Методическая копилка

Ильгамова Лилия Шарипзяновна
1.Статья " Системно деятельностный  подход  в  развитии  орфографической  зоркости младших  школьников ".
2.Проект урока по русскому  языку с использованием современных образовательных технологий и ИКТ. 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

Системно-деятельностный  подход  в  развитии  орфографической  зоркости младших  школьников

                                                             Ильгамова Л.Ш., учитель начальных классов

                                                           МОУ «СОШ №56 УИМ» г. Магнитогорска

        Орфография  и  ребенок  младшего  школьного  возраста. Орфография  и  интерес  малыша  к  изучению русского языка. Орфография  и  качественные  результаты  обучения  детей  правилам  правописания. Как  соединить  одно  с другим? Как  соединить науку о законах русской  орфографии  с  детьми  от  семи  до  десяти  так, чтобы  это соединение  было  оптимальным  не  только  для  науки, но  и  для  ребенка? Все  эти  вопросы актуальны  для  сегодняшней  школы. В  70-х  годах  прошлого  века   грамотности обучали только  в  первых       двух  классах.  Отчего  тогда  писали  грамотнее, чем  теперь? Да   просто  потому  , что нам  оставляли  больше  времени  на  чтение. Читая  книги, мы    зрительной  памятью  усваивали  орфографию. Что  делать  с  орфографией  в  начальной  школе? Что  делать, если  русские  дети  не  умеют  писать  по-русски?  Что  делать  , если  наши  дети  не  любят  русский  язык  именно из-за  орфографии? Слезы  из-за  двойки  и  бесконечные красные  исправления  в  тетради  не  прибавляют  любви  к правописанию. Абсолютного  и  окончательного      ответа на  наболевшие вопросы  мы не  получим  никогда, но это  вовсе  не  означает, что поиски  истины  следует  прекратить.

        Орфографические  умения и  навыки — составная  часть  речевых  умений  и  навыков, языкового развития в целом. Иными  словами, правописание -  средство  общения. В  начальных  классах  мы  видим три  линии  овладения  правописанием:

  • обучение  правописанию на  основе  правильного  соотнесения звука(фонемы) и  буквы, с  учетом  позиции звука  и  состава  слова;
  • на  основе  запоминания  буквенного  состава  слов, их  морфемного состава, словообразовательных гнезд;
  • обучение  правописанию  на основе проверки орфограмм  с применением правил, т. е. Путем  решения грамматико- орфографических задач;

        По данным  обследования, более чем  у  30% учащихся  умение  видеть орфограмму  формируется  стихийно. Для  проверки  каждой  отдельной  орфограммы  требуется  определенное  пространство — орфографическое  поле. Для  обучения  распознанию орфограмм  существенное  значение  имеют опознавательные  признаки.

        При  упоминании о  русском  языке, первое, что  всплывает  в  памяти  любого  взрослого  человека — это  именно правила. Сами  себя  по  отношению  к  правилам  взрослые  делят  на  два  «вида»:

  • правила  никогда  не  учил, но  пишу  правильно;
  • правила  помню  наизусть, но пишу  с  ошибками;

 Как  сделать  так, чтобы  правила  не  страшили ученика  своим количеством?

Как сделать  так, чтобы правила  не  разлетелись  по  разным  уголкам  детского  сознания? Кто  может  их  объединить? Сама  русская  орфография!

Да, именно орфография, которая, как известно, представляет  собой  систему правил, подчиняющихся  строгим  законам — принципам орфографии. Важно все  изученные  учеником  орфографические  правила  объединить  в  его сознании  в более или  менее  определенные  группы  в  соответствии с  логикой  языка, с  законами  русской  орфографии. А применение этого  правила  и  есть решение орфографической  задачи. Однако  решение  орфографической задачи  возможно  только  при  условии если  ученик видит  объект  применения правила — орфограмму. Значит, умение  обнаруживать  орфограммы, именуемое  орфографической  зоркостью, выступает  базовым  этапом  при  обучении   правописанию, залогом  грамотного  письма. Неумение  выделять орфограммы  при  письме — одна  из главных  причин, тормозящих  развитие  ребенка.

