УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ «ТЕАТР ВСЕВОЗМОЖНОГО»

Наталья Григорьевна Белянина
Сейчас доступное образование подразумевает активное вовлечение в процесс
обучения каждого ребенка. Инклюзивный подход – это обучение детей с особыми
образовательными потребностями, и это не только дети с ограниченными
возможностями здоровья, но и одаренные дети. И наша задача – не упустить детей с
выдающимися возможностями, обеспечивать им оптимальные условия для выявления,
поддержки и максимального развития творческого пути.
Всем известно, что в дошкольном возрасте трудно выявить какое-то конкретное
дарование и оценить – насколько оно уникально. Важно предоставить ребенку
возможность делать то, что ему хочется: танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять
сказки. Поэтому двумя важнейшими условиями для выявления одаренности у детей
являются: создание развивающей предметно-пространственной среды и развитие
творческого воображения.
Вашему вниманию хочу представить универсальную технологию «Театр
Всевозможного» Анны Иосифовны Бурениной. Преимуществом методики «театр
всевозможного» является то, что ее можно успешно включать в работу с детьми разного
возраста потому как форма организации театрализованной игры интересна и понятна для
всех ее участников. В процессе театрализованных игр развивается в первую очередь
способность к невербальному и вербальному общению, что так важно для
дошкольников.
Эта технология уникальна тем, что она применима и для детей в разновозрастной
группе (в которых я работаю), реализуется деятельностный подход, в процессе которого
обеспечиваются основные этапы и логика игровой деятельности (которые вы видите на
слайде):… Деятельностный метод – это не передача готовых знаний, а создание таких
условий, при которых дети с помощью педагога сами находят способ решения проблемы.
Данная технология «Театр всевозможного» представляет организацию
театрализованных игр в смысловых моделях, которые вы также видите на экране,
некоторые рассмотрим подробнее в теоретическом аспекте, а с «Играми с
путешествиями – в практическом.
Игра в «День рождения»: Действительно, каждый ребенок с детства знает, что у всех
есть день рождения. Дети сами вам расскажут, что в этот день полагается поздравлять
именинника, дарить ему подарки, а именинник, в свою очередь, должен заранее
пригласить гостей, приготовить угощение, продумать, как он их будет развлекать. Если
на место именинника подставлять разных персонажей, то на основе этой схемы можно
смоделировать множество ситуаций.
Итак, игровые задания:
1 Придумать:
• кто празднует день рождения (Котенок, Матрешка, Буратино, Василиса Премудрая и
др.)?
• кто приглашен в гости?
• какие подарки принесут гости?
• какое будет приготовлено угощение?
• в какие игры все будут играть (заполняем графу «развлечения»)?
• какой незваный гость пожалует, и что тогда произойдет (вопрос для детей старшего
возраста)?
• сочинить конец
2 Придумать и изготовить:
• эскизы костюмов;
• атрибуты для игры (задание для детей любого возраста) ;
• декорации (или их элементы).
3 Подобрать музыку для общих танцев и для характеристики персонажей.
4 Придумать, в каком жанре обыграть:
• как спектакль (театр игрушки, кукольный или теневой театр, в жанре пантомимы,
мюзикла и т.д.);
• как литературно-музыкальную викторину для родителей;
• в литературном жанре (сочинить свою историю и нарисовать к ней иллюстрации, т.е.
создать «книгу»).
Игровой сюжет «Встреча Нового года»: Представим, например, как и с кем Баба Яга
(Три поросенка, Чиполлино, Серый Волк и др.) празднуют Новогодний праздник, каким
образом они нарядили елку (можно устроить целую выставку сказочных новогодних
елок), какие водят вокруг елки хороводы, как и кого они поздравляют, что желают на
Новый год, о чем мечтают, какие дарят и какие получают подарки (см. табл.), кто и где
встречает Новый год (космонавты — на орбитальной станции, моряки — на подводной
лодке, альпинисты — на вершине горы, пассажиры — в поезде, опаздывающем прибыть
по расписанию и т. д.). Встреча Нового года в Африке потребует обдумывания, кто там
живет, растут ли там ели и т. д., и таким образом создается целая сцена.
Например:
Африка, Африка!
Солнце светит ярко.
Дед Морозу в Африке
Будет очень жарко.
Снега вовсе нет у нас.
Вместо елки — ананас...
Как же будем в Новый год
Мы водить здесь хоровод?
В самом деле, кем или чем заменить елку? Дети могут придумать разные варианты:
пальмой, ананасом, Жирафом (поскольку он высокий). Конечно, подобные сцены
вызывают у детей смех, желание пошутить. При этом важна сама атмосфера
сочинительства, развивающая у ребенка чувство юмора, фантазию и воображение.
Модель «Встреча Нового года» имеет очень много самых разных вариантов.
Другие смысловые модели: Игры в семейные праздники, Игровая ситуация
«Исполнение желаний». Мечта об исполнении всех желаний лежит в основе многих
сказок: «Цветик-Семицветик», «По Щучьему веленью», «Сказка о золотой рыбке» и др.
Исходным моментом в развитии игрового сюжета может быть какой-либо волшебный
предмет (например, «волшебная палочка», сказочный персонаж: Фея, Старик Хоттабыч,
Золотая Рыбка, Щука и др.).
Либо Волшебный цветок дарит тому, кто его понюхает, то, что не хватает данному
персонажу (Волку— доброты, Зайцу— храбрости, Лисе — честности и т. д.).
Игра в пересказывание сказок и историй «наоборот»
Сочинить новый сюжет можно путем пересказывания событий в обратной
последовательности, либо изменив характеристики персонажей, мотивы их поступков и
т. д.
Попробуем, например, подсказать, как можно рассказать сказку «Колобок» наоборот.
Итак, творческие задачи:
1 Сочинить рекламную песенку Колобка.
2 Придумать ответы зверей, которые не хотят его есть.
3 Придумать счастливый (и поучительный) конец всей истории.
Игровые и развлекательные программы
«Цирковое представление», КВН, «Что, где, когда?», «Угадай мелодию», «Поле чудес» и
многие другие игровые программы познавательно-развлекательного характера также
могут быть моделями для содержательных игр.
Игры в «Путешествия» - это одна из самых удобных, универсальных и доступных игр,
на основе которой можно построить и занятие, и праздник, и родительское собрание и т.
д.
Для путешествия необходимо определить:
цель — зачем организовано путешествие (например, что-то достать, кому-то помочь,
что-то узнать и т. д.);
• маршрут;
• транспортные средства;
• попутчиков;
• (что с собой нужно взять для достижения цели) и др.;
• непредвиденные обстоятельства;
• выход из ситуации и завершение путешествия.
От постановки цели зависят практически все остальные составляющие: транспорт,
маршрут, попутчики, багаж и т. д. В процесс сочинения сюжета педагог вовлекает детей,
предлагая им решить творческие задачи:
• На каком транспорте будем путешествовать? (Выбрать реально существующий
транспорт или волшебные средства: ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебную
палочку, «машину времени», позволяющую перемещаться в пространстве и времени и т.
д. Можно предложить творческое задание: придумать новый, не существующий даже в
сказке вид транспорта.
• Как собрать в дорогу багаж (что нужно взять с собой в первую очередь)? Какую взять
одежду?
• Как нужно рассчитать количество вещей, продуктов в зависимости от
продолжительности путешествия?
• Как можно найти выход в сложных, непредвиденных обстоятельствах (куда обратиться
в случае потери документов, билетов и др.)?
Путешествие как сюжетная линия лежит в основе многих сказок и рассказов (можно
попросить детей назвать их).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_vs_.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Условия развития и поддержки талантливых детей через технологию « Театр всевозможного» Музыкальный руководитель: Наталья Григорьевна Белянина

