Информация для родителей

Финикова Алина Сергеевна

Предварительный просмотр:

НАЗВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ

ДЕЙСТВИЯ СЛОЖЕНИЯ

 СЛАГАЕМОЕ  СЛАГАЕМОЕ   СУММА

5 + 3 = 8

        СУММА

ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ СЛАГАЕМОЕ. НУЖНО ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ ИЗВЕСТНОЕ СЛАГАЕМОЕ.

СЛОЖЕНИЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ ВЫЧИТАНИЕМ. ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ СЛОЖЕНИЕ, НУЖНО ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ ОДНО ИЗ СЛАГАЕМЫХ. ТОГДА МЫ ПОЛУЧИМ ВТОРОЕ.

НАЗВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ

ДЕЙСТВИЯ ВЫЧИТАНИЯ

УМЕНЬШАЕМОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ РАЗНОСТЬ

6 – 2 = 4

       РАЗНОСТЬ

  1. ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ УМЕНЬШАЕМОЕ, НУЖНО К РАЗНОСТИ ПРИБАВИТЬ ВЫЧИТАЕМОЕ.
  2. ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ НУЖНО ИЗ УМЕНЬШАЕМОГО ВЫЧЕСТЬ РАЗНОСТЬ.

ВЫЧИТАНИЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ СЛОЖЕНИЕМ. 

ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ ВЫЧИТАНИЕ, НУЖНО К РАЗНОСТИ ПРИБАВИТЬ ВЫЧИТАЕМОЕ. ТОГДА МЫ ПОЛУЧИМ ВЫЧИТАЕМОЕ.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

.

ТОЧКА

ПРЯМАЯ НЕ ИМЕЕТ НАЧАЛА И КОНЦА

ЛУЧ ИМЕЕТ НАЧАЛО И КОНЕЦ.

ОТРЕЗОК ИМЕЕТ НАЧАЛО И КОНЕЦ.

КРУГ

ОВАЛ

ТРЕУГОЛЬНИК

ПРЯМОУГОЛЬНИК – это четырехугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны. Квадрат является прямоугольником. Только у него все четыре сторон равны.

МНОГОУГОЛЬНИКИ

(шестиугольник, четырехугольник)

ПЕРИМЕТР – ЭТО СУММА ДЛИН ВСЕХ СТОРОН ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЫ.

РАЗРЯДЫ ЕДИНИЦ, ДЕСЯТКОВ, СОТЕН

СУММА РАЗРЯДНЫХ СЛАГАЕМЫХ

          ДЕСЯТКИ ЕДИНИЦЫ

5

6

5

0

+

6

         

СОТНИ ДЕСЯТКИ ЕДИНИЦЫ

1

0

0

АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО СЛОЖЕНИЯ

1.Пишу десятки под десятками, единицы под единицами.

2. Складываю единицы.

3. Складываю десятки.

4. Читаю ответ.

Пример:

1. Сумма чисел 45 и 23.

2. Пишу десятки под десятками, единицы под единицами.

3. Складываю единицы. 5 + 3 = 8. Пишу 8 под единицами.

4. Складываю десятки. 4 + 2 = 6. Пишу 6 под десятками.

5. Сумма равна 68.

4

5

2

3

6

8

АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО СЛОЖЕНИЯ

  1. Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами.
  2. Вычитаю единицы.
  3. Вычитаю десятки.
  4. Читаю ответ.

Пример:

  1. Разность чисел 57 и 26.
  2. Пишу десятки под десятками, единицы под единицами.
  3. Вычитаю единицы: 7 – 6 = 1. Пишу 1 под единицами.
  4. Вычитаю десятки: 5 – 2 + 3. Пишу 3 под десятками.
  5. Разность равна 31.

5

7

2

6

3

1

УВЕЛИЧИТЬ НА...ЕДИНИЦ

+

УМЕНЬШИТЬ НА...ЕДИНИЦ

 

-

                 

НА СКОЛЬКО БОЛЬШЕ

    +

   

НА СКОЛЬКО МЕНЬШЕ

СВОЙСТВА СЛОЖЕНИЯ

ОТ ПЕРЕСТАНОВКИ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ, СУММА НЕ МЕНЯЕТСЯ.

3 + 2 = 2 + 3

СУММА РАВНА ОДНОМУ ИЗ СЛАГАЕМЫХ, ЕСЛИ ДРУГОЕ СЛАГАЕОМОЕ РАВНО 0.

3 + 0 = 3

СВОЙСТВА ВЫЧИТАНИЯ

УМЕНЬШАЕМОЕ РАВНО РАЗНОСТИ, ЕСЛИ ВЫЧИТАЕМООЕ РАВНО 0.

3 – 0 = 3

РАЗНОСТЬ РАВНА О, ЕСЛИ УМЕНЬШАЕМОЕ РАВНО ВЫЧИТАЕМОМУ.

3 – 3 = 0

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

1. РЕШЕНИЕ БУКВЕННЫХ ВЫРАЖЕНИЙ.

Найди значение выражений 15 + а – 13, при а = 5, а = 10.