         Требованиям  развития  мыслительной  деятельности учащихся  отвечает  такой  тип  обучения, при  котором с  самого  начала  создаются  условия  для  построения  и  усвоения  обобщенного  способа  ориентации. В  этом  многие  частные  практические  умения  и  навыки , обеспечивающие  решение  конкретных  задач, формируются на  обобщенно-теоретической  основе. В  условиях орфографического  действия  такой  обобщенно-теоретической  основой является  понятие орфограммы  и  ее  опознавательных  признаков.

       Развитие  орфографического слуха  оказывается  решающим  условием  при  постановке   орфографической  задачи. У учащихся  необходимо  совершенствовать  произносительно- слуховое  умение  в  процессе звуко-буквенного  анализа. Практическая работа  учащихся над орфограммами  в  большинстве  случаев  опирается  на  правила, которые эффективны  лишь  в  случае  их  точного, уместного  и  быстрого  применения. Малейшая  неточность  в знании  и  применении  правил, их  замедленное  применение  приводит  к ошибкам.  Этот  навык  нужно  довести  до  автоматизма.

      Методов  и  приемов  обучению  правописанию  много. За  долгие  годы  работы  учителя  применили  не  только  классические  методы  и приемы, но и  свои «изюминки». На  протяжении длительного  времени   использую деятельностный  метод  в работе  над  орфограммами -  моделирование.

     Совместно  с ребятами ( учитель   только  направляет) на  уроках  мы  строим  модели  изученных  орфограмм, способы  проверки и  алгоритмы  работы  над  орфограммой. Никогда не  заучиваем  правило  наизусть. Дети сами «строят» это  правило  по  кирпичикам  и  потом  спокойно  по  модели- опоре  могут его  прочитать и   применить  осознанно,  не опираясь  на  правило  в  учебнике. Зачем! Ведь они  сами его  создали!  Такие  «открытия»  ценны.

       Моделирование   является  неотъемлемым  компонентом учебной деятельности. Начинается у нас  такая  работа  с 1  класса. Моделирование  призвано  пробудить  интерес  к  изучаемым  орфограммам. Нами  построены  модели  ко  всем   основным  орфограммам, а также способы  проверки и алгоритмы. У каждого  ребенка есть  тетрадь НОТ( научной организации труда),где  вписаны все  модели, алгоритмы и способы  проверки. Учащиеся  дома  составляют  задания  для  товарищей. При  организации рефлектирующего характера  обучения  ученик  выступает  субъектом своей  деятельности, анализирует   собственные  позиции, вступает  в  творческий  диалог, развивает смысловые  суждения, выявляет  собственные  недоработки, отличает  свои  успехи. Это  способствует  повышению  интереса  учащихся  к изучению  материала и мотивации учебной  деятельности.

        Систему  творческой  деятельности составляют   также элементы исследовательской   и  конструктивной  деятельности  учащихся. В  дидактической  игре школьники  проходят  путь исследователя, конструктора, который  создает  знаки  письма, правила  обозначения  речи  на письме, правила  орфографии. Открытые  детьми  правила  должны  вытекать  из  единой  коммуникативной  потребности:  писать так, чтобы способствовать  наилучшему  пониманию  в  письменном  общении.

     Русская  орфография, действительно, тяжела. Но все-таки как  она  хороша! Сколько много  открытий в  себе  и для  себя  делают  наши  дети!  В  ней все  устроено  разумно. И эту  логику  языка  важно  сделать  понятной  для детей   в   начальных  классах. Тогда они, перейдя в  среднюю школу, не  будут  испытывать трудностей, они  будут  совершенствовать то,  что уже  приобрели  в  области  орфографических навыков. «Не спешите учить, а спешите  научить  детей  учиться.» И к обучению  орфографии  эти  слова  имеют  самое  непосредственное  отношение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модели орфограммы Предлог и приставка Ильгамова Л.Ш., учитель начальных классов МОУ «СОШ №56 УИМ» г. Магнитогорска

