самостоятельно называет 2 общих существенных признака домашних животных, с помощью педагога называет все основные общие  существенные признаки;

6  – самостоятельно называет все основные существенные признаки домашних животных.

ВЛАДЕНИЕ ОБЩИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ О ДОМАШНИХ

ЖИВОТНЫХ 

0                – обобщенным представлением о домашних животных не владеет, не понимает значения словосочетания «домашние животные»;

1                – понимает значение словосочетания «домашние животные», может показать отдельных животных;


2                понимает значение словосочетания «домашние животные», может показать многих животных и назвать некоторых; 

3                – может показать и назвать многих животных, с помощью взрослого определяет по картинкам место их обитания, приносимую ими пользу;

4                – владеет обобщенным представлением о домашних животных, использует в речи словосочетание «домашние животные», называет большое количество представителей, по вопросам взрослого называет основные признаки домашних животных (среда обитания, способ добывания пищи, приносимая польза);

5                – владеет довольно полным обобщенным представлением о домашних животных, самостоятельно использует в речи словосочетание «домашние животные», называет большое количество представителей, самостоятельно называет 1-2 основных признака домашних животных (среда обитания, способ добывания пищи, приносимая польза);

6                – полностью владеет обобщенным представлением о домашних животных, самостоятельно использует в речи словосочетание «домашние животные», называет большое количество представителей, самостоятельно называет основные признаки домашних животных (среда обитания, способ добывания пищи, приносимая польза).

 

Область «Математика»

Полнота представлений о форме

0  – нет представлений о форме, не выделяет признак формы объектов;

1  – неустойчиво выделяет 1 из объемных форм;

2  – устойчиво выделяет 1 из объемных форм, неустойчиво – 2;

3  – устойчиво выделяет 2 из основных форм, неустойчиво – 3-4;

4  – устойчиво выделяет 4 объемные формы, неустойчиво – 1-2 плоскостные;

5  – устойчиво выделяет 6 объемных форм и 1-2 плоскостные, неустойчиво – 3-4 плоскостные, путает их названия;

6  – устойчиво выделяет более 6 объемных форм и 1-2 плоскостные, знает их названия. 

Куб

0  – не выделяет;

1  – выделяет из 2 контрастных, название не знает;

2  – выделяет из 3-4, название знает, но самостоятельно не называет;

3  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно правильно называет;

4  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно его актуализирует;

5  – выделяет всегда, называет;

6  – выделяет всегда, называет, соотносит с формой реальных объектов.

Шар

0  – не выделяет;

1  – выделяет из 2 контрастных, название не знает;

2  – выделяет из 3-4, название знает, но самостоятельно не называет;

3  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно правильно называет;

4  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно его актуализирует;

5  – выделяет всегда, называет;

6  – выделяет всегда, называет, соотносит с формой реальных объектов. Треугольная призма

0  – не выделяет;

1  – выделяет из 2 контрастных, название не знает;

2  – выделяет из 3-4, название знает, но самостоятельно не называет;

3  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно правильно называет;

4  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно его актуализирует;

5  – выделяет всегда, называет;

6  – выделяет всегда, называет, соотносит с формой реальных объектов. Брус

0  – не выделяет;

1  – выделяет из 2 контрастных, название не знает;

2  – выделяет из 3-4, название знает, но самостоятельно не называет;

3  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно правильно называет;

4  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно его актуализирует;

5  – выделяет всегда, называет;

6  – выделяет всегда, называет, соотносит с формой реальных объектов. Цилиндр

0  – не выделяет;

1  – выделяет из 2 контрастных, название не знает;

2  – выделяет из 3-4, название знает, но самостоятельно не называет;

3  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно правильно называет;

4  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно его актуализирует;

5  – выделяет всегда, называет;

6  – выделяет всегда, называет, соотносит с формой реальных объектов. Конус

0  – не выделяет;

1  – выделяет из 2 контрастных, название не знает;

2  – выделяет из 3-4, название знает, но самостоятельно не называет;

3  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно правильно называет;

