важная и полезная информация для родителей

Оксана Геннадьевна Дробот

Консультация для родителей

«Развиваемся вместе»

«Организация предметно- пространственной среды в домашних условиях»

Для детей в детском саду обязательно создаётся образовательная предметно-развивающая среда, которая информативно богата, соответствует современным требованиям к образованию, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Это обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Хотелось бы подробнее остановиться на таком моменте, что воспитание и развитие ребенка не должно заканчиваться в детском саду. Да к тому же есть немало детей, не посещающих дошкольное учреждение. Поэтому родители должны серьёзно подойти к созданию развивающей предметной среды дома. Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома, и, тем не менее, желательно, чтобы в каждой семье была создана развивающая среда, т.е. такая обстановка, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом (косвенном) руководстве взрослых. Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются многофункциональная среда. В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок мог свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию.

Сегодня мы поговорим о речевой предметно- развивающей среде.

Речевое развитие ребенка зависит от окружающей развивающей среды: чем она богаче, тем интенсивнее развитие. Как же создать развивающую речевую среду в домашних условиях? Одна из составляющих развивающей речевой среды – это книги, игрушки, картинки, материалы, расположенные дома в определенном месте, предлагаемые детям для самостоятельного занятия, игры. Все материалы должны быть доступны ребенку в любое время. Среда периодически обновляется, в соответствии с интересами, меняющимися возможностями ребенка.

Огромное значение в развитии речи детей имеют книги. У ребенка должна быть своя детская библиотечка (полка с книгами). Желательно, чтобы книги имели яркие красочные иллюстрации с довольно крупным шрифтом, чтобы дети могли «изучать» их самостоятельно. В библиотечке должны быть произведения разных жанров: сказки (авторские и народные, былины, стихи, малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, прибаутки и т. д., книги с познавательным содержанием. Родителям необходимо относиться к чтению, как к очень важному занятию, стараться читать выразительно и неторопливо, обсуждая прочитанное и рассматривая иллюстрации.

Развитию речи детей способствует и их театрализованная деятельность. Можно изготовить маски, театральные игрушки, атрибуты для разыгрывания сказок из подручного материала. Дети могут исполнять понравившиеся им роли, а также самостоятельно сочинять и обыгрывать свои сказки, в которых и Вам, непременно, найдется роль. Все атрибуты могут размещаться компактно в коробке, в игровом уголке ребенка.

Развитие мышления и речи тесно связаны между собой. Поэтому в развивающей среде ребенка необходим образно – символический материал. Для его размещения лучше выделить часть детской комнаты – учебный уголок. Здесь размещаются разного рода картинки на классификацию предметов, серии картинок для установления последовательности событий, разрезные сюжетные картинки, мозаика разной степени сложности, наборы «лото», графические модели - глобус, географические карты, всевозможные азбуки (магнитные, разрезные, приспособления для работы с ними (магнитная доска, настенная доска и др.). Наборы образно - символического материала размещаются в учебном уголке компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллаже, на уровне роста ребенка. Что–то может находиться на рабочем столе ребенка. Для размещения иллюстрированных календарей, карт можно использовать стены детской комнаты, дверь.

Родители должны приучать будущих школьников проявлять инициативу и любознательность для получения новых знаний, уточнять высказывания детей, учить, ясно излагать свои мысли и делать простейшие выводы.

Ни для кого не секрет, что на развитие речи ребенка, в первую очередь влияет развитие мелкой моторики, то есть пальчиков и ладошек. Поэтому необходимо уделить огромное внимание созданию творческого уголка для Вашего малыша. Несмотря на грязную одежду, испорченные обои и пол- ребенок должен развиваться.

Развивающая речевая среда должна создавать условия для развития продуктивных видов деятельности ребенка (рисования, лепки, аппликации, ручного труда). Они развивают не только творческое воображение детей, но и мелкую моторику пальцев рук, которая так важна для успешного речевого развития ребенка. «Умелые руки – это развитый мозг», - писали Никитины. Для этой деятельности ребенку необходимо подобрать хорошо освещенное место (это может быть его рабочий стол, а также место для хранения материала и оборудования. Материал для творчества ребенка должен быть хорошего качества- различные виды бумаги и картона, краски, кисти, карандаши, фломастеры, набор шариковых ручек, салфетки, ножницы, пластилин и т. д. Подборка из бросового материала (пробки, катушки, фантики, ленты, кусочки ткани и др.) помещается в специальную коробку.

Весь материал может находиться в шкафу, специально отведенном ящике стола, на этажерке. Необходимо выделить в комнате место для детских рисунков (стена, дверь) со сменой экспозиции. Также у ребенка должна быть полочка для выставки своих поделок. Родителям необходимо рассматривать с детьми их работы, побуждать к рассказу о созданных ими поделках, рисунках, к обыгрыванию поделок, что способствует развитию речи детей.

Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра. Для ее развертывания ребенку необходимо в комнате выделить игровой уголок – свободное, не перегруженное предметами пространство. С возрастом игровое действие свертывается, переходя в речевой или внутренний план. Поэтому в старшем дошкольном возрасте происходит переход от крупных сюжетных игрушек к мелким, сборным игрушкам (сборные модели типа «лего», сборные игрушки из «киндер – сюрпризов») . Наибольшую ценность представляют реалистические и грушки, т. е. копии реальных предметов (например, автомобильчики разных марок, наборы солдатиков, рыцарей для мальчиков, куклы Барби с разнообразной одеждой для девочек). Ценными для ребят становятся и тематические наборы игрушек (набор мелких животных, набор мелких кукол – семья, а также различные мелкие макеты, (кукольный дом, крепость, фермы и др.) . Игровые макеты должны быть переносными, чтобы играть в любом месте, а тематические наборы фигурок удобно размещать в коробках, поблизости от макетов. Детям необходим и материал, обслуживающий игру. Это различные детали крупных или средних напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, перевернутые стулья, стол с опущенной скатертью, который становится «пещерой» и др., палочки, веревочки и т. п. Для сооружения построек дети в игровом уголке должны иметь разные типы конструкторов с образцами построек: напольный строительный набор, металлический конструктор, пластмассовые строители («ЛЕГО»). Необходимо временно сохранять детские постройки. За неимением места для длительной демонстрации – «праздновать результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку и т. п.,) и только после этого убирать игрушки на место. Строительный материал хранится в магазинных коробках, в шкафу.

Родители должны проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в детской игре и всегда в ней соглашаться с ребенком. Если Вы участник детской игры, то активно общайтесь, советуйтесь, задавайте вопросы, помогайте развить интересный сюжет. Если ребенок играл без Вас, то обязательно попросите рассказать о том, как он играл, тем самым Вы активизируете словарь ребенка и развиваете связную речь.

Предметная среда, окружающая ребенка, должна быть разнообразной, развивающей, но не перегруженной. Она становится обучающей только через взаимодействие. Поэтому задача взрослых – преподнести, раскрыть окружающий мир, научить изучать. Родители должны для детей создать такую обстановку, в которой речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно.

 

Консультация «Насилие в семье»

Насилие в семье - это вид отношений

 между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.

 

В отношении детей выделяют

 следующие виды насилия:

 

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

 

2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.

 

3. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми.

 

5. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

 

 

Как проявляется то или иное насилие?

 

1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

 

2. Изоляция - запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

 

3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

 

4. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка и др.

 

 

 

 

Последствия семейного насилия для ребенка

 

Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

 

  • Они преподают ребенку урок насилия.

 

  • Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, - что он любим.

 

  • Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

 

  • В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев.

 

  • Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.

 

Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

 

Ребенок узнает:

  • что он не заслуживает уважения;
  • что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
  • что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
  • что насилие - это проявление любви;
  • что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;
  • что от взрослых нет защиты.

 

ДЛЯ ВАС,  РОДИТЕЛИ

 

Если ребенка лишь критиковать,

Он научится все отрицать!

 

Если он видит вокруг лишь врагов,

Будет драться вечно готов.

 

Если все время над ним издеваться,

Будет собственной тени стесняться.

 

Если взрослых поступки постыдные,

За себя постоянно ему будет стыдно!

 

Но если взрослые проявляют терпение,

Будет и он терпелив без сомнения!

 

Если поддержка его окружает,

В себе он уверенность приобретает.

 

Щедро хвалите его и тогда

Будет он жизнью доволен всегда!

 

Будьте к нему справедливы, люди,

И справедливым ребенок Ваш будет!

 

Коль в безопасности будет малыш,

Этим доверье его укрепишь!

А одобрение, чувствуя Ваше,

Он сам себе будет нравиться чаще!

 

Любите его таким, каков он есть,

Ему не нужны заигрывания и лесть,

И он, как это свойственно детям,

Любовью горячей на это ответит.

 

                                                  Дороти Ло Нолте

 

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА  РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

 

1.   Принимать ребенка, таким как он есть и любить его.

2.   Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в день.

3.   Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

4.   Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.

5.   Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

6.   Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

7.   Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.

8.   Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать — не наказывайте.

9.   За один раз — может быть одно наказание. Наказан — прощен.

10.  Ребенок не должен бояться наказания.

11.  Если ребенок своим поведением вызывает у Вас отрицательные переживания — сообщайте ему об этом.

12.  Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.

13.  Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.

14.  Если ребенку трудно и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.

Любите своего ребенка!