Слайд 2

«театр всевозможного» Анна Иосифовна Буренина - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики детства Ленинградского областного института развития образования, главный редактор журнала «Музыкальная палитра», президент Фонда «Петербургский центр творческой педагогики «Аничков мост», автор популярной программы по ритмопластике «Ритмическая мозаика», ведущая семинаров для музыкальных руководителей детских садов по вопросам музыкально-ритмического воспитания детей.

Слайд 3

Основные этапы деятельности: Мотивация к игре; Определение темы и цели игры; Выбор игровых средств и распределение ролей; Апробация и корректировка выбранных ролей и путей для достижения цели; Достижение игровой цели; Осознание результатов игры.

Слайд 4

Смысловые модели: Игры в семейные праздники Игра в день рождения Игры в путешествия Игры в предсказание сказок и истории «наоборот» Игровая ситуация «Исполнение желаний» Цирковые представления

Слайд 5

Игра в день рождения Кто празднует день рождение? Кто приглашен в гости? Какие подарки принесут гости? Какое будет приготовлено угощение? В какие игры все будут играть? Какой незваный гость пожалует, и что тогда произойдет? именинник гости угощение поздравление подарки развлечения

Слайд 6

Африка, Африка! Солнце светит ярко. Дед Морозу в Африке Будет очень жарко. Игровой сюжет «Встреча Нового года» Снега вовсе нет у нас. Вместо елки – ананас… Как же будем в Новый год Мы водить здесь хоровод?

Слайд 7

Смысловые модели: Игры в семейные праздники Игры в предсказание сказок и истории «наоборот» Игровая ситуация «Исполнение желаний» Цирковые представления

Слайд 8

Игра наоборот Творческие задачи: Сочинить рекламную песенку Колобка Придумать ответы зверей, которые не хотят его есть Придумать счастливый (и поучительный) конец всей истории

Слайд 9

Игры и развлекательные программы, цирковые представления КВН «Что, где, когда?» «Угадай мелодию» «Поле чудес» Цирковое представление