Совершенствование профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа в процессе изучения междисциплинарных курсов, направленных на укрепление здоровья дошкольника Н.Ш. Хусяинова , преподаватель
В условиях сохранения устойчивой тенденции ухудшения здоровья детей , снижения уровня физического развития, ухудшения физической подготовленности студентов, дефицита двигательной активности, необходимо искать новые подходы совершенствования профессиональной подготовки студентов колледжа в процессе изучения ПМ 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья дошкольника и его физическое развитие»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совершенствование профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа в процессе изучения междисциплинарных курсов, направленных
на укрепление здоровья дошкольника
Н.Ш. Хусяинова , преподаватель
Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. В условиях сохранения устойчивой тенденции ухудшения здоровья детей , снижения уровня физического развития, ухудшения физической подготовленности студентов, дефицита двигательной активности, необходимо искать новые подходы совершенствования профессиональной подготовки студентов колледжа в процессе изучения ПМ 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья дошкольника и его физическое развитие»
В Профессиональный модуль 01 входит три МДК. Перед преподавателями стоит проблема интегрирования содержания МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья; МДК. 01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста и МДК. 01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков.
Целью освоения профессионального модуля 01.является формирование профессионально – значимых компетенций, необходимых для освоения данного вида профессиональной деятельности. [1, с.5] Компетентностно - ориентированное обучение – основа повышения качества профессиональной подготовки студентов.
Освоение общих и профессиональных компетенций предполагает смещение акцента на практическую направленность учебных занятий, выработку у студентов конкретных умений и навыков проведения мероприятий по физическому воспитанию.
Совместно с коллегами преподавателями МДК мы стараемся избежать повторы в изложении материала, согласовать временные рамки изучения отдельных тем, чтобы, освоенные теоретические положения отрабатывались в процессе формирования практических навыков и на уроках, и на практике при проведении студентами разных форм физкультурно- оздоровительной работы с детьми.
Важно формировать не только знания, умения и навыки, но и мотивационно-ценностные ориентиры, направленные на ответственное отношение студентов своему здоровью, на здоровый образ жизни. На начальном этапе работы важно вызвать устойчивый интерес и желание проводить работу по укреплению здоровья дошкольников. «Круглые столы» с выпускниками, выезды в дошкольные образовательные учреждения, где показываем интересные нетрадиционные формы работы по физическому воспитанию ,повышают у студентов ответственность и осознанность выбора. Проведение показательных мастер- классов педагогами профессионалами, демонстрация творческих, увлекательных физкультурных занятий, досугов, уникального опыта мастера позволяет создать целостное представление о работе в рамках ПМ 01, увидеть перспективы личностного и профессионального роста.
В последнее время мы проводим онлайн мастер –классы. Накоплена богатая фильмотека проведения показательных форм работы по физическому воспитанию выпускницами и старшекурсницами .
В ходе бесед с мастерами профессионалами мы уделяем особое внимание важности воспитания таких профессионально-значимых качеств, как целеустремлённость, активность, дружелюбие, надёжность, трудолюбие, ответственность, оптимизм, настойчивость, самообладание. Во многих, но, к сожалению ,не во всех базовых образовательных учреждениях студенты видят искреннее стремление педагогов помочь им в овладении необходимыми для будущего специалиста качествами. Профессионализм и увлечённость наставников позволяет формировать личностную заинтересованность студентов в овладении педагогическими компетенциями.
На уроках большое внимание в обучении уделяем формированию навыков планирования и проведения разных форм работы .При написании конспектов, технологических карт занятий взаимодействуя со студентами, побуждаем к творчеству, пытаемся совместно составить сюжетные конспекты зарядки, бодрящей гимнастики физкультурного занятия, досуга, придумать игровые задания с нестандартным спортивным оборудованием ,чтобы физкультура для дошкольников была в радость. Апробировав проведение разных форм работы на уроке, студенты уже более уверенно проводят сюжетные игровые гимнастики с элементами самомассажа, дыхательные упражнения, упражнений для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения; космические путешествия, поиски клада; спасение героев любимых мультфильмов на педагогической практике
Навыки работы с детьми вырабатываются при пошаговом тренинге практических умений по укреплению здоровья дошкольника. Обучение, построенное на передаче информации, мы стараемся заменить обучением в деятельности. Содержанием образования становится именно формирование навыков практического проведения физических упражнений. На смену традиционным, приходят формы активного обучения: деловые игры, разыгрывание ролей, моделирование, анализ конкретных педагогических ситуаций, самоанализ практического проведения физических упражнений, дискуссии, тренинги.
Студенты принимают участие в смотрах -конкурсах творческих конспектов, демонстрируют использование разнообразного нестандартного оборудования, изготовленного своими руками, в условиях квазипрофессиональной деятельности при моделировании педагогического процесса ДОУ.
На занятиях обсуждаются реальные педагогические ситуации. В ходе обсуждения студенты самостоятельно ищут способы их решения . Работа студентов в подгруппах способствует овладению навыками диалога, дискуссии, педагогическому взаимодействию преподавателя и студента, студентов между собой. В ходе дискуссии студенты излагают свое мнение, защищают его и принимают оптимальное решение. Студенты в сотрудничестве с преподавателями показывают умения творчески решать профессиональные задачи, связанные с физическим развитием детей. [2, с.56-58]
Проведение деловых игр, конкурсов достижений практического проведения зарядки, подвижной игры способствует повышению мотивации студентов к будущей профессиональной деятельности, формированию значимых для данного вида деятельности компетенций. №8
Особую заботу преподавателей представляет формирование навыков работы с родителями и воспитателями ДОУ. Кроме традиционных родительских собраний и консультаций мы демонстрируем тренинги по обучению родителей различным совместным физическим упражнениям с детьми, проводим совместные спортивные досуги и праздники. Консультации для воспитателей готовим в виде практических занятий, деловых игр. В этом году мы с Желтовой М.Н. провели конкурс консультаций для родителей и воспитателей с презентаций « Малыши выбирают спорт» по пропаганде спортивных игр и упражнений .
Для совершенствования физкультурно- оздоровительной работы в базовых дошкольных учреждениях совместно с Желтовой М.Н. мы провели мастер-классы для руководителей педагогической практики.Участники мастер-класса в ходе проведение утренних гимнастик ,подвижных игр для разных возрастных групп, уточняли алгоритм методики их проведения ,специфику проведения для младших и старших дошкольников, обсуждали наиболее эффективные и целесообразные приемы работы, делились собственным педагогическим опытом.
В ходе руководства исследовательской деятельностью студентов внедряем совместный поиск новых интересных технологий, повышающих качество работы по укреплению здоровья дошкольников. [3, с.269] Студенты со своими исследованиями выступают на ежегодных «Днях науки», на научно-практических конференциях. Опытно-практическая работа способствует приобретению необходимых для профессиональной деятельности умений, навыков, педагогической рефлексии.
Пошаговый тренинг проведения работы по физическому воспитанию в квазипрофессиональых условиях позволяет уменьшить разрыв между теорией и реальностью практической деятельности, помогает приобретению профессионально – значимых компетенций, необходимых для освоения данного вида профессиональной деятельности, что является залогом совершенствования качества профессиональной подготовки , а в будущем надеемся и успехам выпускников в укреплении здоровья дошкольников.
Список литературы
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Грядкина Т.С.Образовательная область «Физическое развитие». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие. Детство». - СПб: ООО издательство «Детство-Пресс», 2016.-144с. ( Методический комплекс программы «Детство»)
- Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / [Филиппова С.О., Каминский О.А., Лукина Г. Г. И др.]; под ред. С.О. Филипповой. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 320 с.