15 + а – 13, если а = 5, то

15 + 5 – 13 = 7

15 + а – 13, если а = 10, то

15 + 10 – 13 = 12

2.РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ (РАССУЖДЕНИЕ)

15 – х = 8

В этом уравнении неизвестное – вычитаемое. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно и уменьшаемого вычесть разность.

1

5

-

х

=

8

х

=

1

5

-

8

х

=

7

1

5

-

7

=

8

8

=

8

13 + х = 20

В этом уравнение неизвестное – слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое)

1

3

+

х

=

2

0

х

=

2

0

-

1

3

х

=

7

1

3

+

7

=

2

0

2

0

=

2

0

НАЗВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ

ДЕЙСТВИЯ УМНОЖЕНИЯ

  МНОЖИТЕЛЬ     МНОЖИТЕЛЬ  ПРОИЗВЕДЕНИЕ

3 · 4 = 12

        ПРОИЗВЕДЕНИЕ

СЛООЖЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ СЛАГАЕМЫХ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ УМНОЖЕНИЕМ.

Знак умножения – точка(·).

3 + 3 + 3 + 3 = 12

(по 3 взяли 4 раза)

3 · 4 = 12

От перестановки мест множителей, произведение не меняется.

2 · 3 = 6

3 · 2 = 6

2 · 3 = 3 · 2

НАЗВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ

ДЕЙСТВИЯ УМНОЖЕНИЯ

    ДЕЛИМОЕ     ДЕЛИТЕЛЬ     ЧАСТНОЕ

6 : 3 = 2

        ЧАСТНОЕ

Чтобы найти неизвестно делимое, нужно частное умножить

на делитель.

2 · 3 = 6

Чтобы найти неизвестный

делитель, нужно делимое разделить на частное.

6 : 2 = 3

  1. Деление по содержанию

12 яблок разложили на тарелки, по 3 яблока на каждую тарелку. Сколько тарелок понадобилось?

Для того, чтобы решить задачу, нужно ответить на вопрос – СКОЛЬКО РАЗ В 12 СОДЕРЖИТСЯ ПО 3.

  12 : 3 = 4

  1. Деление на равные части

12 яблок разложили на 4 тарелки поровну. Сколько яблок на каждой тарелке?

Рассуждаем:

Берем 4 яблока, раскладываем по одному яблоку на каждую тарелку. Затем берем еще 4 яблока, раскладываем еще по одному яблоку в тарелку. И берем еще 4 яблока, раскладываем опять по одному яблоку в тарелку. Таким образом, для того, чтобы решить задачу, нужно ответить на вопрос – СКОЛЬКО РАЗ В 12 СОДЕРЖИТСЯ ПО 4.

СВЯЗЬ

МЕЖДУ РЕЗУЛЬТАТОМ И

КОМПОНЕНТАМИ УМНОЖЕНИЯ

        4 · 2 = 8

        8 : 4 = 2

        8 : 2 = 4

Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель.

З А Д А Ч И   И   И Х   В И Д Ы

2 КЛАСС

  1. Разбор задачи происходит по плану:

Настя собрала букет из ромашек и васильков. В букете 6 ромашек, а васильков на 3 больше. Сколько в букете васильков?

  1. О ком говорится в задаче? О чем говорится в задаче?
  2. Повтори условие задачи.
  3. Вопрос задачи.
  4. Из каких цветов делала букет Настя?
  5. Сколько было ромашек?
  6. Знаем ли мы сколько было васильков?/ Сколько было васильков. Что нам известно про васильки?
  7. Что нужно узнать?

По окончании разбора записывается краткая запись, делается схема или рисунок.

  1. В задаче всегда пишется пояснение во всех действия, кроме последнего.
  2. В задаче с более, чем в 1 действие, пишется выражение.
  3. Ответ пишется строго по вопросу задачи.

  1. ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ

На полке стояло 7 синих машинок и 10 красных машинок. Сколько машинок всего стояло на полке?

I  - 7 м.

             ? м.  

II – 10 м.

1)7 + 10 = 17 (м.)

Ответ: 17 машинок всего стояло на полке.

На полке стояло 7 синих машинок, а красных на 3 больше. Сколько машинок всего стояло на полке?

I   - 7 м.

                                ? м.

II  - ? м., на 3 м. >, чем      

1) 7 + 3 = 10(м.) – красных

2) 7 + 10 = 17 (м.)

Ответ: 17 машинок всего стояло на полке.

7 + (7 + 10)= 17

  1. ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ

ОСТАТКА(РАЗНОСТИ), НЕИЗВЕСТНОГО

УМЕНЬШАЕМОГО И ВЫЧИТАЕМОГО

а) нахождение остатка (разности)

На ёлке висело 28 игрушек, 7 игрушек разбилось. Сколько игрушек осталось на ёлке?

Было – 28 игр.

Разбилось – 7 игр.

Осталось - ? игр.

1)28 – 7 = 21 (игр.)

     Ответ: 21 игрушка осталась на ёлке.

б) нахождение уменьшаемого

На ёлке висели игрушки, когда разбилось 7 игрушек, осталась 21. Сколько игрушек было на ёлке?

Чтобы ответить на вопрос этой задачи, нужно определить, как найти уменьшаемое.

Было - ? игр.

Разбилось – 7 игр.

Осталось – 21 игр.

1)7 + 21 = 28 (игр.)

    Ответ: 28 игрушек было на ёлке.

в) нахождение вычитаемого

На ёлке висело 28 игрушек, когда несколько игрушек разбилось, осталось висеть 21 игрушка. Сколько игрушек разбилось?

Чтобы ответить на вопрос этой задачи, нужно определить, как найти неизвестное вычитаемое.

Было – 28 игр.

Разбилось - ? игр.

Осталось – 21 игр.

1) 28 – 21 = 7 (игр.)

      Ответ: 7 игрушек разбилось.

ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ

НЕИЗВЕСТНОГО СЛАГАЕМОГО

На стоянке стояло 7 машин. Когда несколько машин приехало, их стало 9. Сколько машин приехало?

Чтобы решить эту задачу, нужно вспомнить, как найти неизвестное слагаемое.

Было – 7 м.

Приехало - ? м.

Стало - 9 м.

1)9 – 7 = 2 (м.)

    Ответ: 2 машины приехало.

 

ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ

НЕИЗВЕСТНОГО ТРЕТЬЕГО СЛАГАЕМОГО

На складе было 8 мешков зерна: 3 мешка пшеницы, 2 мешок проса и несколько мешков овса. Сколько мешков овса было на складе?

Пшеница – 3 м.

Просо – 2 м.     8 м.  

Овёс - ? м.

I способ

1) 3 + 2 = 5 (м.) – пшена и просо вместе

2) 8 – 5 = 3 (м.)

     Ответ: 3 мешка овса было на складе.

II способ

1) 8 – 3 = 5 (м.) – просо и овса вместе

2) 5 – 2 = 3 (м.)

     Ответ: 3 мешка овса было на складе.

ЗАДАЧИ

НА РАЗНОСТНОЕ СРАВНЕНИЕ

В саду было 8 кустов малины и 5 кусков крыжовника. На сколько  больше кустов малины, чем кустов крыжовника?

Чтобы решить эту задачу надо вспомнить, с помощью какого действия можно узнать, на сколько одно число больше другого.

Малина – 8 к., на ? к. >, чем

Крыжовник – 5 к.

1) 8 – 5 = 3 (к.)

     Ответ: на 3 куста малины больше, чем кустов крыжовника.

Летом засушили 4 кг грибов, а засолили 10 кг грибов. На сколько меньше грибов засушили, чем засолили?

Засушили – 4 кг, на ? кг <, чем

Засолили – 10 кг

1) 10 – 4 = 6 (кг)

      Ответ: на 6 килограмм грибов меньше засолили, чем засушили.

ЗАДАЧИ

НА УВЕЛИЧЕНИЕ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЯ ЧИСЛО НА НЕСКОЛЬКО ЕДИНИЦ

В Тихом океане 9 морей, а в Атлантическом на 3 моря меньше. Сколько морей в Атлантическом океане?

Рассуждаем так – В Атлантическом океане морей столько же, сколько и в Тихом, но без 3.

Тихий – 9 м.

Атлантический - ? м., на 3 м. <, чем

1) 9 – 3 = 6 (м.)

     Ответ: 6 морей в Атлантическом океане.

Антон нашел 5 боровиков, а сыроежек на 4 больше. Сколько сыроежек нашел Антон?

Рассуждаем так – Антон нашел сыроежек столько же, сколько боровиков и еще 4.

Боровики – 5 шт.

Сыроежки - ? шт., на 4 шт. >, чем

1) 5 + 4 = 9 (шт.)

     Ответ: 9 сыроежек нашел Антон.

ЗАДАЧИ С ВЕЛИЧИНАМИ

ЦЕНА, КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ

Толя купил 3 тетради по 10 рублей каждая. Сколько стоили все тетради.

Цена

Количество

Стоимость

10 р.

3 т.

? р.

Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество.

1) 10 · 3 = 30 (р.)

      Ответ: 30 рублей стоили все тетради.

Толя купил 3 тетради. За всю покупку заплатил 30 рублей. Сколько рублей стоила каждая тетрадь?

Цена

Количество

Стоимость

? р.

3 т.

30 р.

Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество.

1) 30 : 3 = 10 (р.)

      Ответ: 10 рублей стоила каждая тетрадь.

Толя на тридцать рублей купил тетрадей. Сколько тетрадей купил Толя, если одна тетрадь стоит 10 рублей.

Цена

Количество

Стоимость

10 р.

? т.

30 р.

Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену.

1) 30 : 10 = 3 (т.)

      Ответ: 3 тетради купил Толя.

ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА

В НЕСКОЛЬКО РАЗ

У Васи 3 Машинки, а у Коли в 3 раза больше, чем у Васи. Сколько машинок у Коли?

(по 2 берем 3 раза)

           ? м.

   2 м.

    ? м.

  1. 2 · 3 = 6 (м.)

      Ответ: 6 машинок у Коли.

Если в задаче говорится,

что число больше в несколько раз,

то задача решается умножением.

ЗАДАЧИ НА УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА

В НЕСКОЛЬКО РАЗ

В пруду плавало 9 уток, а гусей в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду?

     

(делим на три равные части;

узнаем сколько предметов в одной части)

  1. 9 : 3 = 3 (пт.)

      Ответ: 3 утки плавало в пруду.

Если в задаче говорится,

что число меньше в несколько раз,

то задача решается делением.

УВЕЛИЧИТЬ В...ЕДИНИЦ

·

УМЕНЬШИТЬ В...ЕДИНИЦ

:

УВЕЛИЧИТЬ НА...ЕДИНИЦ

+

УМЕНЬШИТЬ НА...ЕДИНИЦ

 

-

з класс

ПЛОЩАДЬ. ЕДИНИЦЫ ПЛОЩАДИ.

Квадрат, сторона которого 1 см, - это единица площади – квадратный сантиметр.

1 см2

1 дм2 = 100 см2

ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА

           

      а        а

b

S = a · b

       

           

ЗАДАЧИ

НА ПРИВЕДЕНИЕ К ЕДИНИЦЕ

На 2 окнах 8 комнатных растений. Сколько комнатных растений на 3 окнах?

   ?р.

 

    8р.

 

       ?р.

  1. 8 : 2 = 4 (р.) – на одном окне
  2. 4 · 3 = 9 (р.)

     Ответ: 9 комнатных растений на 3 окнах.

Привести к единице нам помогает деление.

ПРИМЕРЫ

СХЕМАТИЧЕСКИХ ЧЕРТЕЖЕЙ

ДЛЯ РАЗНЫХ ТИПОВ ЗАДАЧ

  1. Задачи на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, остатка.

Пример (простая задача на нахождение остатка).

 В вазе было 10 яблок. 8 яблок съели. Сколько яблок осталость?

      8 яб.    

                ? яб.

           10 яб.

Пример (составная задача на нахождение остатка).

В книге 48 страниц. Даша читала книгу в течение трёх дней, по 9 страниц ежедневно. Сколько страниц ей осталось прочитать?

                      ? стр.

      ?стр.

 9 стр.

           

          48 стр.

Аналогично составляются

схемы для обратных задач.

  1. Задачи на разностное сравнение.

Прмиер.

Высота дома 16 м, а сарая 4 м. На сколько дом выше, чем сарай?

                ?м.

      16 м

     4 м


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Директору лицея №623 им. И.П. Павлова

Бельцевой Н.Н.

от родителей учащегося(йся)_____класса

домашний адрес:____________________

___________________________________

контактный номер телефона:

___________________________________

Заявление

        Основываясь на наших конституционно закрепленных  и международно признанных неотъемлемых правах на выбор нравственного и культурного воспитания нашего ребенка в соответствии с нашими убеждениями и нашей культурой, будучи проинформированы о содержании Примерной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа), разработанной в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г., просим Вас:

Предоставить нашему (моему) ребенку_____________________________, возраст___лет,

учащемуся(учащейся)_____класса, возможность изучать, в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»,

Модуль (выбрать и нужное подчеркнуть):

  • Основы мировых религиозных культур
  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы светской этики

Выбор данного модуля был сделан в связи с тем, что __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Родители:

Отец__________________________________________________(ФИО, подпись)

Мать__________________________________________________(ФИО, подпись)



Предварительный просмотр:

ВЫЧИТАНИЕ В СТОЛБИК

Вычитание в столбик

  1. Записываем числа строго единицы под единицами, десятки – под десятками и т.д.
  2. Вычитаем единицы из единиц: 2-1=1, пишем цифру 1 под единицами.
  3. Вычитаем десятки: 1-0=1, пишем цифру 1 под десятками.
  4. Вычитаем сотни: нужно вычесть из 3 девять. Это сделать нельзя. Поэтому займем десяток у 4 тысяч. Поставим над четверкой точку. Из 13 вычтем 9. 13 - 9 = 4.
  5. Так как мы заняли десяток у 4, значит, 4 уменьшилось на 1. Об этом нам напоминает точка над 4.  4 - 1 = 3.

СЛОЖЕНИЕ В СТОЛБИК

Сложение в столбик

  1. Записываем числа строго единицы под единицами, десятки – под десятками и т.д.
  2. Складываем единицы: 8+1=9
  3. Складываем десятки: 4+8=12 – 2 пишем, а 1 десяток запоминаем (записываем 1 над десятками).
  4. Складываем сотни: 7+3=10 и плюс 1 сотня, которую запомнили – получаем 11 сотен. 1 сотню записываем, а 1 тысячу запоминаем (записываем 1 над тыс.)
  5. Складываем тысячи: 6 да еще 1 тыс., которую запомнили – получаем 7
  6. Ответ: 7 129

ВЫЧИТАНИЕ В СТОЛБИК

(с нулями)

Вычитание столбиком из чисел содеражащих нули

запомните!

Если при вычитании столбиком над нулем стоит точка,

ноль превращается в 9.

УМНОЖЕНИЕ В СТОЛБИК

Умножение столбиком из чисел содеражащих нули        

запомните!

Результат умножения на вторую цифру необходимо записывать под второй цифрой результата первого действия умножения.

УМНОЖЕНИЕ В СТОЛБИК

на однозначное число

умножение в столбик

Умножаем 2 последовательно на все разряды первого множителя:

Умножаем на единицы:  8 × 2 = 16

6 пишем под единицами, а 1 десяток запоминаем. Для того, чтобы не забыть пишем 1 над десятками.

