Сенсорика

-

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

 

 

Игра «Отыщите мишкин мёд».

 

Воспитатель предлагает погулять с мишкой. Дети идут по групповой комнате.

Воспитатель.

Мишка по лесу гулял, Бочку с мёдом потерял.

Помоги, честной народ,

Отыскать мишуткин мёд.

Дети находят разложенные в разных местах комнаты бочонки, вырезанные из бумаги (три белых, один жёлтый). Воспитатель закрепляет их на фланелеграфе.

Воспитатель. Мёд в жёлтом бочонке. Покажи его.

Вызванный ребёнок выполняет задание. Затем воспитатель незаметно меняет бочонки местами и просит другого ребёнка показать бочонок с мёдом. Игра повторяется 3-4 раза.

Игра «Солнышко».

 

На столе перед детьми лежат жёлтые бумажные полоски (лучики) и желтый круг (солнце). Воспитатель кладёт рядом жёлтый бочонок и говорит: «Солнышко такое же, как мёд, - жёлтое. Солнышко жёлтое, его лучи жёлтые». Убирает бочонок.

Воспитатель.

Солнце жёлтое вставало, Жёлтые лучи пускало.

Разбежались жёлтые лучи.

Как они желты и горячи.

(Дети берут по одному лучику и на носочках бегут в разных направлениях.

Воспитатель поочерёдно спрашивает каждого ребёнка, какого цвета его лучик.) Уходило солнце на покой, Забирало лучики с собой.

(Дети выкладывают лучики вокруг солнца.)

Ночь, на улице темно,

Люди спят уже давно. Дети садятся на корточки, закрывают глаза. Игра повторяется 2-3 раза.

 

Игра «Флажок».

 

Воспитатель вручает ребёнку жёлтый флажок и ставит его в центр круга.

Остальные, держась за руки, идут по кругу.

Воспитатель.

Жёлтый-жёлтый флажок подниму я.

(Ребёнок, стоящий в круге, машет флажком.)

С ярким жёлтым флажком потанцую.

Звучит         аудиозапись         русской         народной         песни         «Ах         вы,         сени...».         Все останавливаются и по показу воспитателя делают «пружинки», топают или хлопают в ладоши. Ребёнок с флажком кружится. При повторе игры воспитатель даёт флажок другому ребёнку. Вместо флажка можно использовать цветок или платок. Аналогично проводится игра с флажками других цветов.

 

Игра «Следы солнышка».

 

На полу групповой комнаты разложены жёлтые бумажные полоски. Воспитатель.

Солнышко шалило, лучики бросало,

Лучики бросало, следы оставляло. Какие? (Жёлтые.)

 Найдите следы солнышка. Дети находят следы, собирают их и раскладывают по кругу.

Игра «Блинчики».

 

Воспитатель (показывает бумажный жёлтый круг). Вот какой большой жёлтый блин мы испекли! А как мама блины печёт?

Дети встают в круг и выполняют движения вместе с воспитателем.

Воспитатель.

Для сына и для дочки Мать пекла блиночки.

(Делают круговые движения руками -помешивают тесто.) Круглый жёлтый-жёлтый блин.

(Соединяют указательные и большие пальцы).

Не ешь один! Не ешь один!

(Грозят пальцем.)

Упражнения.

 

  • «Принеси  (покажи)  жёлтый  кубик (кирпичик, мяч, карандаш)».
  • «Построй жёлтые ворота».
  • «Прокати жёлтый шарик в ворота».
  • «Беги к жёлтому кубику».
  • «Построй жёлтую дорожку из мозаики (кубиков, геометрических фигур)».

Рисование «Наливаем мёд».

 

Детям выдают белые бумажные круги, кисточки (ватные тампоны, губки), жёлтую гуашь и предлагают закрасить круг - «налить мёд в миску». После выполнения задания воспитатель подходит к каждому, кладёт рядом с кругом жёлтый бочонок и говорит: «Аня, у тебя такой же мёд, как в бочонке у Мишутки, - жёлтый». И т.д.

Игра «Поменялись местами». 

Воспитатель (показывает красную коробку). В этой коробке живут разные предметы. Посмотрите. (Вынимает плоскостные фигурки красного цвета, называет их и раздаёт детям.)

Красное яблоко, красный цветок,

Красная ягода, красный грибок,

Красная лента, красный платок,

Красная чашка, красный флажок,

Красное платье, красный листок,

Красная шапка, красный жучок,

Красная рыбка, красный кружок. И коробка такая же красная.

 

Дети садятся на стулья, расставленные по кругу. Воспитатель:

 У кого из вас красное яблоко? У кого красный цветок? Поменяйтесь местами.

Дети выполняют задание. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не поменяются местами.

Игра «Лети, голубок».

 

По полу групповой комнаты разложены предметы жёлтого и красного цвета.

Воспитатель.

Стали дети голубями, Полетели над лесами.

(Дети бегают вокруг воспитателя, машут руками-крыльями.) Люли-люли-люли,

(Воспитатель «кормит» голубей.)

Полетели гули.

(Дети, пробежав вокруг воспитателя два-три круга, садятся на корточки.)

Голубь Саша, голубь Наташа, принесите мне предметы красного (жёлтого) цвета. (Дети выполняют задание и возвращаются на свои места.) Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не принесёт названный предмет.

Аналогично проводится игра с предметами другого цвета.

Упражнения.

 

  • «Разложи красные и жёлтые яблоки по тарелкам». - «Выбери игрушку такого же цвета». Рисование «Собираем ягоды».

Воспитатель даёт каждому ребёнку вырезанный из бумаги стакан, красную и жёлтую гуашь, штампы или тычки и предлагает «собрать ягоды в стаканчик»: используя краску любого цвета, поставить кружки на бумажной заготовке. По окончании работы уточняет, какие ягоды собрал каждый ребёнок, жёлтые или красные.

Игра «Собери пирамидку».

У трёх пирамидок разного цвета сняты все кольца и сложены на поднос. Каждый ребёнок собирает пирамидку определённого цвета.

Упражнения.

 

  • «Выбери предметы зелёного цвета (кубики, мячи, детали мозаики)».
  • «Укрась деревья листьями».

 

Воспитатель показывает детям три больших листа бумаги, на каждом из которых изображено дерево без листьев. Листья из бумаги (красные, жёлтые и зелёные) лежат В одной коробке.

  1. Воспитатель называет цвет, ребёнок размещает лист этого цвета на любом дереве.
  2. На каждое дерево воспитатель кладёт лист определённого цвета. Ребёнок берёт из коробки лист, называет его цвет и размещает на дереве, где лежит лист такого же цвета. Игра «Ручеёк».

Воспитатель предлагает детям превратиться в ручеёк. Они берутся одной руной за синюю ленту и идут друг за другом между стульями. Подходят к луже (ткань или бумага синего цвета), встают вокруг неё.

Воспитатель. Синий ручей добежал до лужи. Лужа синяя, как ручеёк. Дети раскладывают ленту вокруг лужи.

Игра «Аи гу-гу, гу-гу, гу-гу».

 

Дети встают вокруг лужи (ткань или бумага синего цвета).

Воспитатель (говорит и показывает).

Аи, гу-гу, гу-гу, гу-гу, (Дети кружатся.)

Не кружися на лугу,

(Грозят указательным пальцем.) На лугу-то лужица,

(Протягивают к луже ладони.) Голова закружится.

(Кивают головой.) В луже синяя вода!

(Приседают. Хлопают ладонями по полу.) Вот беда, так беда!

(Берутся за голову, качают головой.) Прыгали, скакали,

(Встают, прыгают вокруг лужи.) В лужицу попали.

(Садятся на пол.) Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Положи камешки на место».

 

Дети вкладывают геометрические фигуры в соответствующие по форме прорези на полосе картона синего цвета.  

Игра «Искатели».

 

Дети отыскивают в групповой комнате предметы синего цвета.

 

Игра «Бегите ко мне!»

 

В вазе стоят синие, красные, жёлтые, зелёные флажки. Дети берут по одному, воспитатель - четыре флажка (всех цветов).

Воспитатель. Посмотрите на флажки, помашите ими. (Далее дети выполняют задание по показу воспитателя.) Положите флажки на колени. Поднимите флажки синего (красного, жёлтого, зелёного) цвета. (Дети, которые держат флажки названного цвета, поднимают их.) Сейчас я буду называть флажки то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой и, если их цвета совпадают, бегите ко мне.

Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем даёт команду: «Красные флажки, бегите ко мне!». Дети подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к нему, машут флажками и танцуют.

Усложнение: воспитатель поднимает два флажка.

Игра «Стрелка, стрелка, покружись!»

 

Дети сидят на стульях вокруг стола, по углам которого закреплены флажки (красный, синий, жёлтый, зелёный). В центре стола - диск со стрелкой, вокруг которого разложены кружки четырёх цветов.

Воспитатель (крутит стрелку).

Стрелка, стрелка, покружись, Всем кружочкам покажись!

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей.

Стоп!

Берёт кружок, на который указывает стрелка, и кладёт его к флажку соответствующего цвета. Дети повторяют игровые действия.

 

 

Игра «Открой свой домик».

 

Дети сидят на стульях. К спинке каждого стула приклеен кружок жёлтого, красного, зелёного или синего цвета. На столе разложены вырезанные из бумаги ключи таких же цветов.

Воспитатель. Встаньте и посмотрите, какого цвета ваш домик (кружок). (Дети называют цвет.) Подойдите к столу и выберите для своего домика ключ такого же цвета. (Обращается к каждому ребёнку.) Какой ключ ты взял? (Ребёнок называет цвет.)

После того как все ключи разобраны, дети запирают домики (говорят «чик-чик») и идут гулять.

Воспитатель.

Раз, два, три, четыре, пять, Вышли дети погулять.

(Ходят вокруг стульев.) Постучали,

(Стучат кулаком по полу.)

Покружились,

(Кружатся.)

Поскакали, порезвились.

(Прыгают.)

Погуляла детвора,

Всем домой идти пора.

Подходят к своим стульям, отпирают домик (говорят «чик-чик») и садятся.

При повторе игры воспитатель меняет стулья местами.

Упражнения.

 

  • «Выложи из мозаики синий цветок (речку)».
  • «Выбери синие пуговицы».

 

 

          



Предварительный просмотр:

 

 

 

 

Игры на цветовосприятие

 

«В лес, по грибочки»

 

Основная дидактическая задача.

  • Научить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.
  • Формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
  • Учить понимать слова «цвет», «такой же», «не такой», «разные».  

Материал: грибочки двух цветов - красные и зеленые, одноцветные ведерки у детей, два ведерка побольше - красное и зеленое.

 

Ход занятия.

В одном из уголков игровой зоны заранее оформляется лесная полянка с грибами на «липучках». Воспитатель раздает детям маленькие ведерочки:

  • Давайте-ка сегодня пойдем с вами в лес за грибами. (Приговаривает):  Гриб-грибок, Выставь лобок!  

На тебя погляжу,  В кузовок положу!  Грибок к грибку,  А мой наверху!

  • Ребята, посмотрите, сколько грибов в нашем лесу, давайте их соберем. Дети собирают грибы и складывают в свои ведерки.
  • Молодцы, все грибочки собрали. Посмотрите на грибочки - они у нас разные: вот этот гриб - красного цвета, а этот - зеленого. Давайте-ка положим грибочки красного цвета в красное ведро, грибочки зеленого цвета - в зеленое.

Сначала воспитатель выполняет эти действия сам, советуясь с малышами, куда положить гриб того или иного цвета. Так, показав зеленый гриб, спрашивает: «Где лежит грибок такого же цвета; куда его нужно положить?» Затем прикладывает зеленый грибок к красному и говорит, что они разные, после этого прикладывает зеленый грибок к зеленому и отмечает, что они одинаковые. Далее дети выполняют задания, раскладывают грибочки соответственно цвету по ведрам.

В конце занятия проводится игра «Заинька». Вышли дети на лужок, Заглянули под кусток, Увидали зайчика,

Поманили пальчиком.

Дети вслед за педагогом

Зайка, зайка, попляши,

повторяют движения,

Твои лапки хороши.

о которых говорится

Стал наш заинька плясать, Малых деток забавлять. Вместе с зайкой нашим Весело попляшем.

в потешке.

 

«Разноцветные зонтики»

 

Основная дидактическая задача.

  • Продолжать учить детей выбирать предметы определенного цвета по словесному обозначению.
  • Развивать зрительную память.
  • Формировать умение следовать поставленной задаче, не отвлекаясь при ее выполнении.

Материал: фланелеграфы синего и белого цвета, игрушки - осьминожки, рыбки, черепахи, зонтики семи цветов радуги.

 

Ход занятия.

  • Ребята, посмотрите, это наши знакомые осьминожки веселятся на дне морском. К ним плывут рыбки в гости. Лиза, оранжевая рыбка к кому плывет? Покажи.

Девочка отыскивает оранжевую рыбку и прикладывает ее к оранжевому малютке-осьминогу. Далее дети подбирают рыбок другим осьминожкам.

  • Играли наши осьминожки с рыбками, плавали, плескались, веселились и решили отдохнуть. И тут рыбки говорят осьминожкам: «Мы сегодня плавали возле берега, а там отдыхали на берегу черепашки. Очень жарко там, на берегу, мы слышали, как об этом говорили черепашки, а у нас туг на глубине хорошо, прохладно». Осьминожки задумались - как бы помочь черепашкам? И придумали - пхлать им большие подводные цветы-зонтики от солнца. Только как же им эти зонтики передать, ведь осьминожки не могут выплывать на берег и рыбки тоже. Что же делать, надо помочь нашим осьминожкам и доставить зонтики черепашкам. Поможем, ребята?
  • Поможем!

Воспитатель раздает ребятам по зонтику. Дети подходят к фланелеграфу с черепашками.

  • Теперь каждый подарит зонтик одной черепашке. Внимательно смотрите, зонтики и черепахи должны быть одинакового цвета.

После выполнения задания проводится игра «Солнце или дождик?»: Смотрит солнышко в окошко.

        Светит в нашу комнатку,         Дети, стоя в кругу,

        Мы захлопаем в ладошки,         поворачиваются лицом к

        Очень рады солнышку.         окнам, хлопают в ладошки,

А. Барто

Теплый дождик лил да лил,         Потом протягивают руки Дело делал, не шалил...         вперед, вверх ладошками.

Протянули мы ладошки,  

Дождик их полил немножко.

А. Босев

 

 

«... В дальний лес мы пойдем, там грибы-маслята»          Основная дидактическая задача.

  • Продолжить формирование у детей практических знаний о цвете предметов (красный и зеленый), о величине (большой и маленький).
  • Развивать умение подбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.
  • Обобщать предметы по признаку цвета.
  • Познакомить малышей с новым цветом (желтым).

Материал: укрепленные на подставках деревца из картона трех цветов (красное, зеленое, желтое), грибы большие тех же трех цветов; грибы маленькие двух цветов (красные и зеленые); корзинки для детей; ежики двух цветов (красный и зеленый); дорожка, имитирующая мостик.  Ход занятия. 

Воспитатель приглашает детей поиграть с ним в игру «Похлопаем в ладошки!»:

         Похлопаем в ладошки,

         Похлопаем немножко.                     Похлопаем в ладошки -             Похлопаем опять!

Легкие хлопки перед грудью.

         И пальчики попляшут,          И пальчики попляшут,           У маленьких ребят!  

         И пальчики попляшут,  

         И пальчики попляшут,

Вращения кистями поднятых рук.

         А девочки и мальчики

Руки медленно опускаются до

         Все ровненько сидят.

уровня груди.

После игры воспитатель говорит:

-Давайте, ребята, возьмем корзиночки и пойдем в лес за грибами. Но чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по мостику:  Через мостик перейти  Надо нам, ребята.  В дальний лес мы пойдем,  Там грибы-маслята.

Педагог и дети проходят по мостику и попадают в сказочный лес.

Воспитатель. Посмотрите, какой красивый сказочный лес. Вот на зеленой полянке растет зеленая елка. А на красной полянке - красная осинка. А что растет под деревьями?

Дети. Грибы!

Воспитатель. Правильно, грибы. А грибы у нас сказочные, посмотрите, они разные: один зеленый гриб, он растет под зеленой елочкой. Какой гриб?

Дети. Зеленый.

Воспитатель. А другой гриб - красный. Он растет под красной осинкой. Какой гриб?

Дети. Красный.

Воспитатель (берет большой зеленый гриб). Ребята, а в грибе что-то есть, посмотрим? Ох, тут под шляпкой маленькие зеленые грибочки, их много. Сколько их?

Дети. Много.

Воспитатель. Берите, дети, маленькие грибочки и кладите в свои корзиночки.

Затем аналогично рассматривают красный гриб и собирают маленькие красные грибочки в корзинки.

Воспитатель. А теперь мы отдохнем.

Малыши рассаживаются на стульях. На столе - большая тарелка.

Воспитатель. Давайте все свои грибочки положим на тарелку. Посмотрите, ребята, как много у нас грибов! Грибы разные - зеленые и красные. Вот зеленый гриб. Найдите такой же. А вот красный грибок. Кто мне покажет такой же?

Дети поочередно показывают грибы и называют цвета.

Воспитатель (обращаясь к детям). Послушайте, кто-то пыхтит под елкой! (Дети прислушиваются.)

Воспитатель читает стихотворение: Серый ежик весь в иголках, Словно он не зверь, а елка, Хоть колюч молчун лесной - Ежик добрый, а не злой.

-Кто это, дети?

Дети. Ежик!

Воспитатель. Правильно, ежик. Посмотрите, какие замечательные ежики пришли к нам в гости:

   Мы ежики - по лесу гуляли, Грибочки искали. Долго-долго мы шли, А грибочков не нашли. Как же быть нам, как же быть, Чем нам деток покормить?

Воспитатель. Ребята, ежикам нечем кормить ежат. Они грибов в лесу не нашли. А у нас много грибов, давайте с ежиками поделимся. Посмотрите, ежики разные по цвету: один - зеленый, он любит собирать зеленые грибочки. А этот - красный ежик, он любит собирать красные грибочки. Давайте их угостим: зеленому ежику -такой же зеленый гриб; красному ежику - красный гриб.

Дети насаживают на «колючки» ежиков грибочки соответственно цвету самого зверька.

Воспитатель. Молодцы, поделились грибами, теперь маленькие ежата не останутся голодными.

Ежи говорят детям спасибо и уходят в лес.

Воспитатель предлагает всем вместе поиграть в волшебном лесу.

  • Ребята, покажите, какие грибочки маленькие. (Дети садятся на корточки.)
  • А какие у меня ребята большие? Вот такие! (Дети встают и поднимают руки вверх.) Игра повторяется 2-3 раза.
  • Пока мы играли, вырос еще один гриб - желтый.

Посмотрите, какой он красивый. А в нем что-то есть. Что там под шляпкой? Да это же маленькие желтые грибочки лесные звери ребятам собрали. Угощайтесь, ребятки. Скажем спасибо лесу за угощение.

 



Предварительный просмотр:

 

 

Развитие цветовосприятия у старших дошкольников.

 

В советской и зарубежной психологии по проблеме восприятия цвета детьми дошкольного возраста проведено много исследований. Э.Мейман, Н.И.Красногорский, Г.Валентайн, М.Шинн, Е.А.Аркин, А.С.Сулина решали проблему возникновения цветового зрения и определяли периоды, когда впервые ребёнок начинает различать цвета. З.И.Истомина, Ж.И.Шиф изучали особенности восприятия и называния цвета детьми старшего дошкольного возраста. Эти исследования отмечают, что дифференцирование цвета у дошкольников развивается сначала в отношении самих цветовых тонов, а затем в отношении светлот. При различении и отборе тёплых цветов (красный, оранжевый, жёлтый) дети делают меньше ошибок, чем при различии и отборе холодных цветов (зелёного, голубого, синего, фиолетового). Е.А.Аркин отмечает, что старшие дошкольники могут уже точно подбирать большое количество оттенков одного цвета, т.е. у них развито цветовое чувство в большей степени.

При ознакомлении детей с процессом получения нового цвета, нужно обратить его внимание на красоту цвета. Необходимо разъяснить ребёнку то, что он не должен быть равнодушен к цвету, ему необходимо понять, что он сам может изменить его, сделать лучше, красивее. Так, чтобы зелёный цвет стал ярче, можно добавить немного жёлтой краски, получится цвет молодой весенней зелени. Подробные эксперименты помогают детям понять, что важен не сам процесс смешивания, а результат этого процесса – получение нового цвета.

Каждый ребёнок воспринимает мир по–своему. Поэтому становление и развитие чувства дифференциации цветовых тонов происходит в различных видах деятельности (декоративном рисовании,  художественном конструировании), ознакомление с окружающей средой (явлениями природы, её отдельными элементами, повседневным бытом), произведениями изобразительного и декоративно – прикладного искусства (рисунки, книжные иллюстрации, изделия из глины, ткани), но наиболее эффективным средством в развитии цветовосприятия является игра.

Научившись работать с палитрой и получать из пяти красок двадцать – ребёнок ощущает себя творцом своего любимого цвета. Развивая глаз, он начинает видеть множество цветовых оттенков. Его собственный мир обогащается и расцвечивается десятками красок. Даже смешивая две краски – жёлтую и красную – никто не получит одинаковый оттенок оранжевого цвета.

Ребёнок радуется, что только он может создать такой цвет. Дети, которые познакомились с некоторыми свойствами красок, никогда не скажут: «Небо – синее, облака – белые, ночь – чёрная». Ведь теперь они знают, что небо синим, бывает лишь несколько раз в году, а ночь состоит из огромного количества тёмных красок и что ночь можно изобразить даже светлыми красками.

Ребёнок может вдруг заметить, что лес бывает не только зелёным: дальний лес кажется голубым, утром оранжевым, вечером он выглядит багровым. Ребёнок сможет разглядеть бесконечные оттенки синего, зелёного, розового, оранжевого. Человеческий глаз способен увидеть не только красный, зелёный, синий, жёлтый цвета, но и более сорока тысяч самых различных оттенков. Таким талантом от рождения обладают немногие, поэтому это умение развивать необходимо, а поможет в этом ребёнку игра.

Придумывая игровые приёмы, педагог ориентируется только на интерес детей к игре, считая, что наличие игровых моментов уже само по себе интересно и эффективно. Действительно, дети обычно откликаются на любое игровое воздействие. Интересна уже сама возможность поиграть, но насколько глубок и устойчив этот интерес, чем он вызван и помогает ли он в обучении?

Педагогу надо знать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей и их интересам. В противном случае, интерес детей на занятии носит поверхностный сиюминутный характер.  

Очень важно, чтобы педагог умел создать подлинно игровые отношения, не выколачивая игровую суть излишним дидактизмом.

Печально, когда педагог торопливо и сухо произносит свою речь. Необходимо чтобы педагог эмоционально и заинтересованно (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль. Педагогу следует иметь в виду, что игры используются не ради развлечения, а с целью развития у детей чувства цвета, чтобы этот процесс проходил радостно, способствовал развитию чувств, восприятия, воображения, творчества. Поэтому игровые приёмы должны быть нацелены на решение задачи по развитию у детей цветовосприятия.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что развития цветовосприятия у детей можно развивать через игру, в которой могут быть действия детей, чтобы выполнить определённую задачу. Ребёнок с помощью игры может воспринимать цвет как зрительно, так и через практическую деятельность. С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребёнка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой» средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на её содержание.

Цветовосприятие у старших дошкольников можно развить через разные виды игр: дидактические, подвижные, музыкально – дидактические, театральные игры. Исходя из этого, различают следующую классификацию видов игр:  

Виды игр

творческие

Игры с готовым содержанием и правилами

  • сюжетно – ролевые
  • режиссерские
  • театрализованные
  • строительно-конструктивные
  • дидактические
  • музыкально-дидактические
  • подвижные

В эти виды игр входят те игры по развитию цветовосприятия, о которых говорилось выше. В дидактические игры могут входить такие игры: игры на зрительное восприятие цвета, игры на сравнение, игры с практическим выполнением заданий, игры на решение познавательных задач. Точно так же в подвижные, музыкально – дидактические и театральные игры можно включать игры по цветоведению для решения конкретных задач.

 

Дидактические игры.

 

Основная особенность дидактических игр определена их назначением: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляют собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Для этих игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. Но ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определённого цвета игрушки того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребёнок различать цвета, находить по этому признаку определённые предметы в окружающей обстановке. Эта игра на зрительное восприятие цвета.

 

Игра «Палитра осени»

Цель: развивать зрительную память, цветовую зоркость, формировать знания по цветоведению (название цветов, какие цвета следует смешать, чтобы получить нужный цвет); совершенствовать навыки работы кистью.

Имеются карточки – задания с указанием, какие цвета следует смешать, чтобы получить данный цвет, и наоборот, какие (нужно определить) два цвета нужно смешать, чтобы получить нужный.

Каждый ребёнок получает карточку – задание, которое он должен выполнить: два прямоугольника раскрашены, например, один жёлтым, другом коричневым цветами, между ними поставлен знак «плюс», а третий прямоугольник остаётся не закрашенным. Дети смешивают два указанных цвета, а полученным на палитре раскрашивают третий прямоугольник.

Дидактические задачи:

Совершенствовать и обогащать представления об образных характеристиках цветов и их сочетаний.

Игровые правила:

Построить замок злой колдуньи, царство снежной королевы, дворец Лягушки –

Царевны и королевство Добрых дел.

Материал: портреты сказочных героинь, плоскостной цветной (строительный) материал       🞅     ∩, схемы построек. Игровые действия: 

Рассматривание портретов сказочных героинь сопровождается отрывками художественной прозы. Беседа о настроении, состоянии, характерах героинь, их разноцветных, волшебных нарядах.

Ребёнок выбирает по желанию героиню, для которой будет возводиться постройка.

Игра закончена – если цветовая гамма передаёт настроение, характер сказочных героинь.

«Злая колдунья – настроение хмурое, мрачное, жуткое, сердце переполняет злоба. Всегда она задириста и всем возмущена. Лучше бы не злилась, добрая б была».

«Фея цветов – Её дворец цветами окружён,  

                          Там тихо и светло и слышен нежный звон,                            Её душа – цветущая сирень».

«Снежная королева – Живу я во дворце, похожим  на хрусталь,

                                      Восторженна, спокойна, властна,

                                      Моя краса народу не мила,

                                    А тайна волшебства холодна и прекрасна».

 

Подвижные игры.

Это особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определённых задач, в том числе и задач развития у детей чувства цвета. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющиеся непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребёнка при выполнении, какого – либо задания.

В подвижных играх ребёнка привлекает игровой процесс, желание выполнить игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнить свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребёнок пытается самостоятельно оценить свои действия с действиями других играющих.

Можно привести не мало подвижных игр, в которых у детей развивается цветовосприятие. Например, такая игра как «Ловишки с ленточками». Дети строятся в круг, каждый возле круга своего цвета и каждому даётся ленточка того же цвета, закреплённая сзади за пояс. По сигналу воспитателя «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющим, стараясь вытянуть у кого – нибудь ленточку и занять место в кругу у кружка того же цвета. Ребёнок оставшийся без ленточки становится ловишкой.  Это игра на зрительное восприятие цвета.

Ещё одна игра, которая помогает у детей развить чувство цвета «Найди свой домик». Дети делятся на группы, у каждой группы домик своего цвета. Звучит музыка, дети разбегаются, музыка прекращается, дети должны вернуться в свои домики, правильно найдя цвет.

Игра «Хоровод красок»  

Цель: закрепить основные колористические понятия, правила смешивания красок.

Оборудование дети готовят сами: маски - очки, гофрированные воротники, окрашенные в основные цвета.

Все дети, надев маски и воротники, стоят вдоль стен. Каждая маска – определённая краска. Выигрывает команда, которая будет быстрее и точнее выполнять задания ведущего.

 

Ведущий:           Начинается игра.

        Я хотел бы рисовать,         Но не знаю, как начать.

        Краски – маски, где вы?

        Дети:                   Мы – здесь.

        Ведущий:            Я возьму три краски основные,

Эти краски не простые –  Из них состоят все другие.

Где эти краски основные?

       Воспитатель следит, из какой команды быстрее выбегут три основные краски: красная, жёлтая, синяя.

         Ведущий:             Если красная с жёлтой подружится Какая новая краска получится?

Ведите сюда подружку свою.

(Красная и жёлтая краски выводят из ряда оранжевую. Воспитатель отмечает сделавших быстрее и начисляет команде очко)

Ведущий:            Если жёлтая с синей подружится,  Какая новая краска получится?

Ведите сюда подружку свою.

            (Дети выполняют задание и получают очки)

           Ведущий:             Если красная с синей подружится,                               Какая новая краска получится?

                              Ведите сюда подружку свою.

              (Дети выполняют задание)

             Ведущий:           Тёплые краски

Дружно за руки взялись. Поклонились, улыбнулись,

Повернулись, разошлись.

                                         Холодные краски

Дружно за руки взялись. Поклонились, улыбнулись,

Повернулись, разошлись.

                                        А теперь встаём все в круг

(Дети встают и образуют три круга)

                                        Знаем, кто за кем стоит.

В хороводе друг за другом, Краска каждая горит.

            Дети водят хоровод. Воспитатель отмечает команду победительницу.

 

Таким образом, в подвижных играх чаще всего используются игры на зрительное восприятие цвета, на сравнение.  

 

                                   Театрализованные игры.

А.Н.Леонтьев относит игры драматизации к своеобразной «предэстетической деятельности» ребёнка. Оставаясь игрой, она развивает творческие способности и представляет собой специфический вид художественной деятельности.

Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющие ребёнку много радости от переживания его содержания и особенно от собственного актёрства.

Например, Н.С.Кофман показал, что развитию цветовосприятия у детей помогает театрально – игровая деятельность. С помощью театральных игр дети обогащаются новыми впечатлениями, у них развивается художественный вкус.

Формы театральной игровой деятельности разнообразны: кукольный театр во всех его видах, инсценировки сказок и т.д.

После таких игр дети с большим удовольствием изображают героев, которых они играли, а с помощью цвета они передают свои эмоции.  

Таким образом, в театральной игре ребёнок снова воспринимает цвет, сравнивает его, обращая внимание на положительных и отрицательных героев. У ребёнка появляются чувства, которые заставляют его творить. Эти творения происходят через краски, через цвет.

 

Музыкально – дидактические игры.

Данная группа игр важна для развития у детей чувства цвета. С помощью музыкально – дидактических игр дети закрепляют полученные на музыкальных занятиях знания, кроме того, у них формируются такие черты характера, как творческая активность, внимание, инициативность, самостоятельность, развивается память. Музыкально – дидактические игры помогают педагогам решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания.

 

Музыкально – дидактические иг

ры

сюжетно-ролевые

настольные

подвижные

 

Каждая игра имеет свою задачу. Интересные, забавные, красочно оформленные музыкально – дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик.

 

Музыкально – дидактическая игра «Море».

Программное содержание: Учить воспринимать образ могучего, грозного моря («море» Н.Римского-Корсакова – фрагмент из вступления к опере «Садко»). Различать и отмечать смену динамических оттенков, передающих движения волн, то усиливающееся, то утихающееся.

Материал: карточки с различными состояниями моря (взволнованное, бушующее, успокаивающееся).

Ход: Дети слушают музыку в грамзаписи. Перед её исполнением педагог читает поэтический отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Султане» и показывает репродукции с картины Н.Айвазовского «Среди волн».

Дети высказываются о характере музыки, о том, каким представляется им море, как изменяется звучание музыки.

При повторном прослушивании один ребёнок выполняет задание – с помощью пособия передаёт различные состояния море (взволнованное, бушующее, успокаивающееся), выкладывая карточки.

 

Музыкально – дидактическая игра «Громкая и тихая музыка»

Цель: учить воспринимать музыку весёлого, плясового характера (громкая и тихая музыка Г.Левкодимова). Различать динамические оттенки.

Материал: карточки (светло – розового цвета, розовая, ярко – розовая).

Ход: Исполняется пьеса. Дети определяют её весёлый, танцевальный характер, отвечают на вопрос педагога о том, как звучит музыка, какие изменения в ней происходят (звучит то громче, то тише).

При повторном исполнении пьесы все внимательно следят за динамическими изменениями в музыке.

Ребёнок отмечает эти изменения с помощью пособия: если музыка звучит тихо, кладёт карточку светло – розового цвета; если чуть громче, то кладёт розовую карточку; если очень громко – карточку ярко – розового цвета. Дети дают оценку выполнению задания, исправляют неточности.