Педагогические/образовательные технологии

Горячкина Анна Владимировна

Современные педагогические технологии

Перечень технологий, рекомендованных в материалах федерального оператора Приоритетного национального проекта «Образование»:

 развивающее обучение;

 проблемное обучение;

 разноуровневое обучение;

 коллективная система обучения (КСО);

 технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);

 исследовательские и проектные методы;

 технология модульного и блочно-модульного обучения;

 технология «дебаты»;

 технология развития критического мышления;

 лекционно-семинарская система обучения;

 технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

 информационно-коммуникационные технологии;

 здоровьесберегающие технологии;

 система инновационной оценки «портфолио»;

 технологии интерактивного и дистанционного обучения

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

v Информационно – коммуникационная технология

v Технология развития критического мышления

v Проектная технология

v Технология развивающего обучения

v Здоровьесберегающие технологии

v Технология проблемного обучения

v Игровые технологии

v Модульная технология

v Технология мастерских

v Кейс – технология

v Технология интегрированного обучения

v Педагогика сотрудничества.

v Технологии уровневой дифференциации

v Групповые технологии.

v Традиционные технологии (классно-урочная система)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

Российская гимназия № 59

Предмет / направление:  Алгебра и начала математического анализа

Тема: Квадратные тригонометрические уравнения

Класс/ группа: 10 Б

Учитель:  Горячкина Анна Владимировна

Улан-Удэ

Технологическая карта урока

Тема: «Квадратные тригонометрические уравнения»

Предмет: Алгебра и начала математического анализа

Класс:10 Б

Учитель:Горячкина Анна Владимировна

Цель:

Создать условия для понимания и осмысления способа решения уравнений, научиться применять полученные знания на практике.

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Используемые ЭОР для подготовки урока

Якласс (Образовательная платформа), Гугл опрос для рефлексии учебной деятельности на уроке.

Форма работы учащихся:

индивидуальная, фронтальная, групповая,

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  • сформировать знания о простейших тригонометрических уравнениях;

  • используя знания учащихся о способах решения рациональных уравнений, выяснить как можно это применить при решении квадратных тригонометрических уравнений.
  • на основе полученных данных «открыть» алгоритм решения квадратных тригонометрических уравнений;

  • научиться применять полученные знания при решении уравнений сводимых к квадратным..

Метапредметные умения

  • развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, развивать элементы логического мышления.

Личностные:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • самоконтроль и самооценка.

Регулятивные:

  • выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
  • прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.

Познавательные:

  • определение понятий;
  • умение структурировать знания;
  • умение выделять существенные характеристики объектов;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Организация урока

Методы

Принципы

Средства обучения

по источнику знаний:

  • словесные – беседа, объяснение;
  • наглядные- демонстрация изобразительных средств наглядности, применение ТСО;
  • практические – выполнение заданий, применение полученных на уроке знаний

по характеру познавательной деятельности:

  • проблемный;
  • репродуктивный.

  • принцип сознательной активности направлен напонимание целей и задач предстоящей работы с  опорой на интересы учащихся.
  • принцип наглядности –использование изобразительной наглядности и технических средств обучения.
  • принцип систематичности и последовательности реализуется через подачу учебного материала путём постановки проблемных вопросов;
  • принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и подаче учебного материала с постепенным усложнением.

изобразительные - презентация, составленная в программе PowerPoint.

технические - ПК

План урока:

  1. Организационный момент  (1 мин.)
  2. Мотивационный запрос (2 мин)
  3. Актуализация знаний (5 мин.)
  4. Изучение нового материала (15 мин.)
  5. Первичное закрепление знаний (10 мин.)
  6. Закрепление изученного материала (2 мин.)
  7. Постановка домашнего задания. (2 мин.)
  8. Рефлексия (3 мин.)

ЭТАПЫ УРОКА

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Организационный момент  (1 мин.)

Подготовка учащихся к уроку, приветствие.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Организация обучающихся, проверка готовности к уроку.

Мотивационный запрос (2 мин.)

Давайте поприветствуем друг друга улыбкой, а ваше хорошее настроение и внимание помогут при изучении новой темы.

