Рабочие программы

Матвеева Надежда Юльевна

Страница содержит разработки рабочих программ для учащихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_nravstvennosti_rabochaya_programma_kruzhka.docx294.84 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Жарынская средняя школа имени Л. С. Осипенкова»

C:\Users\User\Desktop\кружки на экспертизу 2021\тит Новое пок и ЮИД\новое поколение 001.jpg

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной  направленности

«Азбука нравственности»

Возраст обучающихся: 7 – 10 лет

Срок реализации: 4 года

Автор – составитель:

Матвеева Надежда Юльевна, учитель

начальных классов

д. Красная Горка

2021 год

Пояснительная записка

      Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука нравственности» разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);

- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28);

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);

- Уставом общеобразовательного учреждения МБОУ «Жарынская средняя школа имени Л.С.Осипенкова»

 

      Направленность: социально-гуманитарная

     

     Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана  с четырьмя положениями:

1.  Наше общество нуждается в подготовке широко высоконравственных, образованных, людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2. В  современном мире  младший подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности

3.  Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. По мнению К. Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Причин  существующих проблем духовно-нравственного образования  достаточно много и одна из них - абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.  

         В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

- патриотические чувства гражданина России;

- гражданская идентификация;

- общечеловеческие ценности;

- поликультурный мир;

- личное нравственное самосовершенствование.

Педагогическая целесообразность

Данная программа даёт обучающимся возможность:

 осознать моральные нормы и правила как основу нравственного поведения;

 понять не только свой собственный внутренний мир, но и мир другого человека;

 оценить на основе нравственных критериев соответствующие моральные явления;

 стремиться быть нравственным;

 подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми.

Целесообразность программы позволяет развивать личностные качества обучающихся, воспитывает их нравственные чувства и этическое осознание, позволяет присваивать культурно-исторические традиции своего народа и формирует ответственность за собственные слова и поступки.

Учреждение (адрес): муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Жарынская средняя школа имени Л. С. Осипенкова»

\(216563 Смоленская область, Рославльский район, д.Красная Горка,

ул. Родионова, д. 2).

Программа рассчитана на обучающихся 7 – 10 лет.

Количество часов по программе в год – 36  часов.

По продолжительности реализации программа – четырёхгодичная.

Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю по 45 минут

Форма организации образовательного процесса – групповая.

По содержанию деятельности – интегрированная.

Уровень сложности – базовый.

По уровню образования - общеразвивающая

Формы организации учебного процесса

Каждое занятие  содержит в себе  интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, речевая игра, викторина, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия-утренники. В большинстве своем они содержат элементы тренинга. Заключительные занятия по разделам переходят в дела класса. Занятие в начальных классах эмоциональные, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы.

Активно и обильно используется наглядность. В качестве домашнего задания детям рекомендуется завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребенок не выполнит задания, то порицать его строго не следует, главное — отметить тех, кто домашнюю работу выполнил. На занятиях по воспитанию нравственности важна активность школьника, его включенность в занятие. Это уроки-разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача педагога состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

     Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников, формирование навыков социального поведения и общения обучающихся   начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Программа  реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:

1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям: признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.

3. Нравственная ценность отбора содержания. Тематика внеурочной деятельности касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков.

4. Принцип разнообразия и альтруистичности деятельности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: участие в подготовке и организации труда, игры, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира, проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.

5. Принцип учета потребности обучающихся данной социальной группы, их социальные роли: освоение  социальных ролей, с которыми впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности».

Программа  работы  по духовно-нравственному воспитанию опирается на особенности контингента учащихся, их  уровень познавательных интересов.

Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера.

             Планируемые результаты  освоения программы

       Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

       В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

       

       Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

       Первый уровень результатов — приобретение учениками социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

      Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

     Третий уровень результатов — получение учащимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

      С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

      -  на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

      - на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

      - на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

           Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации младших школьников.

           В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

      Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала  к концу 1 класса обучающиеся  должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

        

В результате прохождения программного материала  к концу 2 класса обучающиеся  должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим, высокомерии,

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

В результате прохождения программного материала  к концу 3 класса обучающиеся  должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

В результате прохождения программного материала  к концу 4 класса обучающиеся  должны знать:

1.  Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7.  Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.
  2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
  4. Исполнять заповеди.
  5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия,  как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.        

Формы контроля

В процессе обучения выделено несколько форм контроля на понимание материала и умения применять знания на практике:

- вводный (перед началом работы, закрепление знаний предыдущих тем);

- текущий (рефлексия);        

- периодический или рубежный (выполнение заданий);

- итоговый (опрос).

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Азбука нравственности» рекомендовано использовать диагностическую таблицу «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».  

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

 по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). Наблюдения педагогов и родителей.

Тематическое планирование

1 класс (36 часа)

Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)

Раздел 2: О добром отношении к людям (12ч)

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)

Раздел 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)

Раздел 6: Школьный этикет (3ч)

Подведение итогов (2ч)

2 класс - 36 часов

Раздел 1: Школьный этикет - 9 часов

Раздел 2: Правила общения - 8 часов

Раздел 3: О трудолюбии. Культура внешнего вида - 9 часов

Раздел 4: Внешкольный этикет - 10 часов

 

3 класс – 36 часов

Раздел 1: Культура общения - 9 часов

Раздел 2: Самовоспитание - 7 часов

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности – 10 часов

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому, как понять тебя? – 10 часов

 

4 класс – 36 часов

Раздел 1: Культура общения – 9 часов

Раздел 2: Самовоспитание – 7 часов

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности – 10 часов

Раздел 4: Искусство и нравственность – 10 часов

 

Содержание программы

1 класс (36 часа)

Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (12ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)

«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Раздел 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (3ч)

Подведение итогов (2ч)

2 класс - 36 часов

Раздел 1: Школьный этикет - 9 часов

Что такое школьная дисциплина. Люби книгу. Твоя школа. Твой класс. Соблюдение чистоты и порядка.

Раздел 2: Правила общения - 8 часов

Внимательность к окружающим. Обязательность, дал слово - держи его. Как ты разговариваешь с товарищами. Доброжелательность в общении. Поступки твои и других (их оценка). Правдивость, честность.

Раздел 3: О трудолюбии. Культура внешнего вида - 9 часов

Правило «Учусь все делать сам». Помогаю другим своим трудом дома и в школе. Что значит быть бережливым? Как ты выполняешь правила личной гигиены. Одежду нужно беречь.

Раздел 4: Внешкольный этикет - 10 часов

Правила поведения в кино. Правила поведения в театре. Правила поведения в музее. Правила поведения на выставке. Меня пригласили на день рождения. Бережное отношение к природе. Чему нас научили уроки нравственности. Экскурсия в кукольный театр. Экскурсия в картинную галерею.    

3 класс – 36 часов

Раздел 1: Культура общения - 9 часов

Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание - 7 часов

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Уроки самокритики. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности – 10 часов

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство - счастье? Спешите делать добро. Изготовление подарков ветеранам. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому, как понять тебя? – 10 часов

 «Как сердцу высказать себя?» В трудной ситуации, попытаемся разобраться. Разыгрывание ситуаций. «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему мы научились на уроках этики. Экскурсия в кукольный театр, картинную галерею, краеведческий музей.

4 класс – 36 часов

Раздел 1: Культура общения – 9 часов

Традиции общения в русской семье. «Домострой». Культура общения в  современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание – 7 часов

«Познай самого себя». Тестирование. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности – 10 часов

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. «Чем ты сильнее, тем будь добрее». «Досадно мне, что слово честь забыто». Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

Раздел 4: Искусство и нравственность – 10 часов

Нравственное содержание  древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. «Зло, как и добро, имеет своих героев». Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса азбуки нравственности. 

Календарно-тематическое планирование

(1 час в неделю, 36 часов в год)

1  класс

п/п

Наименование разделов и тем.

Основные виды деятельности учащихся

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

Раздел № 1

Правила поведения в школе

6

1.

Правила поведения на уроке и на перемене.

Знакомство.

Повторение правил поведения.

Разбор ситуаций.

Полезные советы в стихах.

Чтение стихотворения «Угомон».

Разгадывание загадок.

1

 

2.

Правила поведения в общественных местах.

Разгадывание кроссворда. Разгадывание загадок.

Изучение правил поведения на улице, в транспорте, в магазине, в театре.

1

 

3.

Правила поведения в гардеробе.

Игра «Муха».

Выработка правил поведения.

1

 

4.

Правила поведения в столовой.

Игра «Повтори за мной».

Выработка правил поведения.

1

 

5.

Правила поведения в библиотеке.

Этикетные формулы общения в библиотеке.

Чтение стихотворения Л. Пальмина "Грезы в библиотеке".

1

 

6.

Правила поведения в школьном дворе.

“Сокровищница народной мудрости.”

Выработка правил поведения.

1

 

Раздел № 2

О добром отношении к людям

12

7.

Что такое «добро и зло».

Путешествие на планету «Добра». 

Сценка по рассказу В. Осеевой “Просто старушка”:
Беседа по содержанию рассказа.

“Если добрый ты”. (Исполнение песни детьми)

1

 

8.

Что такое «добро и зло».

Задания по разделу

1.  Выбери нужные ответы и подчеркни их

2. Закончи предложение

3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим и др.

1

 

9-10

«Ежели вы вежливы». Добрые слова.

Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы».

Дополни строчку вежливым словом.

Песня «От улыбки»

2

 

11-12.

«Ежели вы вежливы». Добрые слова.

Чтение стихотворения из песни М. Пляцковского «Совершите чудо».

 «Домик моей души.»

2

 

13.

Добрые и не добрые дела.

Путешествие в страну «Добрых дел и поступков».

Остров «Волшебных слов».

Город «Добрых мыслей, добрых чувств».

1

 

14.

Добрые и не добрые дела.

Чтение рассказа Л. Каминского “Чья помощь лучше?”

Игра «Добрые слова».

1

 

15.

Ты и твои друзья.

Притча о дружбе. Беседа по содержанию.

Тест «Хороший ли ты друг».

Чтение стихотворения Р.Гамзатова «Берегите друзей».

1

 

16.

Ты и твои друзья.

Игра «Назови сказочных друзей на картинке».

Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы.

1

 

17.

Помни о других – ты не один на свете.

Кричалка  «Я- хороший».

Упражнение «Продолжи предложение».

Выставка качеств.

1

 

18.

Помни о других – ты не один на свете.

Чтение сказки «Перчатки» и ее обсуждение.

Нарисуй свое хорошее качество.

1

 

Раздел № 3

Как стать трудолюбивым

7

19.

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

Разгадывание загадок.

Разгадывание кроссворда.

Говорящий портфель – что он может рассказать о своем хозяине.

1

 

20.

«Как быть прилежным и старательным».

Работа с пословицами:

- Знания не кошель: за плечами не носить.

- Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

- Корень учения горек, да плод его сладок.

Чтение и анализ стихотворения «О человеке и его часах».

1

 

21.

«Как быть прилежным и старательным».

Заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова.

Чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья».

Беседа по содержанию.

1

 

22.

Наш труд в классе.

Беседа с учащимися об обязанностях по дому.

Работа с пословицей

«Маленькое дело лучше большого безделья».

1

 

23.

Наш труд в классе.

Чтение турецкой народной сказки «Ласточка». Беседа по содержанию.

1

 

24.

Мой труд каждый день дома.

Анкетирование, анализ анкет.

Анализ стихотворения Э.Успенского:

«Если бы я был девчонкой»

1

 

25.

Мой труд каждый день дома.

Чтение и обсуждение произведения: Я. Аким «Неумейка»

Формулировка в виде правил обязанностей по дому.

1

 

Раздел №4

Правила опрятности  и  аккуратности.

5

26.

Культура внешнего вида.

Чтение рассказа Э.Киселевой «Две неряхи».

1

 

27.

Культура внешнего вида.

Чтение рассказа “Как погиб “золотой мальчик” из книги А.Дорохова “Это стоит запомнить”

Практическая работа.

1

 

28.

Каждой вещи своё место.

Чтение и анализ рассказа «Неряха».

1

 

29.

Каждой вещи своё место.

Разгадывание загадок.

Правила чистки зубов, хранения зубной щетки и т.д.

Игра «Рифмы».

Просмотр мультфильма «Королева зубная щетка»

1

 

30.

Умейте ценить своё и чужое время.

Беседа о выполнении режима дня.

Игра «Цветик – пятицветик».

Собери пословицу и объясни её смысл.

Сценка «Про Петрова».

Советы волшебных часов.

1

 

Раздел №5

Правила поведения  на  улице  и  дома.

2

31.

Как вести себя на улице и дома.

Чтение стихотворения А. Хайта «В квартире нашей всё блестит…»

Инсценировка отрывка из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом».

Просмотр мультфильма «Кошкин дом».

1

 

32.

Как вести себя на улице и дома.

Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения С. Баруздина «Герой».

Обсуждение предложенных ситуаций и выработка правил поведения на улице.

Чтение тихотворения А.Барто.
«Два снежка».

1

 

Раздел №6

Школьный этикет.

3

33-35.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

Игра «Аукцион приветствий».

Игра «Приветствия разных стран, народов и племён».

Чтение отрывка из стихотворения  В. Солоухина «Здравствуйте».

Игра «Трям! Здравствуйте!»

3

 

36-37.

Чему нас научили уроки нравственности?

Подведение итогов.

2

 

Календарно-тематическое планирование

(1 час в неделю, 36 часов в год)

2 класс

п/п

Тема  занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

Раздел №1

Школьный этикет (9 часов)

1-2

Что такое школьная дисциплина

2 часа

3

Люби книгу

1 час

4-5

Твоя школа.

2 часа

6-7

Твой класс.

2 часа

8-9

Соблюдение чистоты и порядка.

2 часа

Раздел №2

Правила общения (8 часов)

10-11

Внимательность к окружающим.

2 часа

12

Обязательность, дал слово - держи его.

1 час

13

Как ты разговариваешь с товарищами

1 час

14

Доброжелательность в общении.

1 час

15-16

Поступки твои и других (их оценка).

2 часа

17

Правдивость, честность.

1 час

Раздел №3

О трудолюбии. Культура внешнего вида (9 часов)

18-19

Правило «Учусь все делать сам».

2 часа

20-21

Помогаю другим своим трудом дома и в школе.

2 часа

22-23

Что значит быть бережливым?

2 часа

 24-25

Как ты выполняешь правила личной гигиены.

2 часа

26

Одежду нужно беречь.

1 час

Раздел №4

Внешкольный этикет (10 часов)

27

Правила поведения в кино.

1 час

28

Правила поведения в театре.

1 час

29

Правила поведения в музее.

1 час

30

Правила поведения на выставке.

1 час

31

Меня пригласили на день рождения

1 час

32-33

Бережное отношение к природе.

2 часа

34

Чему нас научили уроки нравственности

1 час

35

Экскурсия в кукольный театр

1час

36

Экскурсия в картинную галерею

1час

Календарно-тематическое планирование

(1 час в неделю, 36 часов в год)

3 класс

№ п/п

Ч

Дата

Наименование разделов и тем.

УУД

план

факт

Раздел №1.

Культура общения

1.

1

Этикет разговора.

Умение знакомиться со сверстниками и взрослыми. Недопустимость обидных действий знакомящихся.

2.

1

Обращение к разным людям.

Волшебные слова, правила приличия- что это такое?

3.

1

Обращение к разным людям.

Волшебные слова, правила приличия- что это такое?

4.

1

Вежливый отказ, несогласие.

Требования к поведению, тон и формы обращения к товарищам, родным, близким людям.

5.

1

Этикетные ситуации.

Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика.

6.

1

Этикетные ситуации.

Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика.

7.

  1

Афоризмы.

Значение взаимопомощи и ее мотивация. Важность бескорыстного отношения к окружающим

8.

1

Разговор по телефону.

Волшебные слова, правила приличия- что это такое?

9.

1

Играем роль воспитанного человека.

Волшебные слова, правила приличия- что это такое?

Раздел № 2.   Самовоспитание

10.

1

Что значит быть вежливым?

Вежливость как личное качество в общении. Уважение мнения других.

11.

1

Мои достоинства и недостатки.

Умение самостоятельно оценивать и контролировать свои поступки, оценивать и исправлять слабые стороны в своем поведении

12.

1

Мои достоинства и недостатки. Уроки самокритики.

Умение самостоятельно оценивать и контролировать свои поступки, оценивать и исправлять слабые стороны в своем поведении

13.

1

Большое значение маленьких радостей.

Тон и стиль речи в общении и поведении.

14.

1

О хороших и дурных привычках.

Понятие «Справедливость», его смысл и содержание, связь с общими делами и поступками. Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика

15.

1

О хороших и дурных привычках. Уроки самокритики.

Понятие «Справедливость», его смысл и содержание, связь с общими делами и поступками. Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика

16.

1

Афоризмы о самовоспитании.

Вежливость как правило поведения. Предупредительность, уважительность, тактичность, воспитанность.

 Раздел № 3.  

 Общечеловеческие нормы нравственности

17.

1

Заповеди: как мы их исполняем.

Вежливость как личное качество в общении. Уважение мнения других.

18.

1

О сострадании и жестокосердии.

Основные правила вежливости в жизни Что значит быть заботливым

19.

1

О сострадании и жестокосердии.

Основные правила вежливости в жизни Что значит быть заботливым

20.

1

Лгать нельзя, но если...?

Понятия «честность» и «правдивость» как основа нравственного поведения человека, его нравственные важнейшие качества.

21.

1

Лгать нельзя, но если...?

Понятия «честность» и «правдивость» как основа нравственного поведения человека, его нравственные важнейшие качества.

22.

1

Всегда ли богатство - счастье?

Значение взаимопомощи и ее мотивация. Важность бескорыстного отношения к окружающим

23.

1

Всегда ли богатство -  счастье?

Значение взаимопомощи и ее мотивация. Важность бескорыстного отношения к окружающим

24.

1

Спешите делать добро.

Как встретить и отметить праздник. Подарки к торжествам и праздникам. Правила поведения в гостях.

25.

1

Спешите делать добро. Изготовление подарков ветеранам.

Любовь к Родине, её традициям и обычаям. Патриотизм.

26.

1

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Умение самостоятельно оценивать и контролировать свои поступки, оценивать и исправлять слабые стороны в своем поведении

 Раздел № 4.

Как сердцу высказать себя.  Другому, как понять тебя?

27.

1

«Как сердцу высказать себя?»

Сдержанность и скромность в общении как правила культуры нравственного поведения

28.

1

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

Разыгрывание ситуаций.

Понятия «честность» и «правдивость» как основа нравственного поведения человека, его нравственные важнейшие качества.

29.

1

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

Понятия «честность» и «правдивость» как основа нравственного поведения человека, его нравственные важнейшие качества.

30.

1

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

Понятие «Справедливость», его смысл и содержание, связь с общими делами и поступками. Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика

31.

1

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

Понятие «Справедливость», его смысл и содержание, связь с общими делами и поступками. Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика

32.

1

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

Значение взаимопомощи и ее мотивация. Важность бескорыстного отношения к окружающим.

33.

1

Афоризмы.

Значение взаимопомощи и ее мотивация. Важность бескорыстного отношения к окружающим

34.

1

Чему мы научились на уроках этики.

Развитие навыков поведения, как навыков общения

35

Экскурсия в кукольный театр

Развитие навыков поведения, как навыков общения

36

Экскурсия в картинную галерею

Развитие навыков поведения, как навыков общения

Календарно-тематическое планирование

(1 час в неделю, 36 часов в год)

4 класс

Ч

Дата

Наименование разделов и тем.

план

факт

Раздел №1.   Культура общения (9 часов)

1.

1

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

2.

1

Культура общения в  современной семье.

3.

1

Культура общения в  современной семье.

4.

1

О терпимости к ближним.

5.

1

О терпимости к ближним.

6.

1

Культура спора.

7.

   1

Этикетные ситуации.

8.

1

В мире мудрых мыслей.

9.

1

В мире мудрых мыслей.

Раздел №2 .   Самовоспитание (7 часов)

10.

1

«Познай самого себя». Тестирование.

11.

1

Самовоспитание.

12.

1

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

13.

1

Как я работаю над собой.

14.

1

О терпении.

15.

1

Конец каждого дела обдумай перед началом.

16.

1

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел №3 . Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов)

17.

1

Об источниках наших нравственных знаний.

18.

1

Совесть - основа нравственности.

19.

1

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

20.

1

«Досадно мне, что слово честь забыто».

21.

1

Заветы предков.

22.

1

Россияне о любви к Родине.

23.

1

Твоя малая родина.

24.

1

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

25.

1

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

26.

1

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

 Раздел №4.   Искусство и нравственность (11 часов)

27.

1

Нравственное содержание  древних мифов.

28.

1

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

29.

1

Положительные герои в былинах и сказках.

30.

1

Отрицательные герои в литературных произведениях.

31.

1

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

32.

1

Искусство и нравственность.

33.

