МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

Науманова Сара Жумоваевна

Методическая разработка открытого урока по Технической механике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_naumanova_s.zh_.docx621.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия

Образовательное учреждение              

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области

«Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»

Преподаватель

Науманова Сара Жумоваевна

Специальность СПО

26.02.03 Судовождение

Группа

СВ19-1

Дисциплина/профессиональный модуль/МДК

ОП.03 Механика

Номер занятия по календарно-тематическому плану

Дата проведения

Тема учебного занятия

09.01.2021

Вращательное движение абсолютно твердого тела.

Продолжительность учебного занятия

90 минут

Цель учебного занятия:овладение обучающимися понятия вращательного движения твердого тела, основных законов вращательного движения.

       Задачи учебного занятия:

Образовательная: 

  • усвоить понятие вращательного движения и его кинематические параметры.

2. Развивающая: 

  • развитие общих и профессиональных компетенций,
  • умение анализировать полученную информацию.

3. Воспитательная:

  • воспитыватьумение работать в коллективе,
  • воспитывать, уверенности в себе и своих силах, интерес к предмету.

            Формы организации учебной деятельности:

          - фронтальная;

          - индивидуальная;

 - групповая.

  Результаты обучения на учебном занятии:

Результат обучения

Показатели результата

Знать

З.1

-основные понятия и законы кинематики;

формулирует понятия и законы кинематики

У.1

- рассчитывать кинематические параметры;

определяет кинематические параметрытела при поступательном и вращательном движениях

Формируемые общие и профессиональные компетенции на учебном занятии:

ОК1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- проявляет интерес к будущей профессии;

- активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;

ОК2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- выполняет все виды работ, предлагаемые преподавателем;

- учитывает факторы, влияющие на безопасность при планировании перевозочного процесса.

ОК5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

- демонстрирует навыки использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

ОК6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- быстро адаптируется к условиям смены ситуации.

- высказывает свою точку зрения, подтверждая фактами.

ОК8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- организация самостоятельных занятийпри изучении профессионального модуля

- планирование обучающимися повышения квалификационного уровня в области железнодорожного транспорта

ПК1.3

ПК 1.3. Эксплуатировать судовые энергетические установки

- демонстрирует понимание движения точки и твердого тела

- демонстрирует применение момента силы относительно точки (момент пары сил), метода кинетостатики

-оценивает работоспособность деталей машин и механизмов

- выполняет проверочные расчеты по сопротивлению материалов и деталям машин.

ПК1.4

ПК 1.4. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи.

  • анализирует условия работы деталей машин и механизмов;
  • оценивает их работоспособность;
  • производит статический, кинематический и динамический расчеты механизмов и машин;
  • определяет внутренние напряжения в деталях машин и элементах конструкций;
  • проводит технический контроль и испытания оборудования.

Внутрипредметные связи:

  • Раздел «Детали машин», Тема: «Виды передач»;

Межпредметные связи:

  • Физика, математика.

       Тип урока:Урок изучения нового материала

       Форма проведения занятия (вид урока): коллективно-мыслительная деятельность обучающихся, работа в парах, индивидуальная работа.

        Педагогическая технология (ее элементы): элементы работы в парах, элементы информационно-коммуникативных технологий

Методы обучения, используемые на учебном занятии:

По внешним признакам деятельности преподавателя и обучающихся:

  • беседа;
  • демонстрация.

По источнику получения знаний:

  • словесные;
  • наглядные (презентация, анимации, заполнение таблицы).

По степени активности познавательной деятельности обучающихся:

  • частично поисковый;
  • иллюстративный.

По степени самостоятельности:

  • взаимопроверка на учебном занятии;

Методическое обеспечение:

  • методическая разработка учебного занятия;
  • раздаточный материал обучающегося (Приложение №1);

       Средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа проектор, раздаточный материал.

Технологическая карта учебного занятия

Этап занятия (время, мин)

Время

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формы контроля

Ожидаемый результат

(показатели)

  1. Организационный этап

5

Подготовить обучающихся к работе

Приветствие.

Создать благоприятную психологическую атмосферу урока.

(5 минут)

Приветствует обучающихся.

Отмечает присутствующих.

Проверяет готовность обучающихся к занятию.

Приветствуют преподавателя.

Проверяют готовность своего рабочего места.

Наблюдение

Полная готовность группы к занятию, быстрое включение обучающихся в работу.

  1. Актуализация знаний

10

Подготовка к изучению нового материала Мотивация студента.

Обеспечение мотиваций и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность обучающихся к активно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Фронтальный опрос

Владеют знаниями и умениями, необходимыми для изучения нового

  1. Постановка учебной задачи

5

Создать мотивационную ситуацию для формулировки темы, определения цели и постановки задач обучающимися через анимации и приведение примеров

Подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока с помощью анимации «Вращение ротора электродвигателя». Задает вопросы к анимации.

- Какое устройство изображено? ( электродвигатель)

-Какое движение совершает вална данной анимации?(вращательное)

-Как Вы считаете, какая тема нашего урока?

Обучающиеся называют тему занятия и формулируют цель, записывают  в тетрадь.

Фронтальная проверка ответов на вопросы

Определение темы, цели и задач учебного занятия

  1. 4. Изучение новой темы

20

  1. Формирование новых знаний по теме

Организует работу по изучению новой темы

Активная и продуктивная деятельность студентов по изучению нового материала, заполнение таблицы

Проверка по эталону

Сформированы знания по теме

  1. 5.Первичное закрепление

20

  1. Применение полученных знаний при решении задач

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Отвечают на вопросы, выполняет задания, требующие активной мыслительной деятельности

Проверка по эталону

Применяют полученные знания при решении задач

5. Итог занятия. Рефлексия

5

Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

Провести рефлексию собственной деятельности

Возвращается к цели, задачам занятия, выясняет, достигнуты ли они.

Комментирует полученные результаты занятия, оценивает и подводит итог.

Проводит рефлексию.

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении итогов занятия

Наблюдение

Итог учебного занятия, делают вывод

6. Домашнее задание.

3

Обеспечить понимание

выполнения домашнего задания

Дает задание и рекомендации по выполнению домашнего задания:

Слушают и записывают домашнее задание

Наблюдение

Понимают алгоритм его выполнения

1.Орг.момент(1-2 мин)

Здравствуйте! На прошлом занятии мы рассмотрели с вами тему Поступательное движение. Сейчас мы с вами вспомним основные моменты.

2.Актуализация знаний (устная фронтальная работа)(10 мин)

Отвечаем на вопросы

-Как называется одна из механических моделей, используемых при движении? (абсолютно твердое тело)

-Какое тело называют абсолютно твердым?(абсолютно твердое тело – тело расстояние между любыми точками которого остается постоянным при его движении).

-Какой вид движения мы рассматривали на прошлом занятии?(поступательное движение)

-Дайте характеристику этому виду движения.

-Теперь вспомним основные законы

-Заполнить пропущенные слова и обозначения в таблице.

Поступательное движение

Равномерное движение

Путь

S=vt

………..

….=const

Ускорение

a=0

Равнопеременное движение

Путь

………

Скорость

v=v0+at

…………..

…..=const

Неравномерное

…………

…..= s0+ v0t + at2/2

Скорость

v=ds/dt

Ускорение

a=dv/dt

3. Определение темы и постановка целей и задач

Предлагаю вам посмотреть следующую анимацию и ответить на вопросы

-Какое устройство изображено?( электродвигатель)

-Какое движение совершает вал на данной анимации?(вращательное). Верно, мы видим вращение ротора электродвигателя. Значит тема занятия «Вращательное движение».

Записываем тему занятия в тетради.

Так как ваша специальность связана с техникой, то незнание законов движения может привести к осложнению в производственных ситуациях, а также знание данной темы мы будем применять при изучении раздела «Детали машин» в теме «Виды механических передач».

 Поэтому цель нашего занятия усвоить понятия вращательного движения, его параметры и научиться выполнять расчет кинематических параметров.

4. Изучение новой темы

Предлагаю вам посмотреть примеры вращательного движения и самим привести примеры. Мы с вами убедились, что вращательное движение твердых тел весьма распространено в природе и технике (движение земли вокруг своей оси, движение колес автомобиля, движение шестерен в механических часах, движение вентиляторов и роторов и т.д.). В технике очень часто встречается комбинация поступательного и вращательного движения (смотрят анимации преобразование вращательного движения в поступательное)

А теперь вы поработаете с тексом самостоятельно. Ваша задача заполнить таблицу, используя теоретический материал. Вам необходимо провести аналогию поступательного и вращательного движения, заполняя таблицу.

Поступательное движение

Вращательное движение

Равномерное движение

Равномерное вращение

Путь

S=vt

Угол поворота

φ =ωt

Скорость

v=const

Угловая скорость

ω =const

Ускорение

a=0

Угловое ускорение

ε=0

Равнопеременное движение

Равнопеременное вращение

Путь

S=v0+ at2/2

Угол поворота

φ =ω0t+ εt2/2

Скорость

v=v0+at

Угловая скорость

ω = ω0+ εt

Ускорение

a=const

Угловое ускорение

ε =const

Неравномерное

Неравномерное

Путь

S= v0t + at2/2

Угол поворота

φ = φ0+ ω0t+ εt2/2

Скорость

v=ds/dt

Угловая скорость

ω = dφ/dt

Ускорение

a=dv/dt

Угловое ускорение

ε =dω/dt

Линейная скорость

v= ωr

Касательное ускорение

at= εr

Нормальное ускорение

n= ω²  r

Полное ускорение

a=n2+at2

Выйти к доске и заполнить таблицу.

5. Первичное закрепление

А) Выполняем задание у доски с объяснением.

Задача 1. По заданному графику угловой скорости, определить вид вращательного движения

Задача 2. Маховое колесо вращается равномерно со скоростью 120 об/мин. Радиус колеса 0,3 м. Определить скорость и полное ускорение точек на ободе колеса, а также скорость точки. Находящейся на расстоянии 0,15 м от центра.

Задача 3

Вал диаметром 0,2 м вращается согласно уравнению φ=1,2t2-t+9, рад. Определить угловую скорость, угловое ускорение, линейную скорость, полное ускорение в момент времени t=1 с, угол поворота вала за 15 с.

Б)Выполняем задания на листочках по вариантам.

6.Домашнее задание

Олофинская В.П.стр.79-85 . Выполнение тестового задания на стр.156

7.Рефлексия, итог.

Определите свое эмоциональное отношение после учебного занятия, закончив данные предложения.

  • Сегодня я узнал…
  •   Было интересно…
  •   Было трудно…
  •   Я похвалил бы себя за …

Приложение 1

Вращательное движение

При вращательном движении все точки тела описывают окружность вокруг общей неподвижной оси. Неподвижная ось, вокруг которой вращаются все точки тела называется осью вращения.

Для описания вращательного движения тела вокруг неподвижной оси можно использовать только угловые параметры:

φ-угол поворота, рад;

ω-угловая скорость, определяет изменение угла поворота в единицу времени, рад/с.

Для определения положения тела в любой момент времени используется уравнение

φ=φ0+ ω0 t+εt2/2

Следовательно, для определения угловой скорости можно использовать выражение ω=dφ/dt.

Изменение угловой скорости во времени определяется угловым ускорением,

ε=dω/dt,  рад/с2

Иногда для оценки быстроты вращения используют угловую частоту вращения n, которая оценивается в оборотах в минуту. Угловая скорость и частота вращения физичеcки близкие величины:ω=πn/30

Частные случаи вращательного движения

Равномерное вращение

Угловая скорость постоянна ω=соnst

Угловое ускорение ε=0

Уравнение равномерного вращения в данном случае имеет вид: φ=φ0+ωt,

где φ0-угол поворота до начала отчета

Равнопеременное вращение

Угловое ускорение постоянно  ε=сonst

Угловая скорость постоянна ω= ω0+ εt

Уравнение(закон) равнопеременного вращения φ = φ0+ ω0t+ εt2/2

где ω0-начальная угловая скорость.

Угловое ускорение при ускоренном движении – величина положительная, угловая скорость будет все время возрастать.

Угловое ускорение при замедленном движении – величина отрицательная, угловая скорость убывает.

Скорости и ускорения точек вращающегося тела

Тело вращается вокруг т.О.Определим параметры движения т.А, расположенной на расстоянии rA от оси вращения.  

                                                 

Линейная скорость т.А: v= ωr

Касательное ускорение т.А: at= εr

Нормальное ускорение: n= ω²  r

Полное ускорение: a=n2+at2

Приложение 2

Поступательное движение

Вращательное движение-……….

Равномерное движение

Равномерное вращение

Путь

S=vt

Угол поворота

Скорость

v=const

Угловая скорость

Ускорение

a=0

Угловое ускорение

Равнопеременное движение

Равнопеременное вращение

Путь

S=v0+ at2/2

Угол поворота

Скорость

v=v0+at

Угловая скорость

Ускорение

a=const

Угловое ускорение

Неравномерное

Неравномерное

Путь

S= s0+ v0t + at2/2

Угол поворота

Скорость

v=ds/dt

Угловая скорость

Ускорение

a=dv/dt

Угловое ускорение

Линейная скорость

Касательное ускорение

Нормальное ускорение

Полное ускорение

Приложение 3

Задание для самостоятельного выполнения

 Вал вращается согласно заданному уравнению. Определить угловую скорость, угловое ускорение, линейную скорость и полное ускорение вала в момент времени t = 1с. Угол поворота  за 20 секунд? Данные своего варианта взять из таблицы.

Вариант

Уравнение

вращения вала

d, м

1

φ= 1,2t2 + 2t - 3

0,1

2

φ= 1,2t2 + t + 2

0,2

3

φ= 1,1t2 + 2t + 1

0,3

4

φ= 1,2t2 + t - 4

0,1