Советы родителям

Малахова Светлана Геннадьевна

Дорогие родители! Рекомендуемые советы помогут вам воспитывать ваших детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

1.Принципы отношений родителей с детьми 

·        Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям.

·        Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я буду с удовольствием учиться у детей.

·        Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.

·        Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

·        Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.

·        Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка.

·        Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежностью.

·        Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов. Поэтому я буду стараться смягчать удары.

2.Ребёнок, ты меня слышишь?

Как заставить ребёнка слышать и слушать родителей? Почему одни дети признают авторитет родителей, другие – их мнение в грош не ставят?

Как до них «достучаться»?

  1. Не соперничайте с ребёнком за право сильного. В тех семьях, где родители демонстративно показывают детям, кто в доме хозяин, дети учатся одной вещи: борьбе за власть. Когда мать или отец говорят ребёнку: «Это надо сделать так, потому что Я так сказал», ребёнок усваивает право сильного и подчиняется «Сильному» только пока его таким видит. Если этого «сильного» рядом нет, он может устроить в квартире бедлам, чтобы проверить на прочность «сильных» родителей, попрактиковаться в силе самому и побить младшую сестру или поискать другого «сильного» на улице.
  2. Не сосредотачивайтесь на непререкаемости собственного авторитета, так вы его скорее завоюете.
  3. Воспитывайте в сотрудничестве.С каким начальником лично вам легче работать? С тем, кто каждую минуту демонстрирует свою власть над вами, или с тем, кто приглашает к сотрудничеству, к совместному решению важных вопросов? То же и в воспитании. Ребёнку лучше сказать: «Что-то у НАС тут с тобой не выходит. Почему урок! Вечно с тобой морока! Почему я должна ходить в школу и выслушивать о твоём шалопайстве?» ребёнок охотней выполняет даже самое занудное поручение, если чувствует себя частью общего, важного дела, а не уголовником на исправительно-трудовых работах, которому надсмотрщик приказал копать «от забора и до обеда».
  4. Приучайте к организованности. Любой ребёнок постарается увильнуть от выполнения поручений по списку, который мы старательно составляем перед работой, чтобы загрузить чадо делами, потому что знаем: нет времени на шалости у того, кто целый день занят. Попробуйте так: «Я очень устаю на работе. Прихожу домой – сил нет. Очень прошу тебя, подмети пол в прихожей к моему приходу и почисти картошку, я отварю – вместе поужинаем». Чем больше ребёнок поручений выполнит, тем больше времени у него останется на своё увлечение и совсем не останется времени на глупости и пакости.
  5. Ставьте перед ребёнком задачи так, чтобы выполнять их ему было приятно, и вы скорее достигнете цели. Такая ситуация, согласитесь, не редкость, когда рассерженная мать требует у ребёнка : «Приберись в своей комнате!» тот холодеет: «Бог мой! Значит, надо пропылесосить, помыть пол, протереть подоконники, сложить одежду и учебники…» ребёнок паникует от такого объёма предстоящих работ и бубнит: «Отстань, у меня каникулы. Дай отдохнуть». Попробуйте обратиться к нему спокойно, например, так: «Что нужно сделать для того, чтобы в твоей комнате был порядок? Перечисли, пожалуйста», чадо начинает лениво отвечать: «Пропылесосить ковёр, сложить книги на полки, убрать одежду в шкаф»… Вот тут-то вы и можете его порадовать: «С пылесосом можешь разобраться и завтра, а вот одежду и книги убери, пожалуйста, сегодня, до моего возвращения с работы». Это уже легче.
  6. Не вводите ребёнка в страх, чтобы обезопасить. Мама твердит дочери: «Ты у нас девочка симпатичная. Ни с кем на улице не знакомься, с неизвестными не разговаривай. Ты даже не представляешь, сколько на свете страшных людей людей». Парадокс: мы повергаем ребёнка в страх, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Мы хотим, чтобы он в наше отсутствие не разговаривал только с плохими людьми. А получается, что он начинает бояться разговаривать с людьми вообще. Может, лучше сказать по-другому, например: «Знаешь, новые знакомства мне лично приносят много радости. Но все-таки лучше проявлять осторожность. К сожалению, не все желают нам добра. Преступники часто пользуются доверчивостью детей. Нельзя позволять им играть на чьей-то доверчивости!» после такой фразы желательно рассказать о каких-то конкретных случаях.

3. Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий

 

1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.

При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.

 

2. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).

Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.

 

3. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.

 

4. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.

 

5. Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.

 

6. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.

 

4. Психотерапия неуспеваемости

Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» — достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков

Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать — исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть возможно более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка  — и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать»,

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться - главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифференцированного) оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний.

Правило десятое: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но быпа материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т. д., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения

5. Родителям о наказаниях

Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.

Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка,

Задача дисциплинарной техники - изменить желания ребенка, а не только его поведение.

Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.

Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства - любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт.

Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным.

Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Нельзя наказывать ребенка до 2,5 - 3 лет.

 

6.Чем заменить наказания?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется.

Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится.

Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.

 

 

7.Как привить интерес к чтению

Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

 

По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.     

 

Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

 

Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

 

Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

 

Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети больше читают.

 

На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

 

В доме должна быть детская библиотечка.

 

Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

 

Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

 

Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

 

Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

 

Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

 

Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

8.Как пережить каникулы?

Многие родители испытывают угрызения совести, видя, как их ребёнок изнывает от безделья. Даже присутствие дома родителей не всегда спасает.

Родителям надо знать, Что тёплые и подробные разговоры с детьми способны приучить их к целеустремлённости, организованности, вере в собственные силы. Всё дело в умении объяснить ребёнку, что он должен делать.

Любовь вместо контроля.

Никому не нравится, когда кто-то грубым голосом осведомляется:

- Ну и чем ты сейчас занят, бездельник?

Доверяйте своему чаду, его увлечениям. Пусть это даже несимпатичная вам компьютерная игра. Лучше уж из первых уст услышать её содержание, чем орать:

- Выключить сейчас  же эту мерзость!

Потом можно предложить другую, более интересную затею.

Компьютер – не только зло.

Дети ХХ1 века не могут жить без компьютерных игр. Но не нужно все их огульно отрицать – игра игре рознь. Тупые стрелялки вредны, зато творческие стратегические игры развивают ум и воображение. Есть также много познавательных викторин, которые стоит приобрести в преддверии каникул. Так что возьмите на себя выбор компьютерного «репертуара».

Ни дня без книги!

Подберите литературу в собственной домашней библиотеке, возьмите хорошие детские книги у знакомых. На Новый Год задарите ребёнка книгами. Пусть читает их в каникулы.

Всё по плану.

Вечером полезно рассказать ребёнку о том, чем вы собираетесь заняться завтра. И заодно поинтересоваться:

-А что ты намерен делать?

Пусть учится организовывать своё время.

Не только развлечения.

Если заскучавшему чаду в отношении планов на завтра ничего в голову не приходит, вполне можно дать ему задание. Например, предложить пропылесосить ковёр. Или перебрать вещи в одёжном шкафу.

Занимаемся спортом.

Зимний спорт – это не обязательно занятия горными лыжами, экипировка для катания стоит очень недёшево. Зато не так уж дорого стоит сноукейт – пластмассовая доска для катания с горок. Немало весёлых минут пройдёт, прежде чем вы научитесь на ней кататься.

9. Памятка для родителей 

РИСКОВЫЕ РЕБЯТА – ВТОРОКЛАШКИ

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗАЛИ:

 

    Только ученики вторых классов считают, что безопасно переходить дорогу в любом месте.

    Именно среди второклассников самое большое количество ребят называют наиболее безопасным способом переход дороги без сопровождения взрослых

    Каждый второй ученик младших классов нарушает ПДД, если куда-то опаздывает или ему кажется, что поблизости нет машин.

    Второклассники составляют самую большую группу риска, подвергая свою жизнь опасности.

 

Родители, обратите на это внимание!

 

Если в первом классе большинство из вас провожают и встречают ребенка из школы, то во втором классе многие дети предоставлены сами себе, не научившись при этом оценивать ситуацию и планировать свои действия. При этом они имеют весьма малый опыт самостоятельного перехода проезжей части дороги

Вовремя дайте своим детям необходимые знания и умения, чтобы им не пришлось приобретать нужный опыт общения с дорогой самостоятельно.

 10. Советы психолога

Вы вернулись с родительского собрания в плохом настроении?
         Уже по дороге домой стоит подумать, о чем надо говорить с порога, а что оставить для разговора более сокровенного.
         
 Младшим вредно часто слышать о неудачах, неуспехах старших: у них от этого портятся отношения.
         
 Учителя люди хотя и наблюдательные, но пристрастные, так как дело имеют не с единицами, а с десятками, и, естественно, не все знают о нашем ребенке. Так что не стоит принимать близко к сердцу то, что кажется вам не совсем верным.
          Ребенок с нетерпением ждал вашего возращения и очень волновался – расскажите сначала о хорошем; о неприятностях еще успеете поговорить.
 
         
 Не пугайте их. Сами подумайте, зачем им бояться еще и родительских собраний? Ни смышленее, ни расторопнее, ни памятливее они от этого не станут. А страхов и комплексов им и так хватает.
         
 Если вы действительно расстроились, разволновались и решили, что вашему ребенку пора браться за ум и начинать новую жизнь, - не забудьте что и вам придется меняться. Менять что-то, не меняясь, очень трудно, если вообще возможно.