Научно-методическая деятельность

Васина Светлана Геннадьевна

Конспект НОД по конструированию в старшей группе

Тема:  « Постройки в сказочном лесу».

Подготовила и провела воспитатель: Васина С.Г.

Цель:  Продолжать формировать умение детей творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки, умение конструировать по образцу.

Образовательные: продолжать закреплять умение  детей планировать свою деятельность; умение  соотносить детали образца с настоящими;

Развивающие:  развивать умение строить по образцу; закреплять знания детей о деталях конструктора; продолжать совершенствовать навыки работы с мелким конструктором; развивать чувство формы и композиции;

Воспитательные: воспитывать умение работать в парах, умение договариваться;  самостоятельно подбирать нужный строительный материал; воспитывать самостоятельность, инициативность.

Словарная работа: обогащение словаря детей: «архитектор», «конструктор»,  «схема»«чертеж»«арка», активизация (слева, справа, вверху, внизу, рядом, около, под, над).

Средства и способы: игровой, наглядный, словесный (вопросы, беседа);  демонстрационный – Иллюстрации, фотографии;  раздаточный – детали маленького деревянного конструктора, лего; для игровой деятельности детей – игрушечные зверята, деревья.

Предварительная работа: во время прогулок рассматривание домов в ближайшем окружении; рассказ воспитателя и рассматривание фотографий в альбоме «Дома»

 чтение сказки «Три поросенка» ,рассматривание иллюстраций; игры детей с конструктором (ЛЕГО, деревянным).

Ход занятия:

1.Организационный момент:

-Ребята, посмотрите, сколько гостей пришли к нам сегодня в гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.

Здравствуй, правая рука!

Здравствуй, левая рука!

Здравствуй, друг!

Здравствуй, друг!

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

2. Основная часть

-Ребята, сегодня у нас необычный гость, попробуйте угадать кто это?

Носик круглый, пятачком.

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком.

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Ответы детей: три поросенка Ниф-ниф, Нуф-Нуф и Наф-наф.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наф-наф, вы правильно отгадали загадку. А вы помните, из чего был сделан у меня домик в сказке «Три поросенка»?

Ответы детей: из кирпича.

А у моего брата Ниф-нифа (из соломы), а у Нуф-нуфа (из веток).

Наф-наф: правильно ребята. Я оказался самым умным и практичным, и считаю, что дом должен быть крепостью, вы со мной согласны?

Дети: да, согласны!

Наф-наф: ребята, мне очень нужна ваша помощь! В нашем лесу живет много бездомных зверей, и я решил построить им сказочные дома. Скоро зима, и  я боюсь, не успеть, это сделать до холодов, поэтому пришел просить у вас помощи. Ребята, вы поможете, мне построить дома для жителей леса?

Дети: да, поможем!

Наф-наф: но сначала я хочу поиграть с вами в игру.

Игра  «Все детали угадаем» (дети вспоминают и называют детали конструктора: кубики, бруски, кирпичики, арки, пластины)

Молодцы, ребята все детали назвали правильно.

Ребята, скажите, из каких частей состоит дом? Дети называют части дома. (Крыша, окна, двери, фасад, фундамент).

Молодцы, и с этим заданием вы справились.

А вы знаете какие бывают дома? (кирпичные, деревянные, многоэтажные, одноэтажные)

Ребята, а кто создает проект дома?  (архитекторы). А кто строит? (строители).Ребята, я приготовил схемы, будущих домов. Но чтобы приступить к работе, нужно зарядиться бодростью и хорошим настроением.

Я хочу построить дом, (руки над головой «Крыша»)

Чтоб окошко было в нем, (руки перед лицом «окошко»)

Чтобы в доме дверь была (движение рукой «открыть дверь»)

Рядом чтоб сосна росла, (руки вверх, через стороны вниз)

Чтоб вокруг забор стоял, (встать плечо к плечу)

Пес ворота охранял, (покружиться)

Солнце было, дождик шел. (Руки вверх, ладошками поймать дождик)

Чтоб тюльпан в саду расцвел. (Цветок)

Воспитатель предлагает детям подойти к столам, рассмотреть схемы домов, назвать детали конструктора,  которые изображены на рисунке, и   приступить к выполнению задания.

 Дети рассматривают схему домов и приступают к выполнению задания.

Работа в парах.

Наф-наф: ребята, спасибо вам большое, жители леса будут очень рады, дома у вас получились разные, прочные и красивые. Работали вы дружно, помогали друг другу.   Я вспомнил, что у нас в лесу нет детского сада, может быть, вы все вместе построите для лесных малышей детский сад, похожий на ваш. А пока вы будете строить, я побегу и сообщу  эту прекрасную новость моим друзьям. До свидания, ребята.

Дети прощаются с наф-нафом и приступают к постройке детского сада.

3. Заключительная часть.

-Ребята, понравилось вам строить дома?

Удалось ли вам построить то, что вы запланировали?

С какими трудностями вы столкнулись?

 Воспитатель приносит игрушки лесных жителей и предлагает детям поиграть с ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по конструированию в старшей группе

Тема:  « Постройки в сказочном лесу».

Подготовила и провела воспитатель: Васина С.Г.

Цель:  Продолжать формировать умение детей творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки, умение конструировать по образцу.

Образовательные: продолжать закреплять умение  детей планировать свою деятельность; умение  соотносить детали образца с настоящими;

Развивающие:  развивать умение строить по образцу; закреплять знания детей о деталях конструктора; продолжать совершенствовать навыки работы с мелким конструктором; развивать чувство формы и композиции;

Воспитательные: воспитывать умение работать в парах, умение договариваться;  самостоятельно подбирать нужный строительный материал; воспитывать самостоятельность, инициативность.

Словарная работа: обогащение словаря детей: «архитектор», «конструктор»,  «схема»«чертеж»«арка», активизация (слева, справа, вверху, внизу, рядом, около, под, над).

Средства и способы: игровой, наглядный, словесный (вопросы, беседа);  демонстрационный – Иллюстрации, фотографии;  раздаточный – детали маленького деревянного конструктора, лего; для игровой деятельности детей – игрушечные зверята, деревья.

Предварительная работа: во время прогулок рассматривание домов в ближайшем окружении; рассказ воспитателя и рассматривание фотографий в альбоме «Дома»

 чтение сказки «Три поросенка» ,рассматривание иллюстраций; игры детей с конструктором (ЛЕГО, деревянным).

Ход занятия:

1.Организационный момент:

-Ребята, посмотрите, сколько гостей пришли к нам сегодня в гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.

Здравствуй, правая рука!

Здравствуй, левая рука!

Здравствуй, друг!

Здравствуй, друг!

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

2. Основная часть

-Ребята, сегодня у нас необычный гость, попробуйте угадать кто это?

Носик круглый, пятачком.

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком.

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Ответы детей: три поросенка Ниф-ниф, Нуф-Нуф и Наф-наф.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наф-наф, вы правильно отгадали загадку. А вы помните, из чего был сделан у меня домик в сказке «Три поросенка»?

Ответы детей: из кирпича.

А у моего брата Ниф-нифа (из соломы), а у Нуф-нуфа (из веток).

Наф-наф: правильно ребята. Я оказался самым умным и практичным, и считаю, что дом должен быть крепостью, вы со мной согласны?

Дети: да, согласны!

Наф-наф: ребята, мне очень нужна ваша помощь! В нашем лесу живет много бездомных зверей, и я решил построить им сказочные дома. Скоро зима, и  я боюсь, не успеть, это сделать до холодов, поэтому пришел просить у вас помощи. Ребята, вы поможете, мне построить дома для жителей леса?

Дети: да, поможем!

Наф-наф: но сначала я хочу поиграть с вами в игру.

Игра  «Все детали угадаем» (дети вспоминают и называют детали конструктора: кубики, бруски, кирпичики, арки, пластины)

Молодцы, ребята все детали назвали правильно.

Ребята, скажите, из каких частей состоит дом? Дети называют части дома. (Крыша, окна, двери, фасад, фундамент).

Молодцы, и с этим заданием вы справились.

А вы знаете какие бывают дома? (кирпичные, деревянные, многоэтажные, одноэтажные)

Ребята, а кто создает проект дома?  (архитекторы). А кто строит? (строители).Ребята, я приготовил схемы, будущих домов. Но чтобы приступить к работе, нужно зарядиться бодростью и хорошим настроением.

Я хочу построить дом, (руки над головой «Крыша»)

Чтоб окошко было в нем, (руки перед лицом «окошко»)

Чтобы в доме дверь была (движение рукой «открыть дверь»)

Рядом чтоб сосна росла, (руки вверх, через стороны вниз)

Чтоб вокруг забор стоял, (встать плечо к плечу)

Пес ворота охранял, (покружиться)

Солнце было, дождик шел. (Руки вверх, ладошками поймать дождик)

Чтоб тюльпан в саду расцвел. (Цветок)

Воспитатель предлагает детям подойти к столам, рассмотреть схемы домов, назвать детали конструктора,  которые изображены на рисунке, и   приступить к выполнению задания.

