"Учитель года Дона-2026"

Куцых Ольга Владимировна

Конспект логопедического  подгруппового занятия по автоматизации звука «С» в слогах и словах «У Незнайки в огороде».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Учитель-логопед Куцых Ольга Владимировна

МБДОУ «Солнышко» с. Новобессергеневка

Тема занятия: «Овощи.Звук[С]».


Цель:
 осуществлять работу по автоматизации звука [С], активизировать словарный запас по лексической теме «Овощи».

Задачи:
Образовательные:

-закреплять знания об отдельных овощах ( помидор, огурец, капуста, лук);
-знать их названия и сенсорные характеристики ( цвет-красный, зеленый, желтый, форму-круглый , овальный, треугольный).

Коррекционно-развивающие:
-
 укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
- развитие речевого дыхания
;
-
учить образовывать прилагательные от существительных;
-
развитие логического мышления, формирование навыка наблюдательности, тренировки памяти и внимания;

-развитие  мелкой моторики;
-уточнение характеристики звука С;

- уточнить и закрепить произношение звука С изолированно, в слогах, словах;

-продолжать учить определению наличия и места звука [c] в слове, развивать фонематический слух.

- развитие умения сочетать слово с движением;
Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятию.

Вид занятия: фронтальное занятие с воспитанниками старшего возраста (5-6 лет)

Технологии:
- игровые
- здоровьесберегающие
-  ИКТ-технология

Методы обучения:
- наглядные
- словесные
- практические

Оборудование:

1.Дидактическая кукла Незнайка.

2.Муляжи овощей (лук, помидор, огурец, капуста).

3.Зеркала.

4.Ноутбук, презентация.

5.Разноцветные ватные палочки.

6.Карточки с изображением овощей.

7.Паровозики с вагончиками.

8.Аудиозапись русская народная песня «Барыня» для пальчиковой игры «Мы капусту режим, режим, вот так, вот так».

9.Аудиозапись – «Паровоз Букашка, едем в сказочную страну».

10.Микибот.

                                                 Ход занятия.

Логопед:- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас ! Сегодня нас ждут волшебные приключения, увлекательные игры и ещё много чего интересного.

Раздается стук в дверь.

Логопед: Кто же к нам стучится, давайте посмотрим….К нам в гости пришёл Незнайка.

Незнайка здоровается с детьми.
Незнайка: Я  живу в Сказочной стране со своими друзьями. Я принес вам корзину.Но прежде, чем показать, что в ней, я хотел бы рассказать историю о том, как она попала ко мне. Но вам понадобятся зеркала.
 Проснулся я  рано .Выглянул в окошечко.(упражнение «Окошечко»).Ясно   1.Артикуляционная гимнастика.(Презентация)

Светило солнышко и я решил пойти на прогулку. Шёл, шел и пришел на полянку. Смотрю стоит в поле Теремок, стоит он за забором (упражнение «Заборчик»). Я постучался в в дверь, но никто не ответил.Попробовал открыть, дверь открылась (упражнение «Окошечко»).Сначала я испугался, потом удивился и обрадовался , потому что увидел мышку (мимическиеупражнения). Она наводила в теремке порядок (упражнения «Покусаем язычок»). Затем села отдохнуть (упражнение «Лопата»).Я попросил водички(упражнение «Чашечка »).  В теремке прыгала  лягушка – квакушка.Растопили они с мышкой печку (дуем на кончик широкого языка),стали обед готовить. 
 2.Д / и " Что приготовила мышка на обед? "
.А на обед был суп из гороха, какой он? (гороховый).
Пюре из картофеля? … (картофельное).
Салат из моркови?... (морковный).
Компот из яблок?... (яблочный).
Варенье из клубники? … (клубничное).
Прискакал  Зайчик – побегайчик с корзинкой. Прибежала лисичка – сестричка. Бежит, хвостиком следы заметает(упражнение «Почистим нижние зубы»). Мечтает она о вкусном обеде.  Забежал волчок – серый бочок. Принес мешок, не удержал, уронил, все грибы из него высыпались. Шел мимо большой медведь. Остановился около Теремка(упражнение «Лопата») и громко постучал. Спрятались все звери в Теремке, испугались медведя. (удерживаем кончик языка за нижними зубами). Не пустили звери его в Теремок. Тогда он полез на крышу, заскрипел Теремок: с-с-с. Как услышишь, что скрипит Теремок, хлопай в ладоши, что б звери услышали и убежали. Слушай внимательно: ф, с, ш, т, с, з, с, х, ф, с, т, с, ф, с, к,ф, с. Сломал медведь Теремок, но я помог зверям, предупредил их. Никто не пострадал! В благодарность мне дали вот эту корзину.

Логопед: Ребята, посмотрите, у Незнайки в руках корзина, давайте посмотрим, что же в ней лежит?

Дети: Овощи .
Незнайка: Но я не знаю ничего об овощах .Помогите мне, пожалуйста!

Логопед: Ребята, поможем Незнайке?

Логопед: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте.
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста, Если я…

Дети (капуста)

Логопед:

Всех круглее и краснее.

Он в салате всех вкуснее,

И ребята с давних пор

Очень любят…….

Дети (помидор)

Логопед: Ребята, послушайте следующую загадку.

Он совсем-совсем зелёный

И овальный, удлинённый.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадались? Молодцы!

Ну, конечно……

Дети: Огурцы.

Логопед: Послушайте следующую загадку.

Сидит дед, во сто шуб одет.
       Кто его раздевает,
       тот слёзы проливает. 

Дети: Лук

Логопед: Хорошо, все загадки отгадали правильно.

- капуста, огурец, помидор , лук- как можно назвать одним словом? (овощи)

-Незнайка: Молодцы, вы хорошо знаете, овощи, и я вместе с вами их названия запомнил.Но не знаю как они выглядят.

3.Дидактическая игра «Микибот»
Логопед: А в этом нам поможет наш друг микибот.На поле расставлены овощи на разных фигурах. Для того чтобы помочь мышке дойти до овоща, нужно продумать все шаги Микибота. От места, где он стоит, составить «программу» - последовательность движений робота при помощи карточек-стрелок, очистить память робота, нажав желтую круглую кнопку, нажать стрелки и зеленую кнопку пуска на самой мышке.
Дети прокладывают путь к овощам и называют их форму.
4.Дидактическая игра «Головоломка из ватных палочек»
Логопед: А теперь расскажем какого цвета овощи и  вставим ватные палочки нужного цвета в отверстия на карточках.
Логопед:
 
-Незнайка:спасибо, ребята.Теперь я знаю все об овощах.

Логопед:Ребята, что можно приготовить из овощей? (Суп, салат)

Я предлагаю сегодня приготовить из овощей салат. Возьмём капусту и порубим её мелко-мелко…..
5.Физминутка «Овощи»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (дети изображают рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз),
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад),
Мы морковку трем, трем! (2 раза)(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку),
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки),
Хорошенько посолили(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту),
В банки плотно уложили  (правую ручку сжимаем в кулачок и стучим по левой ладошке),
Всю работу завершили (погладили ладошку).

Незнайка: Ребята какой замечательный салат у вас получился! В нем много витамин, которые помогают вам расти здоровыми, крепкими и сильными!

Логопед: Незнайка, почему ты такой грустный?

Ребята, как вы думаете, почему Незнайка такой грустный?

Ответы детей.

Дети предлагают Незнайке поиграть вместе с ними. Незнайка отказывается играть с детьми у него много дел. На улице уже холодно, а в Сказочной стране не убраны грядки с овощами.

Логопед: Незнайка, не переживай. Тебе ребята помогут собрать урожай.

Логопед предлагает детям отправиться на поезде к Незнайке в Сказочную страну, где у  него в огороде растут овощи.

Под музыку дети двигаются, изображая поезд.       

Логопед приглашает детей к столику, на котором разложены карточки с изображением овощей  и предлагает ребятам поиграть в игру “4 лишний” .Ребята поднимают ту карточку, которая лишняя в ряду. (Презентация).

Незнайка: Ребята, вы сегодня мне очень помогли: собрали урожай овощей. Мы собрали капусту, свёклу, редис, чеснок, патиссоны, салат.
6.Игра «Прохлопай слово».(капуста, свёкла, редис, чеснок, патиссоны, салат).
Логопед: какой звук мы чаще всего слышим в этим словах?
Дети: СССС
Логопед:Правильно.
Незнайка:
 А я произнести его не могу.

- Ребята при произнесении звука «С» у нас губы находятся в улыбке или округлены? (Дети отвечают: в улыбке)
- При произнесении звука «С» зубы сомкнуты или разомкнуты? (Дети отвечают:
 разомкнуты.)
- При произнесении звука «С» кончик языка находится внизу или в верху? (Дети отвечают: внизу.)
- При произнесении звука «С» голосовые связки работают или не работают? (Дети и логопед произносят звук «С» приложив ладонь к горлу  и отвечают, что связки не работают.)
- При произнесении звука «С» воздушная струя теплая или холодная? (Дети отвечают: воздушная струя холодная, плавная, узкая)
Незнайка благодарит детей, что научили его произносить звук “С”. И хотел дать им свой велосипед, чтоб отправится обратно в детский сад, но сдулось колесо.(Показ картинки с изображением велосипеда со сдутым колесом.) Что же делать? Как помочь ему?
-  Давай попробуем. (Произносим прерывистый звук «С». Имитируем движения качаем колесо.)
- Ой колесо сдувается. Как сдувается колесо? ССССССС(Произносим протяжный звук «С»)
-  Попробуем накачать колесо еще раз.
- Молодцы,поехали.Вдруг перед детьми появилось болото  и пройти его можно только по кочкам.Чтобы вам пройти все кочки , скажите слогов цепочки. Дети наступают на балансир и произносят слоги са-со-су-сы.
7.
Определите место звука в слове.
Посмотрите поезд приехал за овощами. Его нужно загрузить. И мы сможем отправиться домой.В первый вагончик кладем овощи где звук «С» в начале слова, во второй вагончик загрузим овощи где звук «С» в середине слова, а в третий вагончик положим овощи где звук «С» в конце слова. Слушай слова внимательно, и по очереди клади овощи в нужный вагончик. (Свекла, патиссон, редис, капуста, салат, чеснок, ).Отлично, теперь мы можем отправляться обратно в детский сад.

8. Итог занятия.

Логопед:Ребята вот мы и добрались домой! Что мы сегодня узнали и чему научились? Какой звук мы сегодня повторили? Что вам больше всего запомнилось? Незнайка приготовил  вам  подарки.Вот и подошло к концу наше путешествие, спасибо, вам, ребята!