Консультации для родителей

КОНСУЛЬТАЦИИ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

 

 

 

14906
330026694634_86578_image00042.jpg

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как музыкально развивать и воспитывать ребёнка

Музыкальное воспитание детей – важное звено общей системы воспитания, поскольку музыкальное искусство обращено к духовному миру человека. Педагог своим мастерством может воздействовать на тонкую субстанцию – душу ребёнка, его гуманные чувства: сопереживание, сострадание, сочувствие, которые воспитываются в процессе восприятия эмоционально-образного содержания музыкальных произведений.

Пение – хорошо знакомый детям вид музицирования. Практически каждый ребёнок обладает природными голосовыми и слуховыми данными, которые педагог может с успехом развивать. Большинство детей любит петь, однако не у всех это получается достаточно хорошо. Многие дети не чувствуют разницы между речью и пением, не тянут, а проговаривают звук.

Мы говорим о выразительном, красивом пении, если ребёнок поёт звонким, лёгким, естественным звуком, интонационно правильно. В процессе обучения обе стороны исполнения неразрывно связаны между собой, поэтому главная задача – развивать вокальный слух и слух звуковысотный одновременно.

Решающее значение для развития ладовых звуковысотных и метроритмических музыкально-слуховых представлений детей имеют следующие моменты:

  1. Постепенность и последовательность освоения ладовых интонаций и ритмических мотивов, начиная с наиболее простых;
  2. Постепенное и последовательное расширение диапазона голоса ребёнка;
  3. Опора на интонации музыкального фольклора своего народа;
  4. Использование в обучении двигательной и зрительной наглядности.

Слушание музыки. Современного ребёнка окружает богатый мир звуков, который создают прежде всего телевидение, радио, кино. Он слушает музыку доступную и недоступную его понимания, близкую и интересную по тематике, и музыку, рассчитанную на взрослых. Вот почему весь процесс музыкального воспитания и, в частности слушание музыки должны быть ясно целенаправленными. Достижение основной задачи – воспитание интереса, любви, потребности в общении с искусством – возможно только в том случае, если дети приобретают  необходимые навыки воспитания музыки, что, в свою очередь, невозможно без систематического музыкально-слухового развития ребёнка. Занимаясь музыкой, слушая вокальные и инструментальные музыкальные произведения, ребёнок накапливает свои музыкальные впечатления, обогащает восприятие разнохарактерными интонациями.

Музыкальная импровизация используется для творческого развития ребёнка, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. Импровизационное творчество детей не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух и воображение ребёнка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.

На музыкальных занятиях в ходе слушания музыки, пения и импровизации дети приобретают конкретные навыки восприятия и исполнения музыки; творческие задания во всех видах музыкальной работы с детьми развивают их музыкально- творческие способности, инициативу и самостоятельность. Музыка развивает ребёнка, формирует его способности, влияет на развитие личностных качеств.

Ригина Г.С.



Предварительный просмотр:

Музыка в детстве закладывает жизненные навыки

   Легко разделить с нашими детьми любовь, уважение и интерес к музыке. Более того, музыка формирует жизненные способности ребенка на всю оставшуюся жизнь. Музыкальные упражнения в течение первых лет жизни вашего ребенка укрепляют его самооценку и стимулируют выразительность. Музыкальный ритмы дают толчок развитию моторики. Заучивание мелодий и слов развивает слух и помогает детям улучшить восприятие.          Прослушивание и обучение музыке позитивно влияют на многие аспекты развития и образования ребенка. Уроки игры на фортепиано для дошкольников, например, значительно улучшают способности детей в сборе так называемых «пазлов», картинок из мелких, взаимно дополняемых частей. Игра на фортепиано в дошкольном возрасте влияет на развитие коры головного мозга, органа, отвечающего за мышление, речь, зрение, слух и творчество. Музыкальное образование усиливает общие способности ребенка к обучению и его математические навыки.                                                                                                                                            

   Музыка это несомненный ресурс жизни, роста и образования, который может стать неотъемлемой частью жизненного опыта ребенка.                                                                                                                                                                                              У музыки есть три базовых компонента: звук + ритм + мелодия.

Звук

   Чтобы помочь детям понять музыку, нужно отдельно взглянуть на каждую из ее составляющих. Во-первых, это звук, который производим мы, или который поступает из другого источника. Предлагаем несколько примеров звука: чириканье птиц, свист чайника и стук ложкой по тарелке. Если бы можно было сравнить музыку с живописью, то звук стал бы цветом фона. На нашем теле звук соответствует центральной нервной системе. Приятный звук как бы открывает и расширяет нас. Звук может активизировать или успокоить. Пронзительный резкий звук приводит наши нервы в крайнее раздражение. Как и фон в живописи, звук является первым шагом в создании музыкального произведения. Вот несколько способов экспериментов со звуком для родителей и детей:                                                                                                                                                                                         - Выясните, слушают ли дети звуки вокруг них. Как много разных звуков они могут услышать в кухне или во дворе?                                                                                                                                                   - Поощряйте творческие способности детей в извлечении звуков. Пусть они тренируют свой голос или используют бытовые предметы в качестве музыкальных инструментов. Позвольте им свободно издавать приятные, раздражающие или глупые звуки.                                                                                                                            Целью звука является вовсе не создание «красивой музыки», а рост самовыражения детей. Нужно научить ребенка открыть уши к окружающему миру.

Ритм

   Вторым компонентом музыки считается ритм. Ритм определяет и организует движение звука на протяжении такта. Например, насколько свист чайника долог и равномерен или короток и прерывист? В живописи такт соответствовал бы общему движению или потоку композиции. Когда вы впервые смотрите на произведение искусства, куда устремляются ваши глаза? Легко ли смотреть на картину, или она кажется навязчивой и раздражающей? Это ритм.

   В нашем теле ритм приблизительно относится к пульсу и дыханию. Если музыкальный темп быстр и равномерен, то наше биение сердца и движения тела будут это отражать. Если мы устали, то прослушивание африканского барабана может вернуть наше тело в бодрое состояние. С другой стороны, если двухлетний младенец вышел из-под контроля, медленная ритмичная музыка Баха или Вивальди восстановит внутренний покой и умерит активность малыша.

   Экспериментируйте с ритмом и звуком.

  1. Пусть ваши дети играют в различном темпе: быстром, медленном, равномерном, прерывистом.
  2. Научите детей слушать различные ритмы вокруг них, наподобие капания воды из крана или тиканья часов.
  3. Как разные виды ритма ощущается в их организме? Как их ноги двигаются при различных звуковых темпах?
  4. Попробуйте хлопать в ладоши в соответствии с ритмом стихотворения или топать ногами в ритме любимой музыкальной мелодии.

   Такие упражнения очень нравятся детям и прекрасно развлекают их.                                                                         



Предварительный просмотр:

Избалованность – тревожный синдром, который может добавить много неприятных моментов уже во взрослой жизни ваших детей. Но как разобраться, каковы основные признаки избалованности детей. Рассмотрим самые яркие, лежащие на поверхности, отличительные черты этого синдрома.

1. Основа поведения «я хочу!»

Один из первых и самых очевидных признаков избалованности ребенка, его «визитная карточка». Воспитание в семье было поставлено таким образом, что ребенок – центр «вселенной», центр внимания. Такая ситуация возникает по разным причинам. Может быть, появления ребенка очень долго ждали и теперь с него пылинки сдувают. Может быть, он перенес какую-то серьезную болезнь. Родители готовы для такого ребенка исполнять любую прихоть, чтобы не расстраивать, не травмировать, как они считают, психику ребенка.

Детей нужно любить, с этим никто спорить не будет. Но в этих семьях любовь принимает искаженные формы. Дети проникаются мыслью о своей исключительности и совершенно теряют чувство реальности.

2. Не воспринимается слово «нельзя»

Естественно, если все делается в соответствии с прихотями маленького баловня, слово «нельзя» им абсолютно не воспринимается. Если кто-то пытается ему что-то запрещать, внушить, что есть вещи, которые недопустимы, начинаются истерики.

3. «Спекуляция» на чувствах родственников

Избалованный ребенок быстро учится использовать безграничную любовь родителей и родственников, начинает манипулировать ими. Зная, что у него это получается, он в каждом случае, когда от него что-то требуют, рассчитывает на поощрение, на послабление, на решение проблемы без его участия. Подарки мамы за хорошее поведение, вмешательство папы в решение каких-то школьных проблем, поддержка бабушки в случае невозможности получить желаемое от родителей и т.д.

4. Отсутствие ответственности и самостоятельности

Дети, привыкшие получать все и сразу, растут в полной уверенности, что все в этом мире создано для того, чтобы им жилось без проблем. Таким детям, когда они подрастут, в жизни будет очень сложно. Они совершенно не приучены принимать решения и отвечать за них. Все проблемы всегда за них решали другие. Такие дети, став взрослыми тетями и дядями, способны «сесть на шею» престарелым родителям или другим членам своей будущей семьи.

5. Отвратительное поведение в обществе

Совершенно не считаясь ни с чем и ни с кем, избалованные дети отвратительно ведут себя не только дома, но и вне его. Им совершенно безразлично, удобно это или нет, но если им что-то потребовалось, они будут добиваться этого, не считаясь с окружающими.

Неприглядная вырисовывается из всего перечисленного картина. Но меры принимать нужно и можно. Не крики, шлепки, наказания. А последовательность в требованиях, любовь в разумных пределах, единая система воспитания, которой придерживаются все члены семьи. Отношения, основанные на уважении, понимании и терпении в решении проблемы.



Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

    Особенности  психического  развития  старших  дошкольников  свидетельствуют: в  этом  возрасте  появляется  реальная  возможность  для  обогащения  их  музыкального  и  жизненного  опыта. Согласно  современным  исследованиям, к  семи  годам  у  ребёнка

  • Складывается  полный  комплекс  музыкальных  способностей;
  • Музыкальное  восприятие-мышление  развивается  в  единстве  и  взаимодействии  собственно  интонационного  восприятия, осознания  музыки  и  её  индивидуальной  интерпретации;
  • Более  явно, чем  ранее, проявляется  интерес  к  музыке: дети  не  только  предпочитают  тот  или  иной  вид  музыкальной  деятельности, но  и  избирательно  относятся  к  различным  её  видам;
  • Формируется  оценочное  отношение  к  музыке  и  исполнительской  деятельности;
  • На  основе  опыта  восприятия  музыки  развивается  способность  к  обобщению  несложных  музыкальных  явлений, обогащается  эмоциональная  сфера, активизируется  творческий  потенциал.

    Музыкальную  игру  можно  определить  как  духовно-практическое  действие, направленное  на  удовлетворение  потребности  ребёнка  в  познании  окружающего  мира  и  собственного «Я» на  языке  художественных  образов.

    Музыкальные  игры  старших  дошкольников, сохраняя  преемственность  с  играми  детей  младшего  возраста, имеют  ряд  особенностей, проявляющихся  в  следующих  показателях:

  • Усложнение  задач  и  способов  познавательной  музыкальной  деятельности.
  • Обогащение  содержания  представлений  о  свойствах  и  качествах  чувственно  воспринимаемых  явлений.
  • Изменение  характера  игрового  общения  детей  и  педагога (появление  направленности  на  сверстника  как  на  партнёра  по  игровой  деятельности; более  активное  использование  таких  моделей  взаимодействия  педагога  и  ребёнка, как  взрослый-ведомый, взрослый-консультант, взрослый-наблюдатель).

    Участие  старшего  дошкольника  в  музыкальной  игре  требует  качественного  изменения  мыслительных  процессов, более  высокого  уровня  музыкального  восприятия, активизации  самостоятельных  проявлений, умелого  использования  имеющегося  музыкального  и  жизненного  опыта.



Предварительный просмотр:

 ФОЛЬКЛОРНЫЕ  ПРАЗДНИКИ В ДОУ

Утрата  народом  своего  искусства,

своих  художественных  ценностей –

это  национальная  трагедия  и  угроза

самому  существованию  нации.

М.П.Мусоргский

    Дети  с  большим  интересом  относятся  к  традиционной  культуре  своего  народа, способны  оценить  и  освоить  её  основы – а  это  определяет  их  физическое  и  духовное  здоровье.

    «Традиционная  культура  каждого  народа  уникальна  и  необъятна. Тысячелетиями  складываются  мировоззрение, жизненный  уклад, нормы  поведения, искусство  и  ремесла  народа. Историческое  время  и  повседневная  жизнь  отсеивают  все, что  противоречит  экологическим, климатическим  условиям, складу  национального  характера  и  здравому  смыслу. В  глубинах  народного  бытия  рождались  неписаные  правила, формировались  законы  сохранения  здоровья  народа, продолжения  рода, его  обращенность  в  будущее. Интонационная, пластическая, музыкальная, танцевальная, педагогическая, трудовая  культура  каждого  народа – это  не «музейное», а  живое, творческое  явление, которое  должно  развиваться  поступательно  и  включаться  в  современную  жизнь  подрастающих  поколений. Народная  культура  донесла  до  наших  дней  древние  традиции, которые  не  должны  быть  утеряны  и  стерты  урбанизированной  массовой  культурой. Великая  ценность  народных  традиций, ибо  они  определяют  самобытность, уникальность  социально-исторического  опыта  народа  и  являются  экологически  оптимальными.

    Дети, их  жизнь  и  творчество – это  феномен  в  культуре  каждого  народа, требующий  пристального  внимания, комплексного  изучения, научно-практических  рекомендаций  и  их  внедрения  в  реальную  современную  жизнь  подрастающего  поколения…

    …Познавая, творчески  осваивая  опыт  прошлых  поколений, дети  не  только  изучают  его, но  и  реализуют  полученные  знания  в  повседневной  жизни. Мудрость  народной  культуры  помогает  детям  сохранить  здоровье, укрепить  его, подготовиться  к  будущей  жизни, к  роли  рачительного  хозяина (хозяйки), мужа (жены), отца (матери)…» (Р.П.Зверева)

    Детей  дошкольного  возраста  приобщать  к  народной  культуре  лучше  всего  через  песенно-игровые  традиции, календарно-обрядовые  праздники.

    Встречи  и  проводы  времён  года – новогодние  праздники  с  ёлкой, проводы  русской  зимы, праздник  берёзки, чествование  урожая – содержание  праздников  и  развлечений  в  детском  саду. Многие  обычаи  сегодня  переосмыслены  и  наполнены  новым  содержанием, но  основа  старинных  народных  праздников, их  обрядовость  сохранены.

    Игровая  основа, нетрадиционное  развитие  действия  праздника, развлечения, юмор, шутка, задорная  пляска, широкая  амплитуда  в  настроении  песен  внесут  радость, духовную  красоту, эмоциональную  комфортность  в  жизнь  наших  детей. Они  явятся  ненавязчивой  формой  приобщения  детей  к  народному  творчеству. Любовь  к  народному  искусству, почтение  к  народным  традициям  и  обычаям, в  целом  знание  народной  культуры  дети  понесут  в  семью, духовное  возрождение  которой – залог  возрождения  Отечества.