4  выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно его актуализирует;

5  – выделяет всегда, называет;

6  – выделяет всегда, называет, соотносит с формой реальных объектов. Круг

0  – не выделяет;

1  – выделяет из 2 контрастных, название не знает;

2  – выделяет из 3-4, название знает, но самостоятельно не называет;

3  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно правильно называет;

4  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно его актуализирует;

5  – выделяет всегда, называет;

6  – выделяет всегда, называет, соотносит с формой реальных объектов. Квадрат

0  – не выделяет;

1  – выделяет из 2 контрастных, название не знает;

2  – выделяет из 3-4, название знает, но самостоятельно не называет;

3  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно правильно называет;

4  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно его актуализирует;

5  – выделяет всегда, называет;

6  – выделяет всегда, называет, соотносит с формой реальных объектов. Треугольник

0  – не выделяет;

1  – выделяет из 2 контрастных, название не знает;

2  – выделяет из 3-4, название знает, но самостоятельно не называет;

3  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно правильно называет;

4  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно его актуализирует;

5  – выделяет всегда, называет;

6  – выделяет всегда, называет, соотносит с формой реальных объектов. Прямоугольник

0  – не выделяет;

1  – выделяет из 2 контрастных, название не знает;

2  – выделяет из 3-4, название знает, но самостоятельно не называет;

3  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно правильно называет;

4  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно его актуализирует;

5  – выделяет всегда, называет;

6  – выделяет всегда, называет, соотносит с формой реальных объектов.

Овал

0  – не выделяет;

1  – выделяет из 2 контрастных, название не знает;

2  – выделяет из 3-4, название знает, но самостоятельно не называет;

3  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно правильно называет;

4  – выделяет всегда, название знает, но не всегда самостоятельно его актуализирует;

5  – выделяет всегда, называет;

6  – выделяет всегда, называет, соотносит с формой реальных объектов.

Способы выделения признака

0                –        ориентировочно-исследовательские         действия     не           использует,          не сопротивляется попыткам взрослого привлечь его к выполнению;

1                – подражая действиям взрослого, выполняет отдельные ориентировочноисследовательские действия, их результат не понимает;

2                – подражая действиям взрослого, выполняет разные ориентировочноисследовательские действия, их результат понимает не всегда;

3                – выполняет разные ориентировочно-исследовательские действия преимущественно по образцу, их результат, как правило, понимает, иногда может назвать итог, иногда нуждается в помощи педагога;

4                – выполняет разные ориентировочно-исследовательские действия преимущественно по словесной инструкции, их результат, как правило, понимает, часто может назвать итог;

5                – преимущественно правильно определяет форму на основе зрительного восприятия, может допускать ошибки и тогда нуждается в помощи взрослого (инструкция, подсказка, вопрос и т. п.);

6                – правильно определяет форму на основе зрительного восприятия в любом положении объекта, в трудных случаях использует различные ориентировочно-исследовательские действия (приложение, наложение, обведение по контуру, ощупывание и т. п.).

Способность соотнести объемную и плоскостную фигуру

0  – не приступает к выполнению задания, т. к. не понимает его смысла;

1  – безуспешно пытается поместить фигуры в несоответствующие углубления (отверстия), применяя силовой прием;

2  – соотносит по форме 1-2 фигуры при наличии организующей помощи;

3  – самостоятельно размещает 1-2 фигуры в соответствующие углубления (отверстия), другие – при наличии организующей помощи;

4  – самостоятельно соотносит по форме 3-4 фигуры, иногда действуя методом проб и ошибок;

5  – правильно самостоятельно собирает простые «Почтовый ящик» и\или «доску Сегена» (3-4 фигуры) на основе зрительного соотнесения, при более сложных вариантах использует прием примеривания;

6  самостоятельно собирает любой вариант «Почтового ящика» и\или «доски Сегена», размещая фигуры в соответствующие углубления, пользуясь зрительным соотнесением.