 Дети рассматривают схему домов и приступают к выполнению задания.

Работа в парах.

Наф-наф: ребята, спасибо вам большое, жители леса будут очень рады, дома у вас получились разные, прочные и красивые. Работали вы дружно, помогали друг другу.   Я вспомнил, что у нас в лесу нет детского сада, может быть, вы все вместе построите для лесных малышей детский сад, похожий на ваш. А пока вы будете строить, я побегу и сообщу  эту прекрасную новость моим друзьям. До свидания, ребята.

Дети прощаются с наф-нафом и приступают к постройке детского сада.

3. Заключительная часть.

-Ребята, понравилось вам строить дома?

Удалось ли вам построить то, что вы запланировали?

С какими трудностями вы столкнулись?

 Воспитатель приносит игрушки лесных жителей и предлагает детям поиграть с ними.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технология проблемного обучения – эффективный способ реализации ФГОС ДО» Воспитатель высшей квалификационной категории Васина Светлана Геннадьевна

Слайд 2

Проблемное обучение - организованный воспитателем способ взаимодействия детей с проблемно-представленным содержанием обучения , в ходе которого для воспитанников становится возможным не только приобщиться к существующим закономерностям и научным знаниям, но и способам творчески решать представленные противоречия.

Слайд 3

О возникновении методики проблемного обучения Джон Дьюи – философ, педагог. Видел основу обучения не в учебном плане, а в игре и опытной деятельности и труде.

Слайд 4

Структура проблемного обучения

Слайд 5

Проблемная ситуация-ключевой элемент проблемного обучения - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями , отношениями и предъявляемым требованием.

Слайд 6

Компоненты проблемной ситуации

Слайд 7

Условия для успешного применения проблемного обучения Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний; Быть доступным для восприятия детьми; Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность; Задания должны быть такими, чтобы ребенок не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Слайд 8

Методы проблемного обучения Объяснительно-иллюстративный большая опора излагаемого материала на наглядные формы взаимодействия; Репродуктивный – повторение за воспитателем способа действия или элемента деятельности; Проблемное изложение – присутствие видимого противоречия в знаниях и представлениях, которые уже знакомы детям ; Частично-поисковый – направляемая воспитателем исследовательская деятельность; Исследовательский метод-полностью самостоятельная исследовательская деятельность детей.

Слайд 9

Особенности проблемного обучения Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.

Слайд 10

Примеры проблемных ситуаций в младшей группе В гости пришли медведь, лисичка и мышка. Надо их накормить, а мама ушла в магазин. Как мы их накормим? Какую посуду надо взять ? Мышкам очень захотелось съесть сыр, который лежит у спящего кота под лапой. Как мышкам полакомиться сыром и не угодить к коту «на обед»? (в зрительной видимости детей находится маленькая удочка с крючком).

Слайд 11

Еще немного интересных фактов о проблемном обучении… Иногда можно и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. Не забывайте про шутки! они активизируют мысль, озадачивают детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия .

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественному творчеству (лепка) во 2 младшей группе.

Тема: «Маленькая спичка — большая беда!»

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие детского воображения, мышления, снятие мышечного напряжения, знакомство с правилами пожарной безопасности.

Задачи:

Образовательные – учить отщипывать небольшие комочки пластилина; формировать умения раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней; учить сплющивать шар, сдавливая его пальчиком на горизонтальной поверхности, размазывать.

Дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички.

Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.

Развивающие - развивать эстетическое восприятие, эстетическую потребность в творчестве, творческие способности; развивать чувство цвета, воображение, мелкую моторику рук.

Воспитательные – любознательность и самостоятельность к творчеству, аккуратно пользоваться материалом.

Предварительная работа: беседы о правилах пожарной безопасности, рассматривание картинок с изображением огня.

Материалы и оборудование: контур огня на картоне на каждого ребёнка; пластилин разного цвета, доска для лепки, влажные салфетки

Ход занятия:(Дети вместе с воспитателем встают в круг)

Вместе с солнышком встаём, (Дети вытягивают руки вверх)

Вместе с птицами поём (Машут руками – крыльями)

С добрым утром, с ясным днём,

Вот как дружно мы живём. (Выставляют правую руку вперёд, затем левую, берутся за руки и покачивают вперёд – назад сцепленными руками).

Воспитатель:

Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, отгадав которую вы поймёте, о чём мы сегодня будем говорить. Слушайте внимательно.

Жарю, парю и пеку,

В доме каждом быть могу.

Людям много - много лет

Я несу тепло и свет.

Обожгу - меня не тронь.

Называюсь я…(огонь).

Воспитатель: Правильно – это огонь. Сегодня мы поговорим об огне. Видели ли вы когда – нибудь огонь?

Ответы детей:  да( свеча, костёр).

Воспитатель: Какой он?

Ответы детей: Яркий, горячий, опасный. (Показать картинки)

Воспитатель: А может ли огонь быть полезным?

Ответы детей: Огонь в костре, греет, освещает. Помогает готовить еду.

Воспитатель: А где берут огонь? (спички, зажигалки).

Воспитатель: «Маленькая спичка — большая беда»

«Спички не тронь, в спичках огонь»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем опасны спички?

Дети: да, может произойти пожар.
Воспитатель: Ребята, давайте немного поиграем.

Физкультминутка:

Спички опасны Дети грозят пальчиком.

Их только тронь Поднимают руки вверх,

Сразу появится шевелят пальчиками.

Яркий огонь!

Сначала маленький, Руки перед собой

А потом большой, большой Руки вверх, шевелят пальчиками

Подул ветерок   Дуют на ладошки

И огонь погас. Опускают руки.

(Беседа «Пожар и всё что с ним связано»)

Воспитатель: В наших квартирах, ребята, много предметов, которые могут легко загореться, поэтому все взрослые и дети должны быть очень осторожны с огнём. Пожары очень опасны. В большом огне могут сгореть мебель, одежда, игрушки и даже люди. Ребята, а если случилась беда – пожар, куда мы должны звонить?

Ответы детей: В пожарную часть.

Знает каждый гражданин,

При пожаре, при пожаре

Набирают «112»

Воспитатель: Как называется машина, которая тушит пожар? (пожарная)(показать картинку)

Воспитатель: Посмотрите и скажите, чем отличается пожарная машина от других машин?

Ответы детей: Красного цвета, с лестницей, когда едет – звучит сирена. А как звучит сирена? (У-у-у)

Воспитатель: Как называют людей, которые тушат пожар? (пожарные)(показать картинку)

Воспитатель:Ой, ребята, слышите к нам кто то идет. Кто же это может быть? Посмотрите, зайчиха к нам пришла. У неё что то случилась, она плачет. Давайте узнаем, что же произошло. Мои зайчики очень хотят кушать супчик с капустой и морковью, а приготовить мне не на чем, огонь погас.

Воспитатель: Ребята,как же быть? Мы можем как – то помочь бедным зайчикам?

Ответы детей: да, можем сделать огонь. 

Хорошо, проходите за стол и занимайте свои места.

Воспитатель:Ребята, посмотрите на заготовки. Здесь уже есть спичка. Вспомните, как она выглядит. Это деревянная палочка, а на конце одной стороны есть маленькая коричневая точка, от которой и возникает огонь. Сейчас мы с вами представим огонь и нарисуем его пластилином.

  • Какого цвета бывает огонь? (ответы детей)
  • Да, огонь бывает разный — бледно-желтый, ярко-красный, синий или золотой.
  • Ребята, посмотрите на пластилин, какой будет наш огонь?(красный и желтый)
  • (Воспитатель объясняет, как слепить огонь с помощью техники пластилинография).

Рисовать мы будем пластилином. Посмотрите на доску. Отщипываем небольшие комочки пластилина, раскатываем комочек круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы, сплющиваем шар, сдавливая его пальчиком на горизонтальной поверхности, размазываем снизу-вверх.

Но чтобы наши работы получились красивыми, давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Пять пальцев»

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать:

Раз,два, три, четыре, пять!

(ритмично сжимать и разжимать кулачки; на счет — поочередно загибать пальцы на обеих руках)

Воспитатель: Ну вот ребята, наши пальчики готовы, можно рисовать.

Не забывайте, ребята, аккуратно работать с пластилином.

(Воспитатель проговаривает с детьми, что они делают: отщипнуть, скатать, вдавить, размазать)

Воспитатель:Ребята, славно мы потрудились, вот какая красота у нас получилась! Как вы думаете, мы помогли зайчихе!

Ответы детей: да, помогли.

Давайте уберем наши спички в коробку и отдадим ее зайчихе,теперь она сможет приготовить своим зайчатам вкусный обед!