Умножаем на десятки: 3 дес. × 2 = 6 дес. + 1 дес. (запоминали) = 7 десятков. Ответ пишем под десятками.

Умножаем на сотни: 4 сотни × 2 = 8 сотен. Ответ пишем под сотнями. В результате получаем:  438 × 2 = 876

ДЕЛЕНИЕ

Деление в столбик

ДЕЛЕНИЕ В СТОЛБИК

(на однозначное число)

Урок: делим в стобик

Определяем неполное частное. Берём 5. Цифра 5 меньше 8, значит берем еще одну цифру из делимого. 51 больше 8. Значит это неполное частное.

Находим ближайшее к 51 произведение.
6 x 8 = 48
Записываем цифру 6 в частное. Записываем 48 под 51.

В остатке получилось 3. Сравним остаток с делителем. 3 меньше 8. (!остаток должен быть меньше делителя)

Спишем из делимого 512 цифру 2 к 3. Число 32 больше 8. И опять по таблице умножения на 8, найдем ближайшее произведение.
8 x 4 = 32. В остатке получился ноль. Значит числа разделились нацело (без остатка).

ДЕЛЕНИЕ

деление с остатком

  Находим наибольшее число до 17, которое делится на 3 без остатка. Это 15.
15 : 3 = 5

  Вычитаем из делимого найденное число из пункта 1.
17 - 15 = 2

  Сравниваем остаток с делителем. (2 < 3)

запомните!

При делении с остатком остаток всегда должен быть меньше делителя.

ПЕРИМЕТР

запомните!

Периметр - это сумма длин всех сторон многоугольника.

Для вычисления периметра геометрических фигур используются специальные формулы, в которых периметр обозначается заглавной латинской буквой P.

Периметр измеряется в единицах длины: мм, см, м, км и т.д.

При нахождении периметра  рисуем фигуру  под знаком P, чтобы не забывать, чей периметр вы находите:  Р   , Р  , Р  

ПЕРИМЕТР ПРЯМОУГОЛЬНИКА

запомните!

Периметр прямоугольника - это сумма длины и ширины, умноженная на 2.

P = (a + b) • 2,  где a – длина, b - ширина прямоугольника.

Стороны прямоугольника, которые лежат друг против друга (противолежащие),  называются длиной и шириной.

периметр прямоугольника

AB = 3 см, BC = 7 см

P
ABCD = (AB + BC) • 2
P
ABCD = (7 + 3) • 2 = 10 • 2 = 20 (см)

ПЕРИМЕТР КВАДРАТА

запомните

Периметр квадрата - это длина стороны квадрата, умноженная на 4.

! У КВАДРАТА ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ !

P = a • 4, где a - длина стороны квадрата.

периметр квадрата

KE = 7 см

P
EKFM = 4 • KE
P
EKFM = 4 • 7 = 28 (см)

ПЕРИМЕТР МНОГОУГОЛЬНИКА

Периметр любого многоугольника (в том числе и периметр треугольника) рассчитывается по определению периметра.

Для этого надо просто сложить длины всех сторон многоугольника.

периметр многоугольника

PABCDE = AB + BC + CD + DE + EA

 PABCDE = 3 + 4 + 3 + 2 + 2 = 14 (см)

ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА

Единицы длины

1 км =

1000 м

10 000     дм

100 000

см

1000 000 мм

1 м   =

10 дм

100

см

1000

мм

 1 дм =

10 см

100 мм

 1 см =

10 мм

Единицы массы

1 т =

(тонна)

10 ц

1000 кг

1000 000 г

1 ц  =

(центнер)

100 кг

100 000 г

1 кг =

(кило-

грамм)

1000 г

ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА

Единицы объема

1 л =

(литр)

1 дм3

1 дм3   =

(дециметр кубический)

1000 см3

1 м3 =

(метр кубический)

1000 дм3

1000000 см3

КВАДРАТ

запомните!

Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.

квадрат в геометрии

Стороны квадрата KLFM: KL = LF = FM = MK.

Углы:уголKLF = уголLFM = уголFMK = уголMKL = 90° - все углы прямые.

ПРЯМОУГОЛЬНИК

запомните!

Прямоугольник - это фигура, которая имеет четыре стороны и четыре прямых угла.

!У прямоугольника противоположные стороны равны.    

прямоугольник в геометрии   

Противоположные стороны прямоугольника ABCD: AB = CD, BC = DA.

Углы:уголABC = уголBCD = уголCDA = уголDAB = 90° - все углы прямые.

 

ТРЕУГОЛЬНИК

запомните!

Треугольник - это геометрическая фигура, которая имеет три стороны и три угла (вершины треугольника).

Вид треугольника

Углы треугольника

Пример

Прямоугольный

(угол =90 °)

Один угол прямой, два других острых.

прямоугольный треугольник

Остроугольный

(угол меньше 90°)

Все углы острые

остроугольный треугольник

Тупоугольный

(угол больше 90°)

Один угол тупой, два других - острые

тупоугольный треугольник

 ОКРУЖНОСТЬ. КРУГ

запомните!

Окружность - это граница круга.

Круг - это геометрическая фигура, которая ограничена окружностью.

Радиус круга (R)- это расстояние от центра окружности до любой её точки.

