1.4. Работа с родителями.

Оконова Байрта Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_psihologa_s_roditelyami.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

План работы педагога-психолога

с родителями (законными представителями)

несовершеннолетних детей

по основам детской психологии и педагогики

в МОБУ "Троицкая СОШ им Г.К Жукова"

Пояснительная записка

Цель: повышение грамотности в сфере возрастной психологии и педагогике, формирование нового отношения родителей к воспитанию детей, способное улучшить какое-то качество личности или его свойство, облегчить адаптацию ребёнка к учебному процессу на разных ступенях, если потребуется, смягчить сложные семейные условия.

Задачи:

-познакомить родителей учащихся с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка;

- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей с помощью системы мероприятий просветительского и консультационного характера;

- информировать о психологических особенностях детей разного возраста;

- научить лучше чувствовать и понимать своего ребёнка, дать ему возможность для личностного роста, открыто и честно строить с ним взаимоотношения, показать важность общения в семье;

- дать практические рекомендации родителям по вопросам профилактики школьной дезадаптации, о том, как формировать адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений работы школьного психолога, нацеленного на сохранение психологического здоровья обучающихся. Анализ современной семьи показывает, что многие родители зачастую не в состоянии обеспечить благоприятные психологические условия, которые способствовали бы эффективной социализации ребёнка, что в свою очередь, приводит к обострению разного рода проблем. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической грамотности, недостаточной осознанности, а порой и стихийности воспитательных воздействий. В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с родителями выступает повышение их психолого-педагогической компетентности, под которой понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств, которая позволяла бы достигать максимально качественных результатов в воспитании и развитии ребёнка.

Формы взаимодействия с родителями:

- встречи,

- анкетирование,

- консультации,

- беседы,

- лектории,

- дискуссии,

- практикумы,

- тематические психологические консультации и др.

Этапы психологического сопровождения родителей (консультирования)

1. Подготовительный (диагностический). На данном этапе осуществляется непосредственно диагностика родителей на выявление особенностей семейного воспитания. Такая работа особенно актуальна при работе с родителями трудных подростков. Используются следующие диагностические методики:

- Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках? На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку?

- Анализ семейного воспитания и причин его нарушения в семьях, где есть подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении («Анализ семейных взаимоотношений» АСВ, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис).

- Выявление родительского отношения к детям («Опросник родительского отношения» А.Я.Варга, В.В.Столин).

- Определение стиля семейного воспитания (С.С.Степанов «Стратегия семейного воспитания».

2. Основной этап. Взаимодействие с родителями проходит по результатам психологической диагностики (групповые и индивидуальные консультации). Задача индивидуального консультирования по частным проблемам – улучшение детско-родительских отношений путём оказания родителям помощи в определённой стратегии воспитания, которая должна учитывать индивидуально-психологические особенности ребёнка. Групповое консультирование по частным проблемам заключается в активном обсуждении общих для членов группы конфликтных ситуаций, возникающих при общении с детьми. Психолого-педагогический лекторий нацелен также на улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями основных особенностей развития ребёнка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений.

3. Заключительный этап. Осуществляется обратная связь с родителями в форме анкетирования, на основании чего делается вывод о наиболее результативных и интересных для родителей видах деятельности по формированию психолого-педагогической компетентности.

Тематика бесед с родителями зависит от тех проблем, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания детей на разных возрастных этапах.

1. Психологические характеристики младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования, развитие познавательной сферы.

2. Формирование личности подростков. Возрастные особенности общения и причины конфликтов. Учебная деятельность школьников подростков и особенности развития познавательных процессов.

3. Проблема профессионального самоопределения в ранней юности. Особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов старшеклассников.

4. Мотивы учения на разных возрастных этапах. Примечание: работа с родителями первоклассников и пятиклассников строится в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения учащихся в адаптационный период.

1 класс

- Ребёнок идёт в первый класс.

- Здоровье ребёнка перед школой.

- Трудности первоклассника.

- Как научить младшего школьника общаться с другими и принимать критику.

2 класс

- Как помочь ребёнку в приготовлении уроков.

- Важность общения.

- Цена слова.

3 класс

- Воспитание дисциплины.

- Поощрение и наказание.

- Ребёнок и деньги: за и против.

4 класс

- Переход ученика в среднюю школу.

- В какой семье я расту?

5 класс

- Психологические особенности периода адаптации. Формы родительской помощи и поддержки.

- Психолого-педагогический статус пятиклассника.

- Мотивы плохого поведения.

6 класс

- Влияние телевидения на психику ребёнка.

- Дети и компьютер.

- Близкие человеку люди.

7 класс

- Агрессия. Её причины и последствия.

- Как научить ребёнка заботиться о собственной безопасности.

8 класс

- Типичные конфликтные ситуации с ребёнком и пути их преодоления.

- Жизненные цели подростков.

- Проблемы ранней преступности.

9 класс

- Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.

- Профессиональное самоопределение подростков.

10 класс

- Детско-родительские отношения.

- Толерантность – часть нравственной культуры человека.

11 класс

- Ваш ребёнок – выпускник.

- Профилактика стресса в период подготовки к экзаменам.

В работе с родителями используются групповые и индивидуальные формы и методы работы. Самая универсальная форма при проведении родительского всеобуча – это классные родительские собрания.

Примерная, наиболее актуальная тематика для организации родительского всеобуча в школе:

I. Приоритет семьи в воспитании ребенка

1. Семья и ее роль в воспитании детей

• Воспитательный потенциал семьи.

• Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.

• Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях.

• Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.

• Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.

• Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.

• Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.

• Диалог в семейном общении.

• Принципы творческой педагогики в семье.

2. Уклад жизни в семье

• Современная семья: возможности; и проблемы ее уклада.

• Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.

• Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.

• Место традиций в современном семейном укладе.

• Этика и эстетика семейного быта.

• Возможности воспитания трудом в современной семье.

• Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.

• Искусство создания детского праздника.

• Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.

• О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.

• Традиция семейного чтения.

II. Семья и школа — партнеры в воспитании ребенка

• Школа как открытая социально-педагогическая система.

• Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).

• Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).

• Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.

• Модель работы социального педагога с семьей.

• Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.

III. Здоровый ребенок — здоровое общество

• Понятия физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.

• Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.

• Влияние на здоровье; ребенка негативной теле- и видеоинформации.

• Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.

• Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

• Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.

IV .Особенности детской и подростковой психологии

• Что такое личность? Иерархическое строение личности.

• Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.

• О развитии самосознания у детей и подростков.

• Нравственные чувства человека и особенности их формирования.

• Психология потребностей: разумные потребности и псевдо потребности.

• Нравственный облик и поведение человека.

• Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.

• Педагогическая запущенность подростка, ее причины.

• Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

V. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей

• Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.

• Правовая и экономическая защита личности ребенка.

• Проблема воспитания правовой культуры у детей.