Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОО

Назарова Елена Сергеевна

Тема «Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ»

 

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является освоение детьми экологической культуры.

В соответствии с этим важно уделять особое внимание пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим их миром. Причем это единство должно быть не только понято ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому мы полагаем, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как к самоценному, уникальному существу, имеющему право на жизнь.

История развития взаимоотношений человека и природы показывает, что у человечества общение с окружающим миром длительное время носило позитивный характер. У людей накапливался положительный опыт взаимодействия с природой. Поэтому генетическая память человечества хранит этот потенциал, который должен быть востребован в настоящее время.

Формирование чувства единства человека и природы является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Чувство единства человека и природы, как нравственное чувство, очень сложно и объемно. Без формирования зачатков этого чувства в дошкольном возрасте дальнейшее осознание человеком своей неразрывной связи с окружающим миром очень осложняется.

Педагогическими условиями воспитания основ чувства единства человека и природы являются:

  • знания о животных и растениях как о живых организмах и об условиях их существования;
  • знания о человеке как биосоциальном существе, которые включают в себя:
  • знания о человеке как живом организме и сходстве с другими живыми существами.
  • знания о человеке как существе социальном;
  • деятельность общения с природой, основанная: на знаниях о жизни живого и его закономерностях, на знаниях о сходстве человека с другими живыми существами, проявляющаяся в природоохранительных поступках, уходе за объектами природы, наблюдениях с познавательной и эстетической целью, построенная на гуманном, тактичном и внимательном отношении к природе как к партнеру по общению;
  • накопление эмоционально-нравственного опыта в ходе общения с природой и на этой основе формирование отношения к природе.

Экологическое воспитание дошкольников является частью государственного образовательного стандарта, и, исходя из стандарта, оно должно быть реализовано.

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения, это вопрос о характере отношений человека и природы, который сегодня связывается с сохранением жизни на Земле. Экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить.

Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшение экологической ситуации  обусловило сегодня всевозрастающее внимание к вопросам экологического воспитания детей. Созрела необходимость выхода экологического образования на качественный уровень. Становится все более ясной необходимость усиления воздействия  на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что являются основой процесса  экологического воспитания. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей,  среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.

Главное достоинство экологического образования заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе развития познавательной деятельности, идёт развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к природе, необходимо:

  • Создать условия для формирования элементарной познавательной активности.
  • Предоставить возможность осваивать знания в доступной форме.
  • Формировать эмоционально – положительное отношение к природе.
  • Познакомить с взаимосвязью и взаимодействием всех объектов природы.
  • Познакомить с проблемой загрязнения водного пространства Земли, с правилами личной безопасности.
  • Способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе.
  • Создать условия для самостоятельной бережливой деятельности.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них природой. Каждое новое знание приоткрывает ребёнку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в п. 1.4. ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования).

В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов. Их сходство и различия. О предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Причины, по их мнению, встречающейся интеллектуальной пассивности детей, часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.

  Изучив уровень экологических знаний дошкольников и накопив необходимый материал, были сформулированы основные направления работы:

- оздоровительные: учить правильно взаимодействовать с природой; формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.

- образовательные: формирование экологического мировоззрения; накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей; установление зависимости между объектами и явлениями природы, формирование знаний о росте и развитии живых существ; систематизировать знания о живой и неживой природе, учить понимать причинно- следственные связи внутри природного комплекса, формировать умение решать экологические задачи, развивать воображение; формировать трудовые навыки по уходу за животными и растениями, учить заботиться о чистоте помещений, улиц.

воспитательные: формировать эмоционально – доброжелательное отношение к живой природе, воспитывать отзывчивость, уважение к традициям своего народа, формировать представление об экологических проблемах своего края, формировать представление о себе как жителе Земли, воспитание любви к природе родного края; развивать умение отражать в продуктивной деятельности свое отношение к природе, формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Методы работы:  наблюдение, труд в природе, игры, экспериментирование, моделирование, проекты, речевая деятельность, чтение и обсуждение авторских познавательных сказок, сочиненных воспитателем, где ребенок – главный герой, фольклор, путаницы природоведческого характера, беседы, воображаемый диалог с реальными представителями животного и растительного мира (вербальные: «открытые» - все вместе устно и «секретные» - один на один с природой; невербальные: мимика, жесты, ИЗО, музыка), развивающая среда.

 

Благодаря  совместной  работе наши воспитанники  видят  красоту, уникальность, неповторимость  живых  форм, умеют   слышать  природу  такой, какая  она  есть  в  действительности,  об этом свидетельствуют и   активность участия воспитанников в конкурсах различного уровня: «У природы нет плохой погоды», «Здравствуй, Весна!»,  «Мир растений», «Эта улица мне знакома»;  конкурс чтецов «Сохраним наш хрупкий мир», выставка творческих работ «Зеленая планета глазами детей».

Формируя начало экологической культуры личности дошкольника, мы создавали условия для накопления опыта дошкольников при взаимодействии их с природой, обогащаем практический опыт и представления детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы. В заключении следует подчеркнуть,что формирование знаний и экологическое воспитание, это основа   осознанно - бережного отношения ребенка к природе и к миру.

Литература:

 

Тугушева Г.П., А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.

Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004.

Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /под ред. А.В. Запорожец, А. И. Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г.

Журнал “Дошкольное воспитание”, №6, 2007.

Журнал “Дошкольное воспитание”, №3, 2003.

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 6-7 лет”-Москва, 1997

  1.