Открываем тетради и записываем тему урока «……….  тригонометрические уравнения», а какие именно уравнения мы сегодня с вами научимся решать, вы сами дадите им название. Эти уравнения обязательно входят в задания ЕГЭ.Но всему свое время.

Представляют образ и выявляют на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к выполнению нормативных требований учебной деятельности.

Записывают дату и тему урока в тетрадь.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции,

осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

Позитивный эмоциональный настрой.

Актуализация знаний (5 минут)

Для того чтобы познать новое, необходимо изучить старое. Изречение величайшего древнекитайского мудреца Конфуция.

Воспользуемся им и вспомним материал, который поможет нам понять новую тему.

-Ребята, как вы думаете, что надо четко знать, чтобы хорошо решать тригонометрические уравнения?

-Вспомните, какие простейшие тригонометрические уравнения вы уже знаете?

А теперь поработаем с окружностью

«Работа» по числовой окружности (слайд)

.

Отвечают на вопросы учителя.

-  Формулы простейших тригонометрических уравнений

– Области значений тригонометрических функций, арксинусов, арккосинусов, арктангенсов, арккотангенсов.

– Уметь вычислять арксинусы, арккосинусы, арктангенсы, арккотангенсы.

-сos x= a; sin x=a; tg x=a; ctg x=a;

Устное нахождение тригонометрических выражений, демонстрируемых на слайде

Личностные:

саморефлексия, определение уровня своих знаний, формирование стремления к познанию.

Метапредметные:

умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

умение ориентироваться на числовой окружности;  

простейшие тригонометрические уравнения.

Контролируют правильность ответов обучающихся;

 -Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя

Изучение новой темы (15 минут)

Какое бы «красивое» перед вами не было тригонометрическое уравнение, его решение всегда будет сводиться к простейшему уравнению, а решение простейшего – к работе с окружностью.

Вы хорошо ориентируетесь на числовой окружности, помните все формулы для решения простейших тригонометрических уравнений.

Значит можно двигаться дальше.

Ребята, посмотрите на слайд, перед вами уравнения. Просканируйте их, что вы заметили.

Эти и многие другие уравнения мы с вами будем сегодня решать.

А пока давайте допишем тему нашего урока

Фронтальная работа, совместно с учителем.

Уравнение 1. Решить уравнение

Это уравнение является квадратным относительно Sinx. Обозначив  Sinx = у, получим уравнение . Его корни у1=1, у2= -2. Таким образом, решение исходного уравнения свелось к решению простейших  Sinx = 1 и  Sinx = -2.

Уравнение  Sinx = 1 имеет корни х =  + 2, n ϵ Z; уравнение  Sinx = -2 не имеет корней.

Ответ:  х =  + 2, n ϵ Z

- А следующие уравнение можно отнести к данной группе?

Уравнение 2

Решить уравнение

 

Уравнение 3.

Решить уравнение

- Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Воспользуемся силой мысли и подумаем как можно решить эти уравнения, и  в какую группу их определить.

Используя формулу , получим : 0,

,

y1= 1, y2 = - 1/2.

1)  n,  n ϵ Z;

, n=  n=n ,nϵ Z.

Ответ:n ,nϵ Z.

Уравнение 4.

Решить уравнение tgx-2ctgx + 1 = 0

Что необходимо сделать, чтобы в данном уравнение можно было сделать замену?

!!! Отметим, что левая часть исходного уравнения имеет смысл, если

Так как для найденных корней  , то исходное уравнение равносильно уравнению

Ответ: n , n ϵ Z; n , n ϵ Z.

Учащиеся  принимают активное участие в беседе, отвечают на поставленные вопросы, слушают объяснение учителя и конспектируют.Учащиеся выполняют поставленную задачу, применяя различные знания и способы решений.

Формулируют тему урока.

«Квадратные тригонометрические уравнения»

Учащиеся сталкиваются с проблемной ситуацией, которая указывает на необходимость получения новых математических знаний.      

Анализируя полученные результаты «открывают» правило для их решения;

Уравнения, сводящиеся к квадратным

 Использовать замену, с помощью основного тригонометрического тождества.