Способность соотнести форму объекта с объемным эталоном (подкладывание)

0  – не понимает смысл действия;

1  – подражая действиям взрослого, пытается соотнести объект (форма в объекте выражена очень четко) с объемным эталоном, иногда делает это успешно;

2  – подражая ориентировочно-исследовательским действиям взрослого, пытается соотнести объект (форма в объекте выражена очень четко) с объемным эталоном, как правило, делает это успешно, иногда делает самостоятельные попытки, которые редко бывают успешными;

3  – соотносит объект с объемным эталоном на основе практических действий и реже зрительного восприятия, как правило, делает это успешно, форму объекта не называет;

4  – как правило, соотносит объект с объемным эталоном на основе зрительного восприятия и практических действий, форму объекта, как правило, не может правильно назвать;

5  – как правило, соотносит объект с объемным эталоном на основе зрительного восприятия, иногда прибегает к ориентировочно исследовательским действиям, форму объекта называет, нередко верно; 6 – всегда правильно соотносит объект с объемным эталоном на основе зрительного восприятия, называет форму объекта, обосновывает ответ.

Способность соотнести форму объекта с плоскостным эталоном (подкладывание) 

0  – не понимает смысл действия;

1  – подражая действиям взрослого, пытается соотнести объект (форма в объекте выражена очень четко) с плоскостным эталоном, иногда делает это успешно;

2  – подражая ориентировочно-исследовательским действиям взрослого, пытается соотнести объект (форма в объекте выражена очень четко) с плоскостным эталоном, как правило, делает это успешно, иногда предпринимает самостоятельные попытки, которые редко бывают успешными;

3  – соотносит объект с плоскостным эталоном на основе практических действий и реже зрительного восприятия, как правило, делает это успешно, форму объекта не называет;

4  – как правило, соотносит объект с плоскостным эталоном на основе зрительного восприятия и практических действий, форму объекта, как правило, не может правильно назвать;

5  – как правило, соотносит объект с плоскостным эталоном на основе зрительного восприятия, иногда прибегает к ориентировочноисследовательским действиям, форму объекта называет, нередко верно;

6  – всегда правильно соотносит объект с плоскостным эталоном на основе зрительного восприятия, называет форму объекта, обосновывает ответ.

Способность определить форму объекта (его частей) на основе представлений о сенсорных эталонах

0  – форму не определяет;

1  – при помощи взрослого может определить форму хотя бы круглых объектов;

2  – при помощи взрослого может определить форму хотя бы круглых и квадратных объектов;

3  – при помощи взрослого может определить форму треугольных и прямоугольных объектов, самостоятельно – круглых и квадратных объектов; 4 – как правило, самостоятельно определяет форму объекта в соответствии хотя бы с тремя из основных эталонов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), при определении формы частей испытывает трудности; 5 – как правило, самостоятельно определяет форму объекта и его частей в соответствии с основными эталонами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

6 – всегда правильно самостоятельно определяет форму объекта и его частей в соответствии с основными эталонами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Классификация по форме

0  – группировку провести не может;

1  – осуществляет группировку, подражая действиям взрослого, выбирая из 2 групп фигур, отличающихся только по форме (шар-куб, круг-квадрат); 

2  – осуществляет группировку самостоятельно, выбирая из 2 групп однородных предметов, отличающихся только по форме;

3  – осуществляет группировку по образцу, выбирая из 3-4 групп однородных объектов, отличающихся только по форме, или 2 групп, имеющих различия в цвете и/или величине;

4  – осуществляет группировку по словесной инструкции,  выбирая из 6 однородных предметов, имеющих различия в цвете и/или величине; 5 – осуществляет группировку всех однородных и разнородных предметов, отличающихся только по форме, самостоятельно находит признак для классификации;

6 – осуществляет классификацию по форме любых объектов самостоятельно, может дать ей обоснование.

 

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

 

Сформированность УУД у детей при поступлении в школу

Планируемые результаты

 на конец 1 класса

Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы

Личностные:

Развитие личности

 

 

Понимает смысл понятия  «семья»

- Понимает смысл понятий «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»

- Умеет оценивать жизнен-ные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрении общечеловечес-ких норм

- Освоил роль ученика.

