4.7 Наличие преодолённых во взаимодействии с родителями проблем обучающихся

Каравдина Диана Салаватовна

Доверительные отношения с учащимися, знание их психологических, индивидуальных особенностей, тесное взаимодействие с родителями позволили своевременно разрешать проблемные ситуации, которых не избежать в повседневной школьной жизни. По результатам психолого-педагогической диагностики обучающихся, анкетирования родителей, жалоб со стороны родителей не имеется. Контакт с родителями является одной из основ преодоления проблем успеваемости по предметам и важным компонентом системы работы с одаренными детьми через осуществление связи с родителями данной категории детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое «семья»? Лекторий для родителей Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8 г. Радужный Каравдина Диана Салаватовна

Слайд 2

. Хотите ли вы, не хотите ли Но дело, товарищи, в том что прежде всего, мы – родители, А все остальное – потом. Р. Рождественский.

Слайд 3

Семь этапов воспитания детей. Этап 1. Ищите надежного совета. Почему это необходимо? Воспитание ребенка – дело на редкость сложное, но радостное; изнурительное, но удовлетворяющее. Один мужчина сказал: «Тебе дана только одна попытка: упустишь время – и поезд ушел». Если родители понимают, что в их руках здоровье и благополучие детей, то наверняка станут искать надежного совета в воспитании. Проблемы и трудности. Советы по воспитанию сегодня сыплются как из рога изобилия. В былые времена молодые папы и мамы просто следовали примеру родителей или руководствовались заповедями своей религии. Сегодня же во многих странах семья постепенно становится пережитком прошлого. Религия тоже . Этап 2. Создайте атмосферу любви . Почему это необходимо? Дети нуждаются в любви и без нее чахнут. Для нормального развития человеческого организма необходим важнейший витамин – любовь. Она источник всякого здоровья и особенно нужна ребенку в первые шесть лет жизни. Современные ученые соглашаются с выводами Монтегю: «Ребенка калечит дефицит любви в его душевном рационе». Проблемы и трудности. В этом бездушном, эгоистичном мире семейные узы утратили свою незыблемость. Воспитание детей, финансовые проблемы, разные взгляды на то, как исправлять и поощрять детей, накаляют отношения супругов до предела. Целенаправленно планировать семейное времяпрепровождение. Мужьям и женам необходимо бывать вдвоем. Воспользуйтесь временем, когда дети уснули. Не позволяйте телевизору украсть у вас эти драгоценные минуты. Вместо того, чтобы в очередной раз придираться к спутнику жизни, подумайте, за что можно его похвалить. Говорите своим детям, что любите их. «Я понял, что дети подобны цветам. Как цветы тянутся к солнцу – источнику света и тепла, так и дети ждут от родителей любви и заверения в том, что их любят и ценят».

Слайд 4

Этап 3. Пользуйтесь родительской властью. Почему это необходимо? В одном журнале для родителей говорится, что согласно исследованиям, «дети, ведомые заботливой, но твердой родительской рукой, хорошо учатся, более коммуникабельны, менее закомплексованы и вообще чувствуют себя более счастливыми, чем те, кого воспитывают либо в духе вседозволенности, либо в духе чрезмерной строгости». Проблемы и трудности. Дети быстро распознают, когда родители не решаются пользоваться своей властью и готовы дать слабину. Если встает вопрос, кто тут главный – а родители не спешат взять ситуацию в свои руки, - то дети не упустят этот шанс. Не беспокоится о том, что ваша родительская власть отдалит вас от детей или морально подавит их. В самой мудрой книге сказано: «Дети, будьте послушны своим родителям…» Осуществлять родительскую власть не значит быть деспотом. Этап 4. Установите семейные правила и сразу воплощайте их в жизнь. Почему это необходимо? Социолог из Университета Джорджии (США), говорит: «Для детей лучше, если они четко знают границы дозволенного и то, чем грозит их нарушение. А иначе они становятся эгоцентричными, несчастными и портят жизнь другим». В одной мудрой книге сказано, что «родители, искренне любящие своего ребенка, поправляют его». Проблемы и трудности. Чтобы установить правильные рамки поведения для детей, нужно время, усилия и настойчивость. Детям свойственно испытывать на прочность границы дозволенного, порой дети упрямы и эгоистичны . Стоило бы записать необходимые семейные «законы» для детей. Советуется ограничить этот список четырьмя-пятью правилами. Так их легче будет запомнить и претворить в жизнь. Рядом напишите, что последует за их несоблюдением. Удостоверьтесь, что наказание не чрезмерно, но что его не избежать. Периодически вспоминайте эти правила, чтобы все, в том числе и вы, точно знали, как действовать. Если правила нарушаются, не медлите с наказанием. При этом будьте спокойны, тверды и последовательны. Помните: применять наказание можно только после того, как улегся ваш гнев. Не торгуйтесь с детьми и не тяните время. В противном случае дети не будут серьезно относиться к правилам.

Слайд 5

Этап 5. Установите распорядок и придерживайтесь его. Почему это необходимо? Жизнь взрослого человека всегда как-то упорядочена. Всему есть свое время – работе, отдыху. Родители морально травмируют своих детей, если не учат их организовывать свою жизнь и время. По словам одного психолога «исследования показывают, что правила и распорядок (в нашем случае – кружки, секции, различные учреждения дополнительного образования) жизни дают ребенку чувство защищенности, учат самообладанию и самостоятельности». Проблемы и трудности. Жизнь полна суеты. Родителям нередко приходится много работать, и уделять детям внимание удается только от случая к случаю. Нужна самодисциплина и твердость, поскольку ребенок поначалу будет сопротивляться всяким правилам. Мудрые родители с самого начала стараются укладывать детей в одно и то же время. Но это не должно быть из-под ремня. Одна мать говорит: «Когда малыши уже в постели, я обнимаю их и рассказываю о том, что делала их мамочка, пока они были в школе. Затем я спрашиваю, что им хотелось бы мне рассказать. Такое теплое общение часто побуждает их делиться своими чувствами». А муж этой женщины, обычно что-то читает детям на ночь. Он говорит: «Это побуждает их высказываться, и часто разговор переходит на то, чем живут они. Если просто требовать, чтобы они рассказывали о своих переживаниях, ничего не получится». Дети растут и время «ложиться спать» меняется. Но если они уже привыкли к распорядку, время перед сном все так же будет располагать к задушевному разговору. Этап 6. Считайтесь с чувствами ребенка. Почему это необходимо? Дети хотят и нуждаются в том, чтобы родители – самые важные люди в их жизни – считались с их чувствами. Если родители постоянно идут наперекор детям, когда те открывают свое сердце, то дети уже менее склонны доверяться родителям и даже могут усомниться в своей способности думать и чувствовать самостоятельно. Проблемы и трудности. Детям свойственно, высказывая свои чувства, шокировать окружающих. Н – р: «Мне противна моя жизнь!» Первая реакция родителей: «Перестань нести чушь!» Родители могут думать, что, признавая негативные чувства детей, они поощряют такое мышление. В следующий раз, когда вам так и хочется сказать ребенку: «Перестань вести чушь!» или «Не выдумывай!» - вспомните «золотое правило»: Предположим , вам нагрубили на работе или вы в чем-то разочарованы, возможно, по своей вине. И вы в отчаянии делились с чувствами с близким другом, говоря, что ваша работа вам не по силам. Что бы вы не ожидали от него? Представьте, что он скажет: «Ты сам во всем виноват!» Не лучше ли услышать в ответ: «Бедняга! Ну и досталось же тебе! Как дети, так взрослые охотнее примут совет от человека, сочувствующего и понимающего их трудности .

Слайд 6

Этап 7. Учите своим примером. Почему это необходимо? Дела говорят громче слов. Родители учат детей уважать других и говорить правду. Однако если они сами кричат друг на друга и на своих детей или лгут, чтобы уклониться от неудобных обязательств, то дети учатся поступать также. Поступки родителей – это самый убедительный пример для детей. Проблемы и трудности. Родители несовершенны. «Язык укротить никто из людей не может». К тому же детям нередко свойственно испытывать родительское терпение до предела. Идеальных пап и мам нет, но стремиться быть хорошим родителям может каждый. Родители также могут обижаться. Один отец признался: «Всякий раз, когда я выхожу из себя, я извиняюсь. И это научило моих дочерей просить прощения за свои ошибки». Когда человек, имеющий над тобой власть, говорит одно, а делает другое, это раздражает. Причем детей это раздражает даже больше, чем взрослых. Поэтому в конце каждого дня спрашивайте себя: «Если бы я весь день ничего не сказал, чему бы научили детей мои дела? Этому ли я пытаюсь научить их словом?» «Уча другого, не учишь себя самого?» Не забывайте, что дети — это наше большое зеркало, в котором мы видим свои недостатки и недоработки, только в большом размере . Итак, вы услышали сейчас о 7 – и этапах в воспитании детей, которые могут принести положительные результаты, если: 1. искать надежного совета 2. создать атмосферу любви 3. пользоваться родительской властью 4. установить семейные правила и сразу их воплощать в жизнь 5. установить распорядок и придерживаться его 6. считаться с чувствами ребенка 7. учить своим положительным примером

Слайд 7

Что такое семья? Семья для ребенка – место рождения и становления. Именно в семье он получает азы знаний об окружающем мире Семья – это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми

Слайд 8

Функции семьи Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребностей в контактах с детьми и их воспитании Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других, уход за детьми Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи Духовное взаимообогащение всех членов семьи Предоставление определенного социального статуса членам семьи Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки, удовлетворение потребностей в личном счастье и любви

Слайд 9

Принципы семейного воспитания Дети должны расти в атмосфере доброжелательности, любви и счастья Родители должны понять и принять ребенка таким, какой он есть, и способствовать развитию в нем лучшего Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей Диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней Идеальная модель для подражания – личность самих родителей Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке Оптимизм и мажор – основа стиля и тона для общения с детьми в семье

