ДЛЯ ВАС, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Кочерова Татьяна Васильевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 420 комбинированного вида

 «Сибирячок»

В детском саду № 212 прошла тематическая неделя «Веселый огород» | Новости  Уфы - БезФормата

Консультация для воспитателей по теме  

«Организация исследовательской 
экспериментальной работы на огороде»

Разработала: воспитатель, Кочерова Т.В.

Дошкольники — прирожденные исследователи.  И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача наша, как воспитателей и педагогов — не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать.

Познавательно-исследовательская деятельность представляет собой активность ребенка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности на этапе дошкольного возраста таковы:

  • развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности),
  • освоение ребенком причинно-следственных, родово-видовых, пространственных и временных отношений,
  • перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизации),
  • развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей, вещей и явлений,
  • расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.

Большие возможности для организации поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности имеет огород на участке детского сада.

На огородном участке каждая группа имеет свои грядки, на которых вместе с детьми выращиваются овощные культуры. Наблюдение за ростом и развитием которых помогают прийти ребенку к определенным выводам, установить зависимость роста и развития от условий среды.

Наблюдение, эксперименты и опыты на огороде могут быть как индивидуальными, так и групповыми, однократными или циклическими в зависимости от цели эксперимента или наблюдения. Так, например, цикл наблюдений за ростом растений на протяжении длительного времени (от посева, до появления всходов, роста и получения урожая) или однократное (наблюдение за насекомыми, опыляющими овощные культуры).

По характеру мыслительных операций они могут быть: констатирующие (позволяющие увидеть динамику процесса) и обобщающими (позволяющие прослеживать закономерности процесса, изучаемого ранее по определенным этапам).

Во время весеннего посева овощных культур можно предложить рассмотреть семена моркови, помидор, огурцов, кабачков, гороха.

Поставить перед детьми проблемный вопрос: «Как вы думаете, какие растения вырастут из маленьких семян, какие из больших?». Затем, посеяв на рассаду в ящики помидоры и огурцы, наблюдать за всходами, предложить зарисовать появление всходов. Высадив рассаду на огород, наблюдать за дальнейшим развитием.

И дети в конце делают выводы: что не всегда размер семени определяет величину растения — из маленького семечка помидора развилось высокое, сильное растение, а из большого семечка (например, гороха) не такое крупное растение.

При проведении любых опытов и экспериментов на огороде необходимо придерживаться следующей структуры:

  1. постановка проблемы,
  2. поиск путей решения проблемы,
  3. проведение наблюдения,
  4. обсуждение увиденных результатов,
  5. формулировка выводов.

В жаркий день можно наблюдать, как выглядят овощные культуры: листья поникли, скрутились. Спросить ребят, почему так происходит? Выслушать их мнения, догадки. Вечером полить растения и на следующий день утром опять провести наблюдение. Дети самостоятельно приходят к выводу, что растениям необходима вода, их нужно поливать.

Можно провести сравнительный эксперимент: одну грядку с кабачками регулярно подкармливать органическими удобрениями (настой коровяка, куриный помет), другую нет. Понаблюдать в течение месяца как развиваются растения. Дети увидят наглядно результат и приходят к выводу.

Аналогично можно провести эксперимент с сорняками. Одну грядку регулярно вместе с детьми пропалывать, другую нет. Результат эксперимента наведет детей на мысль о необходимости прополки для нормального развития растения.

На огороде можно наблюдать и изучать особенности строения растения, его приспособляемость к условиям роста.

Так сравнить стебли разных овощных культур: помидора и гороха, как себя чувствуют вьющиеся растения с опорой и без нее (горох, фасоль, огурец).

Так же можно использовать метод проектов, как краткосрочных, так и долгосрочных, т.к. этот метод основан на взаимодействии педагога – ребенка - родителей, способствует взаимодействию с окружающей средой; поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Это могут быть проекты: «Наш огород», «Огурец и кабачок», «Витамины с нашего огорода» и др. Цели таких проектов: обобщать и расширять знания дошкольников о выращивании и уходе овощных культур на огороде, привлечь к работе в проекте как можно больше детей, сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Каждый проект содержит свою идею, ожидаемые результаты и проходит в три этапа: подготовительный этап, исследовательский и заключительный.