Слайд 2

Предлог Служебная часть речи Стоит перед словом, обозначающим предмет или его признак От предлога можно поставить вопрос (под чем? В чем? Около чего?) Служит для связи слов в предложении

Слайд 3

Приставка Часть слова, которая служит для образования новых слов От приставки нельзя задать вопрос Приставка не связывает слова Между приставкой и словом нельзя поставить другое слово или вопрос Изменяет смысл слова (прилететь - улететь)

Слайд 4

Модель орфограммы “ предлог ” Слово - предлог Пишу раздельно Можно вставить слово или вопрос Не бывает перед глаголом

Слайд 5

Модель орфограммы “ приставка ” Часть слова - приставка Пишу слитно Нельзя вставить слово или вопрос

Слайд 6

Алгоритм написания предлогов и приставок Определяю, что обозначает слово. Действие – слитно (это приставка) Если не действие – вставляю слово или вопрос. Можно поставить слово или вопрос – пишу раздельно (это предлог)

Слайд 7

Тестирование (При) ? бежал (На) ? летел (На) ? стал (На) ? столе (В) ? окно (На) ? рисовал (На) ? рисунке (На) ? рисованный (Об) ? работать (У) ? стола

Слайд 8

Проверка теста приставка предлог + + + + + + + + + +



Предварительный просмотр:

Проект урока по русскому  языку с использованием современных образовательных технологий и ИКТ. 2 класс

Ильгамова Л.Ш., учитель начальных классов

МОУ «СОШ №56 УИМ» г. Магнитогорска

Тема:    Предлог и приставка.

         

             Цели:  1) Учить видеть орфограммы предлог и приставка. Найти способ различения омонимичных предлогов и приставок, теоретически обосновать это различие, сформулировать правило, построить алгоритм различения предлогов и приставок, научиться пользоваться правилом и алгоритмом. Уметь  графически выделять орфограмму предлог и приставка.

                         2) развивать мышление, память, внимание, фонематический слух, монологическую печь, орфографическую зоркость.

                         3) воспитывать умение слушать, слышать, работать самостоятельно, трудолюбие, терпение.

           Оборудование: схемы-опоры банка знаний, модели орфограмм, карточки обратной связи, DVD – проигрыватель, телевизор, наглядности (любимые герои), тетрадь НОТ, учебники, тетради.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

  • Учитель объявляет цели и задачи урока. Знакомство с новой орфограммой.

2. Словарная работа. Проводит Катя Персикова (авторские герои , программа  Школа 2100): Отечество, столица, родина, Россия, работа, завод, директор, учительница, класс, горизонт, облака, погода, ветер, метель, иней.

  • Взаимопроверка словариков (с соседом по парте), оценивание

     3.Актуализация знаний по теме предлог и приставка.

  • Беседа учителя: Ребята! Наши друзья Катя Персикова, Вова Колесников и Петя Зайцев путешествуют с нами по стране грамматики. Вот сегодня Вова пригласил Петю в кино. Петя заболел и пойти не смог. Ответ он выразил в своей записке.

[На доске: (За)болел   и    (по)йти   (в)кино  не  смогу.  (У)видимся   (на)неделе. ]

  • Какие орфограммы вы увидели в этом предложении? Покажите карточки с орфограммами (обратная связь)
  • На все ли орфограммы у нас есть карточки? Если нет почему? Какие неизвестные орфограммы вы увидели? Знаете ли вы, как пишутся эти слова? Хотите узнать?

Петя Зайцев тоже не знает, как написать эти слова. Ему вызвалась помочь Катя Персикова. Вот послушайте, какую сказку она ему рассказала.

В стане Грамматика живут близнецы, зовут их предлог и приставка. Они так похожи между собой, что их трудно отличить: в них все буквы пишутся одинаково.

Родившись от одних родителей, каждый выбрал свою профессию, и остался верен ей на всю жизнь. Предлог предложил свои услуги Именам Существительным и некоторым местоимениям. Он все слова сдружил. Каждое слово при помощи предлога протянуло другому руку – предлог стал служить для связи слов в предложении. Уберите его, все слова сразу поссорятся между собой и наша речь станет непонятной. Второй близнец – приставка. Она занялась другим делом, стала образовывать новые слова. Она так сдружилась со словами, что стала их частью. Стоит приставке подойти к слову, оно сразу меняет свой облик и значение.

Жило-было слово “ход”. Пришла к нему в гости приставка по-, и все ученики пошли в поход. Пришла приставка под-, и сразу ко всем людям нашли подход.

А в это время в стране грамматика началась неразбериха: все жители в ней закричали: «Караул!!! Ребята 2-го класса путают близнецов!» Фея страны Грамматика, принцесса Буковка, объяснила детям: «Я открою вам маленькую тайну близнецов. Присмотритесь внимательнее к их профессиям – в этом их различие. Предлог любит, когда между ним и именем существительным встает другое слово – имя Прилагательное.» (Учитель просит детей привести примеры прилагательных и существительных с предлогом).

  • Над какой проблемой мы сегодня будем работать? Как называется тема нашего урока? (формулируют дети).

Физминутка: Наши нежные цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит – лепестки колышет. Наши нежные цветки закрывают лепестки, глазки закрывают, головой качают. (повторяется несколько раз с движениями)  

  • Ребята, кто ответит на вопрос, Что такое предлог? Докажите.  Дети отвечают. Учитель показывает слайд с информацией из банка знаний. [смотри презентацию – слайд 2]
  • Что такое приставка? Докажите.  Дети дают ответы. Учитель показывает слайд с информацией из банка знаний. [смотри презентацию- слайд 3]
  • Можем ли мы ошибиться при написании приставок и предлогов? Могу ли я назвать это орфограммой?  Почему? Докажите.
  • Ребята, давайте составим орфографическое правило написания предлогов и приставок. (опираемся на принцип дифференцирующих написаний). Дети в группах самостоятельно составляют модели (верно/неверно)
  • Поэтапно составляем модели  и алгоритмы этих орфограмм. Корректировка моделей учащихся до нужного уравня. [смотри презентацию - слайды 4, 5, 6.].
  • Заносим модели и алгоритмы в тетрадь НОТ, для дальнейшего пользования детьми на уроках и при приготовлении домашнего задания.
  • Еще раз подводим итог изучения орфограмм и правил написания. (дети говорят.)

Физминутка: раз, два – выше голова, три, четыре – руки шире, пять, шесть – тихо сесть, семь, восемь – лень отбросим. Раз – согнуться – разогнуться, два – нагнуться – потянуться, три – в ладоши три хлопка. Головою три кивка.

              4. Интериоризация знаний.

  • Работа с учебником стр. 86, упр. 137 – укажи предлог и приставку, создай модель, укажи графически.
  •  Работа с учебником стр. 87, упр. 139 – самостоятельно укажи предлог и приставку, создай модель, укажи графически, фонетический разбор слова ящик,
  • подводим итог на данном этапе объяснения написания орфограмм.  

 5.  Проверка усвоения знаний. Тест [смотри презентацию – слайды 7, 8].

  6. Итог урока.  Над какой проблемой работали? Что учились составлять? Как помогают модели и алгоритмы в работе над правописанием предлогов и приставок? Какие трудности  встретились нам на пути? Над чем еще предстоит работать? (дети отвечают на поставленные вопросы, делая вывод о написании приставок и предлогов.)

   7. Рефлексия .

Оцените свою работу на уроке. Кому было на уроке все понятно, кто со всеми заданиями справлялся уверенно, - тот отдаст свой жетончик Кате Персиковой и будет вместе с ней помогать своим товарищам. Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, отдайте жетончик Пете Зайцеву. Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справился – отлайте свой жетончик Вовке Колесникову, не падайте духом, у вас все получится! Желаем успехов!

 


Предварительный просмотр: