Воспитателю детского сада

Терентьева Мария Александровна

Методические разработки для педагогического состава ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 200» Г.ОРЕНБУРГА

СЦЕНАРИЙ  ДОСУГА

ТЕМА «ДОРОГА ДОМОЙ»

ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 6-7 ЛЕТ

В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Выполнил:

Терентьева Мария Александровна

Педагог-психолог 1 кв. категории МДОАУ №200 г. Оренбурга;

Согласовано:

Рулева Светлана Владимировна –

заместитель по ВО и МР

Оренбург, 2021

Досуг «Дорога  домой»

Цель – создание условий для социально-коммуникативного развития

детей 6-7 лет  посредством досуга на тему «Дорога домой».

Задачи:

1) образовательные

  • расширять  представления  детей о  космосе;
  • актуализировать словарный запас по теме  (космонавт, созвездие, космический корабль, скафандр, отстыковка);

2) воспитательные

  • формировать потребность в сотрудничестве при выполнении задания парами;
  •  обучать обращаться друг к другу вежливо, по имени;

3) развивающие

  • развивать воображение и  фантазию через изобразительную деятельность;
  • развивать способность  анализировать свои действия и достигнутый  результат с помощью вопросов рефлексии.

Планируемые результаты:

  • знания о космосе расширены;
  • словарный запас актуализирован, предложенные слова употребляются  детьми в свободной речи;
  • при выполнении задания парами воспитанники помогают друг другу;
  • воспитанники обращаются друг к другу вежливо по имени;
  • в изобразительной деятельности дети проявляют фантазию;
  • анализируют свои действия и оценивают достигнутые в ходе работы результаты.

Оборудование: видеозапись с речью космонавта на телефоне, карта созвездия «Большой медведицы», разрезанная на части, большой мягкий мяч, шерстяные носки, корзина, маленькие мячи по количеству детей, цветные карандаши, чистый лист бумаги, планшет, стулья, мат, стол.

Ход мероприятия:

1. Приветствие.

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся (дети здороваются с гостями). Каждую нашу встречу мы начинаем с приветствия.

Встали в круг взялись за руки,

Вас  приветствую друзья.

Здравствуй ….(ритуал приветствия по кругу)

Рада видеть вас всех я.

2. Настрой детей на работу.

Педагог-психолог: 12 апреля в нашей стране традиционно отмечают день космонавтики. Это день, когда человек впервые полетел в космос. Как называется человек, который летает в космос? (Космонавт) Вы знаете как звали первого космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин) Верно. Даже сейчас где-то в космосе парит космическая станция, и на ней работают космонавты. А вы хотите отправиться в космическое путешествие? (Дети отвечают.) На чем мы полетим в космос? (на ракете). Тогда повторяйте за мной:

Мы в ракету вместе сели (сели на корточки),

Шлем на голову надели (сомкнули руки над головой).

Пуск! И в космос мы летим (встали, тянемся вверх)!

В невесомости парим (руки в стороны, выполняем круговые движения тела).

Путь наметили к планете (вытянули руки вперед).

Помахали вслед комете (машем руками над головой).

Посмотрели в телескоп (сделали «бинокль» из кулаков и посмотрели в него).

Надавили кнопку «Стоп!» (хлопнули в ладоши).

Развернули мы ракету (повернулись в другую сторону).

И продолжили полет (вытянули руки в стороны, покачиваемся).

Космос нас с собой зовет (помахали руками)!

Вот мы и в космосе. Посмотрите, что это? (находят «осколок» созвездия) Это похоже на звезду. Странно, кажется в космосе что-то случилось.

3. Мотивация.

Раздается звонок по телефону. Звонит «вайбер». На экране космонавт.

Педагог-психолог: Кто это звонит? (Космонавт) Алло, здравствуйте, кто это?

Запись космонавта на телефоне: Прием! Прием! Как слышно! Прием!

Педагог-психолог: Да, мы слышим вас.

Запись космонавта на телефоне: В космосе прошел метеоритный дождь. Связь потеряна. Командный центр не отвечает. Прием! Мне нужна помощь. Вы единственные, с кем мне удалось связаться. Сегодня днем наш космический корабль отправляется на Землю. Я всегда ориентируюсь по карте созвездия. Соберите карту, иначе я не смогу найти дорогу домой.

Педагог-психолог: Какую карту, уточните пожалуйста?

Запись космонавта на телефоне: Прием! Прием! Связь теряется. Найдите карту созвездия.

Педагог-психолог: Космонавту нужна наша помощь. Ребята, поможем? (ответы детей) Кто знает, что такое созвездие? (ответы детей).  Наверное, вот эта звезда и есть часть созвездия. Соберем все звезды. Подумаем, что с собой берут в полет космонавты. Может осколок затерялся среди вещей? Будем кидать мяч и называть, что возьмем с собой в полет, это может быть все, что угодно! Кидаем быстро, времени на раздумья нет!

4. Игра «Собираемся в полет».

Дети встают в круг. Задача — перебрасывать мяч друг другу. При этом тот, кто бросает мяч, называет предмет, который понадобится во время полета в космос.

Примечание. Поскольку действовать в игре надо быстро, ответы порой получаются самые неожиданные — от яблок до телевизоров и кроватей. У детей повышается настроение, они чувствуют себя раскрепощёнными.

   Педагог-психолог: Посмотрите, вот и еще одна звезда  (находят «осколок» созвездия). Космонавтам нелегко работать в открытом космосе, особенно в скафандре, когда на руках надеты специальные перчатки. Метеориты окружили космическую станцию, поможем космонавтам избавиться от метеоритов.

5. Игра «Работаем в открытом космосе». Парами дети собирают разбросанные  мячи и переносят их в корзину. При этом на руках у них должны быть шерстяные носки. В конце под корзиной обнаруживается еще один «осколок» созвездия.

Педагог-психолог: Ребята, а что бывает в космосе кроме метеоритов? (Звезды, планеты, луна, солнце, космические корабли, кометы, космонавты и т.д.) А еще, в космосе есть невесомость. Это когда люди и предметы «плавают» в пространстве. И выполнять самые обычные действия очень сложно, когда ты, например, вверх ногами. Попробуем с вами порисовать в необычном положении.

6. Рисование «В невесомости». Дети рисуют по очереди. Планшет с рисунком закреплен   под столом, задача ребенка,  лежа на спине, нарисовать что-либо на космическую тему.  Рисунок коллективный, под музыку. Под листком по окончанию работы обнаруживается еще один «осколок» созвездия.

7. Игра «Летает — не летает».

Педагог называет  поочередно слова. Задача детей — «летающие» слова отмечать либо каким-то действием (Хлопок!), либо звуком («Хрюк!») договоритесь заранее.

Примеры слов: стул, стол, Луна («Хрюк!»), книга, ручка, карандаш, самолет («Хрюк!»), вертолет («Хрюк!»), ракета («Хрюк!»), конфета, борщ, капуста, тарелка, летающая тарелка («Хрюк!»), метеорит («Хрюк!»), машина, луноход («Хрюк!»), комета («Хрюк!»), ракета («Хрюк!»)…

Недалеко от места игры на столе обнаруживаются еще «осколки».

Педагог-психолог: Вот и еще осколки. Их уже много, попробуем собрать созвездие.

8. Игра «Собери созвездие».

Дети все вместе собирают из частей картинку созвездия.

Педагог-психолог: Вот и готова карта созвездия. Кто знает, как называется это созвездие? (Созвездие большой медведицы). Давайте ее сфотографируем и отправим скорее космонавту. А вот и он уже на связи.

Запись космонавта на телефоне: Прием! Прием! Карта получена. Корабль готов к отстыковке и отправке домой. Спасибо, ребята. До встречи на земле! Конец связи.

Педагог-психолог: Как хорошо, что мы успели. Теперь и мы можем отправляться домой на Землю. Повторяйте за мной.

Мы в ракету вместе сели (сели на корточки),

Шлем на голову надели (сомкнули руки над головой).

Пуск! И мы домой летим (встали, тянемся вверх)!

В невесомости парим (руки в стороны, выполняем круговые движения тела).

Путь наметили к планете (вытянули руки вперед).

Помахали вслед комете (машем руками над головой).

Посмотрели в телескоп (сделали «бинокль» из кулаков и посмотрели в него).

Надавили кнопку «Стоп!» (хлопнули в ладоши).

Прилетели мы домой (прыжок на месте)

Ты герой и я герой! (указательный жест от себя и затем на себя)

9. Рефлексия.

Педагог-психолог: Расскажите о сегодняшнем занятии. Говорит, тот у кого в руках мяч.

Вопросы для рефлексии:

1. Куда мы сегодня путешествовали?

2. На чем летали в космосе?

3. Кому и зачем мы сегодня помогали?

4. Что помогло нам найти все осколки?

5. Какое задание было для вас самым легким/сложным/веселым/ /скучным/интересным?

10. Ритуал прощания.

Педагог-психолог: Наша встреча подходит к концу. Давайте попрощаемся.

Встали в круг, взялись за руки.

До свидания, друзья.

До свидания … (дети по кругу прощаются друг с другом)

Приходите в гости снова.

Буду рада встрече я.

Литература:

  1. Семенова М., Кадочникова Н. Готовый сценарий занятия ко Дню космонавтики для старших дошкольников / М. Семенова, Н. Кадочникова // Электронный  журнал. Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2020. - №4.
  2. Тимофеева М., Ступикова М. Игровой сеанс ко Дню космонавтики для подготовительной группы /  М. Тимофеева, М. Ступикова // Электронный  журнал. Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2017. - №4.
  3. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет. Приключения будущих первоклассников /Под ред. Куражевой Н.Ю. - СПб.: Речь, 2014



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД № 200» Г.ОРЕНБУРГА

КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ТЕМУ 

«БУКЕТ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ В ПОДАРОК ДЕТСКОМУ САДУ»

В  ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ

Выполнил:

Рябова Ольга Наильевна -

воспитатель 1 кв. категории

МДОАУ №200 г.Оренбурга

Жданова Инна Викторовна –

воспитатель 1 кв. категории

МДОАУ №200 г.Оренбурга

Терентьева Мария Александровна -педагог-психолог 1 кв. категории МДОАУ № 200 г. Оренбурга

Согласовано:

Рулева Светлана Владимировна –

заместитель по ВО и МР

г. Оренбург, 2021

  1. Организационная информация                                                   

1.

Ф.И.О. педагога

Рябова Ольга Наильевна

Жданова Инна Викторовна

Терентьева Мария Александровна

Хронометраж

2.

Доминирующая образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

3.

Виды деятельности детей

Познавательно-исследовательская, коммуникативная,  продуктивная, двигательная, игровая.

  1. Методическая информация

1.

Тема

образовательной

деятельности

«Букет осенних листьев в подарок детскому саду»

2.

Методы и приёмы реализации содержания занятия

Приемы:

сюрпризный момент (появление персонажей – Осень, Клоун, Почтальон)

Словесный:

- общение детей;

- объяснение воспитателя;

- повторение правил безопасности при работе с ножницами;

- обсуждение результатов работы.

Наглядный:

- показ и объяснение способов выполнения работы;

- помощь в выполнении работы;

- рассматривание сюжетных картин.

Практический: 

- физминутка;

- вырезание шаблонов;

- игра малой подвижности «Торт»;

- создание единой композиции.

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

4.

Возрастная группа

Общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет

5.

Цель –

создание условий для реализации коллективного дела на тему «Букет осенних листьев в подарок детскому саду» в рамках реализации программы воспитательной работы.

6.

Задачи:

Обучающие:

  1. Совершенствовать навыки работы с ножницами.
  2. Закрепить навык вырезания по контуру.
  3. Учить составлять коллективную композицию, побуждать красиво располагать элементы на листе бумаги.
  4. Закрепить правила безопасности при работе с ножницами.
  5. Закрепить знания о социально значимом событии – День рождения детского сада.

Воспитательные:

  1. Воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве.
  2. Воспитывать желание оказывать помощь друг другу.

Развивающие:

  1. Развивать и обогащать связную речь («фоамиран», «гербарий»),  активизировать словарь.
  2. Развивать творческие способности детей;
  3. Развивать интерес к совместной творческой работе.

7.

Планируемые результаты

- дети умеют работать ножницами;

-дети умеют вырезать по контуру;

- дети умеют составлять коллективную композицию, красиво располагая элементы на листе бумаги;

- дети знают праивла безопасности при работе с ножницами;

- у детей расширены знания о социально значимых событиях;

- у детей развиты навыки сотрудничества в коллективном творчестве;

- дети проявляют желание оказывать помощь друг другу;

- у детей расширена речь (фоамиран, гербарий);

- у детей развиты творческие способности;

- дети проявляют интерес к совместной творческой работе.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

- основа для совместной открытки;

- шаблоны листьев для вырезания;

- ножницы;

- двусторонний скотч;

- сюжетные картинки.

9.

Подготовка

к образовательной деятельности

на занятии

в предшествующие режимные моменты

- беседа о детском саде (символ сада, логотип);

- разучивание подвижной игры “Торт”;

- рассматривание осенних листьев на прогулке;

- собирание букетов из осенних листьев на прогулке. 

Конспект занятия

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

- сюрпризный момент – появление персонажей – Осень, Клоун, Почтальон;

- общение «Как можно поздравить детский сад с Днем рождения?».

5 мин.

1.2

Мотивация деятельности детей

Хотим создать открытку в подарок для детского сада.

1 мин.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

- выбрать материалы для открытки;

- продумать образ композиции;

- вырезать заготовки.

1 мин.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретённых знаний

Беседа «Какие бывают листья?» (дубовые, кленовые и т.д.)

Совместное обсуждение «Подарок из осеннийх листьев».

Обсуждение профессии «Почтальон».

7 мин.

Добывание, сообщение и приятие нового знания.

Показ и рассматривание новых материалов для создания осенних листьев. Проговаривание способа создания листьев для букета (обведение шаблона, вырезание, собирание листьев на веточку, сбор букета).

10 мин.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Создание веточки с листьями.

Объединение веточек в букет. 

Приведение в порядок рабочего места.

Подвижная игра “Торт”.

10 мин.

III.

Заключительная часть

3.1.

Анализ и самоанализ деятельности детей

Что мы сегодня хотели создать? Для кого и на какой праздник мы создавали открытку. Получилось ли? Что было самым сложным? Что было легко?   

Отправляем открытку  вместе с почтальоном. 

2 мин.

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Просмотр видеоролика о создании подарков ко дню рождения сада.

Составление гербария из осенних листьев.

Список используемой литературы.

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019.

  1. Коломийченко Л.В., Чугуева Г. И., Югова Л. И. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.В. Коломийченко.- М.: ТЦ Сфера, 2017.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №200» г. ОРЕНБУРГ

КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

ТЕМА: Я ОСОБЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  «ЧАС РАЗВИТИЯ»

ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ

Выполнил:

Терентьева Мария Александровна

Педагог-психолог 1 кв. категории МДОАУ №200 г. Оренбурга;

Согласовано:

Рулева Светлана Владимировна –

заместитель по ВО и МР

Оренбург, 2021

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

  1. Организационная информация

Хронометраж

1.1

Доминирующая

образовательная область

Социально-коммуникативное развитие

1.2

Виды деятельности детей

Игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, творческая активность, двигательная активность

  1. Методическая информация

2.1

Тема

образовательной

деятельности

Я особенный!

2.2

Методы и приемы

реализации содержания

занятия

Приемы: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации

Методы:

* Словесные (беседа с Незнайкой, взаимодействие детей при назывании ласковых имен, угадывании по голосу, описание детьми достоинств сидящего на волшебном стуле, рефлексия);

* Наглядные (персонаж Незнайка, рабочие тетради, «волшебный» стул, «волшебное дерево»)

* Практические (пальчиковая гимнастика, выбор картинок с  игрушками по гендерному признаку, рисование «волшебного» цветка, создание коллективной работы «волшебное» дерево.

2.3

Интеграция

образовательных областей

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

2.4

Возрастная группа

Общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

2.5

Цель -

Создание условий для социально-коммуникативного развития детей через понимание собственной индивидуальности

2.6

Задачи:

а)

формировать  представления о собственной индивидуальности;

актуализировать словарный запас по теме  (внешность, черты характера, достоинства);

закрепить умение различать собственные индивидуальные особенности;

расширить представления о взаимосвязи увлечений и пола человека;

б)

формировать положительное отношение детей друг к другу через употребление ласковых имен;

воспитывать принятие индивидуальных особенностей друг друга;

в)

развивать умение принимать себя, свои чувства, желания, качества характера;

развивать воображение и  фантазию через изобразительную деятельность;

2.7

Планируемые результаты

а)

сформированы представления о собственной индивидуальности;

словарный запас актуализирован, предложенные слова употребляются  детьми в свободной речи;

способен различать собственные ин индивидуальные особенности: имя, внешность, черты характера, пол, увлечения.

имеет представление о взаимосвязи увлечений с полом человека;

б)

способен самостоятельно обращаться к сверстнику, используя ласковую форму имени;

положительно относится к тому, что все люди разные, понимает и принимает эти различия;

в)

испытывает потребность быть индивидуальным, особенным, не боится чем то отличаться от массы;

проявляет фантазию при изображении воображаемого, в ходе медитации, цветка;

2.8

Организация среды

для проведения занятия

(образовательной деятельности)

Ноутбук, видеозапись с разговором Незнайки, «волшебный» стул, массажный мяч, рабочие тетради по количеству участников (70 развивающих заданий для дошкольников под ред. Н.Ю. Куражевой), музыкальное сопровождение для релаксации, листы формата А5 в виде кругов по количеству детей, музыкальное сопровождение для создания коллективной работы, «волшебное» дерево, двухсторонний скотч.

2.9

Подготовка

к образовательной деятельности

на занятии

в предшествующие режимные моменты

Образовательная деятельность проводится в рамках реализации образовательной программы «Час развития», которая является компонентом второй части образовательной программы дошкольного учреждения, формируемой участниками образовательного процесса, и предусматривает взаимодействие с воспитанниками только на занятиях.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

  1. Вводная часть

1.1

Введение в тему

(создание проблемной ситуации)

Приветствие «Эхо»

Сюрпризный момент: появление персонажа Незнайки

Проблема: Незнайка убеждает детей, что они все одинаковые.

3 мин

1.2

Мотивация деятельности детей

Убедить  Незнайку, что каждый из нас особенный.

1 мин

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Все вместе будем размышлять, обсуждать и делать выводы, чем мы отличаемся друг от друга.

1 мин

II. Основная часть:

2.1

Актуализация ранее

приобретенных знаний

Беседа о том, что мы узнали на прошлом занятии.

Игра «Волшебный стул»

5 мин

2.2

Добывание

(сообщение и приятие)

нового знания

Задание «Ласковое имя»

Игра «Кто позвал?»

Пальчиковая гимнастика «У девочек и мальчиков»

Задание «Игрушки»

5 мин

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Медитативное упражнение «Волшебный цветок»

Коллективная работа «Волшебное дерево»

Обсуждение рисунков

7 мин

  1.  Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ

деятельности детей

Рефлексия.

Вспомните, в какие игры мы сегодня играли?

Это поможет нам убедить Незнайку. В каждой игре есть подсказка, чем  мы друг от друга отличаемся. Давайте перечислим.

Беседа с Незнайкой.

3  мин

IV.

Дальнейшая разработка темы

 «Утренний настрой» перед зеркалом

Продолжение работы над личностными особенностями детей на последующих занятиях.

Дома

В детском саду



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 200» Г.ОРЕНБУРГА

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

НА ТЕМУ:

 «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА  

ЧЕРЕЗ ПРОФИЛАКТИКУ

СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

Выполнил:

Терентьева Мария Александровна

Педагог-психолог МДОАУ № 200 г. Оренбурга

Оренбург, 2021

Сохранение психологического здоровья педагога  

Через профилактику синдрома эмоционального выгорания.

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования  характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента – воспитатель теряет самообладание, что проявляется порой в агрессивной форме (окрики, гнев, раздражительность). Трудности вытекают и из специфики трудовых функций.

Профессиональный долг обязывает педагога в любых ситуациях принимать взвешенное решение, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Порой отрицательные  эмоции подавляются в приказном порядке, но эффект от этого достигается противоположный – эмоциональное напряжение усиливается. Разбушевавшиеся эмоции обрушиваются на организм. Постоянное сдерживание проявлений гнева (в мимике, жестах, словах) может способствовать развитию таких заболеваний сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, как гипертония, язва желудка, мигрень и пр.

Профессия «педагог», иначе «работа сердца и нервов», требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил. Умение владеть собой, держать себя в руках – одни из главных показателей деятельности педагога, от которых зависят его и профессиональные успехи, и психологическое здоровье.

Быть здоровым… это означает производительно и творчески работать, овладевать способностью самому находить в себе резервы эффективной жизнедеятельности.

Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

Одним из показателей профессиональной деформации педагога является так называемый синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие чувства, мысли, действия.

Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.

Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, не заслуженности своего положения в обществе, неоцененности  окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.

Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми.  Социальные последствия, выражаются в том, что в учебно-воспитательном процессе негативное эмоциональное состояние педагога по механизму заражения передается воспитанникам. Это, в свою очередь, приводит к повышению степени невротизации детей, к формированию у них различных форм эмоционального перенапряжения, и соответственно, к блокировке умственной деятельности и ослаблению волевого потенциала.

Процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах «выгорания», являются не только непатологическими, но и позитивными. Так как дают возможность педагогу понять, что с ним происходит и, исходя из этого, решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или,  каким-то образом, постараться скорректировать проявления синдрома.

Однако «сгорание» не является неизбежным. Своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

Рекомендации для профилактики и устранения "выгорания"

На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Со стороны администрации нужна система поощрений.
  2. Со стороны психологической службы детского сада для профилактики и преодоления симптомов «эмоционального выгорания» широко используется психопросвящение и психологические тренинги, методы психологической разгрузки.
  3. Педагог может самостоятельно использовать методы и рекомендации по профилактике СЭВ. Рассмотрим их подробнее.

Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе, быстро устаревают.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является овладение умениями и навыками саморегуляции. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. В настоящее время для саморегуляции психического состояния используют разные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. овладев ими, можно более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией.

Педагог может использоваться методы релаксация прямо на работе.

Важная роль отводится процессу самопознания, поскольку, зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно и рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.

 В связи с тем, что педагогическая работа связана с интенсивным общением с детьми и их родителями, она требует от педагога эмоционально-волевой  регуляции. Поэтому важным является обучение приемам аутогенной тренировки. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности и здоровье.

Так же важно научиться разделять профессиональную деятельность и частную жизнью. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо не распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся следствием «выгорания», могут быть облегчены “снижением рутинности”, когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью несвязанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна.

Для укрепления уверенности в себе и жизнерадостного мировосприятия как важнейших ресурсов антистресса полезно овладеть техникой позитивного мышления. Мысли, убеждения, внутренний диалог оказывают созидающее влияние на сценарий жизни человека. Помогут в этом следующие рекомендации:

  • Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.
  • Не «переживайте» мысленно случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознайте их причину, сделайте вывод и найдите выход.
  • Если возникла проблема, конфликт, решайте их своевременно и обдуманно.
  • Рационально распоряжайтесь своим временем. Научитесь делить крупные дела на несколько частей, включать в свой график приятные деяния. Возьмите за правило не оставлять дела незавершенными.
  • Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь.
  • Возьмите за правило дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивайте общение.

Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания и долгосрочную мотивацию. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

Использование "тайм-аутов". Отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни.

Контроль эмоций. При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".

Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.

Выводы

1. Профессиональная деятельность работников сферы образования несет потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания.

2. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, импульсивности, напряженности, имеют значение в формировании синдрома эмоционального выгорания.

3. Структура синдрома эмоционального выгорания у работников сферы образования во многом основываются на личностной тревожности.

4. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано со снижением показателей психической адаптации.

Литература:

  1. Смоленова А.М.,  педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3» г. Кызыла «Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить».  
  2. Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 1. С. 27–39.
  3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.
  4. Ермакова Е. В. Феномен выгорания с точки зрения экзистенциально-аналитической теории А. Лэнгле // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. М., 2007. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/kip/2010/n1/29159_full.shtml [Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) - Культурно-историческая психология - 2010. Том. 6, № 1]



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 200» Г.ОРЕНБУРГА

Психологический практикум для педагогов

«Играя,  укрепляем психическое здоровье»

Выполнил:

Терентьева Мария Александровна

Педагог-психолог 1 кв. категории

МДОАУ № 200 г. Оренбурга

Оренбург, 2021

Сценарий мероприятия

Цели: сплочение коллектива, обучение активному стилю общения, гармонизация внутреннего состояния.

Задачи: показать наличие нескольких точек зрения на одну и ту же проблему, развивать умение слушать своего собеседника и уважать его мнение, включение в групповое взаимодействие.

Продолжительность: 1  ч.

Количество человек в группе: 15–20.

Материалы: текст сказки «Машина времени», текст притчи «О слепцах и слоне»,  альбомные листы, карандаши, мягкие модули для построения домика, картины  озер голубого и синего цвета, игрушка «солнце».

Музыкальное сопровождение: любая спокойная композиция.

Ход мероприятия

1. Вступление.

Личность педагога – один из главных факторов развития ребенка. От эффективности его деятельности во многом зависит будущее всего общества. Поэтому забота о физическом, психическом и духовном здоровье педагога – одна из важнейших задач.

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Процесс этот достаточно коварен, поскольку подверженный данному синдрому человек часто плохо осознает его симптомы. Сначала приглушаются эмоции, исчезает острота чувств. Нарастает внутреннее ощущение опустошенности и скуки, притом что внешне, казалось бы, все нормально. Затем начинают раздражать люди, с которыми приходится работать. Постепенно раздражение переходит в неприязнь к ним. На первых порах ее еще легко сдерживать, но со временем это становится все труднее. Человек по привычке может сохранять респектабельность, однако всё и все окружающие становятся ему безразличными. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит.

Один из методов оказания помощи при эмоциональном выгорании – сказкотерапия. Ее ценность для взрослого человека в том, что она дает возможность вернуть первоначальное состояние целостного восприятия мира, позволяет мечтать, активизирует творческий потенциал, в мягкой форме передает знания о мире. Атмосфера волшебства и сказочности позволяет выйти за те рамки, которые мы сами себе выстраиваем, расширить фокус внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем.

2. Сказка «Машина времени»

Цель: обратить внимание участников тренинга на значимость и важность прошлого, настоящего и будущего.

Педагог-психолог: У каждого из нас есть настоящее, прошлое и будущее. В настоящем мы живем, прошлое вспоминаем, о будущем задумываемся. Я хочу рассказать вам одну сказку…

Машина времени

У каждого жителя одной волшебной страны была своя машина времени. Но все ею пользовались по-разному. Одни путешествовали в прошлое: им нравилось только вспоминать, и они совсем не думали о том, что их ждет. Другие путешествовали только в будущее: им не хотелось вспоминать то, что было, а настоящее им не нравилось. Но были в той стране и люди, которые жили настоящим. Они не понимали тех, кто все время что-то вспоминал, и тех, кто постоянно о чем-то мечтал. Их машины времени затянуло паутиной: они почти никогда ими не пользовались.

Жил в той стране мальчик по имени Тим. Он был очень любопытным и многое хотел знать. Но в его семье путешествовали только в прошлое… Однажды Тим пробрался в гараж, смазал все рычаги машины времени и оказался в будущем. Через несколько дней мальчик вернулся и рассказал о том прекрасном и загадочном, что там увидел. Его рассказы заинтересовали многих жителей страны, и они решили отправиться туда, где еще не были.

Но рычаги машины двигались только в одну сторону: так, как они привыкли. Почти все жители смирились с этим и продолжали путешествовать, как прежде, и лишь упорство некоторых достигло цели: люди смогли сами выбирать время и место, где им хотелось бы побывать.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие на машине времени. Подумайте о том прекрасном и загадочном, что у вас было в прошлом, есть в настоящем, ожидает в будущем…

3. Игра «Карусель»

Инструкция. Участники встают в два круга – внешний и внутренний – лицом друг к другу. Задача на данном этапе – обменяться с партнером информацией о том, в какое время (прошлое или будущее) они отправились бы на машине времени, или, если остались бы в настоящем, то почему. Затем по сигналу педагога-психолога участники прощаются. Внешний круг делает переход на одного участника. При встрече собеседники здороваются, пожимают друг другу руки. Упражнение возобновляется, но теперь участникам надо выбрать другое время. Внешний круг делает три перехода – таким образом, каждый из присутствующих должен побывать и в прошлом, и в будущем, и в настоящем.

Вывод педагога-психолога. Для людей важны и прошлое, и настоящее, и будущее. Только мы сами вправе выбирать время и место, где нам хотелось бы жить.https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/lga4pe.jpg

3. Сказка «Два озера»

Инструкция. Педагог-психолог показывает участникам картины озер. Одно – голубого цвета, другое – синего, после чего рассказывает следующее:

– Есть на свете два озера – оба глубокие и загадочные. В одном из них вода всегда светлая и теплая, в другом – темная и холодная. Человек может попасть в любое из них по собственной воле или по воле обстоятельств. Но в каком бы озере человек ни оказался, через некоторое время он устает плыть. Человек начинает захлебываться, искать опору и, не найдя ее, может утонуть. Тогда будет не важно, в каком из озер – светлом или темном – это произошло.

Но часто бывает так: когда практически не остается никакой надежды, появляется лодка. Теперь человек может решить, что делать дальше: сесть в нее и добраться до берега, или плыть на ней туда, где мелко, или еще немного поплавать в озере.

Как вы думаете, что же означают эти два озера и спасательная лодка?.. (Светлое – радость, счастье и т. п. Темное – грусть, печаль, тревога. Лодка – сам человек, который сам выбирает, какие чувства ему испытывать.)

Вывод педагога-психолога. Для того чтобы человек смог справиться со своими чувствами, ему необходимо осознать причину их появления.https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/lga4pe.jpg

4. Упражнение «Причины наших чувств»

Инструкция педагога-психолога: (Показывает картинки двух озер.) Посмотрите на озера. Это – Светлое озеро, а это – Темное. В одном из них людям хочется купаться чаще, чем в другом. В каком озере хотелось бы искупаться вам?.. Если хорошенько приглядеться, то на дне этих волшебных озер можно увидеть причины наших чувств и настроений: на дне Темного озера можно разглядеть то, что нас расстраивает, а на дне Светлого – то, что радует и приносит нам хорошее настроение. «Войдите» мысленно в светлое озеро и «достаньте» со дна причины позитивных чувств и хорошего настроения.

5. Рисование «Домик из кубиков»

Примечание. Необходимо заранее построить дом из кубиков – так, чтобы он был разным с четырех сторон.

Инструкция. Участникам предлагается нарисовать ту часть дома, которая видна им лучше всего. Работа проходит под музыку. По окончании рисования работы вывешиваются на стенд и проводится обсуждение. В процессе педагог-психолог обращает внимание участников на сходство и различия, после чего задает им вопрос: «Как же так получилось, что все мы рисовали один и тот же домик, а рисунки у всех разные?..»

6. Притча «О слепцах и слоне»

Участникам предлагается прослушать притчу.

О слепцах и слоне

За горами был расположен большой город. Все его жители были слепыми. Однажды какой-то чужеземный король со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. В королевском войске был огромный боевой слон, прославивший себя во многих битвах. Одним своим видом он повергал врагов в трепет. Жителям города не терпелось узнать, что же такое слон, и несколько слепых горожан побежали, как безумные, чтобы разузнать о нем.

Не имея никакого понятия о том, какими бывают слоны, они принялись ощупывать его со всех сторон. Каждый из них, ощупав какую-нибудь его часть, решил, что теперь он кое-что знает о слоне. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых сограждан. Пребывая в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто сам заблуждался. Люди спрашивали о форме и размерах слона, выслушивали объяснения.

Человек, трогавший ухо слона, сказал:

– Слон – это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер.

Но тот, кто ощупывал хобот, сказал:

– У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую и пустотелую трубу, страшную и разрушительную.

– Слон могуч и крепок, как колонна, – возразил другой, ощупавший ногу и ступню слона.

Каждый из них ощущал только одну из многих частей слона. Каждый воспринял его ошибочно. Они не могли умом охватить всего: знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о нем, но были одинаково далеки от истины.

Педагог-психолог: Представьте себе наш мир в виде кристалла с множеством граней. Мы разглядываем его издалека и видим лишь одну грань, думая, что увидели все. Другой наблюдатель смотрит на кристалл под другим углом и видит иную грань. Третий – третью. Но где же истина? Подходя к жизни, миру, к каким-то явлениям, событиям лишь с одной стороны, мы уподобляемся тем самым слепым, ощупывающим слона.

Вывод педагога-психолога. Если смотреть на один и тот же предмет с разных сторон или, как говорят, с разных точек зрения, то и виден он будет по-разному.https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/lga4pe.jpg

7. Упражнение «Я даю коллективу…»

Цель: способствовать сплочению группы.

Инструкция педагога-психолога: (Участники встают в круг. Педагог-психолог держит в руках игрушку «солнце».) Наш коллектив такой, каким мы сами его делаем, и каждый из нас привносит в него что-то свое. Кто-то смех или юмор, кто-то доброту, строгость, дисциплину, организованность и т. д. – всё это очень важно для коллектива. Сейчас мы будем передавать это солнце – символ тепла и света. Тот, кто пожелает, может сказать о своем вкладе в коллектив, начиная со слов «Я даю коллективу…».

Вывод педагога-психолога. Все люди разные, но в чем-то они похожи. Это здорово, что мы воспринимаем мир с разных точек зрения и умеем понимать друг друга. Все мы – частички одной мозаики. Если мы поворачиваемся друг к другу своей хорошей стороной и своим хорошим настроением, то картинка получается яркой и красивой.https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/lga4pe.jpg

Психологический практикум для   подготовлен  на основе статьи  электронного журнала:

Соловьева Е.И. Профилактика эмоционального выгорания педагогов / Е.И.Соловьева   // Электронный  журнал. Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2015. - №8.