- Сформирован интерес (мотивация) к учению

Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы,

Умеет ориентироваться на моральные нормы и их выполнение

Коммуникативные:

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их

Имеет первоначальные навыки работы в группе

 

Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия

 

Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре

Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений

Умеет задавать учебные вопросы;

 

Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации

Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим

Умеет слушать, принимать  чужую точку зрения, отстаивать свою

Владеет способами разрешения конфликтов:

 выявляет, идентифицирует проблему,

 находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта,

 принимает решение и реализует его;

Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила

Умеет договариваться

Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия;

Поддержать разговор на интересную для него тему

Строит простое речевое высказывание

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные:

Общеучебные

 

 

 

Выделяет и формулирует познавательную цель с

Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель;

 

Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя;помощью учителя;

Осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию;

 

Находит информацию в словаре;

Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 

 

Структурирует знания;

 

Строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме;

Проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления;

 

Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

 

Умеет давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя;

Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;

Умеет слушать, понимать и пересказывать простые тексты;

Слушает и понимает речь других, выразительно читает и  пересказывает небольшие тексты;

Понимает  цель чтения и осмысливает прочитанное;

 

 

Осуществляет выбор вида чтения в зависимости от цели;

 

Находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию;

Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

 

 

Определяет основную и второстепенную информацию;

 

 

Свободно ориентируется и  воспринимает тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

 

 

Понимает и адекватно оценивает язык средств массовой информации;

 

Умеет работать по предложенному учителем плану;

Самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

 

Использует знаково-символические действия;

Моделирует преобразование объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Умеет использовать предметные заместители, а также умеет понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к нему

 

Преобразует модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Логические

 

 

Умеет следовать образцу, правилу, инструкции;

Разбивает группу предметов и их образы по заданным учителем признакам;

Анализирует объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Умеет увидеть целое раньше его частей;

Группирует предметы и их образы по заданным признакам;

Проводит синтез (составляет целое из частей, в том числе самостоятельно достраивает и восполняет недостающие компоненты)

 

 

Выбирает основания и критерии для сравнения;

 

Классифицирует объекты под руководством учителя;

Классифицирует объекты;

 

 

Подводит под понятие, выводит следствие;

Задаёт вопросы: как?, почему?, зачем? (интересуется причинно-следственными связями);

Устанавливает последовательность основных событий в тексте;

Устанавливает причинно-следственные связи;

 

 

Оформляет свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста;

Строит логические цепи рассуждений;

 

 

Высказывает своё мнение;

Доказывает;

 

 

Выдвигает и  обосновывает гипотезы.

 

Формулирует проблемы с помощью учителя;

Формулирует проблемы;

Постановка и решение проблемы

 

 

 

Включается в творческую деятельность под руководством учителя;

Самостоятельно создаёт способы решения проблем

творческого и поискового характера.

Исследовательская культура

 

 

 

 

Умеет анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, владеет действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач

Регулятивные

Умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности 

Принимает и сохраняет учебную задачу;

 

Умеет ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила, 

Умеет выбирать себе род занятий,

Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале

 

Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Умеет планировать, т.е определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; умеет составлять план и определять последовательность действий

Способен выстроить внутренний план действия в игровой деятельности

Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную

Умеет прогнозировать  результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

 

Осваивает правила планирования, контроля способа решения;

 

Умеет вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

 

Осваивает способы итогового, пошагового контроля по результату

Умеет соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном

Проявляет умения

 произвольные предметные действия.

 

Овладевает способами самооценки выполнения действия,

адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Умеет вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

 

 

Умеет выделять и осознавать  то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознает качество и уровень усвоения;

 

 

Владеет способами мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и умеет преодолевать препятствия.

 

 

Умеет самостоятельно организовывать поиск информации.

 Умеет сопоставлять полученную  информацию с имеющимся жизненным опытом