Для родителей

На этой странице собраны материалы для родителей. Читайте, изучайте, применяйте!

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»

Памятка для родителей: 

Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.

  1. Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.
  2. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком « Пешеходный переход»
  3. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
  4. Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.
  5. Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
  6. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
  7. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
  8. Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.

Рекомендации для родителей

1. При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

2. Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

3. При выходе из дома:

- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесьнет ли за препятствием опасности.

4. При ожидании общественного транспорта:

- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствиина тротуаре или обочине.

5. При переходе проезжей части:

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линиизебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами;

- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;

6. При посадке и высадке из общественного транспорта:

- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

- научите ребенка быть внимательным в зоне остановкеособо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.

7. При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

Что должны знать родители о своем ребенке?

В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.

В 6 лет- боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.

В 7 лет- более уверенно отличать правую сторону дорогу от левой.

В 8 лет- может мгновенно отреагировать на отклик и т.д.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде; умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он больше).

http://33sad.ru/wp-content/gallery/pdd/11.jpg



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования

в домашних условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.

Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

 В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы ( песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: Что быстрее растворится: - морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п. Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:1.Установите цель эксперимента( для чего мы проводим опыт)

2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Правила дорожного движения»

 Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что его сообразительный малыш под колесами автомобиля уж точно не окажется. Но если ребенок вовремя не пришел домой, родители начинают волноваться: «все ли благополучно?», придумывая различные варианты развития событий, судорожно обзванивая друзей и знакомых, с которыми, возможно находится их дитя. Только бы ничего не случилось! Это извечная человеческая боязнь случая в наше время и обоснована она тем, что вот уже несколько десятков лет несчастные случаи, как угроза здоровью и жизни ребенка, опережают болезни.

В ДТП дети попадают не просто так. Одни выбегают поиграть на проезжую часть дороги, догоняя свой мяч, другие выходя на дорогу, не посмотрев по сторонам, а виноваты в этом мы, взрослые это мы не научили детей, не подсказали, не предостерегли. 95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникает в ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет или они успеют перебежать дорогу перед транспортом, или переходят дорогу вне пешеходного перехода.

 Ежегодно на дорогах России погибают около 1, 5 тысяч детей, 24 тысячи получают ранения. И это не просто цифры. Дорога - угроза жизни детей. Достаточно изучить "истории болезней" детей, пострадавших от травм, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия, побеседовать с врачом — хирургом или травматологом, чтобы понять простую истину: Из каждых двадцати случаев девятнадцать, оказывается, типичны, - часто повторяются, возникают в одних и тех же стандартных ситуациях, число которых не так уж велико. Ситуации эти можно знать, а поведению в них — научить. А значит, несчастье можно предотвратить! Только следуя всем установленным правилам и требованиям, Вы сможете сохранить жизнь и здоровье детей.

Главным в воспитании законопослушного гражданина (в том числе и как участника дорожного движения) для родителей должен быть принцип «Делай, как я». Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он должен не просто их знать - у него должен сформироваться навык безопасного поведения на дороге. Даже если вы опаздываете, все равно переходите дорогу там, где это разрешено Правилами; в собственном автомобиле соблюдайте скоростной режим; пристегивайтесь ремнями безопасности и не позволяйте находиться детям до 12 лет на переднем сиденье. Наглядный пример родителей будет куда эффективнее, чем сотни раз повторенные слова «не ходи на красный свет». Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и внимательными! Знайте, если Вы нарушаете Правила дорожного движения, ваш ребенок будет поступать так же!

Учите ребенка не спешить при переходе улицы, переходить проезжую часть только тогда, когда обзору никто и ничто не мешает, прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки. Оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина. В детском возрасте отсутствует навык безопасного поведения на улицах и дорогах, умение наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость, направление движения, возможность внезапного появления автомобиля из-за стоящего транспорта, из-за кустов, киосков, заборов. Дорога от дома в детский сад и обратно идеально подходит для того, чтобы дать ребенку знания, формировать у него навыки безопасного поведения на улице. У ребенка целая гамма привычек формируется с самого раннего детства. Именно поэтому, начиная с 1, 5-2 лет необходимо формировать у него комплект «транспортных» привычек. Сопровождая ребенка, родители должны соблюдать следующие требования:

Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не спеша.

Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь.

Переходите дорогу размеренным шагом.

Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах.

Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор.

Увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящей на противоположной стороне не спешите, не бегите.

Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать внимание на дороге.

Переходите улицу строго под прямым углом.

Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора, предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода.

При переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку.

Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал.

Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге. Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин. Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД. К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте: Играй только в стороне от дороги. Переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, на перекрестках по линии тротуара. Переходи улицу только шагом, не беги. Следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу. Посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо. Не пересекай путь приближающемуся транспорту Трамваи всегда обходи спереди. Входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит. Не высовывайся из окна движущегося транспорта. Выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги. Не выезжай на велосипеде на проезжую часть. Если ты потерялся на улице-не плач. Попроси взрослого прохожего или полицейского помочь. Все понятия ребенок усвоит прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используя для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Обратите внимание на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть в беду. Не пугайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не менее вреден, чем безопасность и невнимательность!

Уважаемые родители! Помните! На улице крепко держите ребёнка за руку! Выработайте у ребёнка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, и только потом переходить улицу. Ребёнок учится законам улицы у родителей. Пусть Ваш пример послужит правильному поведению на улице не только вашего ребёнка, но и других детей.

Для того, что бы вы всегда были спокойны за своего ребенка, и он чувствовал себя уверенно на дороге, советуем Вам: напоминайте основные Правила дорожного движения своему ребенку каждый день; никогда в присутствии ребенка не нарушайте Правила движения; при переходе проезжей части держите ребенка за руку; учите его ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом; учите его переходить проезжую часть только по пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора; не позволяйте своему ребенку играть на дороге.

 Еще раз помните! Дорога полна неожиданностей: она не терпит шалости, наказывает без жалости! Лишь строгое соблюдение Правил станет залогом безопасности вас и вашего ребенка!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Школьная готовность ребенка»

Ребенок, поступающий в 1-й класс, должен иметь определенный запас знаний об окружающем мире, о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях и их труде, о родителях, о том «что такое хорошо и что такое плохо».

     Однако важен не столько объем знаний, сколько их качество, готовность ребенка к усвоению школьной программы. Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые к началу обучения имеют недостаточный запас знаний, а те, у которых отсутствует желание и привычка учится, думать, решать задачи, особенно те, что связаны с какой – либо жизненной ситуацией, игрой.

     Ребенок, поступающий в школу, должен описывать свойства различных предметов, ориентироваться в пространстве и времени, должен выделять главное в происходящем, уметь сравнивать между собой предметы, явления, видеть в них сходное и различное, должен рассуждать, делать выводы. (Например, провести линию от левого верхнего угла листа к правому нижнему углу; представлять сколько прошло времени, сколько его осталось, уметь делать к сроку задание).

     Перед школой ребенок должен знать, в какой стране он живет, в каком населенном пункте находится его дом, иметь некоторое представление о других городах, странах.

     Он должен уметь общаться с взрослыми и со сверстниками, уметь подчинить себя обстоятельствам, оценивать свои поступки. Важным моментом является преобладание у ребенка «Я должен» над «Я хочу», выполнение определенных правил не по принуждению, не по привычке, а по осознанной необходимости.

     Очень важным является субъективная готовность ребенка к школе. Окружающие, родители должны создать у него чувство неизбежности посещения школы, торжественности этого момента, важности обучения в школе.

     Если Ваш ребенок соответствует изложенным критериям к 6 годам, то он готов  посещать школу. Дети, не достигшие «школьной зрелости», могут посещать школу и в более позднее время. Однако, чтобы этого не было, ребенка необходимо все время готовить к школе, тренируя его тело, закаливая его, развивать его фантазию, словарный запас, знакомя его с окружающим миром, прививая ему бытовые навыки.

    Хотелось бы сказать также несколько слов не про детей, а про нас, взрослых, про наше отношение к их успехам и, что гораздо важнее, к их неудачам. Жаль, однако, мы, родители, часто нетерпеливы и эгоистичны, хотя и оправдываемся «добрыми намерениями». Но, какими бы ни были оправдания, наше раздражение, крики, выяснение отношений, наказания – все это дополнительные стрессовые ситуации, постоянная детская боль от непонимания и обиды. Чем больше наши старания, чем больше внимания мы уделяем детям, тем больше надежды на успешное обучение, хорошие оценки.

Огромное значение для психического и физического здоровья вашего ребенка имеет правильный режим дня.

12 часов сна, с учетом обеденного, для восстановления сил.

После школы не спешите садить ребенка за уроки, ему необходимо отдохнуть 2-3 часа. Самое продуктивное время для уроков – с 15 до 16 часов. Занятия вечером безрезультатны, завтра придется все начинать сначала.

Не заставляйте ребенка готовить уроки за один раз. После 20-30 минут занятий необходимо 10-15 минут «перерыва».

Во время приготовления уроков не сидите над ребенком, дайте возможность ему поработать самостоятельно, однако если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Необходимы спокойный тон и поддержка («не волнуйся», «давай выясним вместе», «я тебе помогу»), похвала, даже когда что-то не получается. Не акцентируйте внимание на оценках («не зря по письму у тебя одни»2» и «3»).

Если вы будите придерживаться этих советов в воспитании, ваш ребенок вырастет уравновешенным и спокойным.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Какую роль играет экспериментирование в жизни дошкольников»

   В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.    В ходе опыта дети высказывают свои предложения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

   Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

    В соответствии с ФГОС ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.

   Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным и смелым преобразователем мира, не боящимся ошибаться и пробовать все сначала.

   Само слово «экспериментирование» является многозначным. Оно может выступать как метод обучения, как форма организации педагогического процесса и, наконец, является одним из видов познавательной деятельности детей.

   Дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия. Проведение опытов, наблюдений помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения.

   Какая же роль семьи в развитии поисково- исследовательской активности ребенка?    Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

    Следуйте совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.     Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

   Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

   Для того чтобы поддерживать интерес детей дошкольного возраста к познавательному экспериментированию необходимо:

  • Не отмахиваться от желания малыша. Так как в основе любого желания лежит любознательность.
  • Не отказываться от совместных занятий с ребенком. Дети не могут развиваться без участия взрослых.
  • Не запрещать без объяснений. Запреты сковывают самостоятельность и активность.
  • Если Вы что-то запрещаете, то обязательно объясните, почему запрещаете. Помогитеразобраться что можно и как можно.
  • Не указывать на недостатки и ошибки деятельности малыша, так как это приводит к потере интереса к этому роду деятельности.
  • Поощрять любопытство, это вызовет потребность в новых впечатлениях. Любопытство порождает любознательность, потребность в исследовании.
  • Предоставлять возможность малышу действовать с различными предметами и материалами.
  • Поощрять желание экспериментировать с разными предметами.
  • Побуждать ребенка доводить начатое дело до конца. Положительная оценка взрослого очень важна для него.
  • Проявлять заинтересованность к деятельности ребенка. Беседовать с ним о целях, о его намерениях, о том каким путем добиться желаемого результата.

   Проведение экспериментов надо рассматривать не как развлечение, а как один из методов ознакомления детей с окружающим миром. Это очень эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты объединяют все стороны воспитания и все виды деятельности.

    Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

    Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста.

Что плавает а, что тонет?

Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.

Материалы: жидкость, предметы из различных материалов

Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.

Вывод: Предметы из дерева не тонут.

Куда деваются сахар и соль?

Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.

Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.

Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?

Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.

Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.

Какого цвета вода?

Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.

Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя) . Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.

Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится зеленая вода.

Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.

Так же можно смешивать и сами краски.

Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.

Куда девалась вода?

Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.

Материалы:

Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.

Вывод: Ткань впитывает воду и сама становится мокрой.

С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней. Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины.

Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

Чем больше вы с ребенком будете экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

    Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что пятилетних детей, называют «Почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая, каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы.

    Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и не живым в природе. Исследование предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» «Почему?».

Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности и самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.

    Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию нужно:

поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании; предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами; поощрять экспериментирования с ними; помогать ему в этом своим участием.

    С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность.

    Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним с его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).     Расспросите о результатах деятельности, о том как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

    Советы для родителей для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

  • Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
  • Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях:она порождает потребность в исследовании
  • Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не можетразвиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
  • Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.
  • Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
  • Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. • Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
  • С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
  • Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, атакже неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
  • Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.
  • Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).
  • Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).     Родители – это именно те люди, которые лучше всего могут помочь детям реализовать их потенциальные возможности.

    Эксперименты, которые можно провести дома с детьми:

1. «Какую форму принимает вода?"

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разного размера. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи 2. «Есть ли у воды вкус?»

Спросите перед опытом: «Какого вкуса вода?» После этого дайте детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дайте детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела теперь вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.

  1. «Чем пахнет вода?»

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

  1. «Зачем нужна вода растениям?»

Нарежьте веточки быстро распускающихся деревьев или кустарников (тополь, береза, смородина). Возьмите сосуд с водой. Рассмотрите с детьми веточки (они должны быть только с почками, без листьев) и поставьте их в сосуд с водой. Объясните, что одно из важных свойств воды — давать жизнь всему живому. Пройдет время, и веточки оживут, а тополиные ветки могут даже пустить корни.

  1. «Вода не имеет цвета»

Пусть дети положат кристаллы марганцовокислого калия или краски в стаканы и тщательно перемешают, чтобы они полностью растворились. А также покажите им чай, кофе, компот, кисель. Пусть ребята убедятся, что вода окрашивается в цвет того вещества, которое положено в воду. Кроме того, покажите им, что интенсивность цвета зависит от количества вещества. Например, два кристалла марганцовокислого калия дают розовую окраску, а десять — фиолетовую.

  1. «Подводная лодка из винограда»

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

  1. «Подводная лодка из яйца»

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

    А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, молено получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

    Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

   Игры с водой.

  1. Выливаем, наливаем, сравниваем:

—сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;

— наполнить бутылку до половины — она будет плавать; — налить бутылку до верху – она будет тонуть; —«фонтан» из бутылки.

  1. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу бумагу, губки): — тонет — не тонет;

— вылавливаем игрушки;

— «дождь» из губки.

  1. эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная – не прозрачная.
  2. Лёд. Знакомим ребёнка с разной температурой: - холодно – тепло – горячо.

растворяется – не растворяется, тает – не тает. 5. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.

    «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, не открыть, так чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то не досказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал.» В. А. Сухомлинский