Наталья Ивановна Каширина

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьюторство - это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун) - новая специальность в нашем образовании, которая в последние годы активно развивается. Тьютор – куратор, наставник, помощник, советчик и просто друг, который всегда подскажет, что и как нужно делать, поможет найти выход из любой ситуации. Не только помощник, но и учитель, психолог, который помогает ребенку найти свое место среди сверстников, определиться с будущим призванием.

С 2015 года в нашей школе общее тьюторское сопровождение реализуется в рамках инклюзивного образования. Термин «инклюзивное образование» подразумевает под собой процесс развития общего образования, ставящий перед собой цель сделать образование доступным для всех, посредством приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.

 Цели и задачи, стоящие перед тьютором в современных условиях, нашли своё отражение в Письме Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»: «Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать ребенку благоприятную атмосферу для успешной учебы и социальной адаптации». Родители детей, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе, могут обращаться к тьютору по вопросам корректировки и анализа индивидуальных образовательных маршрутов и учебных планов учащихся, а также выявления и развития их интересов, профессиональных склонностей, повышения познавательной мотивации.

Тьюторское сопровождение детей, обучающихся по индивидуальным учебным планам

Тьюторское сопровождение – это также педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

В классах эффективной нач. школы тьютор помогает на  уроках, перемене и внеурочное время. На уроках класс делится на две группы, с одной группой работает учитель, с другой – тьютор. Или он работает с несколькими учениками, которые имеют своё задание или темп работы у них другой и другие варианты. На перемене тьютор предлагает детям различные игры. Во внеурочное время – это помощь в подготовке уроков, выполнение с детьми индивидуальных проектов и другое.

Добавить запись

Защита от спам-роботов