КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ?

Консультация для родителей

"Как научить ребёнка любить природу?"

Учите ребёнка любить живую природу! Общение с природой производит огромное впечатление на ребёнка, учит любоваться её красотой, воспитывает в ребёнке человечность и доброту. Изначально в детях живет потенциал любви ко всему живому. Поэтому очень важно научить ребёнка любить всё живое, будь то цветок или птица, котёнок или лягушка, защищать и оберегать природу. И если малыш,подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что уже смладенческого возраста важно вовремя привить чувство ответственности за все живое на земле, подавая малышу пример своим собственным поведением.

Предлагаю взрослым высказать свою точку зрения по следующим вопросам:

- Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?

- Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие - нет?

Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природное явление, приметы, учить стихи о природе?

- Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?

- Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?

- Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки?

Взрослые должны сознавать, что для детей прогулки это путешествие в большой, многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе.

Погружаясь в этот мир, впитывая его звуки, запахи, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. В нем развивается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность. Все увиденное не оставляет его равнодушным, вызывает массу вопросов – «что?», «как?», «почему?». Но очень часто родители, чувствуя свою некомпетентность в том или ином вопросе, раздражаются, отмахиваются от «надоевших» вопросов ребенка и результат такого отношения не замедлит сказаться: не успев окрепнуть и развиться, интерес ребенка к природе угаснет. Задумайтесь!Не губите хорошие зачинания в детской душе. Постарайтесь пополнить свои знания о природе и вместе с ребенком найдите ответы на возникшие вопросы.

Для ребёнка очень важно получать знания о живой природе. Источников для этого много – рисунки, художественная  литература, телепередачи, фильмы, непосредственное общение.

Рассказать ребёнку о животных можно по-разному: достоверно, поучительно, весело. Читайте с ребёнком произведения Скребицкого, Бианки, Толстого, Тургенева, разговаривайте о прочитанном.

Не отстраняйте детей от ухода за животными, растениями.Наоборот необходимо включить детей в посильную для их возраста практическую деятельность. В процессе труда в природе совершенствуются трудовые навыки и умения природоохранного характера.

Гуляйте с ребёнком посещая парки, скверы, леса и поля. Наблюдайте не только за птицами и животными, но и за насекомыми.Всматривайтесь, любуйтесь, радуйтесь и восхищайтесь красотой мира природы, воспитывайте наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, активно приобщая его к этому миру. От нас, взрослых, зависит научится ли ребенок замечать, понимать и чувствовать красоту природы.Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого,изобразительного, игрового творчества.

Как же сформировать у ребенка гуманное отношение к природе? Прежде всего через сострадания, заботу о тех, кто в ней нуждается, помощь попавшим в беду (животным, растениям). Но начинать надо с себя, ибо ребенок многое усваивает благодаря подражанию взрослым и прежде всего своим родителям. Поэтому всегда помните, что Вы вежливый и воспитанный человек.

А человек вежливый и воспитанный не позволит весной резать, уродовать ствол березы, чтобы попробовать березовый сок.Не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет охапки лесных цветов. Не сбивает ногами незнакомые нам или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей. Не ловит и не несёт в дом лесных зверушек и птиц.Вежливый человек не оставит после себя свалки.

В. А. Сухомлинский писал: "Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом,вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий". (Сухомлинский В.А. "Сердце отдаю детям").