Слайд 10

Типы семей по характеру взаимоотношений Ю. П. Азаров делит семьи на: Идеальные Средние Негативные или скандально-раздражительные М. И. Буянов делит семьи на: Гармоничные Распадающиеся Распавшиеся Неполные

Слайд 11

Р. М. Капралова выделяет следующие типы семейных отношений: Согласованные гармоничные Урегулированные компромиссные Неустойчивые, но в целом положительные Урегулированные с низкой общественной направленностью Внешне благопристойные, но внутренне неблагополучные при низкой направленности членов семьи Резко конфликтные Неполные семьи

Слайд 12

Задачи семейного воспитания Сохранение здоровья ребенка Забота о самореализации природно-энергетического потенциала, задатков, склонностей ребенка Помощь в комфортной социализации ребенка(забота о его социальном статусе, образовании, нравственном достоинстве, соблюдении гражданских прав и обязанностей) Формирование опыта эмоционально-нравственных отношений Трудовое воспитание, помощь в выборе профессии Забота об общекультурном и информационном развитии

Слайд 13

Особенности современной российской семьи В основе создания семьи – любовь как высшее человеческое чувство, однако проблематичным является сохранение этого чувства в браке Преимущественное преобладание гражданских, светских браков, хотя есть тенденция увеличения браков, оформленных церковью Равноправие мужчины и женщины, защита прав всех членов семьи Заключение браков вне зависимости от социальной, национальной, религиозной, региональной принадлежности Свобода заключения и расторжения браков Тенденция демократизации семейных отношений, экономическая и нравственная раскрепощенность всех членов семьи Сокращение рождаемости (в настоящее время многодетной считается семья с 3 детьми)

Слайд 14

Признаки «благополучной» и «неблагополучной» семьи В «благополучной» семье оба родителя работают, имеют достаточно благополучное благосостояние, занимаются воспитанием детей «Формально-благополучные» – благополучие носит нередко видимый характер и определяется лишь анкетными данными. Семья не занимается воспитанием детей «Неблагополучные» семьи, где явно просматриваются дефекты воспитания – постоянные окрики, наказание детей. Это создает надлом в душе ребенка, делает его ущербным, он не может найти свое место в семье, а потом в жизни Рождается новый тип семьи «новых русских» – высокообеспеченные и сверхобеспеченные . Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей

Слайд 15

Что понимают под термином «кризис современной семьи»? Резкое разделение семей по материальному признаку порождает неприязненные взаимоотношения детей, провоцирует ссоры, драки, затаенную зависть Развитие теневых рыночных отношений среди школьников, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений Сокращение влияния внешкольных учебных учреждений, падение в некоторых случаях престижа школы и образования вообще Приобщение детей к употреблению алкоголя, табакокурению , наркомании, токсикомании Появление феномена бродяжничества среди подростков Появление подростковой и юношеской проституции, рост проступков и преступлений, связанных с половой распущенностью Рост фактов подросткового и юношеского суицида Резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и школой

Слайд 16

Что влияет на нравственное развитие ребенка в семье? Природно-экологические условия Территориально-поселенческое расположение семьи(регион, город или село, наличие социокультурных центров) Этническая принадлежность семьи(обычаи и традиции в воспитании) Материально-бытовые условия(удовлетворение потребностей, социальные ожидания, ролевые притязания ее членов) Время рождения и место в ряду других детей Структура семьи(наличие родителей, старшего поколения, других родственников) Нормы и образцы поведения всех членов семьи Формы внутрисемейного общения Атмосфера в семье Опыт детства самих родителей Детское имя(закрепляет определенный образ поведения ребенка в настоящем и будущем)

Слайд 17

Успешное становление личности ребенка в семье достигается, если родители: Последовательно удовлетворяют базовые потребности ребенка Помогают ребенку сохранять душевное равновесие, бодрость духа, ритм активной жизни, оберегают от стрессов Внимательно относятся к тем мыслям, радостям и тревогам, которыми хочет поделиться ребенок Находят в себе силы уважать ребенка и его достоинство несмотря ни на что, не позволяют себе жестоких слов и грубых действий Признают право ребенка на самостоятельный выбор, самостоятельные решения, самостоятельные действия Помогают ему, насколько это возможно, стать счастливым от его собственных достижений в жизни, в деятельности, в общении с людьми

Слайд 18

Десять советов отцам и матерям. 1. Принимайте ребенка таким, каков он есть. 2. Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться постоянно. 3. Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни – диархия . Когда отец и мать противоречат друг другу – для ребенка это занимательное зрелище. 4. Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить. 5. По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличить необходимое от излишества. 6. Во всём действуйте собственным примером. Добиваться от ребенка можно только того, что делаешь сам. 7. Говорите обо всем без боязни. Речь – золото, а молчание – свинец. 8. Объединяйтесь со своими близкими. Семья – это частная республика. Всё должно делаться сообща: мытьё посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршруты поездок. 9. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе. 10. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву.