Инновационные технологии на уроках физики

Хрущева Альбина Ринадовна

1. Инновации в образовании понимаются как средство или способ развития образова­ния. Инновация - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых образо­вательных технологий, организационных форм обучения и управления.

 

2.В 8 классе был проведен урок с использованием электронных книг. Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных учебников в гипертекстовой форме и их внедрения в учебный процесс.

Электронные учебники имеют ряд преимуществ:

Доступность-диски дешевле хороших учебников.

Наглядность- для учеников важно использовать другое информационное пространство.

Оъемность по сравнению с обычными учебниками, электронные книги вмещают в себя огромное количество информации.

 

3. LEGO на уроке 

Как сделать так, чтобы урок физики был интересным, чтобы такая, сложная, на первый взгляд, наука стала для школьников понятной? Целью своей деятельности я считаю преподавать физику так, чтобы ребята шли на урок без страха и скуки, с желанием узнать новое. Трудно заинтересовать детей абстрактными понятиями, заставить выучить материал, если ребята не понимают цели его изучения. Поэтому в своей профессиональной деятельности я стремлюсь использовать самые разнообразные приемы и методы, а главное – постоянно обучаюсь новым, современным технологиям, ведь наши школьники живут в современном мире, с компьютером и Интернетом, с электроникой и автоматикой. Они хотят видеть это на уроках, изучать, использовать, понимать.

 

4. Проект посвящен развитию проектно-исследовательской деятельности учащихся в школе с помощью эвристического обучения, которое сочетает в себе творческую и познавательную деятельность, учитель не дает ученику готовые знания, он предлагает ему объект для изучения.

Основой практико-ориентированного проекта "Методы и приемы эвристического обучения в проектно-исследовательской деятельности» являются сборник проектно-исследовательских работ учащихся, сборник эвристических задач и эвристический дневник. Разработанные материалы позволяют учителю реализовать идеи развивающего эвристического обучения, а ученику выстраивать траекторию своего образования, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, способы освоения изучаемых тем и формы представления образовательных результатов

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Инновационные технологии на уроках физики

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников

    В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, Основной целью работы школы является: успешность и здоровьесбережение подрастающего поколения.

   Человек XXI века - это творческая личность. Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным. Школьная система долгие годы была научно – просветительской и учитель в ней был информатором, сообщающим знания, а сейчас наше образование старается приблизиться к научно – гуманной системе, в которой роль учителя отличается тем, что:

- на первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;

- учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты. Но основной формой работы учителя по-прежнему остаётся урок.

     Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность  обучаемых,  независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. 

     Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяет учителю: 

  • отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; 
  • развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
  • выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
  • воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий. 

    Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучаемости учащихся. 

     Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. 

Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.

   Целью в обучении является: развитие творческих способностей учащихся, мышления, внимания, памяти. Назову несколько инновационный технологий, способных сделать урок современным.

Такими технологиями являются:

Проблемное обучение. 

    Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. 

Разноуровневое обучение. 

     У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения.

Работа по данной технологии дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Метод проектов занимает сегодня ведущее место среди методов инновационного обучения. Его основой является практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. 

Исследовательские методы в обучении. 

    Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. 

Лекционно-семинарско-зачетная система.

   Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся. 

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. 

     Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование коммуникативных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

    Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.  Я   объединяю учащихся в группы по 3-4 человека и даю им одно общее задание, обозначив, роль каждого в выполнении этого задания, каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому все ученики в группе стараются овладеть материалом, стараясь ликвидировать пробелы. Использую листы взаимоконтроля, листы обратной связи,  где ребята проставляют оценки друг другу.

    Совместная работа в группе даёт хороший  стимул для познавательной  деятельности, т.к. можно рассчитывать на помощь  товарищей и преподавателя.

Здоровьесберегающие технологии. 

     Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.     Но полностью современным урок становится только при умелом сочетании(наложении) с вышеперечисленными методиками и технологиями , которые неизбежно обогащают содержание образования, позволяют сделать урок более наглядным, содержательным и более интересным для нынешнего поколения.При этом нельзя забывать, что урок будет хорошим только тогда, когда между педагогом и учеником существуют взаимопонимания.

     Для организации современного урока необходимо помнить о том что,

 во-первых, жизнь идёт вперёд, меняется обстановка;

 во-вторых, меняется отношение к ученику, большое внимание уделяется психологическим аспектам учения, формам занятий;

в-третьих, развивается материальная база школ, компьютерные средства обучения;

 в-четвёртых, компьютеры и интернет отрыли новые возможности.

     Обучение физики на уроках сегодня нельзя представить только в виде теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к физике, использовать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности.

    Глобальные изменения, происходящие в настоящее время вызывают необходимость использовать на уроках ИКТ как средства организующего учебную деятельность ученика и способствующего его адаптации в сегодняшней жизни.

      Основная цель использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования:  формирование целостной естественнонаучной картины мира, научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, способствование творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека. Методика урока при внедрении ИКТ существенно отличается от классической.  Учителем разрабатываются новые структурно-логические схемы, готовит электронные приложения к урокам. Средства ИКТ позволяют учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию, проводит моделирование сложных физических и объектов; осуществляет автоматизированный контроль качества полученных знаний; реализует технологию дистанционного и личностно-ориентированного обучения. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Использование компьютера на уроках дополняет учебный процесс, является неотъемлемой его частью, повышает активность учащихся, развивает их способности, побуждает к получению знаний, расширяет кругозор, повышает качество образования.

     Современный урок физики сегодня уже нельзя представить без использования на уроке компьютера, который не дает учителю забывать о том, что физика-наука экспериментальная и изучение физики трудно представить без лабораторных работ. На помощь учителю приходит компьютер, который позволяет проводить более сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменить исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы. Изучение устройства и принципа действия различных физических приборов - неотъемлемая часть современного урока физики. Обычно, изучая тот или иной прибор, учитель демонстрирует его, рассказывает принцип действия, используя при этом модель или схему. Но часто учащиеся испытывают трудности, пытаясь представить всю цепь физических процессов, обеспечивающих работу данного прибора. В частности компьютерная программа позволяет «собрать» прибор из отдельных деталей, воспроизвести в динамике с оптимальной скоростью процесс, лежащий в основе принципа его действия. При этом возможно многократное «прокручивание» мультипликации.

   Огромный выбор цифровых образовательных ресурсов позволяет учителю выбрать программное обеспечение для реализации любых образовательных задач. Компьютерные программы по физике очень разнообразны: источники дополнительной информации; демонстрации; тренажёры; виртуальные лаборатории; мультимедийные и интерактивные приложения.

Информационно-коммуникационные технологии освобождают учителя от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков. Бесспорно, что использование компьютера, разнообразных мультимедийных средств, сети Интернета на уроках оправдано, прежде всего, в тех случаях, в которых это обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения.

     В рамках одного урока невозможно и нельзя использовать все ресурсы и возможности информационно-коммуникационных технологий, важна система их внедрения в обучение. Эту систему может и должен построить каждый учитель самостоятельно и тогда современный урок будет более эффективным и деятельным, повысит интерес учащихся к предмету и положительно отразится на качестве обучения.

   Таким образом, под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу  для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников.

    Современный урок физики даёт возможность самостоятельно учащимся приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской деятельностью воспитанников.



Предварительный просмотр:

Электронный урок физики в 8 классе по теме «Электризация тел.»

Цели:

Образовательная:

  • Изучить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;
  • Добиться четкого усвоения законов взаимодействия одноименных и разноименных зарядов;
  • Уметь решать качественные задачи по теме.

Воспитательная:

  • Поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы;
  • Пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям.

Развивающая:

  • Выделять электрические явления в природе и технике;
  • Определять знак заряда наэлектризованного тела;
  • Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.

Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:

Мультимедийный проектор, экран, палочки из оргстекла и эбонита, шерстяные лоскуты, лоскуты из шелка, кусочки меха, пластмассовые линейки, кружочки бумаги, электрические султаны, гильзы на тонкой нити, воздушные шарики, штативы, полиэтиленовые и бумажные полоски.

Презентация к уроку.

Электронные книги ( тест, сайт)

Ход урока:

  1. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель.

Здравствуйте ребята! Вы уже много знаете и умеете, но сегодня предстоит      совершить еще одно открытие.

Сегодня на уроке у меня есть помощник – это палочка. На вид вроде обыкновенная, из эбонита. Я попытаюсь при ее помощи совершить чудо. Попробую что-нибудь достать из этой красивой коробочки. (Опускает палочку в коробочку и показывает ученикам).

Не получается. Что же делать?

Ученики. Сказать заклинание.

Учитель.

        Попробую. АБРА – КОДАБРА – БУМ! Опять не получается…

А вспомните, что делал Алладин, когда доставал  из лампы джина?

Ученики. Натирал лампу.

Учитель. Попробую и я натереть свою палочку (натирает палочку о мех и опускает в коробочку. Показывает учащимся, что к палочке прилипли легкие кусочки бумаги).

        Получилось. А палочка то оказывается волшебная.

        У вас на столах, ребята, есть палочки.… Проверьте, они тоже волшебные?

Опыт 1. Ученики натирают палочки.

Да, к палочкам, после их натирания прилипают  легкие предметы.

Учитель. А лоскутки ткани, меха о которые вы натирали палочки, обладают таким же свойством?

Ученики. Да, к ним тоже прилипают такие предметы.

Учитель. Какой вывод можно сделать из этих опытов?

Ученики. После натирания оба тела приобрели способность притягивать к себе легкие предметы.

СЛАЙД №2.

 Учитель. В VI веке до н. э. греческий философ Фалес Милетский обнаружил, что янтарь, потёртый о мех, приобретает свойство притягивать пушинки, соломинки.

Легенда гласит, что дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Уронив его однажды в воду, стала обтирать его шерстяным хитоном и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок, и чем сильнее она вытирала веретено, тем больше налипало шерстинок. Девушка рассказала об этом явлении отцу, тот не замедлил провести эксперимент с различными изделиями из янтаря и обнаружил, что все они после натирания вели себя одинаково.

«Янтарь» по-гречески «электрон». А это «чудо», которое мы с вами наблюдали, тоже имеет название – «электризация». Или по- другому можно сказать, что телу сообщён «электрический заряд».

А теперь кто догадается, какая тема нашего урока?

Ученики. «Электризация».

II Изучение нового материала.

СЛАЙД № 3.

Учитель. Правильно «Электризация тел».  И чтобы познать её, мы должны понять следующие слова  «электрический заряд» и «взаимодействие зарядов».

В своих опытах вы увидели, что при трении электризуются оба тела. Как вы думаете, одинаковыми ли свойствами обладают наэлектризованные тела? Ваши гипотезы.

Ученики. Наверное, одинаковыми. Они же все одинаково притягивали лёгкие пушинки.

Учитель. А как гипотезу проверить?

Ученики. Надо провести опыты. А какие?

Учитель. Проверьте, как взаимодействуют после электризации тела из одного вещества и из разных веществ.

Опыт 2.Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.

Приборы и материалы: 1) полоски из полиэтилена; 2) полоска из бумаги.

Положите на полоску из бумаги полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете? А теперь то- же сделайте с двумя полиэтиленовыми полосками.

Ученики. Результаты опытов различные. В первом случае наблюдается притяжение полосок, а во втором отталкивание. Можно предположить, что на телах из одного вещества образуются заряды одного вида, а на телах из разных веществ – разного.

Учитель. Проверим это, электризуя палочки. При этом эбонитовые палочки натирайте мехом, а стеклянные – шёлком или бумагой.

Ученики. (Делают опыты, потом выводы). У эбонитовой палочки заряд, появившийся при электризации, иного рода, чем у стеклянной, потёртой о шёлк.

Учитель. Вы правы. В природе существует два рода зарядов. Вы сейчас повторили опыты, которые в 1730 г делал французский физик Шарль Дюфе. Он впервые заметил, что натёртые шёлком стеклянные палочки отталкиваются друг от друга, а к эбонитовой палочке притягиваются.

А американский физик Бенжамин Франклин в 1778 г. изменил понятие «стеклянное» электричество на положительное, а «смоляное» (эбонитовое) назвал отрицательным электричеством.

СЛАЙДЫ № 4, 5, 6

Одни тела электризуются, так же как стеклянная палочка, т. е. положительно. Другие, как эбонитовая, палочка - отрицательно. Итак, в природе существуют положительные заряды и обозначаются они знаком  плюс и отрицательные заряды  и обозначаются они знаком  минус.

Если к наэлектризованной эбонитовой палочке будем подносить наэлектризованные тела из различных веществ, то мы увидим, что одни из них будут притягиваться к палочке, а другие отталкиваться. Тела, которые отталкиваются, будут иметь заряд такого же рода, что и на палочке, т. е. отрицательный, а которые притягиваются – заряд другого рода, т. е. положительный.

СЛАЙД  № 7. Задания на определение зарядов тел по их взаимодействию.

Сегодня мы с вами установили, что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака (их ещё называют одноимённые), взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака (их называют разноимённые), взаимно притягиваются.

СЛАЙД  № 8.

Физкультминутка.

Как вы думаете, можно наэлектризовать тела без трения друг о друга?

Ученики. (Высказывают свои предположения).

Учитель. А как вы можете проверить, тела наэлектризованы или нет?

Ученики. Если тела наэлектризованы, то они будут взаимодействовать, т. е. либо притягиваться, либо отталкиваться друг от друга.

Учитель. Задание первой группе. К двум висящим на шёлковых нитях алюминиевым гильзам прикоснитесь наэлектризованной палочкой из эбонита и пронаблюдайте результат. Задание второй группе. К одной гильзе прикоснитесь наэлектризованной стеклянной палочкой, а к другой – наэлектризованной эбонитовой палочкой.

Интерактивные упражнения. СЛАЙДЫ № 9 – 15.

Учитель. А теперь давайте подумаем, где явление электризации мы встречаем в жизни?

Ученики. (Приводят примеры). У меня юбка «прилипает» к колготкам. Волосы поднимаются при расчёсывании пластмассовой расчёской. Свитер «трещит», когда его снимаешь. А мой папа перевозит в автоцистерне горючие жидкости. Он мне объяснял, что цепь к корпусу автомашины прикрепляют, чтобы избежать возникновения искр и пожара от электризации.

СЛАЙД №16.

III Закрепление и углубление знаний. Практическое применение знаний.

Работа с кейсами. СЛАЙД №17.

СЛАЙД № 18. Кейс 1.(раздать в печатном виде).

СЛАЙД № 19. Кейс 2.

СЛАЙД № 20. Кейс 3.

IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Учитель. Итак, мы снова уходим с урока, совершив еще одно открытие, прибавив еще немножко к нашему знанию. Но чтобы все знание оставалось с вами, необходимо поработать и дома.

Домашнее задание. СЛАЙД № 21.

СИНКВЕЙН. СЛАЙД № 22.

Спасибо всем за работу на уроке, за взаимодействие.



Предварительный просмотр:

Челябинская область

Златоустовский городской округ

МКУ Управление образования и молодёжной политики  

Златоустовского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

456217, Челябинская область,  г. Златоуст, ул. им. И.И. Шишкина, дом 20

т/факс 8(3513)79-12-17

E-mail: zlatoustschool4@rambler.ru официальный сайт http://74205s4.edusite.ru

 

Инновационный проект

 практико-ориентированного типа

по теме:

“Методы и приемы эвристического обучения в проектно-исследовательской деятельности”

                                                             

                                                               

                                                 Выполнила:

                                                                        Хрущева Альбина Ринадовна,

                                                              учитель физики

                                                              МАОУ СОШ №4 г. Златоуста

Златоуст

2019


Содержание

  1. Аннотация проекта
  2. Обоснование необходимости инновационного проекта
  3. Цели и задачи проекта
  4. Основное содержание проекта
  5. Ресурсы
  6. Партнеры
  7. Целевая аудитория
  8. План реализации проекта
  9. Ожидаемые результаты и социальный эффект
  10. Перспективы дальнейшего развития проекта
  11. Литература
  12. Приложение
  1. Сборник проектно-исследовательских работ учеников Научного общества школьников «Открытие»
  2. Сборник эвристических задач по физике для учителей и учащихся
  3. Эвристический дневник


Аннотация

Проект посвящен развитию проектно-исследовательской деятельности учащихся в школе с помощью эвристического обучения, которое сочетает в себе творческую и познавательную деятельность, учитель не дает ученику готовые знания, он предлагает ему объект для изучения.

Основой практико-ориентированного проекта "Методы и приемы эвристического обучения в проектно-исследовательской деятельности» являются сборник проектно-исследовательских работ учащихся, сборник эвристических задач и эвристический дневник. Разработанные материалы позволяют учителю реализовать идеи развивающего эвристического обучения, а ученику выстраивать траекторию своего образования, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, способы освоения изучаемых тем и формы представления образовательных результатов.

Обоснование необходимости инновационного проекта

Идеал современного общества -  неординарная творческая личность, способная к самостоятельному решению сложных задач и созданию нового в разных сферах общественной деятельности.  

Цель современного образования - воспитание такой личности; развитие тех способностей, которые востребованы самой  личностью и обществом.

Задача  педагога - создать условия,  способствующие индивидуальному развитию и личностному росту ученика, раскрытию его потенциальных возможностей. Эти условия предполагают такую организацию образовательной деятельности, в которой  активизировался бы творческий потенциал,  пробуждалось стремление к познанию, исключалось бы пассивное восприятие готовых знаний и выводов.

Однако на пути достижения этой цели существует много препятствий, преодолеть которые отнюдь нелегко.

В первую очередь, это «широкие возможности» глобального информационного пространства.  Популярные в среде учащихся готовые домашние задания (ГДЗ) формируют лишь способность бездумного переписывания от задач и рефератов до контрольных работ и проектов, тем самым снижается интерес к учебе, развивается клиповое мышление и появляется проблема мотивации учащихся [4, 73].

Во-вторых, преобладающие в практике школьного обучения упражнения тестового характера призваны, лишь быстро проверить знания по теме и разделу, развивая шаблонное мышление, но в меньшей степени способствуют развитию и раскрытию их творческого потенциала.

Традиционно школьники считают, что предмет «физика» – сложный предмет, в котором только формулы и задачи, а проектно-исследовательская деятельность по этому предмету - «совсем не разобрать».

Таким образом, возникает противоречие между потребностями и существующими тенденциями. Необходимость в разрешении данного противоречия обусловливает актуальность предлагаемого проекта, призванного ответить на вопросы: «Как воспитать креативную личность? Как превратить проектно-исследовательскую деятельность в интересный процесс? Как научить без принуждения? Как научить самостоятельно принимать решения?»

В этой связи имеет смысл говорить об эвристическом методе обучения – обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской) [11, с. 18]. Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю). Внимание указанного направления обращено на творческое развивающее современное образование, основной целью которого является воспитание ученика, овладевшего не только определённой суммой знаний, умений, навыков, но способного к саморазвитию, самореализации, созданию нового в себе и в своей деятельности.

В разное время вопросы эвристического обучения разрабатывали философы, психологи, педагоги, представляющие различные  школы и направления: Сократ, И. Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Д. Пойа, Я. А. Коменский и др. Идеи об эвристическом обучении в современной дидактике разрабатываются в трудах А. В. Хуторского, А. И. Андреева, М. М. Левиной и многих других. Сам же термин «эвристика» впервые появился в трудах греческого математика Паппа Александрийского [2, с. 29].

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между кажущимся обилием научного материала по этой тематике и отсутствием конкретного фактического материала, позволяющего строить обучение по эвристической технологии в образовательном процессе.

Предлагаемый проект «Методы и приемы эвристического обучения в проектно-исследовательской деятельности» - это попытка обобщить личный опыт в области обучения с использованием данного метода, заинтересовать ученика проектно-исследовательской деятельностью, показать широкие возможности предмета для раскрытия творческих способностей ученика, то есть представить свой взгляд на эвристический метод обучение. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Наше обращение к эвристическому методу, как к технологии раскрытия творческого потенциала объясняется ее отличительной чертой - универсальностью, т.е. приложением к любому предмету.