Для родителей

Екатерина Владимировна Лобанова

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №76 «Звёздный» города Смоленска

Родительское собрание по теме:

«Особенности развития детей 5-6 лет»

Составил: Воспитатель

Лобанова Екатерина Владимировна

г. Смоленск

2020 г.

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.  Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.  

Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре.

В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).

Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримёрная). Игровые действия становятся разнообразными.

Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.

К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.

В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.

Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребёнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.

В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №76 «Звёздный» города Смоленска

Родительское собрание по теме:

«Кризис семи лет у детей»

scale_1200.jpg

Составил: воспитатель

Лобанова Екатерина Владимировна

г. Смоленск

2021 г.

        Возрастной кризис – особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.

        В детском возрасте обычно выделяют четыре кризиса: «кризис первого года жизни»; «кризис трёх лет»; «кризис шести - семь лет»; «подростковый кризис» (10-11 лет). Но помните, что указанные хронологические границы возрастных кризисов достаточно условны. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребёнка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье и от педагогической системы в целом.

        Для периодов возрастных кризисов в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие возможности ребёнка, изменение «социальной ситуации развития», смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка.

        Далее мы подробно поговорим о кризисе семи лет. О важности кризиса семи лет говорит то, что его изучением занимались многие  отечественные психологи. Лев Семёнович Выготский видит психологический смысл кризиса семи лет в том, что, потеряв непосредственность, ребёнок обретает свободу в личной ситуации. Свободу ему дают произвольность и опосредованность психической жизни. Ребёнок начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает «логика чувств». Кроме того, появляется способность к обобщению собственных переживаний: только теперь ребёнок, полностью отдавая себе отчёт, может сказать, что это ему нравится, а это – нет, не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого. За счёт вовлечения в школьную жизнь расширяется круг интересов и социальных контактов ребёнка; общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, «опосредованным» определенными правилами.

        Главное психологическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет, - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определённую социальную позицию – позицию школьника.

        И вновь, как и в три года, кризис приходится на сложное время в жизни ребёнка, так как именно в этом возрасте ребёнка принято отдавать в школу. Обозначая возраст «семи лет», мы понимаем, что в зависимости от индивидуальных темпов развития, характера и темперамента, речь может идти о периоде 5,5-8 лет. У девочек обычно этот кризис приходится на возраст шести лет, у мальчиков – 7 или 7,5.

        Данный кризис связан с этапом созревания личности. Ребёнок уже полностью осознает себя как личность: у него есть свои интересы, круг общения, приоритеты, у некоторых - вполне серьезные планы на будущее. Определённый круг детей такие планы немеет на протяжении всех жизни и успешно реализовывает в будущем. Но всё происходит не в один миг. Прежде чем малыш-дошкольник «вдруг» повзрослеет, у него на протяжении 5-8 месяцев могут проявляться некоторые симптомы. Если в три года мы говорим о том, что у ребёнка появляется «Я», то в семь лет у ребёнка появляется «Я социальное».

        Важно: у одних детей может проявиться всего один симптом, у других – сразу несколько. Бывает, что этот возраст проходит гладко. Если у ваших детей нет подобных проявлений, не надо их искать!

        Итак, что же можно заметить в поведении детей в этот период:

  • Повышенная плаксивость. Родители часто отмечают, что ребёнок «заводится» с полуоборота и психует по любому поводу;
  • Ребёнок может стать стеснительным, а некоторые дети, напротив, перестают ощущать рамки и границы, а также чувство опасности;
  • Появление большого количества страхов, даже у весьма отчаянных детей. Многие начинают приходить посреди ночи к родителям, боясь темноты;
  • Вполне сговорчивых детей загоняет в тупик необходимость делать выбор. Они не знают, чего хотят, и переживают психоз по этому поводу;
  • Может нарушиться режим сна и аппетит. Вам может даже казаться, что ребёнок стал жутким консерватором. Одни едят только макароны, другие пищу определенного цвета. Тоже можно заметить и при выборе одежды и игрушек;
  • Дети тяжело вступают в новые с другими детьми. Затевают драки, становятся обидчивыми и агрессивными.

