Интеграция здоровьесьерегающих технологий в повседневность воспитанников ДОУ

Черниченко Екатерина Анатольевна

Здоровьесберегающие технологии в формате игры для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chernichenko.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция здоровьесберегающих технологий в повседневность воспитанников ДОУ.

      Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества. Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. По данным НИИ гигиены и здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН (2002 г.) за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 % среди контингента детей, поступающих в школу. Исследования М. В. Антроповой показали, что достаточно высокий процент детей с функциональными отклонениями, в структуре которых на первом месте по числу случаев и частоте стоят заболевания носоглотки, нарушения осанки и зрения.1

Значительно усугубила данную тенденцию недавняя общемировая эпидемия COVID-19 – у дошкольников снизился уровень физической активности, изоляционный опыт ограничил общее количество времени прогулок на свежем воздухе, а также повилял на пищевые привычки в целом. Именно поэтому в детских садах сейчас как никогда либо прежде необходимо в срочном порядке начинать реставрацию валеологических практик и мероприятий по активному здоровьесбережению дошкольников.

ФГОС оснащён всевозможными требованиями по здоровьесбережению, которые дошкольные учреждения планово выполняют каждодневно. Но в этой статье  нам хотелось бы рассказать о том, как нестандартно подходить к внедрению здоровьесберегающих технологий в непосредственную повседневность воспитанников.

В своей работе для нас оптимальным является формат игры, так как именно игра – ведущая деятельность дошкольников.

  1.  Например, по части формирования КГН, мы решили проблему «грязных рук» путём внедрения весёлой игры в обычный режимный процесс: развесили специальные индивидуальные индикаторы-ладошки, которые особенно полюбились детям. Они мотивируют ребёнка помыть руки, а для воспитателя ещё и являются наглядным инструментом проверки.
  2. Даже в самых рутинных режимных моментах можно уделить «минутку» своему здоровью. У нас с детьми есть замечательная традиция собирать игрушки под музыку с динамическими акцентами: так, например, под куплетные части мы собираем непосредственно игрушки, а под припевы весело танцуем, выполняя различные физкультурные элементы. Эта весёлая практика хорошо иллюстрирует известный принцип «делу время, а потехе час».
  3. Питание – основа здоровьесбережения, поэтому я считаю важным чаще говорить о нём с детьми.

А) В своей работе нам очень нравится использовать так называемые нутрициологические дидактические игры – такие, например, как «Ешь Радугу». Это настоящая находка в вопросах формирования навыков правильного питания у дошкольников. Дети очень любят сортировать продукты питания по цветам – это способствует развитию мелкой моторики, логического мышления и воображения, а также выполняет познавательную функцию и обогащает словарный запас.

Б)  Замечательной практикой оказался «Бинго!» челлендж – в нашей группе мы повесили адвент-календарь  с различными полезными продуктами на разных уровнях. С помощью индикаторов дети отмечают, что из перечисленного они ели в течение суток и соревнуются за звание «чемпиона недели».

  1. Но самой любимой здоровьесберегающей практикой нашей группы оказалась культура тимбилдингов выходного дня на свежем воздухе.  Обычно это сезонная тематическая серия мероприятий вне детского сада, в которых участвуют наши воспитанники вместе со своими родителями. На них мы играем в подвижные игры, много общаемся и просто хорошо проводим вместе время. Формат такого тимбилдинга хорошо развивает навыки работы в коллективе, формирует устойчивый интерес к организованной совместной деятельности, командообразованию. Детям это особенно нравится, ведь их потребность в физической активности всегда крайне высока. Родители признаются, что это мощный мотивирующий фактор выбраться из дома в выходной день.

Такой здоровьеориентированный подход к повседневности в детском саду за годы его реализации превратился в наш приоритетный педагогический метод. С младшей группы мы  практикуем его и в ходе своих наблюдений мы пришли к очень важному для себя открытию: к старшей группе наши дети демонстрируют определенную культуру мышления, основанную на осознанном отношении к своему здоровью. Они позитивно относятся к режимным моментам, стремятся к физической активности, оставляют за собой право осознанного выбора рациона, мыслят своё тело как исчерпаемый ресурс, о котором нужно заботиться и уважать. Это и есть подлинная Любовь К Себе – основа мышления здорового человека. Через Любовь  к Себе формируется принятие Другого, а в перспективе и полноценное здоровое общество.

Поэтому, уважаемые педагоги, всегда важно помнить: даже если ты ничему не можешь научить ребёнка, просто научи его любить себя.

Список литературных источников:

  1. Н. Полтавцева Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании, издательство: Литагент Флинта, 2011.