1. Продуктивность психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса

Байыр Татьяна Кара - ооловна


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.1.docx59.1 КБ
PDF icon untitled_20210930_162928.pdf282.26 КБ
Файл 1.2.docx26.29 КБ
PDF icon untitled_20210930_163003.pdf288.72 КБ
Файл 1.3.docx16.84 КБ
PDF icon untitled_20210930_163041.pdf307.88 КБ
Файл 1.4.docx15.05 КБ
PDF icon untitled_20210930_163113.pdf276 КБ
Файл 1.5.docx14.82 КБ
PDF icon untitled_20210930_163147.pdf294.88 КБ
Файл 1.6.docx15.15 КБ
PDF icon untitled_20210930_163221.pdf247.07 КБ
Файл 1.7.docx19.21 КБ
PDF icon untitled_20210930_163252.pdf235.63 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

  1. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития обучающихся, с которым работает педагог-психолог

Педагог-психолог начал свою профессиональную деятельность с 2016 года в МБОУ СОШ № 14 г. Кызыла в качестве педагог - психолога. Ниже приведены динамика коррекции и развития обучающихся.

Учебный год

Класс

С улучшением

Без изменений

Ухудшением

2018 - 2019

1

2

3

4

30

0

2

3

14

1

2

11

2

0

0

0

2019 - 2020

1

2

3

25

0

0

15

1

1

3

0

0

2020 - 2021

1

2

6

3

6

3

0

0

Выводы: статистические данные за 2018 – 2021 года позволяют говорить об увеличении количества индивидуальных занятий с детьми, о преобладании индивидуальных форм работы над групповыми.

Это объясняется тем, что каждый ребенок имеет свои особенности личностного и интеллектуального развития. Необходимо учитывать потенциальные возможности учащихся и уровень их обучаемости. Индивидуальная форма работы и индивидуальные маршруты  сопровождения способствуют этому как нельзя лучше

Таким образом, коррекционно – развивающая работа способствует наиболее эффективному освоению адаптированных программ и социализации детей. Рис.1

Рис.1

В течение 2018-2021 гг. педагогом-психологом проводились работы следующего направления:

 1.Сопровождение учащихся 1-х, 2 –х, 3 –х и 4 - х  классов.

2.Учащиеся с ОВЗ, обучающиеся по АООП.

3. Сопровождение детей  различной  «Группы риска»

4. Педагоги (администрация, педагоги-предметники, классные руководители).

5. Родители (всех категорий обучающихся).

Перечень применяемых педагогом-психологом психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности:

Работая с детьми, постоянно ориентируюсь на их личностные структуры. В своей работе я использую следующие технологии:

здоровье сберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Информационно-коммуникационные  технологии - активно применяются во многих направлениях деятельности педагога-психолога: в психодиагностике, при организации психологического просвещения и психопрофилактики, в психокоррекционном направлении, а также в организационно-методической работе.

личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

В коррекционно – развивающей деятельности использую метод: сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психоэмоциональному развитию. Методы арт-терапии являются безопасными способами снятия напряжения, обнаружение личностных смыслов через творчество. Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. В своей работе применяю целый ряд методов, таких как: наблюдение, опрос, интервью, психодиагностические тесты, методы коррекции и развития.

Используемые психодиагностические методики:

Название методики

Автор методики

Дети

1

«Дом. Дерево. Человек» (отношения в семье)

Дж. Бук

2

«Несуществующее животное» (личность)

М.З. Дукаревич

3

«Моя семья» (внутрисемейные отношения)

А.Л.Венгер

4

«Лесенка»  (уровень самооценки)

В. Щур

5

«Четвертый лишний» (мышление, внимание)

Е. Л.Агаева

6

«Разрезные картинки» (мышление, память)

С. Забрамная

7

«Шифровка» (внимание, память)

Д. Векслер

8

«10 слов»  (память)

А.Р.Лурия

9

«Готовность в школе» (память, мышление)

Керн - Йерасек

10

«Графический диктант» (внимание, память)

Д.Б.Эльконин

11

«Последовательные картины» (мышление)

А.Н.Бернштейн

12

«Кругозор» (память, внимание, мышление)

С.А. Банков

13

Классификация предметов, исключение предметов, сложить картинку, раздели на группы

14

«Домики» (эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций)

О. А. Ореховой

15

«Дерево» (адаптация)

Л. П. Пономаренко

Педагоги

1

Диагностика эмоционального  выгорания личности

В. В. Бойко

2

Уровень самооценки личности

С. В. Ковалев

3

Уровень стрессоустойчивости личности

Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова

Родители

1

Анкета «Знаете ли вы своего ребенка?»

