Статьи и публикации

Ибатуллина Лиана Ростиславовна

Предварительный просмотр:

Статья «Игровая деятельность на уроках литературы».

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений  младшим люди использовали с древности.  Широкое применение игра находит и в современной школе. Игра - это самостоятельная технология для освоения понятия, темы, раздела предмета, и элемент более обширной технологии; игровая деятельность может занять целый урок или его часть (введение, объяснения,  закрепления, упражнения, контроль); игра - это и технология внеклассной  работы.  Различные виды игр активизируют познавательную деятельность, несут большую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку, дают простор творчеству и инициативе, фантазии и смекалке, радуют необычностью заданий, возможностью соревноваться.

Теория детской игры, разработанная К. Д. Ушинским, явилась ценным вкладом не только в русскую, но и в мировую дошкольную педагогику. Огромное воспитательно-образовательное значение Ушинский придавал играм детей. Замечательный педагог, он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.

Он отмечал, что в психической жизни ребенка большую роль играет воображение, которое наиболее полно реализуется в игре. Ролевая игра - самая интересная для учащихся форма обучения.

Исследования педагогов доказывают, что учебный процесс поднимается на более высокий уровень благодаря включению в него игры. Она содействует развитию познавательных возможностей учащихся, стимулирует творческие процессы их деятельности, создает приятную атмосферу, дает возможность организовать на уроке ситуацию успеха.

Сюжетно-ролевая игра на уроках литературы открывает большие возможности в познании, в нравственно-эстетическом воспитании, в становлении личности учащихся. Игра доступна всем участникам, без претензии на профессиональную обработку роли, и ценность ее в том, что она вносит в познание и переживания новые ощущения, прошедшие через разум, чувства, действие. Среди основных принципов сюжетно-ролевой игры можно выделить:

- актуальность содержания;

- раскрытие возможностей ребенка (воспитание новых свойств личности на основе индивидуального подхода к распределению ролей);

- педагогическое руководство игрой (обязательное участие учителя, обучающего и воспитывающего);

- игра - одноразовая по природе, она никогда не повторяется и, если и появляется необходимость заимствовать основную канву сюжета, то она все же будет игрой новой, зависящей от творческих способностей учащихся, от импровизации.

Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что сценарий ее готовится совместно учителем и учениками. В поисковой деятельности ее участников заложен значительный педагогический смысл. Формы сюжетно-ролевой игры могут быть различны: урок-суд, урок- пресс- конференция, урок-юбилей, урок-"история болезни", урок-"дуэль".

На уроках литературы я использую такую форму работы и в качестве примера хочу привести применение сюжетно-ролевой игры при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский». Роман «Дубровский» - это произведение довольно объёмное, содержит достаточно много героев, которых необходимо проанализировать. Возникает потребность сделать это в интересной и необычной форме, а также необходимо привлечь учащихся к прочтению романа. Поэтому я выбрала сюжетно-ролевую игру.

Для этого учащиеся выбирают героя произведения и рассказывают о нём, но не от третьего лица, а от первого, т.е. выступают в роли самого героя, который рассказывает о себе сам. Рассказ составляется по заранее составленному плану, учащиеся работают с текстом и составляют рассказ.

Они пишут выступления или от руки, или печатают. После выступления-рассказа в классе задаются учащимися вопросы конкретно герою, например, Андрею Гавриловичу Дубровскому, затем подводится итог всему сказанному.

Я считаю, что такая форма работы помогает и заставляет учащихся работать с текстом произведения, не заглядывая в интернет, в котором даётся полная характеристика героя, здесь же, в работе с данным романом, требуется составить характеристику героя по определённым главам. Сначала учащиеся побаивались таких выступлений, но, посмотрев и послушав своих одноклассников, бояться, перестали и, желающих стало больше.

Дидактическая игра - это игра, предназначенная для обучения, и на обобщающем уроке она используется для уточнения, закрепления и приведения в систему полученных знаний, а также для проверки сформировавшихся умений и навыков. О положительном влиянии дидактических игр сказано много. Такие игры оживляют занятия, вносят элементы состязательности, позволяющей проявить себя, продемонстрировать свои умения, превзойти других. Возникший интерес вскоре обеспечивает более прочное усвоение теоретических знаний. Такую игру можно использовать игру и на уроках русского языка, например, при завершении изучения какой-либо темы можно провести игру «Интеллектуальный турнир», в которой даны задания по изученным темам.

Таким образом, наследие Ушинского актуально и в современных условиях. Опираясь на его идеи, создаются новые технологии, в частности игровые, которые используются на уроках педагогами, делая процесс обучения достаточно эффективным, занимательным и увлекательным.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«ИКТ  НА УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА  И ЛИТЕРАТУРЫ  КАК ЭФФЕКТИВНОЕ  СРЕДСТВО  РЕАЛИЗАЦИИ  ФГОС»

                                                                 

 

Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ              

Век компьютерных технологий набирает обороты, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации.
В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Главные цели в преподавании русского языка — это развитие творческой, духовной личности, проблема подготовки ученика как языковой личности. Они предполагают работу с текстом, художественным словом, книгой.

Поэтому целью моей работы является ответить на вопросы:
1) о специфике использования ИКТ в преподавании русского языка;
2) о целесообразности использования ИКТ на уроках;

 3) в какой степени компьютер может помочь учителю и на каких этапах урока;
4) какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть метод ИКТ и его роль в профессиональной деятельности учителя;  
2) показать возможности использования ИКТ в работе учителя русского языка.
Размышляя о современном уроке в школе, я определила для себя некоторые ведущие идеи: необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
Анализируя актуальность выдвинутой для обсуждения темы, необходимо заметить, что  меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности. Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя – предметника в коррекционной школе  становится его обновлённая роль – роль проводника знаний своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления:
Первое
- компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения.

Второе - он представляет собой, собственно, технологизацию учебного процесса в самом широком смысле - разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину.
Так, например, на русском языке можно применять комплексные компьютерные программы. При этом режим работы комплексных компьютерных программ может быть обучающим, тренировочным и контролирующим.Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата.
Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формиро- вание компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное  обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения  урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой. Поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Цели использования информационных технологий:
1.Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
-развитие конструктивного, алгоритмического мышления;
- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2.Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

- подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3.Мотивация учебно-воспитательного процесса:
-повышение качества и эффективности процесса обучения;
-выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Направления использования ИКТ.
В изучении школьного курса русского языка в коррекционной школе выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
- наглядное представление об изучаемом материале;

- изучение орфографии и пунктуации;
- система тестового контроля.

Формы использования ИКТ

1. Использование готовых электронных продуктов  позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; воплотить в жизнь принцип наглядности.

2. Использование мультимедийных презентаций. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".

В своей практике использую средства ИКТ следующим образом:  

Уроки-лекции
Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура, полярные критические оценки и т.д. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя на всем уроке.
   В ходе такого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания. 

Урок анализа художественного текста.   На таком уроке презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению. Интерпретируя текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок понятий и определений. Проблемно-исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы.
В отличие от уроков-лекций презентация не просто сопровождает слово учителя, а является в некотором роде интерпретацией текста учебника. Визуальные образы презтентации по сути рассчитаны на развитие сотворчества читателя. Сопоставляя видео- или аудио- иллюстрации, ученик уже анализирует текст (прием скрытого анализа текста). («Песнь о Вещем Олеге – литература, 7 класс»).Оформление презентации к уроку анализа текста должно быть более тщательным. Фон может быть выдержан в цветовой гамме текста, показывая наглядно функциональность цветописи. Музыкальное сопровождение также должно работать на глубину постижения текста.

Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главной всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, помогают достичь целостности рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, увидеть содержательность, смысловую значимость каждого элемента формы.

Уроки обобщения:

С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель, благодаря презентации, может все время контролировать работу класса.

У учащихся формируются ключевые компетентности, посредствам ИКТ:
-умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию;
-умение работать самостоятельно или в дружном коллективе;
- умение находить разную информацию в различных источниках;
- осознание полезности получаемых знаний и умений.

В современной школе учитель должен пользоваться не только компьютером, доской, но и интерактивной доской.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения русскому языку. Применение интерактивных досок открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски при изучении русского языка - это ещё один шаг к повышению интереса к предмету, повышению орфографической зоркости и грамотности в целом.Интерактивная доска позволяет:
- позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса;
- поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;
- позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
- вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Интерактивные доски позволяют уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала, экономят время занятия за счет отказа от конспектирования. Изучая конкретное правило правописания, ученики избавляются от ненужного переписывания, а сосредоточивают внимание на определенной орфограмме, имея возможность в течение урока поработать с множеством слов. При изучении правил пунктуации ребята видят перед собой готовое предложение и работают с ним, обращая внимание на строение предложения и пунктуацию в нем.

Интерактивные доски помогают использовать выделенное для проведения обучения время максимально эффективно и увеличить эффективность образования в целом.

Использование ИКТ, в процессе урока, даёт учителю:

-заметную экономию времени;

- более глубинное изучение материала;

-возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

 - возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Эффективность использования электронно-методических материалов позволяет: 1.Реализовывать новые цели образования:
-организация самостоятельной продуктивной деятельности;
-формирование информационной грамотности и компетентности;

-ценностно-смысловое определение учащихся.
2. Повысить эффективность познавательной деятельности учащихся за счет:- расширения возможностей доступа к образовательной информации;
- совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания;
- формирования умения самостоятельно приобретать знания;
- визуализации представленной информации;
- ориентации на развитие интеллектуального потенциала обучающихся;
- развития творческого потенциала учащихся;
- незамедлительной обратной связи;
- одновременного использования нескольких каналов восприятия учащихся.

3.Педагоги, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке учащихся. Что использую на уроках? Самые различные обучающие программы, от продукции известных фирм до самостоятельно выполненных учителем и учениками материалов.

    У учителя всегда возникает потребность в создании собственных компьютерных материалов. Это можно объяснить невозможностью подобрать нужный материал по теме из электронных пособий, а самое главное, творческим подходом к объяснению материала. Учителю всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат: в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки его учеников.

Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, ограничивая ее временными рамками. Мы сочетаем работу на компьютере с обсуждением и общением. На уроках русского языка дети дети выполняют задания творческого характера.

Таким образом, использования ИКТ в образовательном процессе
позволяет повысить:
-качество образования по предмету;
- познавательный интерес к предмету;
- уровень информационной культуры;
- долю самостоятельной продуктивной деятельности на уроке.

Если вшколе есть необходимые информационные ресурсы: наличие компьютера, интерактивной доски, проектора,проигрывателя и т.д.,тогда у учителя есть возможность использовать информационные технологии на таких этапах урока, как: 1) определение темы, целей и задач урока; 2) повторение пройденного; 3) объяснение нового материала; 4) закрепление изученного (формирование орфографических, пунктуационных и речевых навыков); 5) контроль знаний, умений, навыков.

Использование ИКТ в работе учителя дает возможность:
1) повышения эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке);
2)   осуществления индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
3) расширения  объема предъявляемой учебной информации;
4) обеспечения гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
5) улучшения организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
6) повышения качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы;
7) включения детей в коллективную деятельность в парах, в группах;
8) повышения интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;
9) включения школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.    
Использование ПК на уроках позволяет учащимся получать знания, повышая качество и собственную ответственность за результат.
    Я убедилась, что использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности. Использование ПК на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом

Я уверена, что ИКТ на уроках русского языка и чтения, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ.

Список литературы

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
  2. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. – Москва, 2006.
  3. Маркина И.В. Технологии, приемы, разработки учебных занятий. Ярославль: академия развития, 2008.
  4. Семёнов, А.Л. Качество информатизации школьного образования. Структура, уровни, способы оценки ИКТ-компетентности http://www.vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=809&z=808&ob_no=846 .
  5. Собкин, В.С., Адамчук, Д.Н., Руднев, М.Г. «Анализ факторов, влияющих на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ» http://docs.google.com/Doc?id=dd3tt2x6_14hsd3zfd8 .
  6. Хеннер Е. К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и  

преподавателей в системе непрерывного образования. БИНОМ, 2008.



Предварительный просмотр:

Статья. Методика подготовки учащихся к устному собеседованию  по русскому языку.

Устное собеседование по русскому языку введено в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации. 

Итоговое собеседование по русскому языку  направлено на проверку навыков спонтанной речи. Модель собеседования включает следующие типы заданий: 
1) чтение текста вслух; 
2) пересказ текста с включением цитаты; 
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем; 
4) диалог с экзаменатором-собеседником. 
Все тексты для чтения, которые были предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России. На выполнение работы каждому участнику давалось около 15 минут. В процессе проведения собеседования велась аудиозапись. 

При выполнении заданий учащийся должен показать степень владения всеми типами речи (повествование, описание, рассуждение). Оценка выполнения заданий работы осуществлялась экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка. Оценивалось итоговое собеседование по системе «зачет»/«незачет». 

Сейчас мы имеем перед собой набор очень корректных заданий, к выполнению которых надо подготовить выпускника основной школы. По замыслу составителей, или на уровне дальнейшей образовательной цели, такая работа должна / может обеспечить освоение учащимися и педагогами-филологами основ коммуникативно-речевой компетенции.

Трудности:

1. Отсутствие у учащихся опыта системной и успешной профессиональной образовательной деятельности по постановке названных коммуникативно-речевых действий (умений, навыков):

1)выразительно читать нехудожественный текст, 2)пересказывать его, 3)участвовать в различных по жанру диалогах (интервью и беседа), 4)создавать спонтанный устный монолог на заданную тему в опоре на вспомогательные вопросы, 5) достаточно долго выступать с этим монологом не пугаясь того, что реально он может быть подготовлен только в виде отдельных набросков.

Все названные речевые действия жизненно необходимы, но опыта их освоения у учащихся недостаточно.

2. Мы имеем среднестатистического молчащего ученика, который не всегда на вопрос педагога может ответить: «Да», «Нет», «Не знаю».

3. В учебной программе до сих пор нет курса «Развитие речи», который рассматривается как составляющая курса «Русский язык»

4. Школьные курсы риторики не были введены в систему учебных школьных курсов в качестве обязательных. Эта грамотность приобретается каждым индивидуально, даже от природы одаренный красноречием человек должен знать и уметь применять законы создания текста.

5. Сейчас остро стоит вопрос поиска методик и технологий обучения спонтанной или быстро (мало) подготовленной устной речи, т.е. приобретения коммуникативно-речевых умений создания такой речи (таких текстов), но нет ориентированных на школу технологий психологической поддержки говорящего в условиях предъявления (исполнения) этой речи.

Методологически важным является триединство психолингвистики, риторики и методики преподавания русского языка, или психолингвистические подходы к решению методических проблем речедеятельностного (риторизированного) речевого обучения в школе.

Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Так или иначе пересказ звучит на уроках истории, обществознания, химии, географии, биологии, физики и, конечно, литературы. Мы осознанно или неосознанно используем этот вид работы на своих уроках.

На конференциях, вебинарах, посвященных итоговому собеседованию по русскому языку, не раз было озвучено, что к итоговому собеседованию обучающегося должны готовить абсолютно при изучении всех предметов, существующих в школе. Следить за правильностью речи ученика, исправлять орфоэпические, грамматические, речевые ошибки, работать над умениями находить основную информацию в тексте, осознанно её запоминать, а не механически зазубривать, грамотно воспроизводить прочитанное – вот чем может помочь учитель любого предмета своему ученику.

Как же подготовить обучающегося к успешному выполнению второго задания итогового собеседования по русскому языку?

Первое, что должен объяснить учитель-словесник девятикласснику, это то, что первое и второе задание тесно связаны между собой.

Готовясь к выразительному чтению текста (задание № 1) он должен:

1) вдумчиво прочитать текст, мысленно прослеживая логику изложенных в нем событий (Если текст содержит рассуждение, то постараться понять точку зрения автора, посмотреть на проблему его глазами);

2) отметить главную информацию (предложения, словосочетания) в каждом абзаце (это микротемы, их нельзя упускать при пересказе, обычно, один абзац – одна микротема). Целесообразным будет во время подготовки к выразительному чтению карандашом или ручкой подчеркнуть главные предложения, словосочетания в каждом абзаце текста, чтобы выделить их при выразительном чтении (это активизирует зрительную память).

3) запомнить имена собственные, термины, даты, которые могут присутствовать в тексте. (В спецификации контрольных измерительных материалов есть рекомендуемый порядок проведения итогового собеседования. Там, в пункте 5, рекомендуется собеседнику-экзаменатору переключить ученика на новый вид работы – пересказ текста. Объяснить, что ученик имеет право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, а также дополнительной информацией, необходимой для выполнения заданий 2. Рекомендовать ученику выписать на листочек те имена собственные, термины, даты, с которыми он встретился в предложенном тексте впервые, но они необходимы ему для передачи микротем.

Для того, чтобы учащийся справился с заданием 2 более успешно, можно предложить ему следующее: если за отведенное время запомнить даты, термины не представляется возможным, то лучше информацию, в воспроизведении которой он не уверен, не включать в свой ответ. Пересказ тогда будет менее подробным, но главное – не упустить микротемы.

4) Следующий этап – выразительное чтение текста (задание 1). Школьнику нужно посоветовать, как можно ярче представить все события или явления, описанные в тексте. Чем эмоциональнее будут картинки, возникшие в его воображении во время чтения, тем больше информации останется в памяти. 
Желание прочитать или услышать текст, предназначенный для пересказа,  повторно – совершенно естественно. Ученые, которые изучают свойства памяти, советуют ознакомиться с текстом для пересказа второй раз через 20-60 секунд после первого прочтения (метод повторения И. А. Корсакова). Что и происходит во время выразительного чтения.

Выразительно читая вслух текст, ученик задействует как зрительную, так и слуховую память. Это хорошо, так как все мы разные: у одних преобладает зрительная память, другим надо еще и услышать, чтобы лучше запомнить.

5) Во время пересказа ученик должен не бояться отклониться от авторской стилистики и лексического набора слов и словосочетаний. Ведь главное в пересказе не  механическое зазубривание, а понимание содержания текста, и, передавая его своими словами, учащиеся демонстрируют это умение наилучшим образом.

Обязательно при подготовке ко второму заданию итогового собеседования по русскому языку надо основательно изучить тему «Цитирование».

Учащиеся должны знать, что цитирование бывает частичным и полным. При использовании частичного цитирования школьники должны понимать, что главное – сохранить смысловую точность. Нельзя «выдергивать» слова из контекста. Убирать лишние слова, сокращая цитату, можно, при условии, если это не исказит смысла высказывания.

Описание фотографии

Для достижения успеха на этом этапе можно предложить использовать методический алгоритм «Смысловые вопросы»: используя эти вопросы в свободном порядке, ученик дает на них краткие ответы, совокупность которых и составляет требуемый текст.

Смысл предложения строится так: главные члены отвечают на вопросы «кто?» и «что делает?» второстепенные члены отвечают на вопросы «какой (предмет)?» - группа подлежащего и на вопросы «где, когда, почему, зачем (делает)?» – группа сказуемого.