Используя формулу

Записывают в тетради решения уравнений.

Решить уравнение tgx-2ctgx + 1 = 0

Применить формулу: ctgx=  , то уравнение можно записать в виде tgx  -   + 1 = 0,

Умножая обе части уравнения на  tgx, получаем

1)n , n ϵ Z.

 n = n , n ϵ Z.

Ответ:  n , n ϵ Z;  n , n ϵ Z.

Личностные:

саморефлексия,

определение уровня своих знаний, формирование стремления к познанию.

определять общие правила поведения при сотрудничестве.

Метапредметные:

умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

самостоятельная формулировка понятия «квадратные тригонометрические уравнения», «уравнения, сводимые к квадратным»;

умение ориентироваться в содержании предмета;  

Создание проблемной ситуации, мотивация обучающихся к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Формулирование нового  понятия.

Анализ имеющихся данных.

«открытие» способа решения квадратных тригонометрических уравнений и уравнений сводимых к ним.

Первичное закрепление полученных знаний  (10 мин )      

Ребята, а дальше решаете самостоятельно, с последующей проверкой.

Решить уравнение

1)

 +

Решить уравнение:

1)

3)

Один ученик выполняет один пункт из номера у доски, остальные работаю в тетради.

1)

 нет решений

Ответ: n , n ϵ Z

3)

Познавательные УУД:  

Предметные:

-умение ориентироваться в содержании предмета;  

-использовать информацию для решения учебной задачи;

-систематизировать, обобщать изученное;

- преобразование модели с целью выявления общих законов;

-структурировать учебный материал, выделять в нем  главное.

Метапредметные:

-действовать по алгоритму, правилу;

- делать выводы по результатам работы.

Выполнение заданий по теме «квадратные тригонометрические уравнения» и решение уравнений, сводимых к квадратным.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

применяет правила и пользуется инструкциями и освоенными закономерностями

Закрепление полученных знаний  (2 мин )      (  в течение дня – тест на 10 - 15 минут)

Ребята, вы хорошо потрудились. После уроков обязательно отдохните, когда придете домой.

Но обязательно сегодня, в удобное для вас время пройдите по ссылке, я отправлю ее в нашу группу  в вайбере, и выполните задания. Это займет у вас 10 – 15 минут.

А у меня будет возможность проанализировать результаты и спроектировать следующий урок.  

На следующем уроке мы продолжим с вами решать тригонометрические уравнения, но уже другого вида.

Выполняют задания на платформе Якласс в течении дня -  тест на 15 минут.

aklass.ru/p/algebra/10-klass/trigonometricheskie-uravneniia-9145/metody-ispolzuemye-dlia-resheniia-trigonometricheskikh-uravnenii-9134/tv-790321ab-2998-45cc-9706-0e7ee3dc23c8

Познавательные УУД:  

Предметные:

-умение ориентироваться в содержании предмета;  

-использовать информацию для решения учебной задачи;

-систематизировать, обобщать изученное;

- преобразование модели с целью выявления общих законов;

-структурировать учебный материал, выделять в нем  главное.

Метапредметные:

-действовать по алгоритму, правилу;

- делать выводы по результатам работы.

Выполнение заданий по теме «квадратные, тригонометрические уравнения»

На платформе Skysmart.ru

Ребята заходят по ссылке

Домашнее задание    (2 минута)

Учебник § 23

Задачник №23.1-23,2 (в), 23.3 (в,г), 23.5 (в,г)

Дополнительно:

https://www.youtube.com/watch?v=uNEIpsPKA6k

Что такое математика, как её полюбить и зачем она нужна (Борис Трушин)

Осознание необходимости работы

Выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Рефлексия(3 минуты)

Подходит к концу наш урок, мне кажется, чтосегодня многие из вас сделали хоть маленькое, но открытие, кто-то решил без ошибок, для кого-то стало понятным как решать данный тип уравнений. методы решения

- Мне хотелось, чтобы вы продолжили предложение:

«Сегодня я на уроке хорошо понял(а)…»

 «Сегодня на уроке для меня было важным…»

Я благодарю вас за урок. Вы подарили мне хорошее настроение, я надеюсь, что я вам тоже.

Учащиеся дают ответы, подводя итог урока. Опрос в гугл форме.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdp0OHYCeEx_Uzd68og4C7VkiQQjcxapZN4dS5qbjcPFvvrkQ/viewform

Проводят самооценку своей деятельности на уроке.

-Анализируют и оценивают выполненную работу

 - Дают оценку деятельности по ее результатам,  



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

урока алгебры и начал анализа в 10б классе по теме « Квадратные тригонометрические  уравнения»

 

         Преподавание ведется по учебнику для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный  уровень), авторы А.Г.Мордкович и др. Издательства «Мнемозина». Москва 2019.

         Этот урок проводится в классе, где большая часть учащихся имеют хорошие и  удовлетворительные знания, умения и навыки.

                 Урок проводится в системе изучения раздела «Тригонометрические уравнения» по параграфу 23. Тип урока – урок открытия нового знания – обусловлен тем, что это первый урок по данному параграфу. Урок органично связан с предыдущим: в ходе урока закрепляется материал, изученный на предшествующем занятии, закрепляется определение обратных тригонометрических функций, решение простейших тригонометрических уравнений, а также основные тригонометрические тождества.

         Исходя из темы урока и его типа, цели урока можно сформулировать так: создать условия для понимания и осмысления способа решения уравнений , научиться применять полученные знания на практике.

         Образовательный аспект позволяет поставить такие развивающие цели: максимально выявить затруднения учащихся для установки верного варианта решения на основе самоконтроля, самоанализа. Считаю необходимым продолжить воспитание учащихся доброжелательности друг к другу, умение слушать, оказывать взаимопомощь.

1.     Организационный момент, имеющий целью воспитание культуры поведения и учебного труда, настраивание учащихся на серьезную работу прошел быстро, т.к. это стало привычным делом для них перед каждым уроком.

2.     Мобилизирующий этап способствовал для определения темы и целей урока. Ученики выполняли устные упражнения, восстанавливая знания, необходимые для решения более сложных тригонометрических уравнений.

3.     Учащиеся смогли сами сформулировать тему и цели урока. Учащиеся выступали в роли учителя, что способствовало повышению познавательного интереса к уроку, сотворчеству между учителем и учениками.

4.     Учащиеся составили алгоритм решения квадратных тригонометрических уравнений.

5.     Задания  были решены разноуровневые. Работа с разноуровневыми заданиями позволила осуществить обратную связь со всеми учениками.. Это способствовало реализации принципа научности и доступности..

6.     Контроль за уровнем усвоения темы был проведен в форме тест на платформе Якласс в качестве самостоятельной домашней работы. Время для выполнения такой работы учащиеся выбирают самостоятельно в течение дня. Это позволяет учителю на следующий день скорректировать свою работу в классе. А учащимся после выполнения теста на Яклассе, могут увидеть свои ошибки и по шаговое правильное решение. Домашний тест показала, что нет ученика, который бы не справился вообще ни с одним заданием.

7.     Домашнее задание  из учебника, позволяет закрепить полученные знания на уроке

8. Подведение итогов урока – традиционный момент: учащиеся неплохо справляются с обобщением, оно необходимо, т.к. дисциплинирует, помогает повторить, закрепить на уровне обобщения.

9. Ученикам была предложена дополнительная информация (ссылка на ютуб канал Бориса Трушина преподавателя МФТИ) «Что такое математика, как ее полюбить и зачем она нужна».

10. Проведена рефлексия в гугл-опрос. Ссылка отправляется в группе вайбер. Дети с удовольствием и быстро отвечают на предложенные вопросы.

 Во время урока прослеживался логический переход от одного этапа урока к другому. После каждого этапа подведены итоги.

На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера за счёт добрых отношений, взаимопонимания учеников и учителя. Ответы учащиеся старались давать полные, поддерживалась любая инициатива ученика ответить.

Считаю, что поставленные задачи удалось реализовать на данном уроке.