Диаметр круга (d)- это отрезок, который соединяет две точки окружности и проходит через её центр.

Диаметр круга равен двум его радиусам. (d = 2R)

круг и окружность в геометрии

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

порядок действий в примере без скобок

сначала x и :   выполняем слева направо все действия умножения и деления;

а потом +и -   слева направо все действия сложения и вычитания.

!

порядок действий в примере со скобками

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

При вычислении значения выражения можно вести запись двумя способами.

Первый способ

порядок действий и запись примера

Второй способ (запись цепочкой)

порядок действий и запись примера цепочкой

ТАБЛИЦА КЛАССОВ И РАЗРЯДОВ

C:\Documents and Settings\Александра\Рабочий стол\разряды.png

ДОЛИ. ДРОБИ

обыкновенные дроби

Дробь

Рисунок

Название дроби

одна вторая

одна вторая круга

половина

одна треть

одна треть круга

одна треть

одна четверть

одна четверть круга

одна четверть

ПЛОЩАДЬ

(S)ПЛОЩАДЬ – это внутренняя часть геометрической фигуры. Измеряется в квадратных единицах длины (см2, м2, мм2).

Площадь прямоугольника

а – ширина

b - длина

S    = a · b

площадь равна произведению длин его сторон

Площадь квадрата

а - сторона

S    = a ·а=

      = а2

СКОРОСТЬ. ВРЕМЯ. РАССТОЯНИЕ

V –  скорость

t - время

                                      S  - расстояние

S = V · t

Чтобы найти РАССТОЯНИЕ, надо скорость умножить на время.

V = S : t

Чтобы найти СКОРОСТЬ, нужно расстояние разделить на время

t = S : V

Чтобы найти ВРЕМЯ, надо расстояние разделить на скорость.

ЗАПОМНИ!

УВЕЛИЧИТЬ

НА

+

ПРИБАВИТЬ

4+3 увеличить 3 на 4

УМЕНЬШИТЬ

НА

-

    ВЫЧЕСТЬ

6-4

уменьшить 6 на 4

УВЕЛИЧИТЬ

В (несколько раз)

·

УМНОЖИТЬ

5·3

увеличить 5 в 3 раза

УМЕНЬШИТЬ

В (несколько раз)

:

РАЗДЕЛИТЬ

8:4

уменьшить 8 в 3 раза

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Знак

Действие

Знак

Действие

+

Найти сумму (сколько всего?)

  ·

Увеличить в несколько раз

+

Увеличить на…

:

Уменьшить в несколько раз

-

Уменьшить на…

:

Во сколько раз больше?

-

На сколько больше?

:

Во сколько раз меньше?

-

На сколько меньше?

-

Найти разность

(+) ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ

Запомни!

Задачи этого вида решаются сложением, потому что находим сумму.

Задача.

Белочка припасла для маленьких друзей 4 гриба и 5 орехов. Сколько

всего гостинцев приготовила белочка?

Грибов - 4 шт.

Орехов - 5 ор.      ?

4 + 5 = 9 (гост.)

Ответ: 9 гостинцев.

(-)  ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ОСТАТКА

Запомни!

Задачи этого вида решаются вычитанием, потому что находим остаток.

Задача.

На ветке было 7 ягод рябины. Снегирь склевал 3 ягоды. Сколько ягод

осталось?

Было – 7 яг.

Склевал – 3 яг.

Осталось - ?

7 - 3 = 4 (яг.)

Ответ: 4 ягоды.

(-)  ЗАДАЧИ НА увеличение числа НА несколько единиц

 

Задача.

Во дворе гуляло 6 утят, а гусят на 2 больше. Сколько гуляло гусят?

Утят – 6 пт.

Гусят – ?, на 2  >

6 + 2 = 8 (гус.)

Ответ: 8 гусят

Задача.

На столе лежало 9 столовых ложек, а чайных на 3 меньше. Сколько чайных ложек лежало на столе?

Стол. – 9 лож.

Чайн. – ?, на 3 <

9 -3 = 6 (лож.)

Ответ: 6 чайных ложек.

(-)  ЗАДАЧИ НА разностное сравнение двух чисел

Запомни!

Чтобы узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.

 

Задача.

В одной корзине 7 яблок, а в другой – 10 груш. На сколько груш больше, чем яблок ?

Яб. – 7 шт.

Гр. – 10 шт.,          на ? >

10 - 7 = 3 (гр)

Ответ: на 3 груши

.

Задачи на нахождение НЕИЗВЕСТНОГО СЛАГАЕМОГО

Запомни!

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Задача.

Два петушка нашли 8 червячков. Первый нашёл 5. Сколько червячков

нашёл второй петушок?

1 пет. – 5 чер.         8 чер.

2 пет. - ?

8 - 5 = 3 (чер.)

Ответ: 3 червячка.

Задачи на нахождение НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО

Задача.

На тарелке лежали пряники. Когда дети взяли 4 пряника, на тарелке

осталось 8. Сколько пряников было на тарелке?

Было – ?

Взяли– 4 пр.

Осталось – 8 пр.

8 + 4 = 12 (пр.)

Ответ: 12 пряников.

Задачи на нахождение НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО

Задача.

В вазе стояло 7 гвоздик. Когда несколько гвоздик отдали, в вазе осталось 5 гвоздик. Сколько гвоздик отдали ?

Было – 7 гв.

Отдали – ? гв.

Осталось – 5 гв.

7 - 5 = 2 (гв.)

Ответ: 2 гвоздики.

Задачи на нахождение ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДВУХ ЧИСЕЛ

Задача.

В одной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 4 коробках?

1 кор. – 6 кар.

4 кор. - ? кар.

Решение:

6 · 4 = 24 (кар.)

Ответ:

24 карандаша.

Задачи на нахождение

 ЧАСТНОГО ДВУХ ЧИСЕЛ

Задача 1.

ДЕЛЕНИЕ НА РАВНЫЕ ЧАСТИ

15 шариков раздали 5 ученикам поровну. Сколько шариков получил

каждый ученик?

15шар. – 5 уч.

Поровну шар. – 1 уч.

15 : 5 = 3 (шар.)

Ответ: 3 шарика.

Задача 2.

ДЕЛЕНИЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ

12 лимонов разложили в пакеты по 4 лимона в каждый. Сколько

получилось пакетов с лимонами?

12 лим. – ?

4 лим. – 1 пак.

12 : 4 = 3 (пак.)

Ответ: 3 пакета.

Задачи на УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА В НЕСКОЛЬКО РАЗ

Задача.

У Тани было 4 ириски, а карамелек в 2 раза больше. Сколько карамелек было у Тани?

Ириски – 4 шт.

Карамельки – ?, в 2 раза >

4 · 2 = 8 (кар.)

Ответ: 8 карамелек.

Задача.

На одной полке стоит 12 книг, а на второй – в 3 раза меньше. Сколько

книг на второй полке?

I – 12 кн.

II – ? , в 3 раза <

12 : 3 = 4 (кн.)

Ответ: 4 книг.

Задача на  КРАТНОЕ СРАВНЕНИЕ ДВУХ ЧИСЕЛ

Запомни!

Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше (меньше) другого, нужно большее число разделить на

меньшее.

Задача.

Петя почистил 27 яблок, а

Коля –9. Во сколько раз больше яблок почистил Петя, чем Коля?

Петя – 27 яб.

                                         во ? раз >

Коля – 9 яб.

 

27 : 9 =  3 (гр.)

Ответ: в 3 раза больше.

Задача на  нахождение НЕИЗВЕСТНОГО МНОЖИТЕЛЯ

Задача.

20 яблок разложили в сетки по 5 яблок в каждую. Сколько потребовалось сеток?

1 сет. – 5 яб.

? сет. – 20 яб.

1-ый способ:

20 : 5 = 4 (сет.)

2- ой способ: запишем решение задачи, составив уравнение.

х · 5 = 20

х = 20 : 5

х = 4 (сет.)

Ответ: 4 сетки.

ЗАДАЧИ В КОСВЕННОЙ ФОРМЕ

Запомни!

Если одна величина на несколько единиц (в несколько раз) больше, то другая на столько же единиц (во столько же раз) меньше.

Задача.

Брату 5 лет, он на 2 года старше сестры. Сколько лет сестре?

Брат – 5 лет, на 2 года >

Сестра – ? лет

Если брат старше на 2 года, значит, сестра на 2 года младше. Чтобы

стало меньше, нужно вычитать.

5-2 = 3 (г.)

Ответ: 3 года.

ЦЕНА. КОЛИЧЕСТВО. СТОИМОСТЬ

Цена (Ц) – это количество денег, которое нужно заплатить за 1 предмет.

Количество (К) – это число, которое показывает, сколько куплено предметов.

Стоимость (С) – это количество денег, затраченных на всю покупку.

Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на  количество

С = Ц · К

Чтобы найти количество, нужно стоимость

разделить на цену.

К = С : Ц

Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество.

Ц = С: К

Вид записи задачи:

Цена

Количество

Стоимость

СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ

Запомни!

Составные задачи состоят из нескольких простых и решаются в два и больше действия.

Задача.

Рыбак поймал 10 щук, а лещей на 8 больше. Сколько всего рыб поймал

рыбак?

Щуки – 10 рыб

                                                    ? рыб

Лещи – ?, на 8 рыб >

Схема анализа задачи:

Сразу нельзя ответь на главный вопрос задачи, т.к. не знаем количество лещей. Поэтому 1-ым действием узнаем кол-во лещей.

  1. 10 + 8 = 18 (рыб) – лещей.
  2. 10 + 18 = 28 (рыб)

10 + (10 + 18) = 28

Ответ: 28 рыб всего.

ЗАДАЧИ на пропорциональное деление

Задача.

В 6 коробках 72 кг печенья. Сколько потребуется коробок, чтобы разложить 48 кг печенья?

6 кор. – 72 кг

? кор. – 48 кг

1 кор. - ? кг

Сначала надо узнать, сколько кг печенья в одной

коробке.

Решение:

1) 72 : 6 = 12 (кг) – печенья в одной коробке

2) 48 : 12 = 4 (кор.)

48 : (72 : 6) = 4

Ответ: 4 коробки потребуется.

Задачи на нахождение СЛАГАЕМОГО, ВЫЧИТАЕМОГО

Задача.

Папа съел 16 пельменей, мама–10, а сын на 20 пельменей меньше, чем папа и мама вместе. Сколько пельменей съел сын?

Папа – 16 п.

Мама – 10 п.

Сын - ? п., на 20 п. <

Сразу ответить на главный вопрос задачи нельзя, потому что

неизвестно, сколько пельменей съели папа и мама вместе.

Решение:

1)16 + 10 = 26 (п.) – съели мама и папа вместе

2) 26 - 20 = 6 (п.)

(16 + 10)-20 = 6

Ответ: 6 пельменей съел сын.

Задачи на ДВИЖЕНИЕ

Запомни!

Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.

S = V · t

Задача.

Электропоезд двигается со скоростью 65 км/ч. Какое расстояние он пройдёт за 7 часов?

V

t

S

65 км/ч

7 часов

?

65 · 7 = 455 (км)

Ответ: 455 км пройдёт электропоезд.

ЗАДАЧИ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ (1)

Задача.

Два лыжника одновременно вышли навстречу друг другу из двух посёлков и встретились через 3 часа. Первый лыжник шёл со скоростью 12 км/ч,  а второй – 14 км/ч. На каком расстоянии находятся посёлки?

V=12 км/ч       t=3 ч            V=14 км/ч

                           S - ?

1 СПОСОБ

Решение:

1)12 · 3= 36 (км) – прошёл 1 лыжник

2) 14 · 3 = 42 (км) – прошёл 2 лыжник

3) 36 + 42 = 78 (км)

12 · 3 + 14 · 3 = 78

Ответ: 78 км – расстояние между посёлками.

ЗАДАЧИ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ (2)

2 способ:

Решим эту задачу, используя понятие «скорость сближения».

Если первый лыжник пройдёт за 1 час 12 км, а второй  – 14 км, то  расстояние между ними за 1 час уменьшится (это и есть скорость сближения) на:  

12 + 14 = 26 км. За второй час расстояние уменьшится ещё на 26 км.

Решение:

1) 12 + 14 = 26 (км) – скорость сближения

2) 26·3 = 78(км) – прошёл 2 лыжник

(12 + 14) · 3 = 78

Ответ: 78 км –расстояние между посёлками.



Предварительный просмотр:

Задания по русскому языку  на каникулы с 1 по 2 февраля.

Упражнение № 1

Напишите имена существительные и прилагательные из скобок в родительном падеже. Выделите окончания прилагательных. Образец:приехал с дальнего (Р.п.) острова.

Возвратился из (долгий поход), собрались у (яркий костёр), стакан (парное молоко), согрелся в лучах (весеннее, утреннее солнце), на дне (глубокое ущелье), на страницах (модный журнал), буханка (чёрный хлеб), начало (новогоднее торжество), в тени (сосновый бор), купил для (любимый сын), приготовил для (праздничный стол), добрался до (ближайший город), на берегу (Средиземное море), слез с (высокое дерево).

 

Упражнение № 2

Спишите предложения, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Выделите их. Укажите падеж и род прилагательных.

1. На строительство дачн... домика привезли доски. 2. Зимой в лесу можно повстречать голодн... и зл... серо... волка. 3. Вокруг древн... рыцарск... замка был выкопан глубокий ров. 4. В зоопарке мы видели толст... неуклюж... носорога. 5. Ведро воды вытащили из глубок... колодца. 6. На крышке старинн... сундука висел замок. 7. Мама сшила платье из льнян... полотна. 8. С мягк... удобн... кресла не хотелось вставать.

 

Упражнение №3

Спишите, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Выделите их. Укажите падеж и род.

В сплошн... осенн... тумане, ранн... зимн... утром, в зимн... утренн... уборе, в тонк... кружеве, на светл... фоне, в хвойн... лесу, смолист... дымом, над лев... берегом, о смел... человеке, об отважн... поступке, о смешн... случае, над дальн... лугом, чист... звёздн... небом, морозн... воскресн... днём, с симпатичн... зверьком, бодр... шагом.

 

Упражнение №5

Спишите предложения, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Выделите их. Укажите падеж и род.

1. В вечерн... небе зажглись звёздочки. Я любовался вечерн... небом. 2. На уроке рассказывали о знаменит... художник... . Ребята познакомились со знаменит... художником с помощью его картин. 3. Солнце скрылось за белоснежн…  облаком. Самолёт летел в белоснежн... облаке. 4. В уютн... дупле белка проводит холодную зиму. Перед своим уютн... дуплом сушит она грибы на веточках.

  

Упражнение №6

Спишите пословицы, ставя слова из скобок в нужный падеж. Выделите окончания имен прилагательных и имен существительных и объясните их написание.

1. В (согласное стадо) волк не страшен. 2. (Ласковое слово) и камень растопишь. 3. (Доброе семя) поле засевать — никогда нужды не знать. 4. При (летнее ясное солнышко) и ягодка краснеет.

  

Упражнение №7

В сплошн...     осенн...    туман..,

ранн...     зимн...   утром,

в зимн...     утренн…    убор..,

в тонк...     кружев..,

на светл...    фон..,

в хвойн...    лес..,

смолист...    дымом,

 над лев...    берег..,