Что делать и как помочь ребёнку в этот период «кризиса семи лет»:

  • Не думайте, что ваш ребёнок совсем большой. Ему нужны внимание и поддержка. Говорите с ним, расспрашивайте о том, как проходят его дни. Знайте, как зовут его друзей, интересуйтесь его влечениями и отмечайте его успехи.
  • Если вы видите много симптомов перечисленных ранее, и понимаете, что ребёнок находится в тяжёлом периоде развития, а возраст позволяет, то отложите поступление в первый класс.
  • Не перенапрягайте детей подготовкой к школе. Это большая дополнительная нагрузка, без которой вполне можно обойтись. В этом возрасте по-прежнему важна игровая деятельность.
  • А вот спорт очень полезен. Он учит детей справляться с эмоциями, агрессией и гневом.
  • Увлекайте детей и другими средствами контроля над своими эмоциями и поведением: рисование, лепка, танцы, гимнастика, шахматы и т.д. Это будет также способствовать и умственному развитию.
  • Помогайте ребёнку принимать определенные роли. Например, роль проигравшего или судьи, когда играет кто-то другой. Это позволит понять, что можно быть вторым и это не страшно.
  • Не старайтесь ребёнка «ломать». Это период когда важно быть другом и защитником, поддержкой и опорой.
  • Страхи – то, что важно не упустить, и с этой проблемой лучше обраться к специалисту, чтобы избежать усложнений в будущем.
  • Исключите из своего лексикона фразы: «Ты уж большой, не ной, ты что – малыш?!». Пройдет всего несколько месяцев и ребёнок сам скажет, что он уже большой. А пока дайте ему свои объятия и заботу.
  • Продумайте ваш совместный досуг. Дети, чьи родители максимально вовлечены в их жизнь, много играют вместе, общаются, гуляют, переносят этот возраст гораздо спокойнее.

И маленькие секреты:

  • Чтобы не вызывать метаний при выборе, как в период трехлетнего кризиса, предлагайте лжевыбор: «Ты хочешь желтые носки или белые? Ты хочешь поехать в зоопарк или остаться дома?»
  • Ребёнок готовится стать школьником, не портите его отношения к урокам. Не нужно перебарщивать с занятиями. В школе он все это научиться делать, а зачем его учиться этому дважды?
  • Помните, что кризис пройдет, но то, как вы себя повели, останется между вами надолго. Любите ребёнка, читайте ему книги и уделяйте время.

Многих трудностей можно избежать, если правильно выстраивать отношения с ребёнком с самого его рождения. Уже с года знакомить ребенка с рамками и границами, без жестких наказаний, умея говорить и слышать своё чадо! Но и сейчас это еще можно сделать. Любите своих детей!

 

Литература:

  1. Курс лекций по возрастной психологии. «Кризис трёх лет».
  2. Всё о детях в одной книге / Л. Суркова. – Москва : Издательство АСТ, 2016. – 416с.
  3. Словарь практического психолога/Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №76 «Звёздный» города Смоленска

Консультация для родителей по теме:

«Как рассмотреть таланты своего ребенка»

scale_1200 (1).jpg

Составил: воспитатель

Лобанова Екатерина Владимировна

г. Смоленск

2021 г.

Как рассмотреть таланты своего ребенка

Как понять, что ваш ребенок может стать великим музыкантом, художником, спортсменом, и от кого это зависит?

Успех куют родители! Да, как показывает опыт, первые кирпичики в фундамент будущего успеха закладывают именно папы и мамы, причем начинают делать это едва ребенок достигает 5-летнего возраста.

Несомненно, почти все дети с восторгом принимают новое увлечение в течение первых месяцев. Потом им надоедает рано вставать, заниматься, когда все отдыхают, и играть гаммы вместо просмотра мультфильма. И только желание, сила воли и ожидания родителей двигают их вперед к намеченной цели. Но в этом продвижении важно сделать правильный выбор.

Случаи, когда у 5-летнего ребенка уже явно видны таланты, - все же скорее редкость, чем правило. И чем же тогда руководствоваться родителям при выборе увлечения?

Разумеется, в первую очередь желанием ребенка. Пусть вы не дождетесь великих побед, зато ребенок получит гармоничное развитие, а возможность попробовать себя в разных  областях позволит понять, что же на самом деле ему по душе.

Чтобы избежать стремления «окупить» занятие, не стоит на первый же урок покупать полную экипировку. Честно говоря, и на второй урок не стоит с этим торопиться. Ребенок должен позаниматься новым делом хотя бы месяц, чтобы понять продолжать или нет. А в некоторых видах спорта этот срок нужен и тренеру, чтобы решить, насколько у юного спортсмена получается.

Конечно, многое заложено природой. Но будет ли ребенок целеустремленным, настроенным на преодоление сложностей и мотивированным на достижение целей – это забота родителей.

Родители несут ответственность за формирование характера ребенка. Да, несомненно, не все должны и могут быть чемпионами. Такой фактор, как талант или предрасположенность играют большую роль.

Для развития детского таланта отлично подходит схема: талант + общий язык с ребенком + время и самопожертвование. И важно следовать ей не ради своего блага, а ради детского счастья!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №76 «Звёздный» города Смоленска

Консультация для родителей по теме:

«ПОЧЕМУ НЕ ХВАТАЕТ ТЕРПЕНИЯ?»

maxresdefault.jpg

Составил: воспитатель

Лобанова Екатерина Владимировна

г. Смоленск

2021 г.


Бывают ситуации, мы проявляем удивительное терпение по отношению к расшалившемуся малышу. Но бывают ситуации, когда наши тормоза отказывают сразу, мы срываемся, обрушивая гнев на ребенка. Очень хочется понять, от чего зависит наше терпение, и научиться управлять собой.

Оказывается, потеря самообладания — это способ снять с себя ответственность за происходящее!

Пока мы чувствуем свою родительскую обязанность и ответственность, терпения хватит и на вымазанный ковер, и на слезы за обедом, и на все другое. Но как только мы устаем от ответственности, перестаем хотеть быть родителем, у нас появляется личный интерес, который ущемляется конкретным поведением ребенка, мы обнаруживаем в себе душевную лень, взбрыкиваем и перекладываем ответственность за пятно на ковре на юного сына, который в 4 года (цитирую) «должен соображать, что творит».

И правда же! Мы жалеем и выгораживаем себя, быстро находим нового ответственного за жизнедеятельность 4-летнего хулигана и со всей эмоциональностью, которая вызвана этой ситуацией, набрасываемся на него самого.

Знаете, анекдот про чашку, разбитую на кухне? Как догадаться, кто ее разбил — мама или дочь? Очень просто: если потом следует тишина, то разбила мама. Не будет же она сама себя ругать. И сразу видно, что если она кричит, то не от факта, что чашки больше нет, а от желания, чтобы дочь несла ответственность за свои поступки. Именно поэтому, когда вдруг наш ребенок в острой ситуации выказывает удивительное понимание, искреннее раскаяние и переживание, мы совершенно не злимся. Это от того, что мы видим, что ребенок сам взял ответственность за этот поступок, и нам нравится, что он это сделал.

Если помнить, что родитель — это внимательный наблюдатель, аккуратно ведущий ребенка долгие годы по дороге жизни, и не пытаться скинуть ответственность на ребенка, а тратить силы на внутренний поиск причин происходящего, новые слова, — в конце концов, на чистку ковра, то терпение будет практически безграничным!



Предварительный просмотр:

bd51c9a0713a3f788b150db9b57a2b54.jpg

7 советов, как общаться с упрямым ребенком.

1. Старайтесь сохранять спокойствие. Представьте себе что-то приятное, массируйте виски, считайте до 10-15-100... Но ни в коем случае не повышайте голос на ребенка. Так Вы вредите и ему, и себе.

2. Уйдите из «эпицентра». Необходимо физически вывести и себя, и ребенка из ситуации. Если Ваш ребенок устроил истерику в общественном месте, лучшее, что можно сделать – вывести его. Смена обстановки успокоит ребенка. Присядьте перед ним на корточки для полного контакта и поговорите.

3. Не смущайте ребенка. Если Вы накажете его за плохое поведение громко и в присутствии других людей, он, скорее всего, продолжит действовать также. Уведите его в сторону и обсудите вопрос спокойно. Вы должны быть понимающим родителем.

4. Выясните, «почему». В чем главная причина? Обсудите с ребенком. Помогите ему выразить свои проблемы, свое недовольство. Упрямые дети чаще всего очень чувствительные, и будут упорно отрицать тот факт, что они чего-то боятся. Как можно мягче узнайте истинную причины.

5. Смотрите им в глаза. Пусть они знают, что Вы с ними. Дайте им 100% уверенность в этом.

6. Выясните, что «работает» с Вашим малышом. Может, это отвлечение на интересное зрелище, или просьба Вам помочь. Учите ребенка контролировать порывы упрямства, иначе в будущем он не сможет правильно расставлять приоритеты.

7. Заговорили о наказании, Вы должны его исполнить. Если Вы пригрозили не включать любимые мультики, а ребенок все равно поступает по-своему, сдерживайте обещание. Это научит малыша воспринимать Ваши слова всерьез



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №76 «Звёздный»

        

Советы педагога-психолога родителям детей, оказавшихся дома во время самоизоляции

Педагог-психолог

Лобанова Е.В.

   

Смоленск 2020г.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1589949/pub_5ddd2753d8a5147cefe9d714_5ddd29685a45fa67934b2438/scale_1200


Мы сейчас все переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли наш обычный жизненный уклад. Смена привычной жизнедеятельности, иной режим дня, спад физической активности, ограничение в свободе - все это ведет к тому, что мы все испытываем эмоциональные перемены. В эти трудные дни, когда родители и дети вынуждены длительное время находиться дома, возникает много сложностей, вопросов, непониманий. Многие взрослые впервые получат опыт работы из дома, а дети будут вынуждены не посещать образовательные учреждение. Это то время, когда есть возможность узнать друг друга лучше, понаблюдать, кто как меняется и переживает эти изменения.

Детство – это время для того, чтобы научиться быть взрослым и дети учатся подражанием. Как общаться с ребёнком? О чём говорить и что объяснять относительно сложившейся ситуации? Вот несколько рекомендаций, которые успокоят разум и чувства, как ребёнка, так и взрослого.

Самоизоляция – это профилактическая мера, которая позволяет избежать распространения инфекции в период заболевания.

Рекомендации родителям по снижению тревожности в период  самоизоляции:

  1. Эмоциональное состояние ребенка зависит от состояния взрослого. Чтобы уберечь себя и свою психику от «массовой тревожности», нам необходимо сохранить нормальную способность к суждению и не впадать в одержимость.
  2. Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей.
  3. Замечайте каждый день то, что вызывает у вас позитивную эмоцию (аромат кофе, солнечное утро, любимая песня).
  4. Не листайте бесконечно ленту новостей. Наша психика воспринимает негативную информацию как угрозу. Это усиливает стрессовую реакцию, которая не получает выхода. Длительный стресс ослабляет иммунную систему, делая организм восприимчивым к инфекциям.
  5. Мамы, чрезмерно тревожные за своих детей, обратите внимание на себя, свои желания, чувства. Самое время подумать, как его грамотно распределить. Покажите пример своим детям – как прожить период самоизоляции счастливо и полноценно.
  6. Переключиться с тревоги на уверенность можно в любой момент. Сместите фокус вашего внимания на то, что вы сами можете контролировать в своей жизни и на то, на что раньше не хватало времени.

Например:

  • скорректировать рацион питания и заняться спортом для укрепления иммунитета;
  • разгрести залежи в шкафах;
  • посадить цветы и ухаживать за ними;
  • пересмотреть любимые фильмы дома;
  • устроить романтический ужин при свечах для всей семьи;
  • экспериментировать с рецептами блюд;
  • наладить с детьми эмоциональную близость,  чаще говорить «я тебя люблю», чаще играть вместе;
  • обсудить мультфильм или книгу;
  • испечь пирог;
  • порисовать и т. д.

Как родителю помочь ребенку справиться с возможным

стрессом при временном нахождении дома?

Родители могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями и научить его справляться с возможным стрессом. Для этого родителям необходимо:

  1. Сохранять и поддерживать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. Спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенности, стабилизирует ситуацию.
  2. Регулярно общаться с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Делиться своими переживаниями, мыслями, рассказывать истории из жизни, о преодолении вами трудных жизненных ситуаций. Дети, которые чувствуют поддержку, справляются со стрессом успешнее.
  3. Поощрять физическую активность ребенка. Стресс — это, физическая реакция организма, поэтому бороться с ним ребенку поможет любая активная деятельность: уборка по дому, физические упражнения, пение, танцы.
  4. Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, лепка) это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение — через работу воображения ребенок отвлекается от негативных переживаний.
  5. Поддерживать семейные традиции.
  6. Поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). Важно, чтобы ребенок вставал и ложился в привычное время.
  7. Как можно чаще обращать внимание ребенка на важность соблюдения правил гигиены (мыть руки, пользоваться средствами дезинфекции для рук).

Советы для родителей  дошкольников в период самоизоляции:

  1. Вместе сделайте игрушку, совместный рисунок. Когда родители рядом и что-то делают вместе — это снимает тревогу.
  2. Постарайтесь использовать это время, чтобы Вам с ребенком лучше узнать друг друга.
  3. Важно сохранить привычный режим жизни, иначе будет трудно вернуться к прежнему порядку.
  4. Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы, объясните ему следующее: «Если выполнять все правила (мыть руки, лицо, чаще проветривать комнату, выполнять режим дня, вовремя ложиться спать, пить витамины) то все будут здоровы!». Переводите ответы в рекомендации.
  5. Если ребенок очень боится заболеть, то можно сказать ему: «Микробы есть всегда. Если мы будем соблюдать все правила, то будем здоровы! Важно соблюдать правила».

Во что поиграть с детьми разного возраста в период самоизоляции?

  1. Пазлы. Если малыш маленький, то пазлы могут состоять из 2-3 деталей.
  2. Рисуем! Используйте акварель, пальчиковые краски, гуашь, муку, песок. Расстелите на полу ватман и творите вместе. Рисуйте кисточками и карандашами, ладошками и ватными палочками, губкой для посуды.
  3. Поиск клада. Берем 3-4 пластиковых банки, наполняем их крупами, прячем на дне каждой небольшую игрушку.
  4. Делаем бусы! Берем крупные бусины, колечки-макароны, маленькие бублики и т. д. Делаем бусы в подарок маме, бабушке, сестре.
  5. Бег с шариками из пин-понга или легким мячиком. Укладываем шарик в ложку и даем задание – добежать до папы на кухне, удержав шарик на ложке.
  6. Ловим рыбку! В пластиковое ведерко набираем воду и бросаем туда мелкие предметы (пуговички, шарики). Задача – выловить предметы ложкой.
  7. Кот в мешке. Складываем в тканый мешок 10-15 предметов. Задача малыша: засунуть руку в мешок, взять 1 предмет, угадать, что это. Можно сложить в мешок предметы, которые начинаются, например, на букву «Р».
  8. Пикник в гостиной. Вместо травки – ковер, угощения и напитки, подушки большие и маленькие, и смотрим интересный мультфильм. Или играем в игры. Можно зажечь фонарики и послушать, как папа играет на гитаре.
  9. Делаем крепость. Постройте «замок» из стульев, покрывал, диванных подушек. В крепости можно читать сказки о рыцарях.
  10. Кегельбан на дому. Расставляем пластиковые кегли или пластиковые бутылки, в линию возле окна и сбиваем их мячиком. Призы развешиваем на веревочке. Завязываем победителю глаза и ножницами он должен обрезать веревочку со своим призом самостоятельно.
  11. Неведома зверушка – вернисаж! Нарисовать на листе что угодно с закрытыми глазами, из получившегося нарисовать сказочного зверя и раскрасить. Далее делаем дизайнерские рамочки и вешаем на стену.
  12. Самый смешной коллаж. Создать самый веселый коллаж на бумаге и добавить к нему «анонимное» доброе пожелание из вырезанных букв.
  13. Самая высокая башня. Соревнования на самую высокую башню из кубиков или подручных предметов.

Главная идея состоит в том, что пребывание дома – не «наказание», а ресурс для освоения новых навыков, получения знания, для новых интересных дел и общения друг с другом!



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №76 «Звёздный»

Педагогический проект

на тему

«Как просыпаются деревья»

Рекомендации для родителей по организации совместной деятельности с детьми

Воспитатель

Лобанова Е.В.

   

Смоленск 2020г.


"Как просыпаются деревья?"

Весна пришла


По весне набухли почки,
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена –
Сколько носиков зеленых!

(Т. Дмитриев)

Спросите ребенка, знает ли он, что уже наступила весна? А какие еще времена года он знает? Помнит ли он названия весенних месяцев? Может ли он назвать приметы весны? Одна из этих примет - на деревьях распускаются листья.

Каждую весну мы можем наблюдать одно и то же чудо - солнышко дольше нас радует, становится теплее, деревья и кусты просыпаются от зимней спячки и покрываются еле видимым зеленым "туманом" - набухающими почками.

Набухшие почки сирени


Приглядитесь с ребенком к древу поближе.                                                                            

Еще совсем недавно ветки были серые и тусклые. Все почки были темные, такие же как и сама древесина. Это маленькие жесткие чешуйки, как одеяльцем, закрывали почки от холодов. Но вот сильнее стало светить солнышко, ствол дерева прогрелся. Вода от тающего снега и пришедших за ним дождей напоила корень. И дерево почувствовало – «пора!». Начался процесс сокодвижения - сок от корней стал подниматься вверх по стволу и нести питательные вещества, которые корень хранил у себя под землей всю зиму. Теперь эти питательные вещества очень нужны почкам для того, чтобы дать силы раскрыться спрятанному в них листочку. Ведь внутри каждой почки, как в яйце цыпленок, сидит маленький побег. У него есть маленькая зачаточная веточка, маленькие  сморщенные зачаточные листочки и даже цветочки (если почка не листовая, а цветочная). И как только этот побег начнет питаться от сока, он начнет расти.

                                 

image004.gif

Строение почки

Есть деревья, у которых сокодвижение происходит особенно сильно. Например, береза или клен. Если в этот период на стволе этих деревьев сделать надрез, то из него закапает древесный сок. Кажется, что дерево "плачет". И этот сок можно пить. У березы он практически безвкусный, и в него специально добавляют сахар. А вот у клена сок сладкий. В Канаде, где растет особый вид клена, который так и называется "сахарный клен", его сок добывают, чтобы изготовить сахарный сироп.

Можно купить в магазине банку березового сока и предложить ребенку попробовать. Расскажите, что это единственный сок, сделанный не из фруктов или овощей, а добытый прямо из дерева!

250x250_1703berezsokreyter.jpg

Так добывают березовый сок

Когда сок побежит по веткам, почки получат нужную им энергию и начнут усиленно расти. Сорвите на улице веточку с куста (постарайтесь выбрать такую веточку, чтобы не нанести вред растению) и поставьте дома ее в стакан с водой. И тогда на ваших глазах случится чудо - буквально за пару дней из почек проклюнутся листики, и вскоре вся ветка покроется молодыми побегами и цветами.

Загадайте загадку:

Эти маленькие бочки распечатает весна,

А пока в них спят листочки и растут во время сна.

(Почки)

Слева ветка куста форзиция, распустившаяся  дома. Справа - тот же куст на улице

Но весной распускаются не только почки на больших деревьях. Даже самые маленькие семена торопятся прорасти. Найдите на улице семена деревьев, которые упали с них еще осенью. Они всю зиму пролежали на морозе, в грязи и снегу. Наверное, они уже не живые? А вот и нет! Снимите у одного из семян защитную пленочку, и вы увидите под ней живой зеленый росточек, «свернувшийся калачиком» и ждущий, когда наступит тепло.

Что прячется внутри семечки клена

Чтобы этот росточек начал расти, выпустил корешок, листочки и превратился в маленькое дерево, нужно совсем немного - влажное темное место и тепло. 

Попробуйте взять семечки клена, положить их во влажную тряпочку и поставить  под батарею.

Весна-нов.jpg

Проращивание семян клена

Теперь каждый день проверяйте - не появился ли у них корешок. Когда появится - посадите семечки в горшочки с землей - и у вас дома будет расти маленькое деревце. А когда дерево вырастет уже таким большим, что не будет помещаться на окошке, его можно пересадить во двор.

Точно так же можно проращивать горох. Это беспроигрышный вариант, так как горох, в отличие от семян клена, прорастает быстро и дружно. И очень скоро из маленького растеньица вырастает целый куст, с которого можно собирать вкусные стручки зеленого горошка.

Выращивание гороха.

Несомненно каждому ребенку будет интересно вырастить из семечки какое-нибудь растение. И тогда он сам своими глазами увидит ответ на свой вопрос: «Как просыпаются деревья?».

А вот такой забавный мультфильм я предлагаю посмотреть, чтобы узнать, что будет, если весной посадить в землю не семечко, а целую бочку! Называется он "Удивительная бочка" (1983 г.)

ydivitelnaya_bochka.jpg

Мультфильм "Удивительная бочка"


Предварительный просмотр: