1. Продуктивность психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.1.docx | 59.1 КБ |
untitled_20210930_162928.pdf | 282.26 КБ |
1.2.docx | 26.29 КБ |
untitled_20210930_163003.pdf | 288.72 КБ |
1.3.docx | 16.84 КБ |
untitled_20210930_163041.pdf | 307.88 КБ |
1.4.docx | 15.05 КБ |
untitled_20210930_163113.pdf | 276 КБ |
1.5.docx | 14.82 КБ |
untitled_20210930_163147.pdf | 294.88 КБ |
1.6.docx | 15.15 КБ |
untitled_20210930_163221.pdf | 247.07 КБ |
1.7.docx | 19.21 КБ |
untitled_20210930_163252.pdf | 235.63 КБ |
Предварительный просмотр:
- Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
- Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития обучающихся, с которым работает педагог-психолог
Педагог-психолог начал свою профессиональную деятельность с 2016 года в МБОУ СОШ № 14 г. Кызыла в качестве педагог - психолога. Ниже приведены динамика коррекции и развития обучающихся.
Учебный год | Класс | С улучшением | Без изменений | Ухудшением |
2018 - 2019 | 1 2 3 4 | 30 0 2 3 | 14 1 2 11 | 2 0 0 0 |
2019 - 2020 | 1 2 3 | 25 0 0 | 15 1 1 | 3 0 0 |
2020 - 2021 | 1 2 | 6 3 | 6 3 | 0 0 |
Выводы: статистические данные за 2018 – 2021 года позволяют говорить об увеличении количества индивидуальных занятий с детьми, о преобладании индивидуальных форм работы над групповыми.
Это объясняется тем, что каждый ребенок имеет свои особенности личностного и интеллектуального развития. Необходимо учитывать потенциальные возможности учащихся и уровень их обучаемости. Индивидуальная форма работы и индивидуальные маршруты сопровождения способствуют этому как нельзя лучше
Таким образом, коррекционно – развивающая работа способствует наиболее эффективному освоению адаптированных программ и социализации детей. Рис.1
Рис.1
В течение 2018-2021 гг. педагогом-психологом проводились работы следующего направления:
1.Сопровождение учащихся 1-х, 2 –х, 3 –х и 4 - х классов.
2.Учащиеся с ОВЗ, обучающиеся по АООП.
3. Сопровождение детей различной «Группы риска»
4. Педагоги (администрация, педагоги-предметники, классные руководители).
5. Родители (всех категорий обучающихся).
Перечень применяемых педагогом-психологом психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности:
Работая с детьми, постоянно ориентируюсь на их личностные структуры. В своей работе я использую следующие технологии:
здоровье сберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Информационно-коммуникационные технологии - активно применяются во многих направлениях деятельности педагога-психолога: в психодиагностике, при организации психологического просвещения и психопрофилактики, в психокоррекционном направлении, а также в организационно-методической работе.
личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
В коррекционно – развивающей деятельности использую метод: сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психоэмоциональному развитию. Методы арт-терапии являются безопасными способами снятия напряжения, обнаружение личностных смыслов через творчество. Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. В своей работе применяю целый ряд методов, таких как: наблюдение, опрос, интервью, психодиагностические тесты, методы коррекции и развития.
Используемые психодиагностические методики:
№ | Название методики | Автор методики |
Дети | ||
1 | «Дом. Дерево. Человек» (отношения в семье) | Дж. Бук |
2 | «Несуществующее животное» (личность) | М.З. Дукаревич |
3 | «Моя семья» (внутрисемейные отношения) | А.Л.Венгер |
4 | «Лесенка» (уровень самооценки) | В. Щур |
5 | «Четвертый лишний» (мышление, внимание) | Е. Л.Агаева |
6 | «Разрезные картинки» (мышление, память) | С. Забрамная |
7 | «Шифровка» (внимание, память) | Д. Векслер |
8 | «10 слов» (память) | А.Р.Лурия |
9 | «Готовность в школе» (память, мышление) | Керн - Йерасек |
10 | «Графический диктант» (внимание, память) | Д.Б.Эльконин |
11 | «Последовательные картины» (мышление) | А.Н.Бернштейн |
12 | «Кругозор» (память, внимание, мышление) | С.А. Банков |
13 | Классификация предметов, исключение предметов, сложить картинку, раздели на группы | |
14 | «Домики» (эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций) | О. А. Ореховой |
15 | «Дерево» (адаптация) | Л. П. Пономаренко |
Педагоги | ||
1 | Диагностика эмоционального выгорания личности | В. В. Бойко |
2 | Уровень самооценки личности | С. В. Ковалев |
3 | Уровень стрессоустойчивости личности | Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова |
Родители | ||
1 | Анкета «Знаете ли вы своего ребенка?» | |
2 | Ваши взаимоотношения с детьми | |
3 | Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу? |
Отчет о деятельности педагога-психолога за 2018-2021 учебный год.
Результативность реализации психологических коррекционно-развивающих программ в 2018-2019 учебном году.
Название программы | Кол-во часов | Кол-во уч-ся | класс | Результативность в целом по группе | ||
улучшение | Без изменений | Ухудшение | ||||
«Я учусь учиться». Составлено на основе программы « ФГОС. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 2 – 4 класс». Языканова Е.В. Москва 2015 | 1 1 1 1 1 2 | 2 1 2 2 2 14 | 2ж 3а 3б 3ж 3е 4г | 0 1 0 1 0 3 | 1 0 2 1 2 11 | 0 0 0 0 0 0 |
«Я – первоклассник» Р.В. Овчарова. М. 2004 | 1 | 56 | 1а, 1б,1в, 1г,1д,1е,1ж | 40 | 14 | 2 |
Результативность реализации психологических коррекционно-развивающих программ в 2019-2020 учебном году.
Название программы | Кол-во часов | Кол-во уч-ся | класс | Результативность в целом по группе | ||
улучшение | Без изменений | Ухудшение | ||||
«Я учусь учиться». Составлено на основе программы « ФГОС. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 2 – 3 класс». Языканова Е.В. Москва 2015 | 1 1 1 | 2 1 2 | 2ж 3а 3б | 1 1 2 | 1 0 0 | 0 0 0 |
«Я – первоклассник» Р.В. Овчарова. М. 2004 | 1 | 54 | 1а, 1б,1в, 1г,1д,1е,1ж | 40 | 14 | 0 |
Результативность реализации психологических коррекционно-развивающих программ в 2020-2021 учебном году.
Название программы | Кол-во часов | Кол-во уч-ся, прошедших психологическое тестирование | класс | Результативность в целом по группе | ||
улучшение | Без изменений | Ухудшение | ||||
« 120 уроков психологического развития» Составлено на основе программы: Локалова Н.П.120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006. | 2 2 1 | 12 15 1 | 4е 2е 2б | 1 2 0 | 11 11 1 | 0 2 0 |
«Я – первоклассник» Р.В. Овчарова. М. 2004 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 33 31 33 26 31 27 27 32 25 | 1а 1б 1в 1г 1д 1е 1ж 1з 1и | 17 15 14 12 15 18 7 13 14 | 13 13 16 12 13 6 16 15 8 | 3 3 3 2 3 3 4 4 3 |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Проведение индивидуальных консультаций обучающего (рекомендательного) характера педагогам и детям, обратившимся к психологу за психологической помощью
Педагогом-психологом регулярно проводятся индивидуальные психологические консультирование.
Период | Всего консультаций | Количество консультаций | ||
Учащиеся | Родители | Педагоги | ||
2018 - 2019 | 154 | 66 | 52 | 36 |
2019 - 2020 | 110 | 20 | 56 | 34 |
2020 - 2021 | 57 | 20 | 19 | 18 |
Вывод: таким образом, психологическое консультирование с учащимися, их родителями (законными представителями) и педагогами осуществилось чаще индивидуально. Консультирование проводится системно и имеет положительную динамику. Проблемы, затронутые на консультациях, имели, в основном следующую направленность:
- эмоционально – поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п)
- трудности в общении со сверстниками.
- проблемы в детско – родительских отношениях.
- трудности обучения.
- консультации по результатам групповой диагностики.
- эмоциональная поддержка в сложных ситуациях.
В процессе консультирования решались следующие задачи:
- Прояснение и уточнение запроса.
- Сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений.
- Диагностика нарушений.
- Рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений.
- Составление плана дальнейшей работы по запросу.
- Работа в школьном ПМПКА.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Деятельность в области здоровьесбережения
Мониторинг психологического здоровья – это целенаправленная целостная, организованная программа отслеживания, создания и поддержания психолого-педагогических условий, обеспечивающих психологическое здоровье обучающегося в школе и сохранение, психологической энергии обучающегося для развития интеллектуальных, креативных, эмоционально-волевых, духовных и физических компонентов личности.
В МБОУ СОШ № 17 г. Кызыла ежегодно проводится мониторинг психологического здоровья (МПЗ) обучающихся в 2 этапов рамках приказа Министерства образования и науки Республики Тыва №1079-д от 20.08.2019г. и годового плана педагога-психолога. Цель мониторинга - оценить состояние психического здоровья обучающихся, определить психические проблемы для принятия превентивных мер, психокоррекционной и развивающей работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении (слабоуспевающие) и воспитании учащиеся категории «трудные», психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса и содействия психологическому здоровью школьников и педагогического коллектива.
Основные задачи педагогов-психологов:
- Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса школьника и динамики его развития в процессе обучения.
- Систематическая реализация профилактической и коррекционной работы с учениками, направленной на снижение проявлений различных видов девиантного поведения.
- Создание специальных социально-педагогических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с трудностями социализации.
- Оказание психологической помощи и поддержки родителям, детям и педагогам в решении разных проблем.
- Создание социально-психологических условий для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов, в частности профессиональных.
- Создание условий для получения детьми и взрослыми социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного психолога.
- Продуктивное разрешение возникших конфликтных ситуаций между всеми участниками образовательных отношений.
Уч. год | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | 2019- 2020 | 2020-2021 | |||||
1 этап | 2 этап | 1этап | 2 этап | 1этап | 2 этап | 1этап | 2этап | 1этап | 2этап | |
Количество классов по скриннинговой диагностике | 714 | 698 | 724 | 712 | 693 | 686 | 682 | 668 | 640 | 636 |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1.4.Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, ПАВ, суицидов)
Педагогом-психологом проводятся профилактические и просветительские встречи с учащимися.
Работа по профилактике девиантного поведения (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов) несовершеннолетних обучающихся направлена на оказание своевременной и квалифицированной помощи обучающимся и их семьям. На создание условий воспитания и обучения социально-адаптированной личности, т.е. личности образованной, владеющей жизненно необходимым запасом знаний, социально мобильной, имеющего ответственное отношение к выполнению норм правопорядка.
В профилактике девиантного поведения используется комплексное взаимодействие специалистов социально-психологической службы (социальный педагог, педагог-психолог, инспектор по профилактики правонарушений, классные руководители и др.)
В профилактической работе педагогом-психологом применяются:
1. Индивидуальные, групповые беседы, консультации по актуальным проблемам.
2. Проводятся классные часы, психологические тренинги, тренинговые занятия:
3. Скрининг диагностика и индивидуальная психологическая диагностика с целью изучения индивидуально-психологических особенностей личности.
4. Индивидуальные занятия с сопровождаемыми детьми осуществляется согласно индивидуальным программам в условиях образовательной организации.
А так же проводится профилактические занятие в рамках сопровождения ФГОС по внеурочной деятельности «Я и общество»
Сопровождение детей группы риска по суицидальному поведению по МПЗ (2016 – 2021)
Класс | Количество выявленных детей группы суицидального риска. | Проведенная работа по сопровеждению. |
1 | 0 | |
2 | 0 | |
3 | 0 | |
4 | 0 |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1.5.Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации)
Педагогом-психологом регулярно проводились на базе МБОУ СОШ №17 г. Кызыла занятия на формирование положительных установок в детско-родительских отношениях.
Педагогом-психологом активизировано такое направление, как психолого-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».
С обучающимися, оставшимися без попечения родителей осуществляется психологическое сопровождение, которое заключается в организации и проведении диагностики личностных особенностей обучающихся. Индивидуальных коррекционных занятиях направленных на стабилизацию эмоционального состояния обучающихся, повышение социального интеллекта, формирование ответственного поведения.
Отслеживание динамики в развитии обучающихся осуществляется через диагностику. Ведутся личные карты, с целью оказания своевременной помощи.
С обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (без учета обучающихся «группы риска», опекаемых, детей с ОВЗ) осуществляется психологическое сопровождение, которое заключается в организации и проведении диагностики личностных особенностей обучающихся, индивидуальная консультация учащихся родителей и классных руководителей.
Из обучающихся находящихся в трудной жизненной ситуации всего обращений за психологической помощью 33 из них:
- родители -11;
- педагоги (классные руководители) –16;
- обучающиеся – 6;
Причинами обращения стали: развод родителей, жестокое обращение, отсутствие одного родителя.
В итоге психологической работы с учащимися находящимися в трудной жизненной ситуации отмечается положительный результат в личностном развитии, улучшаются семейные взаимоотношения, появляются ценностные перспективы, формируется устойчивая адекватная самооценка. Работа в этом направление ведется системно.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1.6.Система работы по профилактике правонарушений
Систематически по запросу принимает участие в родительских собраниях, семинарах с темой на детско-родительские отношения. Психолог, убежден, что корнем правонарушений, совершаемыми несовершеннолетними является семейные конфликты и как следствие уход из дома.
Основные задачи профилактики правонарушений в школе:
1. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска».
2. Обеспечение успешной адаптации учащихся к образовательному процессу.
3. Формировать представление о здоровом образе жизни и законопослушном поведении.
4. Оказывать родителям психологическую помощь и поддержку по вопросам воспитания и обучения
5. Оказывать помощь в организации в не учебной деятельности несовершеннолетних.
6. Осуществлять взаимодействие с другими субъектами профилактики.
В МБОУ СОШ № 17 г. Кызыла создан Совет профилактики, который работает по Положению «О совете профилактики», и плана работы Совета профилактики.
Педагог-психолог Байыр Т.К. входит в состав Совета профилактики с момента поступления на работу, активно включается в деятельность по разработке мероприятий, направленных на устранение влияния неблагоприятных факторов, восстановления статуса личности, изменения поведения, воспитания, усвоения новых ценностей, навыков взамен неправильно усвоенных (повторная профилактика).
Педагогом-психологом ежегодно составляется и реализуется план работы по профилактике
Традиционные мероприятия:
Всероссийская акция «Минута телефона доверия» | 1 – 4 классы | Акция | Сентябрь |
Месячник психического здоровья | 1 -4 классы | Месячник | Октябрь - Март |
Декада толерантность | 1 -4 классы | Декада | Ноябрь |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1.7. система работы педагога с родителями воспитанников
Цель работы педагога-психолога с родителями это создание ситуации сотрудничества и формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития учащегося.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лектории на родительских собраниях, индивидуальные консультации).
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, ПМПк, Совет профилактики).
№ | Наименование | Срок проведения | Форма контроля | Участники |
1 | Консультирование родителей учащихся | Ежедневно | Журнал | Родители |
2 | Участие в классных, общешкольных родительских собраниях | В течение года | Протокол | Родители |
3 | Работа с родителями учащихся склонных к суициду; с родителями учащимися отдельных категорий: «Группа риска», «Трудные дети», дети оставшиеся без попечения родителей, состоящие на различных учетах. | В течение года | Акты, отчеты | Родители |
4 | Работа с родителями будущих 1-х классов | Май | Справка | Родители |
Одной из функций консультативной педагога-психолога работы с родителями является информирование о проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка, либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и негативными событиями в его семье.
Данный вид работы осуществляется на основе годового планирования и по запросу. В целом все запросы можно разделить на:
1. трудности в общении с ребенком;
2. эмоционально-поведенческие трудности ребенка (агрессивность, тревожность, и т.п.);
3. проблемы в детско-родительских отношениях;
4. трудности в профессиональном самоопределении ребенка;
5. трудности обучения;
6. консультации по результатам групповой диагностики;
Прежде чем работать с учащимися, педагог-психолог Байыр Т. К. берет письменные разрешения от родителей, бывают случаи когда родитель отрицает проведение психологической работы с ребенком, но психолог, старается убедить родителя, дать хорошую консультацию о значимости проведения с ребенком диагностической или коррекционно-развивающей работы.
Традиционными мероприятиями в плане педагога-психолога в школе является следующее:
Так же, педагогом-психологом ведется работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении
Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
Задачи:·
- проводить коррекционную работу с целью создания положительного микроклимата в семье
- организовать просветительскую работу среди родителей
- защищать права подростка, воспитывающегося в семье в социально-опасном положении
- оказывать помощь в создании условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности подростка.
Причины постановки семьи на учет, как находящейся в социально-опасном положении в школе:
- Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению ребенка
- Отрицательное влияние на ребенка.
Ассоциальный образ жизни родителей, употребление алкоголя, наркотических средств, нежелание работать и обеспечивать существование ребенка - основная причина социального неблагополучия в семье. В большинстве это неполные семьи, где воспитанием занимается один родитель. Дети из таких семей не посещают занятия или систематически пропускают уроки, совершают правонарушения.
Основная задача педагога-психолога в работе с такими семьями: попытаться корректировать семейное воспитание, отношения между родителями и детьми, родителями и гимназией.
Вывод: Работа педагога-психолога в МБОУ СОШ №17 г. Кызыла Байыр Т. К. ведется постоянно. За время работы жалоб от родителей не поступало.