Работа с родителями

Никулина Людмила Васильевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Алиса» Левокумского муниципального округа Ставропольского края

        

Мастер-класс для родителей

C:\Users\ЛЕНОВО\Desktop\44e0aae379589250d2d3a6e86cb95291.jpeg

  Подготовлен

 учителем - логопедом

                                                                      МКДОУ «Детский сад№14 «Алиса»

                                                                                                         Никулиной Л.В.

                                                                                                                        357973

                                                                                               Ставропольский край,

                                                                                                   Левокумский округ,

                                                                                  с. Урожайное, ул. Гулая, 89

lyuda.nikulina.79@list.ru

89097650981                                                                                               

с. Урожайное, 2022г

Цель: налаживание взаимодействия с родителями; ознакомление с приёмами развивающего массажа и возможностью его использования в домашних условиях.

Задачи:  

1. Познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами развивающего массажа, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.  

2.  Раскрыть особенности  развивающего массажа.

3. Показать на практике эффективность использования развивающего массажа.

4. Совместно отработать приёмы развивающего массажа.

5. Активизировать самостоятельную работу родителей с детьми в домашних условиях, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

6. Продемонстрировать весёлые и интересные приёмы развивающего массажа, которые не скучно делать дома самостоятельно в свободное время, тем  самым помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения и подготовиться к обучению в школе.

Практическая значимость: участники мастер – класса получат знания о приёмах развивающего массажа; родители будут использовать приобретённые приёмы  массажа на занятиях с детьми дома.

Прогнозируемый результат мастер – класса: 

*получение родителями представления о методике развивающего массажа;

*внедрение методов и приёмов развивающего массажа при выполнении домашних заданий.

Методы и приёмы: упражнения, воспроизведение действий по показу логопеда, слайдовые презентации.

Оснащение: ТСО: экран, проектор; презентация «Развивающий массаж в логопедической работе с детьми с нарушениями речи».

Раздаточные материалы: стаканы с ложками, сухой бассейн, мелкие игрушки, ёмкости с тёплой и холодной водой, губки, цветные колпачки, махровые салфетки, детский крем, буклеты.

                                       План проведения мастер – класса

I этап. Приветствие. Вводное слово педагога – мастера. Вхождение в тему.

II этап. Практический.

Задание 1 – Самомассаж ложками.

Задание 2- Аурикулярный массаж (массаж ушных раковин).

Задание 3- Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого       бассейна».

Задание 4 – Гидромассаж.

III этап. Подведение итогов. Рефлексия.

I этап. Приветствие. Вводное слово педагога – мастера. Вхождение в тему. 

Слайд-1

 Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе. Тема нашей встречи «Развивающий массаж в логопедической работе с детьми с нарушениями речи». Мы с вами поговорим о развивающем массаже, его влиянии на развитие речи детей, видах развивающего массажа и как можно его применять в домашних условиях. А также показать и дать вам возможность практически опробовать некоторые  приёмы развивающего массажа, которые я использую в  работе с детьми.

Слайд-2

    В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен.

   Поэтому я в своей работе использую самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является развивающий массаж.  

В практике логопедической работы использование приёмов развивающего массажа или самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. Для проведения такого массажа не требуется специального оборудования (кушетка, зонды), разрешающих сертификатов и нет значительных противопоказаний. Его можно выполнять сидя, лёжа, стоя – в любой удобной позе. Кроме этого, его можно использовать многократно в течение дня в различных видах деятельности и в домашних условиях.

Слайд-3

Рекомендации к проведению.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз. За один сеанс такого массажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приёмов.

Условия проведения:

- руки и лицо ребёнка должны быть чистыми;

- ногти ребёнка должны быть коротко подстрижены, без заусенцев;

- одежда не должна стеснять движений;

- после приёма пищи самомассаж проводить не рекомендуется.

Противопоказания. Значительных противопоказаний к проведению самомассажа нет, но есть ограничения:

- острые и хронические заболевания кожных покровов, в том числе гематомы на массируемых участках;

- наличие герпеса на губах или др. инфекций полости рта;

- наличие коньюктивита;

- увеличенные лимфатические узлы.

Слайд-4

К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массаже:

  • Поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки;
  • Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях;
  • Разминание - смещение тканей с захватом –пощипывание.
  • Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывная.

Слайд-5

Виды развивающего массажа:

1. Самомассаж лица.  

2. Самомассаж кистей и пальцев рук.

3. Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления.

4. Плантарный массаж (массаж стоп ног).

5. Аурикулярный массаж ( массаж ушных раковин).

    Сейчас я предлагаю вашему вниманию некоторые приёмы развивающего массажа, которые помогут развивать речь ваших детей, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Слайд-6

II этап. Практический.

Слайд-7

Задание №1 – Самомассаж лица ложками.

Слайд-8

Цели развивающего массажа:

1. Нормализация мышечного тонуса путём стимуляции определённых точек, связанных с речевыми центрами коры головного мозга.

2. Оказание воздействия на постановку  и автоматизацию звуков, а также усвоение и употребление звука в самостоятельной речи детей.

Слайд-9

Автором этой методики является Крупенчук О. И.   Выполнять его можно как на занятиях логопеда, в режимных моментах в группе, так и дома с родителями. Массаж ложками - один из новых методов логопедического массажа.

Для массажа и самомассажа используются разные ложки: столовые и чайные (для массажа лицевых мышц), кофейные (для массажа мышц артикуляции). Ложки могут быть как стальные, так и пластмассовые. Ложки можно брать разные, что помогает поддерживать у детей интерес к занятию. Ложки должны быть с минимумом украшений на черенке и круглым, а не острым кончиком.

Помимо всего этого, применение ложечного самомассажа развивает и мелкую моторику у ребёнка. Синхронизирует работу двух рук, укрепляя тем самым межполушарные связи. Делая самомассаж, ребёнок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.

   Перед вами в стакане стоят ложки, возьмите в каждую руку по ложке. Я буду читать   стихотворение и показывать движения, а вы  повторяйте за мной. Стихотворение организует порядок массажных движений, описывает сами движения, что очень важно для детей с речевым недоразвитием.

  Примеры таких стихотворений можно взять в специальной литературе. Я приведу только некоторые - выборочно.

Слайд -10

«ЛОБ ПОГЛАДИЛИ МЫ НЕЖНО

И РАССЛАБИЛИ ПРИЛЕЖНО»

(поглаживание горками ложек вокруг лобных бугров)
«КАК ПОГЛАДИТЬ ЩЕКИ НАМ,

НЕ СДВИГАЯ КОЖУ ТАМ ?»

( круговое поглаживание горками ложек по щекам)

Слайд -11

«НАДО РАСТЕРЕТЬ ВИСОЧКИ

НАДАВИВ В ПОСЛЕДНЕЙ ТОЧКЕ»

( круговые движения горками ложек у виска с легким нажатием в конце движения)

«ПОВЕРНЕМ БОКАМИ ЛОЖКИ,

УБЕРЕМ СО ЩЕЧЕК КРОШКИ»

( движение снизу вверх по щекам боковой поверхностью черпака)

Слайд-12

«ПОСКРЕБЕМ ПО ГУБКАМ ТОЖЕ,

ЗАБЫВАТЬ О НИХ НЕГОЖЕ»

(скребущее движение по верхней губе кончиками ложек)

 «РАЗОМНЕМ ПОЛУЧШЕ ЩЕКИ,
КРУГ РИСУЯ ТАМ ГЛУБОКИЙ»
(круговое разминание горками ложек щек)

«ЩЕКИ МОЖНО ПОСДВИГАТЬ

ВВЕРХ И ВНИЗ, И ВВЕРХ ОПЯТЬ»

( зигзагообразное разминание горками ложек от углов рта к козелкам)

 « МЫ ПОШЛЁПАЕМ ПО ЩЕЧКАМ,

СЛОВНО КАПЕЛЬКИ ПО КОЧКАМ» 

(горками ложек стучим по щекам)

Для нас массаж имеет также положительное воздействие: Массаж лица ложками приводит в тонус наши мышцы. А значит подтягивает контур лица, разглаживает морщинки.

Слайд-13

Задание 2- Аурикулярный массаж ( массаж ушных раковин).

Большинство учёных представляют аурикулу (ушную раковину) как эмбрион человека в перевёрнутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности).

   Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным, способствует  заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.

    Одновременно массаж ушных раковин - один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.

Слайд-14

Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин

    Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук.

    При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание.

    Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.

    Такой массаж показан детям практически от рождения, его можно применять ежедневно и всю жизнь, причем делать его можно в течение дня несколько раз. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2-3 минут.

            Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным, темп должен составлять примерно 6-12 дыхательных движений (вдохов — выдохов) в минуту. Тип дыхания — нижний или совместно нижний и средний.

