Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников

Кондакова Галина Константиновна

Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников

Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы ФГОС ДО, является применение в образовательном процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые полностью соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям.

Одной из форм организации деятельности воспитанников ДОУ является НОД (непосредственно-образовательная деятельность). Она проводится в соответствии с примерной общеобразовательной программой нашего МБДОУ, который работает по программе «От рождения до школы» под редакцией А.Н. Вераксы.

В организации НОД использую такие формы, как   индивидуальная, групповая, фронтальная. Процесс обучения детей я строю так, чтобы можно было опереться на наглядность в обучении, а организованная среда способствует расширению и обогащению представлений и знаний детей.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет мне определять задачу, содержание, методы и средства обучения, соответствующие уровню развития ребенка с учетом темпа усвоения им материала и индивидуальных особенностей.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.  Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития.   Поэтому в процессе обучения я стараюсь обеспечить взаимодействие детей

Фронтальная    форма организации обучения. Работа со всей группой – это четкое расписание, единое содержание.   При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

Непосредственно образовательная деятельность в нашем ДОУ организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- физическое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

В своей работе использую различные методы:  

1. Наглядные:

- наблюдение;

- рассматривание картин;

- демонстрация   мультфильмов, видеофильмов;

– некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.  

2. Практические:

- упражнения;

-игровой метод;

-элементарные опыты;

-моделирование. 

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением.                                          

3. Словесные:

- рассказы воспитателя;

- рассказы детей;

- чтение художественных произведений детям;

- беседы;

- сочинение сказок, рассказов совместно с детьми

 Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста.

Для решения воспитательных задач выбираю разные сочетания методов (приемов) и средств и форм воспитания. Этот выбор, прежде всего, зависит от спе­цифики поставленных целей и задач.

Создаю специальные условия, ситуации и обстоятельства, которые вынуж­дают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою пози­цию, осуществить поступок, проявить характер.

Организовываю совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру.

Погружаемся в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  •  печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
  •  электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
  •  аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях);
  •  наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  •  демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  •  учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
  •  тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

  •  объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);  
  •  печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
  •  проекционный материал (видеофильмы, слайды, презентации и т.п.) Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Средства обучения и воспитания, используемые в нашем детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Сегодня информационные коммуникационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует …………

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. ИКТ в работе современного педагога – это:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы и т.д.

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России.

4. Создание презентаций в программе Power Point.

В своей работе я использую метод проектов.

Указать проект его цели, задачи коротко план

Суть этого метода – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Метод проектов – это совокупность исследовательских, поисковых, творческих методов. В настоящее время, метод проектов находит все большее распространение.

Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Мы даем возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.