В соответствии с темой проекта воспитатель проводит беседы: например, «Что такое семечко?», «Что необходимо для семян», проводит дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», разучивает с детьми стихи, загадки об овощах, чтение художественной литературы, проводит наблюдения за ростом растений, опыты, зарисовки вместе с детьми; рисование на тему «Наш огород». Приглашаются родители к подготовительным весенним работам в огороде (перекопка, планирование гряд, обсуждение на тему «Что посадить на огороде», в изготовлении и установке табличек).

На заключительном этапе можно провести вместе с родителями праздник урожая. Совместно с родителями и детьми приготовить полезные салаты из овощей, выращенных на огороде, оформить выставку рисунков, вспомнить песни и стихи по теме.

С детьми старших, подготовительных групп можно провести сравнительное исследование «Кабачок и огурец».

Сравнить семена растений: чем похожи, в чем отличие, выслушать предположения детей какими будут растения, плоды из небольшого семечка огурца и из большого – кабачка, в течение вегетативного периода наблюдать за растениями, делать зарисовки, сравнить величину листьев, цветов, сделать вместе с детьми предположения о величине плодов. Осуществлять вместе с детьми уход за растениями, прополку, рыхление, полив, подкормку.

В конце сравнить плоды по внешнему виду, размеру, вкусовым качествам.

Проводя эксперименты и опыты на огороде, воспитателю необходимо учитывать, что категорически запрещаются опыты, наносящие вред растениям и животным. Так иногда для наблюдения необходимо забрать животное (например, дождевого червя, в детский сад), необходимо время пребывания его в группе сократить до разумного предела и по окончании эксперимента обязательно вернуть на то место, откуда он был взят.

Особое внимание нужно уделять правилам безопасности и гигиены.

При получении результатов экспериментов необходимо учитывать право ребенка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно нужно учитывать индивидуальные способности ребенка.

Нужно учитывать особенности экспериментирования и исследовательской деятельности на огороде в разных возрастных группах.

Детям второй младшей группы надо стараться по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно, проведя для этого несложный опыт.

У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но необходим визуальный контроль со стороны взрослого для  обеспечения безопасности и моральной поддержки.

Детям старшей группы становятся доступными более сложные цепочки причинно-следственных связей. Им надо чаще задавать вопрос «Почему?», да и сами они задают его чаще. В этой группе можно проводить более длительные опыты, они знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.

В подготовительной группе дети стараются выдвигать какие-либо гипотезы, делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно делают выводы, знакомятся с приспособлением организмов к среде обитания, изучают влияние человека на природу.

Таким образом, организация исследовательской экспериментальной деятельности с детьми на огороде помогает пробудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего мира, приобщить их к красоте природы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 420 комбинированного вида

 «Сибирячок»

Огород на подоконнике: основные правила посадки и ухода | Cельхозпортал

Консультация для педагогов ДОУ

 «Огород на подоконнике»

Зимой и ранней весной в детских садах  обильными зелеными красками привлекают к себе внимание   мини огороды на подоконнике. Дети, совместно с воспитателем,  ухаживают за зелеными грядками, ведут наблюдения,  отражая изменения в развитии растений, приучая внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность  связь явлений и их причины.

Выращивать следует то, что растет быстро, «прямо на глазах» у ребенка: лук, корнеплоды. Луковица, посаженная в банку с водой, дает быстро корни, а затем зелень. Важны регулярные наблюдения за посадками один раз в неделю. Каждый раз следует не только наблюдать, но и зарисовывать луковицу такой, какой она есть в данный момент. Рисунки дают возможность сравнить предыдущее состояние   растения с настоящим и тем самым  установить, что и как изменилось.

         Ухаживая за растениями в уголке природы, ребята не только трудятся, поливая грядку,  и совершенствуют наблюдательность, но и  получают знания о том, как нужно выращивать растения. Узнают, что по-разному можно есть овощи (чеснок, лук, петрушка вкусны в сыром виде, листья свеклы используются для борща), делают выводы о том, какие из них растут быстрее, сравнивают форму, цвет листьев, рассматривают через лупу, определяют условия, необходимые для  роста и развития растений, поэтому это еще и отличный поэтапный материал.

         В старших подготовительных группах рекомендуется   проводить занимательные опыты и эксперименты, они подталкивают детей к самостоятельному поиску причин и способов действия. Это могут быть опыты с ветками,  луком, корнеплодами, семенами, помещенными в разную среду.

Зимне-весенние посадки в уголке природы по возрастным  группам.

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

группа

Семена овса, лук репчатый, ветки тополя или сирени в вазе (февраль)

Семена овса, лук репчатый, ветки тополя или сирени в вазе (февраль)

Семена овса, лук репчатый, корнеплоды, ветки тополя, липы, осины, клена в вазе, по выбору (февраль)

Семена овса, лук репчатый, корнеплоды, ветки тополя, липы, клена (по выбору), ивы, вербы в вазе (февраль)

Садовые бобы, настурция (апрель)

Душистый горошек (апрель)

Семена салата, гороха, помидоры, огурцы, бархатцы, цинния, космея  (апрель)

Семена салата, гороха, помидоры, огурцы капуста, астры, петунья, табак душистый (апрель)

Чтобы детям было интересно работать в уголке природы можно его интересно оформить, например, по сюжету сказки: для детей помладше это может быть сюжет любой русской народной сказки, хорошо знакомой детям, а старшие дети могут совместно с воспитателем придумать свой сюжет сказки. Герои ухаживают за грядками, а дети помогают им в этом. Наблюдения за растениями можно сделать занимательными, если сочетать их с загадками стихами. По ходу наблюдений,  можно даже оформить книжки. Дети будут сами удивлены, что они являются авторами собственных книг. Фантазируйте, творите все в ваших руках.

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями.

Огород на подоконнике прежде всего должен помогать в развитии детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп.

Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5.

Предлагаю примерный перечень растений для посадки: лук-репку, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.

За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике.

  • В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения.
  • В средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья).
  • В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.

Ещё рекомендуется проводить опытническую деятельность, проводить занимательные опыты и эксперименты, они побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживает у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность. Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни.

Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия:

- для одной — тепло, воду, свет;

- для другой — тепло, воду, темноту;

- для третьей — холод, воду, свет.

Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений в группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых внешне). Для старших и подготовительных – ветки нескольких пород (растущих на территории детского сада).

Работа по организации огорода на окне будет успешнее,

если ее проводить поэтапно.

1. Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.

2. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.

3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.

Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп, обладает большими воспитательно-образовательными возможностями.

 И ещё: зелень на подоконнике радует глаз и душу, снимает напряжение, повышает настроение. А как приятно подать зимой или весной к столу блюда, украшенные зелеными веточками укропа, петрушки. И красиво и вкусно, и полезно для здоровья детей, а главное – это доступно всем, и это вырастили дети.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 420 комбинированного вида

 «Сибирячок»

Доклад на педагогическом совете

из опыта работы

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста

средствами игровой  деятельности

Исполнитель: Кочерова Т.В.

 Актуальность

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

  • обедненный словарь;
  • часто неверная конструкция предложений;
  • неспособность связно и последовательно изложить события;
  • дефекты произношения;
  • сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Особенно это актуально в настоящее время, так как наблюдается культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными кружками, «школой развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи, проблема познания мира во всех его взаимосвязях, проблема в установлении партнёрских взаимоотношений в коллективе.

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Дети с широким кругозором уже в 5 лет могут похвастаться богатым речевым запасом и умением строить красивые, сложные предложения.

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И, если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Игра – самая естественная деятельность детей. Для детей игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. С помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир, игра способствует одновременному развитию физических, социальных и речевых навыков ребенка, а также стимулирует его желание узнавать что-то новое. Обучение и игра это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. Игра всегда обучает!

Актуальность выбранной темы определилась моими наблюдениями, в результате которых я столкнулась с рядом противоречий: 

1. Между формами обучения и воспитания и индивидуальным темпом речевого и познавательного развития ребенка.

 2. Между методологическими подходами традиционной программы и использование в педагогическом процессе новых форм организации деятельности дошкольников.

3. Между необходимостью высокого уровня познавательно-речевой готовности к школе и возможностями обеспечения оптимальных условий.

4. Между заинтересованностью родителей в достижении детьми высокого уровня познавательно-речевой активности и владением ими практическими знаниями и умениями в организации деятельности познавательно-речевого направления в домашних условиях.

Ведущая педагогическая идея опыта: развитие познавательно-речевых способностей дошкольников посредством игровой деятельности, способствующая не только усвоению и обогащению знаний, но и активизации речи детей в различных видах деятельности.

Обоснование приоритета игровых технологий опыта.

Игра – ведущая деятельность дошкольника. В игре ребенок – полноправный субъект деятельности, а не объект воздействия взрослого. Поэтому в игре дети стремятся к преодолению трудностей, сами ставят задачи и самостоятельно решают их. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоническому развитию воспитанников, помогают стимулировать у них тягу к получению новых знаний, активизируют речь детей.

Диапазон опыта

  • специально организованная образовательная деятельность;
  • совместная деятельность педагога и ребёнка (детей);
  • создание условий, предпосылок для самостоятельной деятельности;
  • работа с родителями по познавательно-речевому развитию детей в домашних условиях.

Теоретическая база

Игра, как особый способ взаимодействия человека с миром рассматривалась еще выдающимися мыслителями – Платоном, Аристотелем, Ж.-Ж. Руссо и другими. Современные ученые исследовали психологию игры и ее влияние на развитие личности. Перед началом работы по теме опыта мною изучены исследования психологов: Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, а так же методические рекомендации ученых и педагогов: А.В. Запорожца, В.Н. Сенеренко, А.П. Усовой. Большое внимание в исследовании этих педагогов и психологов уделяется вопросам психологии дошкольника, даются практические рекомендации по развитию их интеллектуальных способностей, рассматриваются принципы педагогической поддержки становления познавательной сферы дошкольника.

Цель работы

Формирование связной речи ребенка, его речевого творчества через игровую деятельность.

Достижение поставленной цели возможно при решении задач:

  • создание условий, способствующих выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;
  • формирование предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
  • обеспечение взаимосвязи игры с познавательно-речевой деятельностью детей;
  • способствование формированию у детей речевых навыков в процессе игры.

Принципы организации опыта:

  • принцип развивающего обучения: развитие всех познавательных психических процессов;
  • принцип научности обучения и его доступности;
  • принцип воспитывающего обучения: обеспечение благоприятных условий для воспитания ребёнка;
  • принцип гуманизации педагогического процесса и индивидуального подхода: обучение на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребёнка;
  • принцип деятельности: новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми;
  • принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
  • принцип непрерывности: обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения;
  • принцип психологической комфортности: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач познавательно-речевого и личностного развития каждого ребенка в моей группе.

Условия формирования опыта:

  • использование принципа интеграции образовательных областей и различных видов деятельности;
  • обогащение предметно-игровой среды в группе ДОУ;
  • изменение формы общения с детьми и родителями, они построены на основе субъект – субъектных отношений: педагог – ребёнок – родитель;  
  • использование в педагогическом процессе всего многообразия игр, рекомендованных программой: дидактических, развивающих, сюжетноролевых, строительно-конструктивных и др. усовершенствование системы взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника.

Опыт внедряется посредством:

  • внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий;
  • внедрения игровых педагогических технологий;
  • оптимизации нагрузки воспитанников группы ДОУ и расширения возможностей дополнительной деятельности детей;
  • повышения гуманизации воспитательно-образовательного процесса и его культурологической составляющей;
  • внедрение технологий детского проектирования в образовательный процесс группы ДОУ;
  • внедрение инновационных форм (технологий) сотрудничества с родителями (законными представителями) детей группы ДОУ.

Направления работы:

Работа над собственной речью

Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний.

Работа с игротекой. (Подбор игр и их внедрение в работу с детьми). 

Игра – не только весёлое времяпровождение детей. Именно с помощью игры ребенок познает самого себя и окружающий мир; игра способствует одновременному развитию физических, социальных и речевых навыков детей, а также стимулирует их желание узнать что-то новое. А, так как, игра - основное и любимое занятие детей, то умелое руководство ею и правильный подбор поможет и развивать и воспитывать и обучать. В своей работе, при отборе игр, опираюсь на те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Игра, имеющая познавательное значение.
  • Игра, направленная на речевое развитие детей.
  • Игра, способствующая развитию воображения и детского творчества.
  • Игра, создающая условия для развития коммуникативных способностей детей и содействующая сплочению детского коллектива

Формирование представлений об окружающем мире.

 Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении.

Развитие любознательности. Любознательность — качество присущее всем детям. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

 Данные направления помогают воспитателю в организации развивающего обучения обеспечивают решение задач личностного развития каждого ребенка.

Одним из наиболее важных компонентов воспитательного процесса считаю работу с семьёй, так как согласно закону РФ «Об образовании», родители (законные представители) детей являются законными участниками воспитательно-образовательного процесса. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Кто еще подаст пример лучше родителей.

Здесь тоже наблюдается проблема: для большинства семей моих воспитанников характерны пробелы в знании русского языка, что объясняется многонациональным составом населения Ханты-Мансийского округа. Основная масса дома разговаривает на родном языке и вследствие этого ребёнок часто путается в речи. Это добавляет свои сложности в речевое развитие детей.

Исходя из вышеуказанного, работа по познавательно-речевому развитию осуществлялась параллельно по двум блокам:

  • работа с воспитанниками группы;
  • работа с родителями (законными представителями) воспитанников группы.

Этапы работы

1. Подготовительный

На этом этапе:

- осуществлялись подбор и изучение методической литературы по данному вопросу, с целью определения цели и задач, выбора средств и методов, а также направлений работы;

- была проведена диагностика воспитанников, для успешного выполнения условия индивидуального подхода к каждому ребёнку группы, исходя из его личностных возможностей. Она помогла выявить: какими познавательными и речевыми умениями владеет ребенок, уровень развития и совершенствование словаря;

- было проведено анкетирование родителей, для выявления осведомленности об особенностях развития речи детей 5го года жизни и определения маршрута дальнейшего сотрудничества по данному вопросу.

2. Основной этап характеризуется практическими действиями:

- создание условий для осуществления познавательно-речевого развития средствами игры;

- совместная работа с детьми и родителями, обеспечивающая создание оптимальных условий для развития познавательно-речевой деятельности посредством игры.

Главным условием нормального психического развития ребенка являются доброжелательные и открытые отношения его со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. Воспитатель должен ввести малыша в детский коллектив, ведь от того, как сложатся отношения ребенка с воспитателем и с другими детьми, зависят его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном развитии. Для реализации этой задачи мною были подобраны цикл игр, объеденных в картотеку, это игры на взаимодействие «Ты мой друг и я твой друг», игры на повышение личностной самооценки «Это – я». Кроме того, была создана «копилка» ритуалов, используемых в качестве организационных моментов при смене деятельности. Эти игры помогают ребенку раскрыться для общения, что дает базу для формирования личности ребенка.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня ни для кого не секрет, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Так как, я пальчиковым играм уделяю большое внимание, то создала целую папку под названием «Умные пальчики», куда включила: упражнения для массажа рук и пальцев, пальчиковые разминки, пальчиковые игры на расслабление, пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок и потешек, пальчиковую гимнастику по лексическим темам и пальчиковый тематический тренинг (игры, объединённые единым сюжетом).

Широко использовала физминутки и речедвигательные игры, применяя их не только на занятии, с целью предупреждения утомления и восстановления умственной работоспособности, но и в совместной деятельности. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Игры и игровые упражнения дыхательно-артикуляционного тренинга являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Свою подборку речедвигательных игр я разбила по тематике, распечатала на цветной офисной бумаге (каждая тема – отдельный цвет) и заламинировала. Это очень удобно и практично – можно делать пометки маркером согласно планированию, которые всегда можно изменить или убрать за ненадобностью.

 С целью осуществления здоровьесберагающего компонента проводила «Минутки здоровья» с применением игрового самомассажа (создала картотеку игр).

Организация учебно-воспитательного процесса

Учебно-воспитательный процесс старалась строить и строю таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время непосредственной образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего. В начале каждой образовательной деятельности провожу ритуал приветствия и специальные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук (используя картотеку).

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

В обновлении подходов к организации работы с детьми я пошла по пути организации совместной игровой деятельности, используя интеграцию разных образовательных областей. При определении целей этой деятельности, я выделила два ведущих направления работы педагога:

•        развитие познавательных способностей детей

•        развитие связной речи

Это, прежде всего формирование знаний о предметах или явлениях окружающего мира, развитие способности к поисковой деятельности, умение классифицировать, группировать предметы, обобщать явления, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями.

Кроме этого, я убеждена, что развитие связной речи ребенка и формирование словаря ребенка связано со становлением доказательной, объяснительной, описательной речи, а также умением читать наизусть стихи, потешки, придумывать сказки.

Опыт показывает, что на основе единого занимательного сюжета задачи решаются целостно, в единстве. Поэтому, во время проведения НОД использовала и использую игровые приёмы. Мною написана парциальная программа по формированию основ экологического сознания у детей среднего дошкольного возраста «Первые шаги в мир Природы», на основе технологии Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с включением регионального компонента. Данная программа реализуется на базе ДОУ. Конспекты занятий программы были составлены на основе игровых технологий.

Предметно-развивающую среду в группе построила на организации непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: интеллектуальной, театрально игровой, творческой сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью. Это позволило детям организовывать одновременно разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

Для решения задачи по просвещению родителей по вопросу познавательно-речевого развития посредством игр, на базе группы был создан детско-родительский клуб «Раз словечко, два словечко». Заседания клуба проводились с использованием нетрадиционных методов работы: тренингов, викторин, поисковой деятельности. Выпускались буклеты-трилистники, проводились консультации и мастер-классы «Как говорить правильно», «Речевое перевоплощение – что это», «Мы найдем слова везде», «Игры на ходу», «Познаём и развиваем речь», «Поиграй со мною, мама». Кроме того, в совместной работе с родителями использовался проектный метод. Были разработаны и проведены проекты: «Мой любимый посёлок», «Это я», «Котишка Говоришка», «Азбука вежливости».

Результативность

Результатом        работы по        познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности явились позитивные сдвиги в игровой, интеллектуальной и речевой активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников.

Для оценки результатов провела педагогическое обследование на основе диагностики, которая осуществлялась через общение с детьми и родителями. Для его проведения использовала: методы диагностики (наблюдение, анкетирование, беседа).

По результатам диагностики данные внесены в таблицу.

Динамика развития познавательно – речевых способностей детей

2014-2015г

2мл. группа

2015-2016г

Средняя группа

в

с

н

в

с

н

Начало года

18%

73%

9%

27%

67%

6%

Конец года

24%

70%

6%

36%

61%

3%

Выводы

Через познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности у детей была сформирована связная речь, повысился уровень овладения родным языком. На основе расширения и углубления знаний об окружающем возрос игровой опыт детей.

Использование игровой технологии способствовало выявлению и поддержанию интересов, проявлению самостоятельности в познавательно-речевой деятельности, развитию речевого творчества детей. У детей увеличился объем памяти и внимания, обогатился словарь, возросла потребность в речевом общении. Сюжет игр стал более разнообразен.

Внедрение проектного метода в воспитательный процесс помогло развить любознательность, навыки сотрудничества, реализовать познавательные потребности детей.

Использование инновационных форм сотрудничества с родителями позволило сплотить коллектив родителей, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, заинтересовать и привлечь к участию в воспитательно-образовательном процессе.

Жизнь детей в детском саду стала интересней и разнообразней. Дети с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы, с удовольствием занимаются, играют. В общении с друзьями используют разные виды игр.

Между родителями и коллективом детского сада установлены доверительные отношения.

Литература

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», под ред. Бабаевой
  • Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей средней группы детского сада. (ФГОС)2015г.
  • Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000
  • Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в дошкольном возрасте. М., 1999.
  • Алексеева М. Н. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
  • Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М., 1996.
  • Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
  • Васюкова Н. Е., Родина Н. М. Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет. 2012г.
  • Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. 2014г.



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Кочерова Т.В. МКДОУ д/с № 420

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

  Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

                                                                  Сократ

В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз -  это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

-предупреждение утомления,

-укрепление глазных мышц

- снятие напряжения.

- общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.

Время: Выполняются 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Прием проведения – наглядный показ действий педагога.

Общие рекомендации:

При планировании НОД с использованием ИКТ 1 раз в неделю мы рекомендуем за месяц разучивать и использовать 1 гимнастику для глаз в стихах, а на 4 раз использовать гимнастику с предметами или без предметов, в виде комплексов движений.

Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.

Литература

1. Раскина И.И., Баракина Т.В. Как появился и из чего состоит компьютер? – Омск: ОмГПУ, 2005

2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н./Д: Феникс, 2002.

3. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебн. Пособие. М.: Изд-во РУДН, 1999.

4. Ковалько В.И.  Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007

5.  Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения. – М.