Слайд-15

Немаловажным является то, что такой вид массажа могут выполнять самостоятельно не только взрослые, но и дети  дошкольного возраста. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия. Его можно выполнять в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).

Единственным важным условием для дошкольников является, конечно, выполнение самомассажа в форме игры.

Научить ребёнка  выполнять движения массажа в определённой последовательности Вам поможет небольшое шуточное стихотворение.

Слайд-16

«Взяли ушки за макушки»

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки     (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…           (несильно потянуть вверх)

Пощипали…   (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Вниз до мочек добежали.        

Мочки надо пощипать:        (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…       (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём  (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

И к макушкам вновь придём.        

 «Наушники». Вначале «разогреваем» ладошки, потерев правую руку о левую в течение 5 —7 с. Затем плотно ладонями закрываем ушные раковины. Выполняем вращение вперед, затем назад. Каждое вращение повторить 5 — 7 раз.

«Насос». Плотно придавливаем ладони к ушным раковинам, затем быстро отпускаем. Повторяем 7—10 раз. Это упражнение меняет давление в наружном слуховом проходе, в результате проводится массаж барабанной перепонки уха.

  Рекомендуется делать массаж регулярно. Он стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань. Со временем отступят насморк, кашель, аллергия.

Слайд-17

Задание 3- Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого       бассейна».

  У  детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

 Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «сухой бассейн». 

 Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12—15 см) нужно заполнить на 8 см, промытым и просушенным горохом или фасолью.

 Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения —  координированными .

Слайд-18

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:

  •  нормализации мышечного тонуса;
  •  стимуляции тактильных ощущений;
  •  увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
  •  формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
  • развитию речевой активности;
  • положительному эмоциональному фону.

Слайд-19

Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

  1. Сжимание и разжимание пальцами гороха или крупы. Пересыпания двумя руками.
  2. Спрятать руки в контейнер и пошевелить только мизинцем, только большим и т.д.
  3. Найди игрушку в правом-верхнем углу бассейна, в левом нижнем, в центре, и т.д. Развиваем ориентацию в пространстве.
  4. Посчитать все предметы в бассейне. 1 шарик, 2 шарика, 3 шарика и т.д.

Слайд-20

Задание 4 – Гидромассаж. 

Гидромассаж -  самомассаж  выполняемый в воде. Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Соединение этого увлечения со специальными пальчиковыми упражнениями в воде и называется пальчиковым гидромассажем.

Слайд-21

   Гидромассаж для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.

Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Не случайно игры с водой являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира.

Слайд-22

   Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

Слайд-23

Прежде чем приступать к  гидромассажу, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой:

– нельзя намеренно выливать воду на пол;

– нельзя брызгаться водой;

– после игры вытереть руки насухо.

Перед вами на столе стоят ёмкости с холодной и тёплой водой (в красной  тёплая вода, в синей холодная).

Упражнение №1 «Забавная губка»

  - А сейчас в правую руку возьмите губку –  и опустите руки в теплую воду . Под счет, губкой от кончиков пальцев, правой рукой растираем тыльную сторону левой руки и затем наоборот. Итак, начинаем: и 1, и 2, и 3, и 4. Взяли губку в левую руку: и 1, и 2, и 3, и 4. Оставили губку в воде; приподняли ручки; перенесли; погрузили в прохладную воду.

   И правой рукой начинаем пощипывать тыльную сторону левой руки, затем наоборот: и 1, и 2, и 3, и 4. Поменяли руки и 1, и 2, и 3, и 4. Приподняли ручки – раз; перенесли – два; погрузили в теплую воду – три. Снова взяли губку в правую руку и еще раз растираем (повторяем). Отжали губку – раз, убрали в разеточку – два.

Упражнение №2 «Веселая семейка»

Возьмите цветные колпачки и опустите в ёмкость с холодной водой. Играем в игру «Веселая семейка».

 В этом упражнении правой рукой будете попеременно нанизывать цветные колпачки на пальчики левой руки, начиная с большого пальца.

Веселая семейка сидела на скамейке,

старый толстый дедушка (надеваем на большой палец,

старенькая бабушка (надеваем на указательный палец,

самый длинный папа (надеваем на средний палец,

рядом с папой – мама (надеваем на безымянный,

а самый удаленький – их сыночек маленький (надеваем на мизинчик).

Ох, я, ох я – вот и вся моя семья!

 Снимаем колпачки в ёмкости с тёплой водой  и уже левой рукой нанизываем колпачки на пальчики правой руки. Снимаем колпачки и складываем их в разеточку.

Упражнение №3 «Растирание рук махровой салфеткой»

Берем махровую салфеточку, и начинаем растирать уже каждый пальчик левой руки: и 1, и 2, и 3, и 4, и 5. В другую руку взяли салфеточку и растираем каждый пальчик правой руки: и 1, и 2, и 3, и 4, и 5.

 И последнее, что нам осталось сделать – это увлажнить руки детским кремом. Погладили правой ладошкой тыльную сторону руки. А теперь каждый пальчик: и 1, и 2, и 3, и 4, и 5. (аналогично с другой рукой).

 Пальчики встряхнули и говорим:

Слайд-24

Наши пальцы закаляем,

Наши пальцы разминаем.

Чтобы нам не болеть,

А лишь только здороветь!

   Сегодня в ходе мастер –класса я познакомила вас с простейшими приёмами развивающего  массажа . Несмотря на то что эта процедура очень проста и отнимает совсем немного времени, эффект от регулярного ее проведения превосходит все ожидания. При приемах развивающего массажа задействуются мелкая моторика, при  этом воздействие идет не только на ум ребенка, но и на внутренние органы. Не ленитесь проводить самомассаж рук ежедневно.

Слайд-25

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развивающий массаж в логопедической работе с детьми с нарушениями речи» Подготовила: Никулина Людмила Васильевна у читель – логопед МКДОУ «Детский сад №14 «Алиса»

Слайд 2

План проведения мастер – класса 1 э тап. Приветствие. Вводное слово педагога – мастера. Вхождение в тему. 2 этап. Практический. Задание 1 – Самомассаж ложками. Задание 2 - Аурикулярный массаж (массаж ушных раковин). Задание 3 – Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна». Задание 4 – Гидромассаж. 3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд 4

Приёмы самомассажа Поглаживание - рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая её, не собирая в складки; Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях; Разминание – смещение тканей с захватом – пощипывание; Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребёнка, бывает прерывистая и непрерывистая.

Слайд 5

Виды развивающего массажа Самомассаж лица. Самомассаж кистей и пальцев рук. Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления. Плантарный массаж (массаж стоп ног). Аурикулярный массаж (массаж ушных раковин).

Слайд 6

II Этап. Практический. .

Слайд 8

Цели логопедического массажа ложками 1. Нормализация мышечного тонуса путём стимуляции определённых точек, связанных с речевыми центрами коры головного мозга. 2. Оказание воздействия на постановку и автоматизацию звуков, а также усвоение и употребление звука в самостоятельной речи детей.

Слайд 9

Крупенчук Ольга Игоревна Логопед и педагог высшей квалификации. Автор методики логопедического массажа ложками .

Слайд 10

Лоб погладили мы нежно и расслабили прилежно. Как погладить щёки нам, не сдвигая кожу там.

Слайд 11

Надо растереть височки надавив в последней точке. Повернём боками ложки, уберём со щёчек крошки.

Слайд 12

Поскребём по губке тоже – забывать о ней негоже. Разомнём получше щёки, круг рисуя там глубокий.

Слайд 13

Задание №2 –Аурикулярный массаж (массаж ушных раковин)

Слайд 14

Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин Выполняется одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук. Производится – разминание, растирание, поглаживание. Можно выполнять от рождения, ежедневно и всю жизнь. Несколько раз в день по 2-3 минуты. Дыхание ровное и спокойное.

Слайд 16

«Взяли ушки за макушки» Взяли ушки за макушки ( большим и указательным пальцами с обеих сторон) Потянули… (несильно потянуть вверх) Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз) Вниз до мочек добежали. Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи) Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами) Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами) И к макушкам вновь придём.

Слайд 17

Задание 3- Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна».

Слайд 18

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует: нормализации мышечного тонуса; стимуляции тактильных ощущений; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. развитию речевой активности; положительному эмоциональному фону.

Слайд 20

Задание 4 – Гидромассаж.

Слайд 23

Правила работы с водой: – нельзя намеренно выливать воду на пол; – нельзя брызгаться водой; – после игры вытереть руки насухо.

Слайд 24

Наши пальцы закаляем, Наши пальцы разминаем. Чтобы нам не болеть, А лишь только здороветь!

Слайд 25

Спасибо за внимание!