1

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

34.

1

Обзор курса этикета.

35

Чему мы научились на уроках этики.

36

Экскурсия в кукольный театр

   

Требования к уровню подготовки учащихся:

- работать в паре и в группе

- рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

- выполнять различные роли

- слушать и понимать речь других ребят

- доверительно и открыто говорить о своих чувствах

- моделировать ситуацию при помощи учителя

- распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей при помощи учителя

- извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

- уметь осозновать свои трудности и стремиться к их преодолению

- строить речевые высказывания в устной форме

- осознавать особенности позиции ученика и учится вести себя в соответствии с этой позицией.

        Инструментарий: альбомы для рисования, цветные карандаши (фломастеры), листы ватмана, наборы карточек, музыкальное сопровождение, наборы картинок по темам.

        Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

Список литературы:

Для учителя:

1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

4. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.

5. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

6. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

7. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

8. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

9. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

10. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.

11. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.

12. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

13. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

14. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.

15. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.

16. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

17. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.

18. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.

19. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

Для обучающихся:

1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.

2. Барто А.Л. В театре.

3. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

4. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.

5. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.

6. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.

7. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

8. .Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

9. Осеева В.А. Волшебное слово

10. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

11. Русская народная сказка. Лиса и Журавль

12. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.

13. Толстой Л.Н. Волк и собака.

14. Чуковский К. И. Федорино горе.

15. Чуковский К.И. Мойдодыр.

16. Чуковский К.И. Телефон.

17. Чуковский К.И. Краденое солнце.

18. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.

19. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.

20. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.

21. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.

Приложения

Диагностика нравственной мотивации

Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я:

а) пытаюсь ему помочь;

б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:

а) я скажу ему, чтобы он не приставал;

б) отвечу, что не могу ему помочь;

в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;

г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл
в игру:

а) я не обращу внимания;

б) скажу, что он размазня;

в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:

а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой
ситуации;

б) обидитесь в ответ;

в) докажете ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.

4 балла - высокий уровень;

2, 3 балла - средний уровень;

0, 1 балл - низкий уровень.

Тест на знание правил поведения в общественных местах (1 класс)

Этот тест покажет Вам, насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете.

Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.?

1) следует, если их принимают в гардероб

2) не следует, если они тебе не мешают

3) следует

Можно ли трогать руками музейные экспонаты?

1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены

2) нежелательно

3) нельзя ни в коем случае

Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?

1) допустимо

2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность

3) шумное поведение допустимо везде

Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?

1) нужно

2) не нужно

3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен

Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?

1) не нужно

2) нужно

3) желательно, но не обязательно

В какой одежде ходят в кино?

1) в нарядной

2) в спортивной

3) в будничной

Что лучше надеть, собираясь в театр?

1) свитер и джинсы

2) легкую декольтированную одежду

3) нарядную одежду по сезону

4) желательно брючный костюм

Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?

1) да

2) нет, платье может иметь декольте только спереди

3) для театра предпочтительнее платье без декольте

Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?

1) и юноше, и девушке обязательно

2) на усмотрение юноши и девушки

3) юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или большая шляпа (шапка)

4) девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать)

Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

1) нет

2) сколько угодно

3) в любом, кроме меховой шапки

4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма

Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену

лицом к сидящим

2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену

Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?

1) следует

2) не следует

3) желательно

Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?

1) обязательно

2) желательно

3) не следует

Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?

1) можно, если успеешь это сделать первым

2) желательно

3) нежелательно

Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?

1) можно — ничего в этом особенного нет

2) нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам

3) на ваше усмотрение

Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

1) можно

2) нельзя

3) нежелательно

Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?

1) нельзя

2) нежелательно

3) можно — в знак одобрения декораций

Можно ли вслух комментировать спектакль?

1) можно, если это интересно вашим соседям

2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей

3) нельзя — подождите антракта

Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?

1) можно, если у вас хорошие слух и голос

2) желательно — чтобы подбодрить артистов

3) нельзя

Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?

1) можно

2) нежелательно

3) нельзя

Как выразить свой восторг от концерта?

1) громким свистом и топаньем ног

2) криками «браво» и вставанием

Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?

1) свистеть и топать ногами

2) немедленно встать и покинуть зал

3) молчать и не аплодировать

Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?

1) можно

2) нельзя

3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус

4) на ваше усмотрение