"УЧИТЕЛЬ ГОДА -2017"

Оболенская Наталья Юрьевна

Материалы конкурса "Учитель года - 2017"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Эссе»

    Я — учитель!

    Ещё в детстве я мечтала о том, как буду работать в школе, учить детей, как они будут слушать меня, внимая каждому моему слову. Любимая игра моего детства — игра в школу. Безмолвные куклы, соседские ребятишки, младшие братья и сёстры — мои ученики. А перед ними я — строгая, но справедливая учительница. Мои ученики слушают меня, отвечают на вопросы...

    Шло время, многое менялось в жизни, но мечта стать учителем не покидала меня никогда.

    Школа позади, в руках заветный аттестат. Кем быть? Этот вопрос я уже давно решила. Я не просто мечтала о профессии педагога, я всегда знала, что буду учить детей. Поэтому поступила в Орловский государственный университет.

    Я выбрала самую прекрасную профессию. Русский писатель Н.А.Добролюбов когда-то сказал: «Прекрасная дорога идти в педагоги». Ни разу не усомнилась я в своём выборе. Да, я иду по прекрасной дороге, сея «разумное, доброе, вечное». Учитель - это не просто профессия, не общественное положение, не хобби, не работа. Это - призвание, это - жизнь.

    «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь… – всё это имеет для ребёнка большое значение», - эти слова замечательного педагога и писателя  А.С.Макаренко являются для меня одним из главных принципов в работе. Ведь, чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Как можно воспитывать в детях отвращение к сигаретам, если ты сам куришь? Если ты хочешь воспитать честных, искренних и добрых учеников, сам должен быть искренним и доброжелательным с ними, с родителями — со всеми и всегда.                                                                  

    Я - учитель. Но это не значит, что я только учу. Каждый день я учусь... Общаясь с детьми, я открываю для себя  много нового. Дети видят, что мне интересно учить их и учиться у них. Это помогает сделать  отношения с учениками  доверительными, что очень важно для меня.

     Одну из главных задач своей деятельности вижу в том, чтобы  организовать и создать условия для раскрытия способностей ребёнка с учётом его интересов. Необходимо учить детей  учиться, чтобы ученик не просто действовал, но и ставил цели, умел контролировать и оценивать свои и чужие действия, творчески подходил к выполнению работы, видел продукт своей деятельности. По моему глубокому убеждению, основным двигателем обучения являются радость познания, положительные эмоции, чувство комфорта. Именно учитель должен не только научить, но и  заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы деятельность каждого была успешной. Детям должно нравиться то, что они делают. Только при этом условии ученики с радостью идут на урок и  с удовольствием выполняют  поставленные перед ними задачи.

     «Одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке», - писал великий педагог Я.Корчак.  Самое ценное, что есть на Земле, — это человек. Именно от учителя, от его мудрости, мастерства, искусства зависит во многом будущая жизнь ребёнка, его место в этом мире. Чешский педагог Ян Амос  Коменский  образно сравнивал труд учителя с трудом садовника, архитектора, полководца. Это сравнение  свидетельство того, что  профессия учителя комплексная и многоплановая.

      Я - учитель. Именно я должна помочь своим ученикам ставить перед собой реальные цели и осуществлять творческий поиск их достижения. Новое время предъявляет новые требования ко всем, а к учителю в первую очередь. Он должен идти вместе со всеми и в то же время быть впереди, вести за собой. Самообразование, самосовершенствование — неотъемлемая часть современного учителя.

    Я — учитель. Я счастлива этим!



Предварительный просмотр:

Методический семинар.

«Технология проблемного диалога

как средство реализации ФГОС

МБОУ СОШ №1 г.Ливны

Оболенская Наталья Юрьевна

      В современном мире  востребованы люди, умеющие мыслить самостоятельно, обладающие навыками критического мышления. В программных  документах, в том числе ФГОС, говорится  о необходимости ориентации  учебного процесса на развитее продуктивного мышления школьника. Учителю необходимо опираться на такие ориентиры, которые позволят ему реализовать  образовательный потенциал учащегося,  опираясь на их собственные активные действия, подготовить их  к успешной жизни в нынешнем обществе. Деятельность как основной элемент математического  образования  является базовым принципом  концепции развития  математического российского образования. Особое внимание именно к самостоятельному  решению задач, в том числе – новых, находящихся на границе возможностей ученика, было и остается важной чертой отечественного математического образования. Знания,  полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь.  

   В своей работе опираюсь на активные интерактивные, исследовательские,  проектные методы. С 2015 года работая в 5-х классах по ФГОС ООО  использую проблемно - диалогическую технологию. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Это означает, что на уроке получения новых знаний должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.

  • Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
  • Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

    Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

   Существует два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

  • Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала я создаю проблемную ситуацию, а затем произношу специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения  побуждаю учеников выдвигать  и проверять гипотезы, т.е. обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок.
  • Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этом этапе постановки проблемы пошагово подвожу  учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения  выстраиваю логическую цепочку к новому знанию, т. е. веду к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. Таким образом, на проблемно-диалогических уроках я сначала посредством диалога помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.

  Рубинштейн утверждал  « Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия».

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Учебная проблема существует в двух формах, побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». Пример,  найди площади данных фигур квадрат, прямоугольник, круг, треугольник. Учащиеся сталкиваются с проблемой  они не знают как найти площадь круга. Формулируем тему урока  «Площадь круга», ставим цель: научиться находить площадь круга.

 Рассмотрим основные приемы создания проблемной ситуации и соответствующий каждому из них побуждающий диалог

1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями – это  одновременно предлагаются ученикам противоречивые факты, теории, мнения. В данном случае факт понимается как единая научная информация, теория системы научных знаний, мнение позиция отдельного ученика. Побуждение к осознанию противоречия  осуществляется репликами «Что вас удивило…», «Что интересного вы заметили?», «Какое противоречие на лицо?»   Например: 7 кл. Тема «Формулы сокращённого умножения»

Вычисляем (2 х 5)²= 2² х5² = 100

(3 х 4)²= 3² х 4² = 9 х 16 = 144

(5 : 6)² = 5² : 6² = 25 : 36

(3 + 4)² = 3² + 4² = 9 + 16 = 25 Попробуйте сосчитать по-другому.

( 3 + 4)² =7² = 49

Проблемная ситуация создана. Почему разные результаты?

( 3 +4)² ≠ 3² + 4²

2.  Проблемная ситуация со столкновением  мнений учеников класса – создается вопросам или практическим задание на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами «Сколько было вопросов?», «А сколько ответов, мнений?» . или «Задание было выполнено, а как так получилось, что все решили по разному?», «Чего вы не знаете?». Например, при изучении темы «Сложение обыкновенных дробей» учащимся задается вопрос: «Как бы вы решили данный пример? «. Мнений обычно много, есть среди них и ошибочные.

Пример: урок  алгебры в 7 классе по теме «Свойство степеней с натуральным показателем»

Анализ

Учитель

Ученик

Вопрос  на новый материал

Побуждение к осознанию

Побуждение к проблеме

Тема 

  • Посмотрите на примеры.

  • Как вы думаете, какие действия можно выполнить со степенями?

  •  Вопрос я задала один, и ответ должен быть один, а сколько вы высказали мнений?
  •  Так чего мы еще не знаем, какой возникает вопрос?

Фиксируем вопрос на доске.

Видят примеры:

а² + а²;  а² - а² ;  а² * а²  

а² / а²;    (а²)²

- Все, возможно.

- Только умножение и деление.

- Только возведение в степень. (Проблемная ситуация).

- Много разных мнений. (Осознание противоречия).

-Какие же действия можно выполнять со степенями?

  1. Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом – осуществляется в два шага. Сначала шаг первый: учитель выявляет житейские представления учащихся вопросом,  можно предложить учащимся найти ошибку. Затем шаг второй: предъявляется научный факт сообщением, наглядностью, расчетами.  Побуждение к осознанию противоречия  осуществляется репликами «Как вы думали?», «А как на самом деле?». Например, предположим,  цена товара была 100 рублей, затем цена увеличилась на 10%, а к новому году снизалась на 10%. Изменилась ли цена товара?  Часто учащиеся отвечают: «Цена не изменилась».  Учитель показывает в ходе решения задачи, что это не так. Учащиеся понимают, такие задачи они не умеют решать.  Ставят цель: научиться решать задачи на проценты.
  2. Проблемная ситуация между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя – создается практическим заданием не сходным с предыдущим. Сначала  классу предлагается задание на пройденный материал,  с которым ученики успешно справляются. Последним заданием  предъявляется  задание (задача, пример) на новый материал, который при отсутствии знаний по сегодняшней темы чаще всего вызывают у школьников затруднения. Проблемная ситуация на уроках обычно создается фронтально, т.е. каждый ученик выполняет задание самостоятельно.  Далее учитель разворачивает с классом побуждающий диалог.  Для того чтобы ученики осознали противоречие,  учитель произносит следующие реплики: « Вы смогли выполнить задание?», «В чем затруднение?», «Чем это задание (задача, пример) не похоже на  предыдущее?».  Пример. «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (6 класс).      Учащиеся уже умеют складывать и вычитать дроби с равными знаменателями, приводить дроби к общему знаменателю, поэтому первый урок по этой теме начинаю с устного счета.

Вычисли: 

                 

Учащиеся успешно справляются со всеми примерами, кроме последних двух.

Учитель:   Какое затруднение вы испытываете при вычитании дробей  и при  сложении дробей

Учащиеся:  У этих дробей разные знаменатели.

Учитель:   Умеем ли мы складывать такие дроби? Ребята, как вы думаете, какова же  цель нашего урока?

   Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать без оценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

   Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что я предваряю сообщение готовой темы   интригующим материалом  (прием «яркое пятно»). Пример, при изучении темы простые и составные числа учитель сообщает учащимся, что оказывается существуют числа близнецы, дружественные числа, совершенные числа и предлагает ученикам узнать новую информацию.

Другой метод связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретенные знания в жизни (прием  «актуальность»). Например, в 7 классе необходимость изучения формул сокращенного умножения  для упрощения выражений, экономии времени.

Применение данной технологии позволяет повысить качество знаний учащихся.  

Считаю, что проблемно-диалогическое обучение -  единственная технология обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.  

Заключение

Технология проблемно-диалогического обучения является формирование и развитие УУД:

результативной, т.к. обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;

здоровьесберегающей, т.к. позволяет снизить нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;

общепедагогической, т.к. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому данная технология объективно необходима каждому учителю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта работы Оболенской Н.Ю. учителя математики МБОУ СОШ №1 г.Ливны Всероссийский конкурс «Учитель года -2017» Методический семинар не тему : «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС»

Слайд 2

Сущность понятия «проблемная ситуация» Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др .

Слайд 3

Цель создания проблемной ситуации Осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Слайд 4

Технология проблемного диалога Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования («С одной стороны, а с другой стороны...», «Что удивляет? В чём затруднение?..», «Какой возникает вопрос? Что надо узнать?...») Поиск решения – этап формулирования нового знания («Определите сами…» Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос?...»)

Слайд 5

Приемы создания проблемной ситуации «Классические» «Сокращенные» 1. Проблемная ситуация «с удивлением». 2. Проблемная ситуация «с затруднением». 1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации. 2. Подводящий к проблеме диалог. 3. Подводящий от проблемы диалог. «Мотивирующие» 1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно». 2. Демонстрация непонятных явлений. 3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».

Слайд 6

«Сокращенные» приемы постановки проблемной ситуации 1. Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для: - побуждения к созданию противоречия; - побуждения к формулированию учебной проблемы. 2. Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

Слайд 7

« Классические» приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя (или более) положениями 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой». 4. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. С затруднением Между необходимостью выполнить задание учителя 5. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 6. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. 7. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. 8. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Слайд 8

1.«Яркое пятно» — сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал. «Мотивирующие» приемы постановки проблемной ситуации 2.«Актуализация» — обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Слайд 9

Приёмы создания проблемной ситуации с противоречивыми положениями Прием 1 : учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. 7 кл. Тема «Формулы сокращённого умножения» Вычисляем (2 х 5)²= 2² х5² = 100 (3 х 4)²= 3² х 4² = 9 х 16 = 144 (5 : 6)² = 5² : 6² = 25 : 36 (3 + 4)² = 3² + 4² = 9 + 16 = 25 Попробуйте сосчитать по-другому. ( 3 + 4)² =7² = 49 Проблемная ситуация создана. Почему разные результаты? ( 3 +4)² ≠ 3² + 4²

Слайд 10

Приёмы создания проблемной ситуации со столкновением мнений учеников Прием 2: состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. 7 кл. «Свойство степеней с натуральным показателем»

Слайд 11

Приёмы создания проблемной ситуации с противоречием между житейским представлением учеников. Прием 3: сначала учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Анализ Учитель Ученик Вопрос «на ошибку» Предъявление научного факта расчетами Побуждение к осознанию Побуждение к проблеме тема Предположим, цена товара была А. затем цена повысилась на 10%, а к новому году снизилась на 10%. Изменилась ли цена товара? Считаем. Цена товара была 100%. После повышения на 10% стала 110 рублей. А после понижения на 10% стала? Что вы сказали сначала? А что оказывается на самом деле? Значит, каких задач мы еще не решали? Какая будет тема урока? Фиксируем тему на доске. -цена товара не измениться.(житейское представление) 99 рублей. (проблемная ситуация) - Цена не изменится Цена уменьшилась.(осознание противоречия) Задачи на проценты.

Слайд 12

Приёмы создания проблемной ситуации между необходимостью и невозможностью выполнить задание. Прием 4 : предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (6 класс). Учащиеся уже умеют складывать и вычитать дроби с равными знаменателями, приводить дроби к общему знаменателю, поэтому первый урок по этой теме начинаю с устного счета. Вычисли: Учащиеся успешно справляются со всеми примерами, кроме последних двух. Учитель: Какое затруднение вы испытываете при вычитании дробей и при сложении дробей Учащиеся: У этих дробей разные знаменатели. Учитель: Умеем ли мы складывать такие дроби? Ребята, как вы думаете, какова же цель нашего урока?

Слайд 13

Модель технологии проблемного диалога урока математики. Цели урока по линиям развития личности: (формулируются в соответствии с программой на основе содержательных линий развития): 1 . Производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях. 2. Читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики. 3. Строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения. 4. Узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними. Этапы урока, время Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками) Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) Актуали-зация знаний 5–7 минут Обращает внимание учеников на сделанные на доске записи и просит самостоятельно сформулировать к ним задания (все задания при этом относятся к необходимому уровню). Поочередно придумывают задания, дают их друг другу для выполнения и контролируют полученный результат. По сути, над каждым заданием работает пара учащихся, вступая при этом в диалог, остальные дети слушают вопросы и ответы и в конце выполнения этой работы дают оценку как самим формулировкам, высказанным в диалоге, так и качеству выполнения задания. В ходе выполнения каждого задания вслух формулируются уже известные понятия и алгоритмы действий, которые понадобятся на этом уроке как отправная точка для формулирования нового.

Слайд 14

Этапы урока, время Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками) Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) Создание проблем-ной ситуации 3–5 минут Просит детей выполнить задание учебника (в основе выполнения этого задания лежит, как правило, неизученный пока алгоритм действий) Выполняют задание, сверяют полученные результаты, пытаются выделить среди них верный и приходят к выводу, что не могут сделать этого, так как не знают, какой из предложенных алгоритмов действий верный. Формулирование проблемы 1–2 мин. – Какой у вас возникает вопрос? Что нам сегодня предстоит выяснить? Какая же будет тема урока? – Формулируют учебную проблему (вопрос или тему) в разных вариантах. Открытие нового знания 3–5 минут Просит детей обратиться к материалам учебника. Через сравнительный анализ представленных там математических моделей, путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному формулированию нового алгоритма действий. Очевидно, что новый алгоритм, как правило, в целом основывается на уже изученном ранее и рассмотренном сегодня на этапе актуализации знаний, поэтому в конце обсуждения обычно задаются вопросы «чем похож и чем отличается новый способ действия от уже изученного?». Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новое понятие, сверяют свои формулировки и выводят окончательную. Формулирование нового знания 1–2 минуты Просит детей самостоятельно прочитать формулировку учебника и сравнить с полученной самостоятельно. Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, сверяют свои формулировки с формулировкой учебника, выводят окончательную, воспроизводя ее в удобных и понятных для себя терминах.

Слайд 15

Плюсы технологии проблемного диалога обучения: результативный, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний здоровьесберегающий, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Слайд 16

Спасибо за внимание!