Конспект НОД по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в зимний лес!»

Неугодова Ольга Викторовна

Материал расширяет и систематизирует знания детей о зиме, сезонных изменениях в природе, активизирует словарь детей, умения видеть красоту окружающего мира в необычной форме - в виде путешествия с использованием здоровьесберегщих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий                  «Путешествие в зимний лес!»

Цель:  Закрепить знания детей о характерных признаках зимы.

Задачи:

Образовательные: Активизировать словарь детей: вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд.  Закрепить навык подбора существительного к прилагательному, согласование числительных с существительными. Способствовать укреплению  верхних дыхательных путей.

Развивающие: Развивать общую и мелкую моторику; умение детей выражать своё настроение мимикой и жестами, развивать координацию движений; создавать условия для снятия  утомления.

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к птицам; желание заботиться о своем здоровье.

Интеграция видов деятельности:

Коммуникативная: беседа, вопросы к детям, активизация словаря.

Познавательно-исследовательская: ситуационные задачи, счет до 5 в согласовании числительного с существительным.

Двигательная: подвижная игра «Попади в цель», упражнение на дыхание, гимнастика для глаз

Восприятие художественной литературы: координация речи с движением, стихотворение о зиме, снежинках, загадки о животных.

Игровая: игры – «Узнай зимнее слово», «Чего не хватает?».

Музыкальная: слушание «Звуки вьюги», сокойной зимней  музыки».

Оборудование: презентация "Путешествие в зимний лес", сюжетные картинки  "Зимние развлечения", "снежки" из бумаги, диск с записью вьюги, спокойной зимней музыки; мольберт с магнитными картинками «Зимующие и перелётные птиы»; снежинки с зимними словами, снежинка на палочке (для зрительной гимнастики), снежинки из тонкой бумаги для дыхательной гимнастики, письмо от лесовичка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зимы, зимующих птиц; беседы  о зиме, явлениях природы; слушание музыки из цикла «Времена года», чтение художественной литературы зимней тематики.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

- Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

( Воспитатель читает стихотворение И.З. Сурикова "Белый снег пушистый…")

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И наутро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес – что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно

 Воспитатель: О каком времени года говорится в  стихотворении?

 Дети: В стихотворении говорится о зиме.

2. Введение в тему.   (Звучит негромкая тихая музыка)

Воспитатель: Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, не слышно.

3.Основная часть

Воспитатель: Ребята, совсем скоро закончится зима и сегодня я предлагаю вам вспомнить все, что мы знаем о зиме. Какие зимние месяцы вы знаете?

Дети: декабрь, январь и февраль. (Слайды 1,2,3,)

Воспитатель: Какие приметы зимы вы знаете?

Дети: Вьюга, снегопад, мороз, метель,иней, реки покрыты льдом. (Слайды 4,5)

Воспитатель:    Сейчас, мы поиграем в игру «Узнай зимнее слово»

Я буду называть слова. Вы внимательно слушайте их, и когда услышите «зимнее» слово, хлопните в ладоши.

Воспитатель называет слова: снег, лето, мороз, холод, дом, лед, снегурочка, василёк, котенок, снежинка, вьюга, дождь, листья, северное сияние, радуга, снегопад.

Воспитатель: Ребята, а что это такое? (обращает внимание на письмо) «Дорогие ребята, здравствуйте! Сейчас зима, птицам зимой холодно и голодно. Они прилетают к домам людей. Вы должны заботиться о птицах и подкармливать их. Жду вашего ответа. Лесовичок»

Воспитатель: О каких птицах говорится в письме?

Дети: О зимующих.

Дидактическая игра «Зимующие – перелетные» (Дети должны выбрать только зимующих птиц и прикреить к мольберту)  

Зимой холодно, идет снег, дует сильный ветер. А вам не холодно зимой?

Если у нас замерзнут руки, щеки, мы можем их согреть. Ребята, давайте вспомним самомассаж «Наступили холода».

Самомассаж биологически активных точек «Наступили холода».

Да – да – да,

Наступили холода.                       Потереть ладошки друг о друга.

Да – да – да,

Превратилась в лед вода.    Мягко провести большими пальцами рук по шее  

                                                                          сверху вниз.

Ду – ду – ду,

Поскользнусь я на льду.         Указательными пальцами помассировать

                                                                        крылья носа.

Ду – ду – ду,                                         Хлопки в ладоши.

Я на лыжах иду.                           Растереть ладонями уши.

Ды – ды – ды,

На снегу есть следы.              Приставить ладони ко лбу и энергично

                                                  растирать лоб движениями в стороны.

Ди – ди – ди,

Ну, заяц, погоди!                                 Погрозить пальцем.

Дидактическая игра «Зимние игры»

Зимой холодно, наверно, грустно все время сидеть дома? Ребята, давайте вспомним, в какие игры мы играем зимой, а помогут нам в этом картинки. Выбирайте и рассказывайте.

Дети: Мы катаемся на санках, ледянках, лыжах и коньках. Из снега строим крепости, горки, лепим снежки. Играем в хоккей.

Воспитатель:  А сейчас давайте с вами слепим снежки.

Пальчиковая игра-упражнение «Снежок» (Н. Нищева)

Раз, два, три, четыре.                      Загибают пальчики, начиная с большого. 

Мы с тобой снежок слепили.           Лепят, меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий,     Показывают круг, сжимают ладонь,

                                                                 гладят одной ладонью другую.

И совсем – совсем не сладкий.                      Грозят пальчиком.

Раз – подбросим,                                Смотрят вверх, подбрасывают

                                                                    воображаемый снежок.

Два – поймаем,                             Приседают, ловят воображаемый снежок. 

Три – уроним.                                              Встают, роняют снежок.

И сломаем.                                                         Топают на месте.


Подвижная игра «Попади в цель»

        Воспитатель предлагает детям взять по пять снежков (из бумаги). Дети бросают снежки в корзину. За каждое попадание в цель ребенок получает фишку – снежинку. После игры дети считают, у кого, сколько снежинок (одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок).

Воспитатель. Ребята, садитесь на ковер, закройте глаза и представьте, что мы очутились в зимнем лесу. (Звучит запись вьюги.)

«Здравствуй, лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои! »

   Как дышится легко и свободно в лесу. Давайте подышим правильно: сделали круг, встали ровно, спинка прямая, плечи расправлены. Глубокий вдох через нос (руки поднимаем вверх, выдох через рот, руки опускаем вниз через стороны). Повторить 3-5-раз

Молодцы!

Прежде чем начнется наша прогулка, давайте вспомним правила поведения. Правила поведения в лесу: (Слайд 6)

НЕ шумите, НЕ пугайте животных, НЕ ломайте ветки кустов и деревьев.

Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ, а так же будьте осторожны в лесу. Молодцы, правила поведения вы знаете. Пойдем на волшебную полянку… Посмотрите внимательно и скажите, чего или кого не может быть в зимнем лесу?

На магнитной доске зимний пейзаж, на нем прикреплены магнитами животные, насекомые, цветы.

Дети: не может быть бабочек на снегу, они все спрятались (снимают бабочек)

Не цветут цветы на снегу (снимают цветы)

Лягушек тоже не может быть на снегу (убирают лягушек)

Ласточек не может быть в зимнем лесу (снимают ласточку)

Серых зайцев зимой не бывает (убирают их) А кого же мы сможем встретить в лесу?

Дети отгадывают загадки и кратко рассказывают о жизни этих животных зимой:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее … лиса (Слайд 7)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
               Напугал зверят тех… волк (Слайд 8)

Летом серый, зимой – белый… заяц (Слайд 9)

Кто на ветке шишки грыз и бросал вниз?

           Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы… белка (Слайд 10)

Великан леса … лось (Слайд 11)

Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто в берлоге до весны

                                     Днем и ночью смотрит сны?… медведь (Слайд 12)

Колючий … ёж (Слайд 13)

4. Заключительная часть.

     В лесу все покрыто снегом, природа спит зимним сном под снежным одеялом. А после зимы  наступит весна. Солнышко начнет припекать, снег растает и природа оживет после зимней спячки. А нам уже пора возвращаться в детский сад. Но чтобы дорога назад не была утомительной, мы попросим волшебные снежинки помочь нам. Давайте подуем на эти сказочно красивые снежинки.

Дыхательная гимнастика «Снежинки» Дети под слова воспитателя сдувают маленькие снежинки, вырезанные из легкой бумаги.

Как подул Дед Мороз -

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

Рефлексия: Ветер подхватил снежинку и закружил ее. А мы с вами вернулись в детский сад. У меня для вас есть небольшие сувениры. Кому понравилось путешествовать со мной по волшебному лесу, возьмите себе на память снежинки, а если не понравилось – капельку.