Микротема как линейная последовательность предложений (предложения – это отдельные информативные сообщения) строится так же:

Основная (главная) информация - это тема («кто?») + новая о теме информация (соответствует вопросу «что делает?»). Новая информация развивает тему по законам типа речи, который в микротеме использован. Видим типологическое сходство с главными членами предложения. Второстепенная информация в описательной микротеме – это ответы на вопросы: «где и когда находится предмет?», «каков он?», «как он выглядит?». Это описание. Вывод в описании – это ответ на вопрос: «почему этот предмет мне нравится или вызывает иные чувства?»

Второстепенная информация в повествовательной микротеме –это ответы на вопросы: «где и когда находятся главные действующие лица – герои повествования?», «каковы они (при знакомстве читателя с ними)?», «что, как и почему они делают (в начале, в середине и в конце (истории)?». Вывод в повествовании – это ответ на вопрос: «зачем мне рассказана эта история? Каков ее нравственный смысл?» Снова видим типологическое сходство с второстепенными членами предложения.

Тематические направления для 2 и 3 части определены следующие: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби. Я думаю, что данные темы соответствуют возрастным особенностям детей данного периода. Но кругозор некоторых наших учащихся может позволить свободно не только беседовать, но и высказать свое мнение по некоторым темам.  

Вопросы для беседы (Карточка для учителя)

  1. Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные, научно-технические или естественнонаучные?
  2. Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему?
  3. Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями, на Ваш взгляд, они обладают?

При рассмотрении данной фотографии мы понимаем, что на ней запечатлено  культурно-образовательное событие, посвященное  знакомству с творчеством известного художника. Поэтому, я думаю, участники этого мероприятия слушают своего педагога сидя на полу, а не стоя, как это обычно бывает во время экскурсий. Но все же задание относится  к тематическому блоку «Музей». Поэтому ученику и дана небольшая инструкция, направленная на дополнения к составленному монологу по фотографии.

Подготовку к этому заданию я решила начать с тематических блоков.  На уроках развития речи вместе с учащимися определили понятия: «музеи», «театры» и т.д.

Использовали вот такие карточки.

Толкование понятия

Музе́й (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников  истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. (Википедия, по словарю Ожегова)

Виды музеев

литературные музеи  –   

исторические музеи –

художественные –

научно-технические -

естественнонаучные -

краеведческие –

музеи искусства –

музеи профессий и т.д.

Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.

 

Вопросы:

С какой целью люди посещают музеи?

Что Вы знаете о виртуальных музеях?

 

 

Толкование понятия

Экску́рсия (от лат. excursio) — предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. (Википедия, по словарю Ожегова)

Виды экскурсий

Экскурсии художественные, способствующие эстетическому развитию.

· Экскурсии историко-художественные, построенные на выявлении отдельных моментов истории изобразительных искусств

· Экскурсии исторические

· Экскурсии бытовые

· Экскурсии по современной культуре (охватывающие политические, социальные и экономические стороны жизни человека)

· Экскурсии литературные

· Экскурсии театрально-музыкальные

· Экскурсии этнографические

Расскажите об экскурсии, которая запомнилась больше всего.

 

Вопросы:

С какой целью люди ходят на экскурсии?

Что Вы знаете о виртуальных экскурсиях?

 

Толкование понятия

Туристский поход – это короткое по продолжительности путешествие (в большинстве случаев от 1-2-х до 15-20 дней) с активными способами передвижения (пешком, на лыжах, на велосипеде, на гребных судах) по всему маршруту. (Википедия)

Виды походов

 Туристские походы, согласно своей цели, подразделяются на походы рекреационные (учебно-рекреационные) и походы спортивные (учебно-спортивные).

Расскажите о походе, который запомнился больше всего.

 

Вопросы:

С какой целью люди ходят в походы?

 

Толкование понятия

Теа́тр — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой (Википедия)

Виды театров

  •  драматический;
  • оперы и балета;
  • кукольный;
  • пантомима;
  • мюзикл;
  • оперетта;
  • театр абсурда;
  • моноспектакль;
  • театр пародии;
  • уличный театр.

Расскажите о походе в театр, который запомнился больше всего.

 

Вопросы:

С какой целью люди ходят в театры?

 

Толкование понятия

Праздник

1. День торжества, установленный в честь или в память кого-че-го-н. 

2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. 3. Выходкой, нерабочий день. П. Нового года.

4. День радости и торжества по поводу чего-н. Семейный п:.

5. День игр,развлечений. Спортивный п. П. песни.

Виды праздников

  •  Международные
  • Государственные
  • Школьные
  • Личные
  • Религиозные

Расскажите о празднике, который запомнился больше всего.

 

Вопросы:

С какой целью люди устраивают праздники?

 

Левая колонка предварительно заполнена учителем, а правую заполняют учащиеся.

Овладение монологической речью, как известно, вызывает у многих учащихся определенные трудности. Для того, чтобы говорящий мог гладко и связно строить свое высказывание, чтобы его рассказ  был достаточно информативным  и логичным,  произносился без длительных пауз между предложениями, ученик должен уметь правильно выражать свои мысли, уметь логически правильно построить свое сообщение, выделить главное, сделать выводы или заключения. Как подтверждает практика, не всем учащимся это под силу. Поэтому на первых этапах работы над развитием и совершенствованием монологической речи, можно рекомендовать использовать следующие речевые клише: 

Я думаю, что на данной фотографии запечатлена (изображена) экскурсия группы учащихся в ……………… музей. Дети очень внимательно слушают экскурсовода, который ……….и ……….. На стеллажах ( …..),   под стеклом представлены………………(документы, экспонаты, книги, предметы, фотографии  …., и т.д. Я считаю, что это  …… музей (вид музея),  потому что……..

            Я посещал ……. музеи (музей )……  Больше всего мне понравилось (понравились)…., т.к. …..

Я думаю, что после такой  предварительной работы  ученики будут чувствовать себя увереннее, а задание не покажется трудным и сложным.

Далее представлены несколько заданий аналогичного типа с целью развития и совершенствования монологической речи школьников.

Подберите синонимы к словам, включая

эмоционально-оценочные: друзья – товарищи, единомышленники, соратники, сподвижники; мечта – стремление, желание, выдумка, вымысел, фантазия, представление, воображение;

изучать – исследовать, анализировать, подробно рассматривать; путешествие путь, поход, странствие, экспедиция; тайна – секрет, загадка; маршрут – план действий, движения; планировать – задумывать, намечать, составлять; снаряжение – приспособление, обмундирование, экипировка; смелость – бесстрашие, решительность, сила душа, неустрашимость; сокровище – клад, драгоценности, золото, драгоценные камни и т.п.

Назовите опорные слова и словосочетания, отражающие

а) содержание картины, её композиционный строй: давняя мечта, детвора, искатели приключений, тяга к исследованиям, старая карта, поиски сокровищ, дальние страны, невероятные приключения и необычные встречи, захватывающие тайны, увлекательные и интересные события, тяготы и опасности дальних странствий и т.п.

б) описание героев: заядлые путешественники, искатели приключений, бесстрашные первооткрыватели, романтики, совместное планирование, выбор маршрута, тщательная подготовка (одежда, обувь, снаряжение) к путешествию и т.п.

в) определите слова и словосочетания, передающие колорит фотографии: широкая дорога, убегающая вдаль; дальний путь, яркий солнечный день, весёлая зелень деревьев, симпатичные увлечённые лица мальчишек; маршрутная карта и т.п.

С помощью каких слов и словосочетаний вы можете выразить своё отношение к изображаемому?

Счастливое детство, увлекательные странствия, ещё никем не исследованные маршруты, новые и незабываемые впечатления, непоколебимая вера, захватывающий дух открытия нового мира, яркие эмоции и т.п.

Или, например:

Подберите синонимы к словам, включая эмоционально-оценочные:

противники – нападающая сторона, противная сторона, соперники; атаковать – идти на приступ, обрушиться, идти на штурм, налететь; бдительный – зоркий, неусыпный, внимательный, недремлющий; битва – сражение, схватка, столкновение; слава – известность, популярность, знаменитость, признание; защищать – оборонять, заслонять, спасать, отстаивать, отражать; напряжённость – драматичность, острота, накал; победить – одержать победу, нанести поражение, разгромить и т.п.

Назовите опорные слова и словосочетания, отражающие

а) содержание картины, её композиционный строй: яркая по накалу эмоций сцена спортивной борьбы, даны крупным планом, атакующий удар, занимает всё пространство фотографии, своеобразный приём как бы остановленного мгновения, на фоне буйной южной природы, специальная площадка, разделённая сеткой, дух соперничества и дружбы и т.п. б) состояние спортсменов: физически сильные люди, крепкое телосложение, напряжённые позы, сильные руки, высокие прыжки, стремление направить мяч на сторону соперника и т.д. в) определите слова и словосочетания, передающие колорит фотографии: залитая ярким солнцем площадка, голубое небо, лёгкие белые облака, все оттенки изумрудного и бежевого цвета, ярко-красные и тёмно-синие костюмы игроков и т.д.

Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе:

советы учителям, ученикам и родителям

Как известно, в устном собеседовании четыре задания:

  1. Выразительное чтение прозаического текста.
  2. Пересказ с включением цитаты.
  3. Создание монолога по заданной теме.
  4. Участие в диалоге.

Что-то новое нас часто пугает. У многих коллег такая же реакция и на новую форму экзамена в виде устного собеседования. Кого-то пугает время на подготовку – от 1 до 2 минут, кому-то кажутся достаточно расплывчатыми критерии оценивания и сами формулировки заданий. Давайте разбираться.

Почему ученикам трудно рассуждать, вести диалог и читать вслух?

Традиционно вся работа на уроках русского языка и литературы строится вокруг четырех видов деятельности, связанных с коммуникацией и работой с информацией: это слушание и говорение, чтение и письмо. Слушание и говорение мы начинаем развивать еще до школы – в детском саду, затем переходим к чтению и письму. И думаю, что не ошибусь, эта деятельность – чтение и письмо – становится преобладающей вплоть до старшей школы. Много читаем, отвечаем письменно на вопросы, пишем сочинения, эссе, рассуждаем… В формате письменной речи проще выполнить опрос всего класса, проверить и оценить всех. Наверно, в этом и кроется боязнь учителей и учащихся работать в формате устной коммуникации, потому что этот навык начинает уходить на второй план. Лишь немногие учащиеся готовы рассуждать, вступать в диалог, развивать навыки выразительного чтения… Не последнюю роль играет и чувство страха, которое может возникать у ученика при устной работе на уроке: построение монолога перед аудиторией в классе требует определенных усилий, в том числе и психологических.

Учим говорить на актуальные темы и аргументировать

Тематика монологических высказываний, предлагаемых на итоговом собеседовании, разнообразна. Это все то, что близко и понятно современному школьнику: ценность семьи, друзей; рассуждение на социальные вопросы, технический прогресс и его последствия, ценность книги, проблемы современной культуры, моды и тому подобное. Важно, чтобы ученик мог продемонстрировать умение не только создавать монолог и участвовать в диалоге, но и отстаивать свою точку зрения, аргументированно размышлять.

Важно: эмоциональная реакция экзаменатора!

Не менее значима роль собеседника – экзаменатора. У него две задачи: регулировать время учащегося при подготовке и во время ответа. Вторая, на наш взгляд, более значимая: помочь учащемуся раскрыться при собеседовании, поддержать его, снизить чувство страха и неуверенности. Это требование в системе оценивания со стороны экзаменатора прописано как «эмоциональная реакция на действия ученика». Другими словами, экзаменатор должен обладать определенными навыками эмоционального интеллекта: уметь видеть эмоции ученика, контролировать свои эмоции, поддерживать рабочий продуктивный настрой, помочь выразиться юному собеседнику. В определенной степени, для экзаменатора это тоже определенный этап, направленный на умение продуктивно выстраивать беседу. С чего же начать, чтобы ученик чувствовал себя комфортно, уверенно и мог продемонстрировать необходимые умения как на обычном уроке, так и в формате устного собеседования экзаменатору?

Советы учителю

Вызывайте детей к доске

По традиции старой советской школы, старайтесь вызывать ученика к доске и дать ему возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Что в этом случае работает? Ребенок вырабатывает уверенность при работе с аудиторией, получает определенный опыт такой работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками (и не стоит этого бояться!). Именно через четкую и адекватную оценку он понимает, как развиваться дальше. В этом случае учитель должен делать корректные замечания по работе с голосом, темпом, умением держаться перед аудиторией. Все это работает на ученика. Учитель и ученики обязательно при оценке коммуникативной ситуации должны отмечать сильные стороны небольшого выступления – это обязательно, но указывать и на то, что можно улучшить. Чем конкретнее совет, тем адекватнее обратная реакция. Это будет точкой развития того или иного речевого навыка.

Проводите дискуссии

Полезно создавать модели работы учеников в паре или группе по отработке навыков диалоговой культуры. На первом этапе это может быть небольшая дискуссия в течение нескольких минут. Можно устраивать и целые уроки-дискуссии под руководством учителя с обязательной рефлексией: что получилось и что необходимо скорректировать в дальнейшей работе.

Анализируйте выступления

Для выработки навыков выразительного чтения в качестве образца можно брать видеоотрывки телевизионных новостей, анализ речевого поведения тех или иных радио- и телеведущих, использовать для самостоятельной работы материалы центральных газет и журналов. Можно записывать небольшие выступления учащихся и затем анализировать их как самостоятельно, так и в группе. Главное – снижать порог страха, корректно давать замечания, уметь на них адекватно реагировать и развивать навыки.

Подавайте хороший пример

Учитель должен быть сам образцом речевого поведения, транслировать это на уроках. Кстати, это касается не только учителей русского языка. Навыками публичных выступлений, в том числе с точки зрения работы с интонацией, должны обладать все учителя – от историка до физика.

Организуйте конкурсы и занятия в кружках

Для того чтобы рационально использовать время на уроке, подобные задания, модели, алгоритмы работы, можно с успехом использовать на элективных дополнительных занятиях. Это поможет и учителю, и ученикам сосредоточиться на этих навыках и спокойно их отрабатывать, совершенствуясь.

Итогом такой работы может быть конкурс «Юных ораторов», который может быть создан как раз на материалах заданий устного собеседования: выразительное чтение тех или иных отрывков из публицистики (конкурс «Юный телерадиоведущий»), описание картин или фотографий (конкурс «Юный экскурсовод»), умение участвовать в диалоге (игра «Интересная встреча с …»). Уверен, что у каждого учителя есть целый банк методических наработок, направленных на реализацию и формирование навыков устной коммуникации.

Советы ученикам

  1. Хорошо изучите структуру заданий устного собеседования.
  2. Активно участвуйте в работе класса на уроке и во внеурочке. Давайте открытые полновесные ответы на вопросы.
  3. Не бойтесь высказывать собственное мнение.
  4. Периодически читайте современные газеты и журналы, просматривать теле- и радионовости, анализируйте поведение ведущих с точки зрения речи, интонации, темпа.
  5. Сформируйте привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика. Например, расскажите дома членам своей семьи новый материал, который вы узнали на уроке.

Советы родителям

Самое главное: общайтесь со своими детьми, обсуждайте прочитанное, просмотренное, объясняйте, аргументировано доказывайте свою точку зрения, что станет и для ребенка образцом речевого поведения.

Чаще задавайте вопросы: как ты провел свое учебный день? что тебя впечатлило, порадовало, огорчило, расстроило? в чем ты чувствуешь себя более уверенным? какие задачи на завтра ты определил? как с ними готов справиться? что ты видел?

В этом случае любой разговор поможет развивать эмоциональную и речевую сферу ребенка, поможет ему быть более уверенным, интересным, ярким собеседником.



Предварительный просмотр:

Статья «Дистанционное обучение русскому языку»

Дистанционное обучение... В последнее время общество разделилось на два лагеря: сторонники и противники «дистанционки». Каковы его плюсы и минусы? Можно ли использовать его при изучении русского языка?

В школьном образовании дистанционное обучение - образовательная система, которая построена с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий. Дистанционное обучение — это форма получения образования, при которой учитель и ученик взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий. Во время дистанционного обучения обучающийся занимается самостоятельно, просматривает записи вебинаров, выполняет упражнения, общается с учителем в мессенджерах и периодически отдает ему на проверку свои работы.

Дистанционное обучение может реализовываться в онлайн- и офлайн-режиме (так называемые, электронные кейсы). Важный аспект дистанционного обучения – сохранение коммуникации между участниками учебного процесса. Если используется методика синхронного дистанционного обучения, то преподаватель и его ученики общаются онлайн. Если же применяется методика асинхронного дистанционного обучения, то общение между учеником и преподавателем уже происходит офлайн, то есть посредством отправки электронных писем.

При обучении русскому языку могут использоваться следующие формы ДО:

  • Чат-урок – урок, который проходит с использованием чат-технологий (например, skype, zoom). Это видео-конференция. Все обучающиеся, имеющие доступ к чату, могут одновременно учиться, общаться с учителем.
  • Веб-урок – дистанционный урок, семинар, конференция, практикум. Для такого урока используется специальный веб-форум – форма работы учеников на определенную тему или по какой-то проблеме путем оставления записей на сайте (например, учителя), на котором установлена соответствующая программа. Задания могут выполняться на протяжении более длительного срока. В процессе работы происходит живое конструктивное общение как между учителем и учеником, так и между учениками.
  • Урок с использованием видеоконференцсвязи – урок проходит в режиме реального времени.
  • Индивидуальная консультация.
  • Система личных сообщений по формату приближена к электронной почте, предназначена исключительно для пользователей системы. Входящие и исходящие сообщения каждого пользователя отображаются на его рабочей странице. Переписка носит конфиденциальный характер: кроме отправителя и адресата, она никому не доступна.
  • Рабочие листы, инструктивные карты (например, google формы), которые позволяют обучающимся давать как развернутые ответы на предложенные вопросы, так и выбрать правильный ответ из нескольких предложенных.
  • Интерактивные тренажеры помогают обучающимся быстрее и глубже освоить учебный материал.
  • Интерактивные тесты помогают учителю своевременно контролировать уровень усвоения материала. Обучающиеся могут сразу ознакомиться с результатами.

У нас, филологов, сразу возникает вопрос: «Как же быть с изложениями, сочинениями, диктантами?»

Изложение может быть с творческим заданием, сжатым. Можно предложить работу с текстом, главное, чтобы учитель поставил перед учеником конкретную задачу, какой текст должен получиться в итоге.

С сочинением сложностей не возникает. Ученик, получив информативную карту, справится с этим заданием. Старшеклассникам можно предложить сдавать работу в виде документа. Диктант можно дать во время онлайн урока, после которого обучающиеся отправляют фотографию или скан на почту учителя в течение оговоренного заранее времени (предположим, в течение 5-10 минут).

Оптимальным в преподавании русского языка при дистанционной форме обучения является чередование онлайн уроков и электронных кейсов.

Дистанционное образование имеет как отрицательные стороны, так и положительные. Во-первых,  развивает умение работать с новыми технологиям. Во-вторых, позволяют учителю задавать больше нестандартных развивающих заданий. В-третьих, развивает регулятивные компетенции: умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, умение самостоятельно планировать деятельность. В-четвертых, происходит формирование навыка самообразования. Этот перечень можно продолжить.

Но нельзя не сказать и о проблемах. Это и недостаток общения, и снижение двигательной активности учащихся, повышение нагрузки на глаза и опорно-двигательный аппарат.

Если говорить о преподавании русского языка, то это уменьшение общения, что сказывается на речи учащихся, снижение количества письменных заданий, что ведет к утрате навыков письменной речи, плагиат и т.д.

Итак, плюсы дистанционного обучения русскому языку:

  • возможность заниматься в удобное время,
  • возможность заниматься дома,
  • возможность найти более дешёвые курсы и сэкономить деньги,
  • возможность слушать лекции, просматривая презентации, и не тратить времени на записывание материала на доске и в тетради,
  • возможность выполнять эффективные упражнения,
  • возможность развивать грамотность при компьютерном наборе, а не только при письме рукой,
  • возможность получать конспекты занятий и презентации в электронном виде,
  • возможность при необходимости мгновенно обращаться к справочному материалу,
  • возможность просматривать уроки в записи,
  • возможность контролировать процесс.

Основным минусом дистанционного обучения русскому языку для преподавателя является невозможность видеть, как ученик пишет в тетради. В лучшем случае преподаватель видит ученика за столом (если ученик включил веб-камеру). Эта проблема отчасти решается такими способами:

  • ученик пишет в тетради, фотографирует работу на телефон и тут же передаёт учителю файл на проверку (но преподаватель все же не видит, как пишет ученик во время работы, не может поправить, подсказать, продиктовать ещё несколько слов на какое-то правило, если заметил ошибку, пересылка файлов отнимает время),
  • ученик пишет на доске вебинарной комнаты с помощью графического планшета или графической ручки, учитель тут же на экране видит, что пишет ученик (но в вебинарной комнате изображение будет несколько притормаживать, не все могут привыкнуть так писать),
  • ученик пишет графической ручкой в простом графическом редакторе и показывает преподавателю экран (решается проблема притормаживания при письме, но многим переключение между окнами кажется неудобным). 

Есть ещё один минус: преподаватель должен полностью полагаться на честность и прилежание ученика. Проводя опрос, дистанционный преподаватель не знает, лежит ли перед учеником открытый учебник, гуглит ли ученик вопросы. Учителю не видно, делает ли ученик в тетради необходимые записи. Эта проблема решается только сочетанием очных и дистанционных уроков русского языка.

Думаю, современное образование идёт к сочетанию работы репетитора (в реальности) и дистанционного обучения.

В заключение хотелось бы отметить, что дистанционное обучение активно входит в нашу жизнь, хотим мы этого или нет, поэтому надо воспринимать эту, уже не новую форму обучения как возможность саморазвития и ученика, и родителей, и учителей.



Предварительный просмотр:

Физминутки, как элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

   « Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.

    Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).

 

   Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

   Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности.

   Физкультминутка - это «минутка» активного и здорового отдыха, прекрасная возможность снять отрицательное воздействие от статической нагрузки, размяться во время занятия, которые требуют усидчивости и повышенного внимания малыша.

   В своей практической деятельности учитель - логопед неоднократно убеждается в том, что дети с ОВЗ как правило, отвлекаемы, утомляемы, быстро истощаются. В ходе напряженного логопедического занятия, длительность которого для детей 5-летнего возраста достигает 25 минут, таким детям особенно необходима двигательная разрядка. Физкультминутка, переключая детей на иной вид деятельности, позволяет активизировать  их умственную работоспособность. Вместе с тем учитель-логопед получает дополнительную возможность использовать активную речь детей.

Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания учителя-логопеда, в которых ритм речи определяет ритм движений. В дальнейшем дети настолько привыкают к ним, что на прогулке, в игровой деятельности в детском саду часто, без напоминания взрослых, используют эти упражнения, стараясь правильно и четко, выделяя голосом, произнести тот или иной звук и хорошо выполнить разученное движение. Игровые упражнения всегда вызывают у детей интерес, поэтому и правила выполнения их быстро усваиваются всеми воспитанниками.

В процессе проведения физкультминутки, во время которой разнообразные движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарь. В умело подобранном несложном стихотворении закрепляется лексический материал, создаются предпосылки для овладения диалогической речью.

Наблюдая за детьми с различными нарушениями, заметили, что дошкольники во время фронтальных занятий каждый раз с желанием выполняют физкультминутки, с интересом разучивают новые упражнения, сравнительно быстро усваивают их. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим дифференцированный подход к детям с различными речевыми нарушениями, целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) с его речью. Целесообразно включать в логопедические занятия при проведении физкультминуток музыкальное сопровождение (по возможности), элементы логоритмики: отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки.

Упражнения должны отвечать следующим требованиям:

  1. Быть простыми по структуре, интересными и знакомыми воспитанникам, удобными для выполнения на ограниченной площади.
  2. Включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики).
  3. Эмоциональными, достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы).
  4. Связанными с содержанием занятий (по определенной лексической теме или грамматической категории), а движения и  тексты - быть доступными воспитанникам.

Наблюдения показывают, что воспитанники, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них недоступными, получают уверенность в себе, своих силах и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и речевой моторики.

Организация физкультминутки.

Физкультминутку необязательно поводить в середине занятия. Перерыв на 1 -2 минуты  делали тогда, когда чувствовали у детей первые признаки утомления (двигательное беспокойство, отвлекаемость, снижение интереса к занятию).

Специального место для проведения физкультминутки не требуется. Дети встают рядом со столами, за которыми сидели или стоят в кругу. Учитель-логопед следит, чтобы между детьми было достаточное расстояние, и они не задевали друг друга.

Учитель-логопед проговаривает новое стихотворение и показывает соответствующие движения. При этом дети молча, вслед за логопедом или вместе с ним выполняют только движения, вслушиваясь или запоминая текст. Во втором проговаривании уже участвуют дети, одновременно выполняя действия. Усвоение слов происходит быстро, так как они подсказываются движениями. Логопед, проговаривая текст, стремится подчеркнуть ритмический рисунок фразы путем повторения соответствующих движений. Добиваться заучивания стихотворений не надо, так как это отнимет много времени, да и цели такой данный этап занятия не преследует.

   Опыт работы позволяет сделать вывод о том, что систематическое многоплановое использование физкультминуток, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы, осуществлению преемственности и взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя.

«Подарок для мамы»

На носочки я встаю,

Яблочко я достаю,

С яблочком иду домой,

Мамочке подарок мой.

( дети встают в круг, поднимаются на носочки)

( «срывают» яблоко)

( идут по кругу, держась за руки)

( протягивают руки вперед)

«Уточки»

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-а! Га-га-га!

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя – петушок

Рано – рано поутру

Нам поет: ку-ка-ре-ку!

(дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток)

( идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки назад)

(встают лицом в круг, бьют руками по бокам)

( вытягивают шею вверх, поднимаются на носочки)

«Урожай»

В огород мы пойдем,

Урожай мы соберем.

Мы морковки натаскаем.

Мы картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

Огурцов нарвем немножко

И вернемся по дорожке

(дети идут по кругу, взявшись за руки)

(«таскают»)

(«копают»)

(«срезают»)

(показывают круги руками)

(«рвут»)

(идут по кругу, взявшись за руки)

«Ласточки»

Ласточки летели, все люди глядели.

Ласточки садились, все люди дивились.

Сели, посидели. Взвились, полетели

( бегут по кругу, машут руками)

( приседают)

(бегут по кругу, машут руками)

«Теленок»

Му-му, я рогатый!

Му-му, я хвостатый!

Му-му, я ушастый!

Му-му, очень страшный!

Му-му, испугаю!

Му-му, забодаю!

( дети делают «рожки» из пальцев)

( «хвост» из руки за спиной)

(«ушки» из ладошек)

( наклон головы вперед)

( топают ногами)

( делают «рожки» и «бодаются»)

«Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

(надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

(присели, одна рука на поясе)

(кружатся, рисуя руками круг)

(потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой)

«Снежная баба»

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот.

Никто не проедет, никто не пройдет.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает:

«Чужой во дворе!»

(идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком)

( рисуют руками три круга)

( грозят пальчиком)

( идут по кругу, взявшись за руки)

«Как на горке»

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

( встают на носочки, руки вверх)

(приседают)

( встают на носочки, руки вверх)

(приседают)

(сидят на корточках, изображают спящего медведя)

Использованная литература:

1.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – 349 с.

2.Соколова Ю. Речь и моторика / Илл. Е. Белозерцевой, Д. Белозерцева. — М.: Изд. — во Эксмо, 2005. — 48 с., илл.

3. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подгот. к школе группы. 2-е ИЗД., дораб. — М.: Просвещение, 1984. — 159 с., илл.



Предварительный просмотр:

Эссе

«Моя профессия - мое призвание».

Учитель – три слога.
Не так уж и много,
А сколько умений вмещает оно!
Уменье мечтать!
Уменье дерзать!
Уменье работе себя отдавать!
Уменье учить!
Уменье творить!
Уменье детей беззаветно любить!
Учитель – три слога.
Но как это много!
И это призванье нам Богом дано!

Веденяпина Н.

На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен выбрать именно ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и характеру, т.е. найти свое призвание.

Я считаю, что среди огромного выбора различных профессий на земле, моя профессия - самая интересная и увлекательная. Я учитель…

А школа - это мой дом, моя судьба. Каждое утро с радостью и волнением, открывая дверь класса, я вижу искрящиеся глаза детей, которые тебя ждут и жаждут новых открытий. А это поверьте мне, стоит многого. Каждый мой день не похож на другой…

Почему я стала учителем?  Может, быть потому что, самой увлекательной игрой для меня была игра «в школу». А может еще и потому, что мне довелось учиться у прекрасных и талантливых педагогов. Мне с детства хотелось быть похожей на своих школьных учителей. Поэтому выбор был не случаен, а продиктован моим сердцем. Говорят, если сильно чего - то хочешь, то обязательно сбудется. И вот я - учитель! Я горжусь, тем, что я педагог. Для меня профессия  «учитель»- это смысл моей жизни.

Я знаю, к чему нужно стремиться в своей работе, в своей жизни…

Открывая школьную дверь, я вхожу в класс для того, чтобы учить детей добиваться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честность. Порой бывает очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но каждый раз, анализируя ситуацию, ищу пути её решения и продолжаю двигаться вперёд с новыми силами. Я иду на урок для того, что бы вместе со своими учениками спорить, ошибаться, совершать открытия.

Когда-то, в начале моей педагогической деятельности, я хотела, чтобы мои ученики знали ответы на все вопросы, которые я задаю. Теперь же я понимаю, что главное не это. Главное - чтобы дети  хотели найти ответы, важен сам процесс нашей совместной работы. Нужно достучаться до детских душ, зажечь их сердца. И тогда успех в работе гарантирован, это и есть награда за мой нелёгкий труд.

Конечно же, без призвания в профессии невозможна эффективная педагогическая деятельность. Эта профессия души! Она даёт возможность быть в стране детства, в мире ребёнка, разговаривать с ним на одном языке, понимать его.

И теперь, я твёрдо осознаю, что профессия учитель - это моё призванье. Я благодарна судьбе за те минуты, когда мне удаётся пробудить лучшие чувства в детях, когда после неудач ребёнок обретает веру в себя. Моё педагогическое кредо - это слова В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».

Какое прекрасное слово «учитель»!

Ваятель любви, человеческих душ,

Наставник семьи и державы строитель…

Учитель всегда и везде на виду.

С каждым прожитым днём своей жизни, я все больше понимаю, что мне нравиться моя работа. Ещё несколько столетий назад И. Кант утверждал: «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью». Я наслаждаюсь ей, заряжаюсь поддержкой моих учеников, делюсь с ними эмоциями и переживаниями, вижу, как они меняются из года в год и изменяют меня.

Сейчас, имея одиннадцатилетний опыт работы в школе, я чётко осознаю, что учитель - это не только строгий костюм, учебники, тетради и журналы. Учитель - это важная, сложная профессия, предполагающая большую ответственность. Если врач лечит тело, то учитель работает с душой. Учитывая это, я внимательно отношусь к индивидуальности каждого ученика, стараюсь формировать у них такие качества характера, которые помогут им в жизни.

Я - учитель! Много этот или мало? Это не много и не мало, это только начало! А если начать сначала? Нет, я точно знаю - никем другим я не смогла бы работать! ... Завтра будет новый школьный день, и на меня опять будут смотреть глаза моих учеников. Я верю, что затраченные силы моей души вернуться ко мне победами, успехами моих воспитанников.