Мои доклады и статьи

Гармаева Сэсэгма Сергеевна

Предварительный просмотр:

Подготовила: Гармаева Сэсэгма Сергеевна,

выступление на секции учителей начальных классов в рамках августовской конференции 2018-2019 учебного года

Тема: «Инновационная составляющая в педагогической деятельности учителя в условиях реализации ФГОС НОО

Тема выступления: тестирование как форма контроля и диагностирования достигнутых результатов

 (1 слайд)

Введение стандарта начального образования предъявляет определенные требования к проверке результатов обучения, которая должна установить готовность учащихся к восприятию нового учебного материала, проверить у них уровень формирования представлений и понятий, выявить возможность дальнейшего продвижения их в обучении.

Специфика естественнонаучных предметов, характеризующихся высоким уровнем интеграции материала в содержании и недостаточностью времени, требует ускорения процесса проверки знаний учащихся. Это возможно за счет использования тестирования.(2слайд)

Одним из звеньев инновационной составляющей в педагогической деятельности учителя, является тестовый контроль.

Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Однако, как показывает практика, недопонимание его технологических особенностей не всегда приводит к адекватному использованию тестов в учебном процессе. В этой связи остановимся на некоторых аспектах составления и применения тестирования в начальной школе.(3 слайд)

Прежде всего, следует уточнить суть понятий «тест» и «тестовое» задание, которые зачастую смешиваются. В переводе с английского test – испытание, исследование. Можно сказать, что «тест– объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу» (А.К. Майоров).Применительно к технологии тестирования это означает использование для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких однозначных ответов.

Виды тестов

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами.

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.

Тесты достижений отличаются от психологических тестов (способностей, интеллекта). Их отличие состоит, во-первых, в том, что с их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками, учебным материалом, например, разделом математики или курсом окружающий мир. Во-вторых, различие между тестами определяются целями их применения. Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, математическими таблицами, энциклопедиями и словарями.

Существуют также тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта.

Отдельные тесты достижений можно объединять в тестовые батареи, что позволяет получать профили показателей успешности обучения по разным дисциплинам.  К ним можно отнести Комплексные контрольные работы, адаптированные к тестовому варианту.(4 слайд)

По форме проведения тесты могут быть: индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо,  лист ответов, шаблоны для обработки данных.

Если тестирование проводится с одним испытуемым, то такие тесты носят название индивидуальных, если с несколькими - групповых. Каждый тип тестов имеет свои достоинства и недостатки. Преимуществом групповых тестов является возможность охвата больших групп испытуемых одновременно, возможность обработки данных на ЭВМ и др.

Основным недостатком групповых тестов является снижение возможностей у педагога добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их. Кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль за функциональным состоянием испытуемых, таким, как тревожность, утомление и др. Индивидуальные тесты лишены этих недостатков.

Тестирование широко используется нами для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся.  

Результаты тестирования  выступают  как оценка качества преподавания.

( 5 слайд)

По структуре тесты делятся:тесты на выборку ответы даются в виде повествовательных предложений, из которых ученик должен выбрать верный. При этом могут быть запрограммированы для выбора один или несколько ответов. Это самый распространенный вид тестов. Близкими к тестам на выборку являются тесты по методу исключения понятия, когда ответ на вопрос дается не предложением, а отдельными словами. Исключив (чаще всего путем зачеркивания) неправильные ответы, ученик автоматически выделяет верные и невольно акцентирует на них внимание.

Применяются также тесты по принципу неоконченных слов, предложений, когда ученику предлагается закончить запись. Часто тесты требуют ответов да, нет, не знаю. Могут быть тесты, решение которых приводит к созданию схем, графиков — это объединение стрелками («дорожками») элементов, связанных между собой знаний. Работа с такими тестами помогает ребенку устанавливать связь между понятиями. Нередко этот вид тестов называется «тест-перекрест», так как при рисовании стрелок они почти всегда пересекаются. Названная система видов тестов является открытой и достаточно интересной для начальной школы.

Как было уже сказано, тесты применимы и в групповой деятельности. В этом случае работа группы организуется так, чтобы учащиеся могли обсуждать выбираемый ответ. Это способствует формированию коммуникативных качеств, умения отстаивать свою точку зрения, внимательно выслушивать собеседника. Групповая работа с тестами, как правило, применяется при закреплении знаний и не преследует цели контроля достижений учащихся.

Групповая работа с тестом в I классе организуется только в том случае, если есть читающие дети. В каждой группе должен быть хотя бы один читающий ребенок. Оптимальный вариант группы — три человека.

В образовательном процессе тесты имеют большое значение. По результатам выполнения тестов можно судить об уровне знаний, умений и навыков учащихся, о степени развитости их некоторых личностных качеств, а значит, об успешности или, наоборот, неуспешности определенного этапа обучения для всего класса или отдельных учащихся. Тесты предполагают наличие у пользователя определенного объема информации, поэтому они чаще всего применяются при повторении и закреплении знаний. (6 слайд)

Здесь тесты обеспечивают возможность учителю получить достаточно оперативную обратную связь о результатахусвоения учебного материала (отдельного вопроса или темы в целом) учащимися класса. Это очень важная функция тестов, так как она позволяет экономить время, выделяемое на проверку знаний, вовремя корректировать учебный процесс, а значит, повышать его эффективность. Для усвоения некоторых естественно-научных знаний нередко приходится прибегать к выполнению детьми тренировочных заданий. И тесты в этих случаях вносят разнообразие в работу и делают этот процесс менее утомительным.

Тесты дают возможность для выявления уровней знаний учащихся, некоторых индивидуальных характеристик учебной деятельности детей, таких, как темп деятельности, сосредоточенность, степень развитости памяти, внимания, отношение к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать личностные особенности каждого ученика и продуктивнее организовать учебный процесс. Таким образом, выполнение детьми тестовых заданий и последующий их анализ учителем способствуют творческому росту педагога, так как требуют от него поиска новых подходов в обучении и особенно в индивидуальной работе.

Тесты могут применяться на разных этапах урока, но чаще при повторении ранее изученного и закреплении нового материала Стандартом образования на проверку и контроль знаний учащихся в начальной школе по окружающему миру специальные уроки не предусмотрены, она должна занимать не более 15 минут.

По одному и тому же учебному материалу тесты могут быть разной степени трудности, что расширяет возможности учителя в реализации дифференцированного подхода в обучении, а ребенку позволяет успешно проявить себя на уровне своих возможностей. Как уже отмечалось, тест может предполагать один или несколько верных ответов. Понятно, что последний вариант труднее первого. Его можно предлагать сильным учащимся. Но этот же тест может быть разбит на несколько, предполагающих только один ответ. Слабые ученики поэтапно выполняют эти тесты и в результате покажут свои знания в усвоении того же материала, что и сильные. (7 слайд)

Работа с тестами помогает ученикам уточнить знания. Хотя последние нередко бывают «приблизительными», но их достаточно, чтобы выбрать верный ответ и поверить в свои возможности. В работе с тестами совершенствуются внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль. Последнее качество развивается довольно эффективно в том случае, когда ученик имеет возможность после или во время работы с тестами открыть учебник, справочник, словарь и сопоставить свои ответы с информацией в книге (справочники и словари можно иметь по одному на класс). Это способствует развитию самоконтроля, умения работать со справочной литературой. Понятно, что если тест преследует цель контроля и проверки знаний, то справочная литература может быть использована после выполнения работы. В процессе же закрепления учебного материала на текущем уроке ученик вполне может пользоваться книгой. Это позволит отбросить сомнения, выделить верный ответ, который хорошо запоминается ввиду особой сосредоточенности внимания. В новом поколении наших учебников словарики стали их правомерным структурным компонентом.

Тесты, как правило, отражают информацию в обобщенной форме, поэтому способствуют развитию умения обобщать знания, четко формулировать ответ.

Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом напоминает им отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Как и в работе с названными занимательными материалами, при работе с тестами активизируется ориентировочный рефлекс «Что это такое?», являющийся проявлением врожденного любопытства, что, в свою очередь, выступает основой развития любознательности. (8 слайд)

Вместе с тем тесты имеют и недостатки. Иногда ученик случайно дает правильный ответ. Однако при неоднократной работе с тестами этот промах легко обнаруживается. Другой недостаток более существенный: учитель не имеет возможности проследить за ходом мысли ученика в процессе выполнения теста, практически исключена возможность формирования связной речи. Слишком частое использование тестов может привести к формализму в деятельности ученика, поэтому тесты не следует применять как единственную форму повторения и закрепления учебного материала.

В структуре проверки знаний  тесты могут быть предварительными, текущими, тематическими, повторными, периодическими, итоговыми.

(9 слайд)

Тестовые задания можно дифференцировать по уровню сложности, что позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к ученику.

Согласно этой позиции, выделяются следующие уровни сложности (по П.И. Самойленко):

• Уровень А — задания, рассчитанные на усвоение основного понятия, на простое отображение материала на уровне узнавания и воспроизведения.

• Уровень В — включает более сложные задания на 2-4 логических шага. В этом случае ответы учащихся позволяют выявить умения применять знания в стандартных ситуациях.

Уровни А и В содержат вопросы обязательных результатов обучения, характеризующих основной уровень базовой подготовки учащихся.

• Уровень С — задания, требующие творческого использования знаний, позволяющих выявить умения применять знания в нестандартных ситуациях. Понимание уровня сложности тестового задания позволяет более точно оценивать его выполнение с использованием отметки в баллах: Уровень А — правильный ответ — 1; неправильный ответ или его отсутствие — 0.

Уровень В — правильный ответ — 2; неправильный ответ при наличии записи, содержащей верные логические шаги, — 1.

Уровень С — правильный ответ — 3; правильный ответ, сопровождающийся записями с ошибками, или неправильный ответ, записи которого свидетельствуют о правильности хода размышления, — 2; частичный ответ, который не доведен до логического завершения, — 1; в остальных случаях — 0. «Абсолютная успешность»- базовый уровень. «Относительная»-низкий уровень.

Заключение.

Систематическое применение тестов разных видов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения. Результаты выполнения тестов обязательно анализируются, чтобы достичь осознания каждым обучаемым причины возникновения ошибки.

Опыт работы по изучению эффективности использования тестов показывает, что обучение работе с тестом лучше начинать с заданий закрытого типа на выбор одного правильного ответа, которые оказываются наиболее простыми для понимания. По мере изучения материала виды тестов усложняются. На первых этапах обучения методика использования тестов предполагает больше времени уделить обучению учащихся работе с каждым новым видом заданий.

Овладение этой технологией позволяет в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний. Учащиеся осваивают специфику работы с тестовыми заданиями, что дает возможность быстро адаптироваться к подобным видам деятельности в средней школе. (10 слайд)

Таким образом, тесты выполняют диагностическую, обучающую и организационную функции. Их включение в учебный процесс способствует повышению качества знаний. Поскольку нельзя сказать, что тестирование как способ проверки знаний лишено недостатков, его целесообразно сочетать с традиционными методами. Нам известно, что единственный путь ведущий к знаниям- это деятельность.(Бернард Шоу) Поэтому, уважаемые коллеги, в наступающем учебном году желаю Вам деятельных родителей, любознательных, а значит, деятельных учеников, профессионального роста.  ( 11 слайд)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Тестирование как форма контроля и диагностирования достигнутых результатов младших школьников» учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения Улекчинской средней общеобразовательной школы Гармаева Сэсэгма Сергеевна 2018 год

Слайд 2

Инновационная составляющая в педагогической деятельности учителя - Диагностирование достигнутых результатов -Тестовый контроль

Слайд 3

« Тест» - (англ. Test ) испытание, исследование Виды тестов п о цели применения (оценка усвоения знаний, оценка отдельных навыков, изучение умений и т.д.) по форме по структуре

Слайд 4

Формы тестов - индивидуальные и групповые, устные и письменные, бланковые, предметные, компьютерные, вербальные и невербальные.

Слайд 5

Виды тестов по структуре в ыборка ответов и сключение понятий - принцип неоконченных слов - «тест-перекрест»

Слайд 6

Функция тестов-достаточно оперативная обратная связь о результатах усвоения учебного материала, выявляют уровень знаний, помогают изучать личностные особенности ребенка, способствуют творческому росту педагога.

Слайд 7

В работе с тестами совершенствуются внимание, память, с тремления к улучшению результата, самоконтроль. Тесты способствуют развитию умения обобщать знания, ч етко формулировать ответ. Активизируется любознательность.

Слайд 8

Тесты имеют и недостатки - случайный выбор правильного ответа - исключена возможность формирования связной речи - формализм в деятельности ученика ОЖИДАНИЯ ОПАСЕНИЯ

Слайд 9

Дифференциация по уровню сложности (по П.И.Самойленко ) Уровни . Правильный ответ Неправильный,частичный ответ Отсутствие ответа Уровень А Уровень В Уровень С 1 2 3 0 1 2 (1) 0 0 0

Слайд 10

Функция тестов- диагностическая, обучающая и организационная



Предварительный просмотр:

Статья на тему «Современный урок в начальной школе».

« Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество и взаимопонимание, атмосферу радости.  

Успех современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и тяжелый материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке.

Как я считаю, то современный урок должен быть, прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером и пользоваться Интернетом. Заниматься самообразованием. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных качеств учителя. Учитель и ученик - это единое целое.

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. Поэтому чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.

В нынешнее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности . Признанным подходом в обучении выступает  системно-деятельностный , т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

-  применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог ;

-создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. .

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение новых знаний.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Каждый учитель должен умело подойти к подготовке урока.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Урок как целостная система

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий.

В современной педагогической литературе встречается различные определения понятия «урок». Самое полное и верное по-нашему мнению определение предложенное В.А. Сластёниным: Урок - это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них.

Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

Каковы же особенности современного урока

Современные подходы к уроку: личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный .

Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Выделяет три постулата современного урока:

«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».

Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».

Урок - это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.

К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. В педагогической литературе число таких требований колеблется от 6 до 18 и более. Рассмотрим систему требований к современному уроку, которую предлагает Ю.Б. Зотов [3]:

Требования к структуре говорят о необходимости:

Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);

Выбрать тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);

Данный урок связать с предыдущими и последующими уроками;

Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;

Обеспечить разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;

Найти оптимальное место домашнему заданию.

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:

Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);

Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;

Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал;

Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;

Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

Урок должен быть воспитывающим;

Выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;

На уроке следует воспитывать любовь к природе;

Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;

В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д. .

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:

логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;

используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;

 соблюдены нормы педагогической этики;

 темп урока оптимален для данного коллектива детей;

в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности;

соблюдены гигиенические условия учебного труда;

созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей;

 дидактическая задача урока решена.

Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главная задача современного учителя.

Цели современного урока:

Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели

Цели деятельности учащихся

Виды УУД:

- личностные

-познавательные

-регулятивные

-коммуникативные

Личностные:

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные, 

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач

Типология современных учебных занятий

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Урок применения предметных ЗУНов и УУД.

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД.

Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД.

Контрольный урок.

Коррекционный урок.

Комбинированный урок.

Школа, функционирующая в режиме развивающего обучения, не ставит перед собой цель научить ребёнка всему и на всю жизнь, что в принципе невозможно, а пытается научить ученика учиться всю жизнь. Главная задача педагога в этом случае – помочь ребёнку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

    Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел педагогов нашей школы к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Уже в первом классе мы начали выполнять простейшие проекты. Такие, например,« Осенний листопад», « Моя школа» ,« Моя семья», и другие.

Нетрадиционные виды уроков

1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»

2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»

3. Кино-, теле-, видеоуроки

4. Уроки самоопределения, уроки самореализации

5. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий

6. Модульный урок

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI - век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Список литературы:

1.Н.Ю.Пахомова. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». Москва,2003год.

2. Н.И.Запрудский. «Современные школьные технологии». Минск. «Сэр-Вит» 2003г.

3.Г.К.Селевко «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективнрго управления УВП». М. НИИ школьных технологий. 2005г.

4.Г.К.Селевко «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективнрго управления УВП». М. НИИ школьных технологий. 2005г.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Учитель начальных классов МБОУ «Улекчиснкая СОШ» Гармаева С.С.

На сегодняшний день тема сохранения здоровья очень важная, особенно когда речь идет о здоровье детей. Еще древнегреческий философ Сократ сказал: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».

При поступлении ребенка в школу повышается нагрузка на весь детский организм. Постепенно у детей появляются проблемы со здоровьем (ухудшается зрение, проблемы с позвоночником и пр.), а соответственно это отражается на учении: начинаются проблемы с усидчивостью, произвольным поведением, концентрацией внимания, запоминанием изученного материала. Поэтому охрана и укрепление здоровья учащихся является важнейшей педагогической задачей, требующей от учителя создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов.

Можно выделить несколько самых важных компонентов здорового образа жизни, таких как:

1.Ежедневная двигательная активность учащихся.

2.Ежеурочная физическая пауза.

3.Рациональное питание.

4.Соблюдение правил личной гигиены.

5.Соблюдение режима дня.

6.Отказ от вредных привычек.

7.Безопасное поведение на улице, в игре .

8.Профилактические упражнения.

Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Я использую физкультминутки на каждом уроке, в 1 и 2 классе, по возможности, две за урок.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю, например:

•упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата.

•упражнения для формирования осанки, для ног, для расслабления и отдыха рук, для правильного дыхания учащихся, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний.

•упражнения для укрепления мышц глаз и усиления зрения.

Остановлюсь здесь подробней, т. к. в классе много детей с проблемами зрения.

1. Взгляд направить влево- прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо без задержки в отведенном положении 1-10 раз.

2. Взгляд смещать по диагонали влево-вниз-прямо, вправо-вверх-прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное. 1-10 раз.

3. Круговые движения глаз от 1 до 10 кругов влево и вправо, вначале быстрее, затем медленнее.

4. Изменение фокусного расстояния - смотреть на кончик носа, затем вдаль несколько раз.

5. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаза, а затем вдаль несколько раз.

6. Массировать веки, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к виску, или глаза закрыть и переводить подушечками пальцев от висков к переносице.

7. Потереть ладони друг об друга без усилий, прикрыть глаза на 1 минуту, представить погружение в темноту, открыть глаза.

Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 сек., затем на 3-4 сек опустить глаза. Повторить 10 раз.

8. Поднять глаза, опустить, отвести в стороны. Повторить 3-4 раза.

9. Поднять глаза, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, против часовой стрелки. Повторить 3- 4 раза.

10. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., открыть на 3-5 сек. Повторить 4- 5 раз.

При изучении темы «Орган зрения» особое внимание уделяется важности этого органа.

Помимо этого у нас в школе и классе проводятся активные перемены. Они помогают сплотить коллектив, повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость. Для детей, которые любят рисовать, развешиваю на стенах листочки для рисования.

Здоровьесберегающие технологии взаимосвязаны с воспитательной работой в школе, которая строится на основе личностно-ориентированного подхода к ученикам.Успешность реализации здоровьесберегающих технологий зависит от особенностей взаимодействия педагогов и родителей в вопросах формирования культуры здоровья детей. Очень важен режим дня детей не только в школе, но и дома. При составлении плана воспитательной работы уделяется внимание мероприятиям, направленным на здоровьесбережение: «Режим школьника», «Соблюдение личной гигиены», «Слушай доктора Айболита»

Таким образом, правильно спланированная и реализованная образовательная и воспитательная работа по здоровьесбережению школьников помогает формированию здоровой гражданской личности, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улекчинская средняя общеобразовательная школа»

Доклад

на ШМО учителей начальных классов

 на тему:

«Мотивация учебной деятельности

и её формирование»

Гармаева С.С.,

учитель начальных классов

2020 г.

 «Интерес к учению появляется  только тогда,

 когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением  содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?

«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,

Гулять и играть должен юный мальчишка,

Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –

Такая проблема всем взрослым знакома!

Как всё же ребёнка заставить учиться,

За книжкой упорно весь вечер сидеть,

В то время как может он просто влюбиться

И в мыслях в другие миры улететь?

Не надо ребёнка ругать бесконечно.

Попробуйте лучше в нём волю развить,

С ним вместе вам надо учиться, конечно,

А главное – просто ребёнка любить».

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

Социальный заказ общества школе состоит сегодня  в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания. Актуальность обусловлена следующим: мотивация выполняет важные функции в обучении, побуждает поведение, направляет и организует его, придаёт ему личностный смысл и значимость. Актуальность заключается ещё  и в том, что организация учебной деятельности, сопровождаясь развитием познавательного интереса, помогает формированию таких качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что обеспечивает развитие личности.  Она создаёт широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей.

Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю.

Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, подчас, и учителям, и родителям в отношении детей приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но ленится». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Что же делать, если ребенок не хочет учиться?

Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?

Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга.

  • Кто-то постоянно сидит, наклонившись за партой, надеясь, что его не вызовут отвечать.
  • Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь.
  • Кому-то от волнения на уроке становится плохо, и он испытывает приступы тошноты, кто-то теряет сознание от страха.
  • Кто-то опаздывает на уроки, кто-то не приходит на занятия вообще, прогуливают уроки, находит себе друзей вне школы и нередко попадает под влияние дурной компании.
  • В наше время гормональные изменения у учащихся происходят уже даже в начальной школе.

Несмотря на непохожее поведение и совершенно разную реакцию, все эти ученики страдают от одной и той же проблемы — плохой успеваемости в школе, которая в свою очередь, является результатом низкой учебной мотивации или отсутствия таковой совсем.

Любые действия человек начинает и продолжает благодаря мотивации. Когда у подростка она сильная, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. У учеников, которым не хватает мотивации - нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.

Но уже в начальной школе учебная мотивация является достаточно большой проблемой — дети отвлекаются, шумят, не слушают учителя, не выполняют домашние задания. Для того, чтобы ребенок учился, у него должна быть мотивация.

Для формирования у детей учебной мотивации требуется специальная педагогическая работа, и особое внимание должно быть уделено формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник, переживанию непосредственной эмоциональной привлекательности школы.  

Необходимо развивать у ребенка умение учиться, познавательные интересы и стремление овладеть школьными навыками не хуже, чем сверстники.

Важнейшая задача в нашей работе – это  создание условий для успешного учения школьников. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность учащихся, совместная деятельность педагога и учеников.

Мы, учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению.

Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться – чтобы получить образование, окончить институт, стать успешным, образованным, уважаемым  человеком и др. Но эти причины не очевидны для детей.

Мы  часто сталкиваемся с использованием родителями таких «педагогических подкреплений», которые приводят к снижению мотивации учения школьников:

  • чрезмерное внимание и неискренние похвалы,
  • неоправданно завышенные оценки,
  • материальное поощрение и использование престижных ценностей,
  • жесткие наказания, принижающая критика и игнорирование вниманием,
  • неоправданно заниженные оценки и лишение материальных и иных ценностей.

Более сложными оказываются случаи, когда у ребенка ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, тогда он активно сопротивляется учению.

Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо.

К любимым предметам они чаще относят те, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, технология. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова "учиться" в понимании первоклассника может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.

Таким образом, постепенно, формируется мотивация.

Работая в школе более 20 лет, я не забываю о том, что школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, я включаю их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

Поэтому, я организую процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:

  • материал урока должен  быть интересен детям;
  • согласование расписания с особенностями возраста;
  • согласование темпа урока со скоростью работы всех детей
  • (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).

Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму.  - Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.

Какие же  условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?

  1. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
  2. Работа в группах и парах.
  3. Применение ИКТ на уроках
  4. Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
  5. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  6. Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
  7.  Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
  8. Позитивная психологическая атмосфера урока.
  9. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
  10.  В обучении должны создаваться возможности для творчества.
  11.  Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской системы образования приобретает особую актуальность.

Что же дает высокая мотивация учения ребенку?

  • Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
  • повышение собственной значимости;
  • признание учителей и сверстников;
  • развитие творческих способностей;
  • гордость собой и своими успехами;
  • статус успешного человека.

А, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

А.Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику, находить радость в том, чтобы смотреть и искать».

Из опыта и психологических исследований известно, что если решению обычных примеров и задач придать занимательную форму или ввести их как составной элемент в игру, то эффективность их решения заметно возрастает.

Благодаря введению игры любой урок становится интересным, живым и увлекательным учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех, кто не отличается большими способностями в учении.

Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.

Для повышения мотивации учебной деятельности я использую:

  • задачи в стихах,
  • задачи-смекалки,
  • задачи-шутки,
  • драматизированные игры,
  • интересные факты,
  • ребусы, головоломки,
  • кроссворды и многие др.

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого я использую творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, мини-сочинений, издание книжек.; также использую информационно - коммуникационные технологии (ИКТ).

        Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.  

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

               Внеучебная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся.

Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний. Помогает полнее удовлетворить интересы школьников.

При всем многообразии форм внеклассная работа должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой. Формы внеурочной работы, которые я использую:

  • участие в предметных олимпиадах,
  • интернет-конкурсы,
  • проведение викторин,
  • проектно-исследовательская деятельность,
  • тематические праздники,
  • экскурсии, и многие другие.

Практическое использование этих и многих других приемов способствует повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отражается на результатах обучения учебному предмету у учащихся.

По словам выдающегося математика и педагога Джорджа Пойа «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей», а это значит, что в возможностях ищущего и творческого учителя, сделать так, чтобы на его уроках всем учащимся было интересно и доступно приобретать знания.

Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей. 

«Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее» - Максим Горький.