2

Ваши взаимоотношения с детьми

3

Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?

Отчет о деятельности педагога-психолога за 2018-2021 учебный год.

Результативность реализации психологических коррекционно-развивающих программ в 2018-2019 учебном году.

Название программы

Кол-во часов

Кол-во уч-ся

класс

Результативность в целом по группе

улучшение

Без изменений

Ухудшение

«Я учусь учиться». Составлено на основе программы « ФГОС. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 2 – 4  класс». Языканова Е.В. Москва 2015

1

1

1

1

1

2

2

1

2

2

2

14

0

1

0

1

0

3

1

0

2

1

2

11

0

0

0

0

0

0

«Я – первоклассник» Р.В. Овчарова. М. 2004

1

56

1а, 1б,1в, 1г,1д,1е,1ж

40

14

2

Результативность реализации психологических коррекционно-развивающих программ в 2019-2020 учебном году.

Название программы

Кол-во часов

Кол-во уч-ся

класс

Результативность в целом по группе

улучшение

Без изменений

Ухудшение

«Я учусь учиться». Составлено на основе программы « ФГОС. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 2 – 3  класс». Языканова Е.В. Москва 2015

1

1

1

2

1

2

1

1

2

1

0

0

0

0

0

«Я – первоклассник» Р.В. Овчарова. М. 2004

1

54

1а, 1б,1в, 1г,1д,1е,1ж

40

14

0

Результативность реализации психологических коррекционно-развивающих программ в 2020-2021 учебном году.

Название программы

Кол-во часов

Кол-во уч-ся, прошедших психологическое тестирование

класс

Результативность в целом по группе

улучшение

Без изменений

Ухудшение

« 120 уроков психологического развития» Составлено на основе программы:  Локалова Н.П.120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

2

2

1

12

15

1

1

2

0

11

11

1

0

2

0

«Я – первоклассник» Р.В. Овчарова. М. 2004

1

1

1

1

1

1

1

1

1

33

31

33

26

31

27

27

32

25

17

15

14

12

15

18

7

13

14

13

13

16

12

13

6

16

15

8

3

3

3

2

3

3

4

4

3


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. Проведение индивидуальных консультаций обучающего (рекомендательного) характера педагогам и детям, обратившимся к психологу за психологической помощью

Педагогом-психологом регулярно проводятся индивидуальные психологические консультирование.

Период

Всего консультаций

Количество консультаций

Учащиеся

Родители

Педагоги

2018 - 2019

154

66

52

36

2019 - 2020

110

20

56

34

2020 - 2021

57

20

19

18

 

Вывод: таким образом, психологическое консультирование с учащимися, их родителями (законными представителями) и педагогами осуществилось чаще индивидуально. Консультирование проводится системно и имеет положительную динамику. Проблемы, затронутые на консультациях, имели, в основном следующую направленность:

- эмоционально – поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п)

- трудности в общении со сверстниками.

- проблемы в детско – родительских отношениях.

- трудности обучения.

- консультации по результатам групповой диагностики.

- эмоциональная поддержка в сложных ситуациях.

В процессе консультирования решались следующие задачи:

- Прояснение и уточнение запроса.

- Сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений.

- Диагностика нарушений.

- Рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений.

- Составление плана дальнейшей работы по запросу.

- Работа в школьном ПМПКА.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. Деятельность в области здоровьесбережения

Мониторинг  психологического здоровья  – это целенаправленная целостная,  организованная программа отслеживания, создания и поддержания психолого-педагогических условий, обеспечивающих психологическое здоровье обучающегося в школе и сохранение, психологической энергии обучающегося для развития интеллектуальных,  креативных,  эмоционально-волевых,  духовных и физических компонентов личности.

В МБОУ СОШ № 17 г. Кызыла ежегодно проводится мониторинг психологического здоровья (МПЗ) обучающихся в 2 этапов рамках приказа Министерства образования и науки Республики Тыва №1079-д от 20.08.2019г. и годового плана педагога-психолога. Цель мониторинга  -  оценить состояние психического здоровья обучающихся, определить психические проблемы для принятия превентивных мер,  психокоррекционной и развивающей работы со школьниками,  испытывающими трудности в обучении (слабоуспевающие) и воспитании учащиеся категории  «трудные», психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса и содействия психологическому здоровью школьников и педагогического коллектива.

Основные задачи педагогов-психологов:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса школьника и динамики его развития в процессе обучения.
  2. Систематическая реализация профилактической и коррекционной работы с учениками, направленной на снижение проявлений различных видов девиантного поведения.
  3. Создание специальных социально-педагогических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
  4. Психолого-педагогическое сопровождение детей с трудностями социализации.
  5. Оказание психологической помощи и поддержки родителям, детям и педагогам в решении разных проблем.
  6. Создание социально-психологических условий для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов, в частности профессиональных.
  7. Создание условий для получения детьми и взрослыми социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного психолога.
  8. Продуктивное разрешение возникших конфликтных ситуаций между всеми участниками образовательных отношений.

Уч. год

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019- 2020

2020-2021

1 этап

2 этап

1этап

2 этап

1этап

2 этап

1этап

2этап

1этап

2этап

Количество классов по скриннинговой диагностике

714

698

724

712

693

686

682

668

640

636

                


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1.4.Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, ПАВ, суицидов)

Педагогом-психологом проводятся профилактические и просветительские встречи с учащимися.

Работа по профилактике девиантного поведения (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов) несовершеннолетних обучающихся направлена на оказание своевременной и квалифицированной помощи обучающимся  и их семьям.  На создание условий воспитания и обучения социально-адаптированной личности, т.е. личности образованной, владеющей жизненно необходимым запасом знаний, социально мобильной, имеющего ответственное отношение к выполнению норм правопорядка.

В профилактике девиантного поведения используется комплексное взаимодействие специалистов социально-психологической службы (социальный педагог, педагог-психолог, инспектор по профилактики правонарушений, классные руководители и др.)

В профилактической работе педагогом-психологом применяются:

1. Индивидуальные, групповые беседы, консультации по актуальным проблемам.

2. Проводятся классные часы, психологические тренинги, тренинговые занятия:

3. Скрининг диагностика и индивидуальная психологическая диагностика с целью изучения индивидуально-психологических особенностей личности.

4. Индивидуальные занятия с сопровождаемыми детьми осуществляется согласно индивидуальным программам в условиях образовательной организации.

А так же проводится профилактические занятие в рамках сопровождения ФГОС по внеурочной деятельности «Я и общество»

Сопровождение детей группы риска по суицидальному поведению по МПЗ (2016 – 2021)

Класс

Количество выявленных детей группы суицидального риска.

Проведенная работа по сопровеждению.

1

0        

2

0

3

0

4

0


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1.5.Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации)

Педагогом-психологом регулярно проводились на базе МБОУ СОШ №17 г. Кызыла занятия на формирование положительных установок в детско-родительских отношениях.

Педагогом-психологом активизировано такое направление, как психолого-педагогическое сопровождение детей, оставшихся  без попечения родителей, обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

С обучающимися, оставшимися без попечения родителей осуществляется психологическое сопровождение, которое заключается в организации и проведении диагностики личностных особенностей обучающихся.  Индивидуальных коррекционных занятиях  направленных на стабилизацию эмоционального состояния обучающихся, повышение социального интеллекта, формирование ответственного поведения.

Отслеживание динамики в развитии обучающихся осуществляется через диагностику. Ведутся личные карты, с целью оказания своевременной помощи.  

С обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (без учета обучающихся «группы риска»,  опекаемых,  детей с ОВЗ) осуществляется психологическое сопровождение, которое заключается в организации и проведении диагностики личностных особенностей обучающихся, индивидуальная консультация учащихся родителей и классных руководителей.

Из обучающихся находящихся в трудной жизненной ситуации всего обращений за психологической помощью 33 из них:

- родители -11;

- педагоги (классные руководители) –16;

- обучающиеся – 6;

Причинами обращения стали: развод родителей,  жестокое обращение, отсутствие одного родителя.

В итоге психологической работы с учащимися находящимися в трудной жизненной ситуации отмечается положительный результат в личностном развитии, улучшаются семейные взаимоотношения, появляются ценностные перспективы, формируется устойчивая адекватная самооценка. Работа в этом направление ведется системно.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1.6.Система работы по профилактике правонарушений

 Систематически по запросу принимает участие в родительских собраниях, семинарах с темой на детско-родительские отношения. Психолог, убежден, что корнем правонарушений, совершаемыми несовершеннолетними является семейные конфликты и как следствие уход из дома.

Основные задачи профилактики правонарушений в школе:

1.         Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска».

2.  Обеспечение успешной адаптации учащихся к образовательному процессу.

3.         Формировать представление о здоровом образе жизни и законопослушном поведении.

4.         Оказывать родителям психологическую помощь и поддержку по вопросам воспитания и обучения

5.         Оказывать помощь в организации в не учебной деятельности несовершеннолетних.

6.         Осуществлять взаимодействие с другими субъектами профилактики.

            В МБОУ СОШ № 17 г. Кызыла  создан Совет профилактики, который работает по Положению «О совете профилактики», и плана работы Совета профилактики.

Педагог-психолог Байыр  Т.К. входит в состав Совета профилактики с момента поступления на работу, активно включается в деятельность  по разработке мероприятий, направленных на устранение влияния неблагоприятных факторов, восстановления статуса личности, изменения поведения, воспитания, усвоения новых ценностей, навыков взамен неправильно усвоенных (повторная профилактика).

Педагогом-психологом ежегодно составляется и реализуется план работы по профилактике

Традиционные мероприятия:

Всероссийская акция «Минута телефона доверия»

1 – 4 классы

Акция

Сентябрь

Месячник психического здоровья

1 -4 классы

Месячник

Октябрь - Март

Декада толерантность

1 -4 классы

Декада

Ноябрь


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                        1.7. система работы педагога с родителями воспитанников

Цель работы педагога-психолога с родителями   это создание ситуации сотрудничества и формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития учащегося.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лектории на родительских собраниях, индивидуальные консультации).

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, ПМПк, Совет профилактики).

Наименование

Срок проведения

Форма контроля

Участники

1

Консультирование родителей учащихся

Ежедневно

Журнал

Родители

2

Участие в классных, общешкольных родительских собраниях

В течение года

Протокол

Родители

3

Работа с родителями учащихся склонных к суициду; с родителями  учащимися отдельных категорий: «Группа риска», «Трудные дети»,  дети оставшиеся без попечения родителей, состоящие на различных учетах.

В течение года

Акты, отчеты

Родители

4

Работа с родителями будущих 1-х классов

Май

Справка

Родители

 

Одной из функций консультативной педагога-психолога работы с родителями является информирование о проблемах  ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка, либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и негативными событиями в его семье.

Данный вид работы осуществляется на основе годового планирования и по запросу. В целом все запросы можно разделить на:

1.         трудности в общении с ребенком;

2.         эмоционально-поведенческие трудности ребенка (агрессивность, тревожность,  и т.п.);

3.         проблемы в детско-родительских отношениях;

4.         трудности в профессиональном самоопределении ребенка;

5.         трудности обучения;

6.         консультации по результатам групповой диагностики;

            Прежде чем работать с учащимися, педагог-психолог Байыр  Т. К. берет письменные разрешения от родителей, бывают случаи когда родитель отрицает проведение психологической работы с ребенком, но психолог, старается убедить родителя, дать хорошую консультацию о значимости проведения с ребенком диагностической или коррекционно-развивающей работы.

 Традиционными мероприятиями в плане педагога-психолога в школе является следующее:

Так же, педагогом-психологом ведется работа  с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

Задачи:·

  • проводить коррекционную работу с целью создания положительного микроклимата в семье 
  • организовать просветительскую работу среди родителей
  • защищать права подростка, воспитывающегося в семье в социально-опасном положении
  • оказывать помощь в создании условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности подростка.

 Причины постановки семьи на учет, как  находящейся в социально-опасном положении в школе:

  • Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению ребенка
  • Отрицательное влияние на ребенка.

        Ассоциальный образ жизни родителей, употребление алкоголя, наркотических средств, нежелание работать и обеспечивать существование ребенка - основная причина социального неблагополучия в семье. В большинстве это неполные семьи, где воспитанием занимается один родитель. Дети из таких семей не посещают занятия или систематически пропускают уроки, совершают правонарушения.

        Основная задача педагога-психолога в работе с такими семьями: попытаться корректировать семейное воспитание, отношения между родителями и детьми, родителями и гимназией.

            Вывод: Работа педагога-психолога в МБОУ СОШ №17 г. Кызыла  Байыр  Т. К. ведется постоянно. За время работы жалоб от родителей не поступало.

 


Предварительный просмотр: